УДК 37
Дата направления в редакцию: 21-08-2020 Дата рецензирования: 12-09-2020 Дата публикации: 20-09-2020
Костин Иван Александрович
Студент Финансового университета при Правительстве РФ, E-mail: [email protected]
Понявина Мария Борисовна
Научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент департамента политологии, Финансовый университет при Правительстве РФ, E-mail: [email protected]
Kostin Ivan Alexandrovich
Student of Financial University
under the Government of the Russian Federation
E-mail: [email protected]
Ponyavina Maria Borisovna
Scientific supervisor, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department ofpolitical science, Financial University under the Government of the Russian Federation, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
FEATURES AND PROBLEMS OF THE EDUCATIONAL SPHERE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация (нарус). В статье указаны основные проблемы российского образования, приведены статистические данные, на основании которых предлагаются нововведения в образовательную сферу Российской Федерации.
Abstract (in Eng). The article identifies the main problems of Russian education, provides statistical data on the basis of which innovations in the educational sphere of the Russian Federation are proposed.
Ключевые слова: образовательная сфера, практико-ориентированность, ВУЗ, школьное образование, ЕГЭ, частные школы, репетиторы.
Keywords: educational sphere, practice-oriented approach, university, school education, USE, private schools, tutors.
«Уничтожение любой нации не требует использования атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимися», — данное изречение написано над входом в один из университетов Южной Африки.[1] Безусловно, образовательная сфера является одной из самых важных. Ее смысл заключается не столько в воспитании гениев, сколько в обеспечении стабильного благополучного процветания государства в будущем. Любое развитое или развивающееся государство, ставящее своей целью в долгосрочной перспективе лидерство на международной политической или экономической арене, нуждается в хорошо подготовленных, высококвалифицированных, креативных и, что немаловажно, молодых кадрах, которые, в свою очередь, должны стремиться менять мир в лучшую сторону. Советская система образования потерпела крах в борьбе с западными подходами. Данная реформа оценивается
совершенно неоднозначно. С одной стороны, Россия лишилась той системы, при которой человек становился максимально разносторонне развитым, что гарантировало в некоторой степени ему успех практически в любой профессиональной деятельности; а с другой стороны, произошло воссоединение системы образования российской и европейской, что должно обеспечить хорошее взаимодействие в будущем между странами и нациями в том числе. Здесь огромную роль играют программы по обмену студентами и возможность поступить на бакалавриат в России и закончить магистратуру в Европе, например. Но все-таки, как и все новое, система российского образования неидеальна. К основным проблемам можно отнести следующие моменты.
Во-первых, образование в России страдает проблемой нехватки финансовых вложений. За 2019 год доля денежных отчислений в образовательный сектор в РФ составил всего 3,2% от ВВП страны,[9] что несоизмеримо мало по сравнению с другими странами. На-
пример, по данным за 2015 доля ВВП в образовании в Норвегии была на уровне 10,12%, в Швеции — 7,84%, во Франции — 5,59%, в Германии — 5,53%.[2] Исходя из вышеперечисленных данных, можно сделать вывод, что доля инвестиций в образование в Российской Федерации действительно мала и требует новых наработок, позволивших увеличить приток средств в данную отрасль. Объем финансовых поступлений прямым образом отражается на качестве подхода к обучаемому процессу: ремонт зданий, наличие технического оборудования, оборудования для кабинетов физики, химии, биологии. Самое главное: страдают зарплаты учителей. Согласно статистике, средняя зарплата учителей в России составила менее 31 тыс. рублей по итогам II квартала 2020 года, данные были получены специалистами аналитического центра «Ави-то Работа»,[5] что сильно меньше среднего уровня заработной платы по стране, равного 51,1 тыс. р.[7] Такой уровень зачастую отталкивает молодых образованных и талантливых людей, которые скорее сделают выбор в сторону предоставления частных образовательных услуг. Популяризация же образовательных услуг достаточно опасное явление, так как пропадает четкий контроль за системой обучения, а значит пропадает ответственность частных учителей или учреждений за качество и состав преподаваемого материала.
Второй важнейшей проблемой российского образования является больший уклон в сторону теоретических знаний, нежели практических, что в современном быстроразвива-ющемся мире уже неактуально. Множество студентов испытывают некоторый страх при переходе с этапа обучения на непосредственно работу. Практико-ориентированное знание складывается в соответствии с социальной практикой, оформленными как запросы экономической сферы в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля специализации. В советское время государство делало заказ на определенных специалистов, которых соответственно и обучали нужной профессии с точки зрения практико-ориен-тированности. В 1990-ых годах произошел разрыв между системой образования и экономической сферой. К сегодняшнему моменту в топовых ВУЗах страны происходит некоторое
улучшение ситуации: заключаются «традиционные» договора на прохождение практики, создаются практико-ориентированные клубы, ставящие главной целью поиск возможностей по применению теоретических знаний на практике. Но есть также и определенные недочеты. Например, неидеальной является система лекция-семинар. Сейчас можно огромный объем информации получить из интернета: статьи, монографии, учебники —все это есть в открытом доступе. Поэтому некоторые ученики начинают уделять меньше времени именно лекциям из-за их скучного формата. На лекциях в любом случае должен присутствовать диалог между преподавателем и студентами, обмен мнениями. Среди студентов также популярны лекции, затрагивающие наиболее проблемные вопросы, лекции-провокации, лекции-конференции и т. д. Кроме того, преподаватель может специально делать некоторые ошибки в своих слайдах, подогревая интерес аудитории к материалу. На уровне школьного образования (средних общеобразовательных школ) все намного хуже. Безусловно, в школах нет необходимости применять знания на практике, здесь ученики должны обзавестись навыками работы в команде и умением находить и анализировать информацию. Весь учебный процесс сводится к составлению конспектов и пересказыванию параграфа, и только в некоторых школах, а именно лицеях и гимназиях дети учатся черпать информацию из различных источников одновременно и на основе этого составлять свой рассказ о какой-то теме, может быть, даже защищая свою точку зрения в дебатах. Образование в школах должно быть разносторонним, активным и пестрым, под стать современной жизни.
Третья не менее важная и острая проблема — отсутствие четкой взаимосвязи между различными уровнями образования. Это проблема особо остро ощущается выпускниками школ, которые собираются поступать в ВУЗ. Возникает вопрос в самом предмете проведения экзамена в существующей на данный момент форме. Есть мнения, что лучше отказаться от ЕГЭ и вернуться к советскому опыту проверки знаний у выпускников школ. Так ЕГЭ становится предметом коррупции в департаментах, покупаются ответы, велика роль
случайной технической ошибки как компьютера, так и студента, который решил все верно, но забыл поставить запятую.[3] Однако, несмотря ни на что, ЕГЭ является достаточно эффективным способом проверки знаний всех учеников одновременно. Ведь какие еще есть альтернативы? Американская система, в которой выпускной экзамен становится просто элементом портфолио, а в ВУЗы поступают на основании внутренних экзаменов, направленных на проверку гибкости интеллекта ученика. В итоге ученики вынуждены готовиться иногда к нескольким совершенно разным университетским экзаменам одновременно с единым школьным. Во Франции существует достаточно высокий порог на едином государственном экзамене, но, пройдя его, все студенты могут рассчитывать на бесплатное образование в ВУЗе. Стоит сказать, что уровень образования во Франции одинаков как в столице, так и других отдаленных городах. В Китае действует подобная нашей система проверки знаний у выпускников и ранжирования их в списках абитуриентов, подавших заявление в ВУЗы. Но китайская система отличается излишней суровостью: за списывание выпускника могут привлечь к уголовной ответственности, а провал экзамена уже практически ставит крест на всем будущем. Но, несмотря на это, России стоило бы посмотреть на своего восточного партнера. ЕГЭ имеет свои недостатки, но встречаются они в единичных случаях, к примеру, человек, допустивший техническую ошибку из-за волнения, в первую очередь должен работать над собой, если хочет поступить в престижный ВУЗ, а уже потом винить неидеальную систему. ЕГЭ является чуть ли ни единственной возможностью проверить знания максимально объективно. Все решают задания одинакового уровня сложности и получают одинаковое количество баллов за каждое задание. Роль субъективности проверяющего, как во время творческих испытаний в Америке, сведена практически к нулю. Остается бороться со списыванием и коррупцией. Введение интеллектуальных систем слежения, создание отдела кураторов, заглушки в пунктах проведения ЕГЭ должны помогать исправлять ситуацию, но еще одной проблемой становятся сами учителя, которые не чувствуют на своих
плечах уровень ответственности, возложенный на них. Они часто помогают ученикам, закрывая глаза на откровенные попытки списать. А значит, нужно усиливать контроль за каждым отдельным пунктом проведения экзамена, чтобы минимизировать возможность выпускника получить больше баллов обманным путем. Учителя, следящие за порядком проведения ЕГЭ, должны ощущать тот груз ответственности, который на них ложится, а штрафы до 40 тысяч рублей должны быть не просто прописаны в законе.
Четвертая проблема, вытекающая из прошлой, — вопрос подготовки к ЕГЭ. Как правило, для успешной сдачи экзамена родители нанимают своим детям репетиторов. К началу 2018 года дополнительные занятия с репетиторами или специализированные курсы посещали почти две трети (64,7 процента) школьников, как показало исследование Российской академии народного хозяйства и государственной службы.[4] Это значит, что в школе, действительно, не дается тот уровень знаний, позволяющий сдать ЕГЭ на максимальный балл. Институт репетиторства разрастается в слишком больших масштабах. Выпускники вынуждены тратить много времени, работая на аттестат, и дополнительно заниматься с репетиторами, чтобы подготовиться к ЕГЭ. У школьников, стремящихся получить высокие баллы, нет времени на занятие спортом, на нормальный отдых, к тому же репетитор не отвечает за успех своего ученика на экзамене. Но что, если создать систему подготовки к ЕГЭ еще в школе. Многие предметы заканчивают свою программу в девятом классе, а в старшей школе уже повторяют прошлый материал с некоторыми дополнениями. Создав трехстороннее взаимодействие между ВУЗами, школами и Правительством, необходимо было бы разработать единые обязательные сборники тестов и задач под каждый предмет в соответствии с ЕГЭ. Таким образом выпускники готовились бы прямо на уроках в течение двух лет (10-11 класс). Это вернуло вы школьникам свободное время и дало больше уверенности, так как подготовка велась бы в обязательном порядке уже два года. Но в таком случае без работы может остаться множество учителей, живущих за счет репетиторской деятельности. В такой ситуации
следовало бы возродить институт частного школьного образования в России. По данным министерства просвещения, в России сейчас работает около 850 частных школ. Это всего лишь два процента от общего числа.[8] При этом агентство «Бизнес?Маркетинг!» провело исследование, направленное на изучение пожеланий родителей по поводу условий обучения их детей. Использовался телефонный метод, а в опросе преимущественно участвовали работники крупных фирм, например, «Газпрома», «Ингосстрах» и др. Из 1288 человек 256 (20%) выразили готовность платить за школьное образование своего ребенка. [6] Это значит, что спрос на данную услугу есть, пусть и небольшой. Количество платных школ можно поднять до уровня 10% от общего числа. А многие более амбициозные и, как принято говорить, сильные преподаватели смогут реализовывать свои профессиональные амбиции за более высокий уровень заработной платы. Помимо прочего, многие частные школы специализируются на отдельном профиле: гуманитарные предметы, физико-математические, языковая специализация. Такие меры способствуют воспитанию высококвалифицированных кадров, которые будут настоящими профессионалами в своей области. Государство же в свою очередь получит не только хорошие кадры в перспективе, но и дополнительный доход сейчас, так как официальные частные школы уже не смогут уклоняться от налогов, как это делают репетиторы. К тому же частные школы будут об-
ладать тем же уровнем ответственности, что и государственные, дополнительно имея материальный стимул работать лучше и эффективнее.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что российское образование находится сейчас на удовлетворительных позициях по сравнению со всем миром. Так по оценке за 2019 год Россия находиться на 33 месте по уровню образования.[10] При этом Российская Федерация обладает огромным потенциалом и уже сейчас активно развивает институт образования, старается соответствовать всем тенденциям современного онлайн образования. Осознавая важность уровня грамотности населения, Российская Федерация старается сделать школьное образование более продуктивным, постоянно выпуская новые учебники, старается оформить переход от школ к ВУЗам в честных и объективных условиях, где умные и талантливые получат более высокое положение в обществе. Активно государство увеличивает количество бюджетных мест, особенно на новые актуальные специальности, связанные с информационными технологией, защитой данных и т. д. Проводится огромное множество олимпиад и конкурсов, даются гранты на реализацию самых амбициозных проектов. Таким образом, сохраняя сегодняшние векторы развития в области образования и проведя несколько реформ, Россия способна поспорить за позиции в первой десятке по уровню образования в мире.
Библиография
1. Васильцова, Е. В. Реформы образования после распада СССР: плюсы и минусы / Е. В. Васильцо-ва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 31 (269). - С. 126-128. - URL: https:// moluch.ru/archive/269/61865/ (дата обращения: 22.12.2020).
2. Countrues.World: Государственные расходы на образование: Общие государственные расходы на образование в странах мира. - URL: https://ru.countries.worЫ/world/Государственные_расходы_на_обра-зование,_всего-96_536_2015_d.html (дата обращения: 22.12.2020).
3. Letidor: Почему от ЕГЭ необходимо отказаться: мнение педагогов. - URL: https://letidor.ru/obrazovanie/ pochemu-ot-ege-neobhodimo-otkazatsya-mnenie-pedagogov.htm?fun (дата обращения: 22.12.2020).
4. Вести образования: Две трети школьников в России пользуются услугами репетиторов. - URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/3/10/analitycs/11928-dve_treti_shkolnikov_v_rossii_polzuyutsya_uslugami_ repetitorov (дата обращения: 22.12.20202).
5. Известия: Названа средняя зарплата учителей в России. - URL: https://iz.ru/1048907/2020-08-17/ nazvana-sredniaia-zarplata-uchitelei-v-rossii (дата обращения: 22.12.2020).
6. Интернет-проект «Корпоративный менеджмент»: Особенности спроса на услуги частных школ. -URL: https://www.cfin.ru/press/practical/2000-07/05.shtml (дата обращения 22.12.2020).
7. Российская газета: Доходные места. Росстат зафиксировал рост средних зарплат. - URL: https://
rg.ru/2020/08/20/rosstat-zafiksiroval-rost-srednih-zarplat.html (дата обращение: 22.12.2020).
8. Российская газета: Пятерки за деньги. - URL: https://rg.ru/2019/04/09/v-rossii-rastet-zapros-na-chastnye-shkoly-gimnazii-licei.html (дата обращения: 22.12.2020).
9. Росстат: О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2019 год. -Таблица: Структура валового внутреннего продукта по отраслям экономики. - строка 16. - URL: https:// rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/61.htm (дата обращения 22.12.2020).
10. Центр гуманитарных технологий: Рейтинг стран мира по индексу уровня образования. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index (дата обращения: 22.12.2020).
References (transliterated)
1. Vasil'cova, E. V. Reformy obrazovaniya posle raspada SSSR: plyusy i minusy / E. V. Vasil'cova. - Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. - 2019. - № 31 (269). - S. 126-128. - URL: https://moluch.ru/ archive/269/61865/ (data obrashcheniya: 22.12.2020).
2. Countrues.World: Gosudarstvennye raskhody na obrazovanie: Obshchie gosudarstvennye raskhody na obrazovanie v stranah mira. - URL: https://ru.countries.world/world/Gosudarstvennye_raskhody_na_ obrazovanie,_vsego-96_536_2015_d.html (data obrashcheniya: 22.12.2020).
3. Letidor: Pochemu ot EGE neobhodimo otkazat'sya: mnenie pedagogov. - URL: https://letidor.ru/ obrazovanie/pochemu-ot-ege-neobhodimo-otkazatsya-mnenie-pedagogov.htm?full (data obrashcheniya: 22.12.2020).
4. Vesti obrazovaniya: Dve treti shkol'nikov v Rossii pol'zuyutsya uslugami repetitorov. - URL: https:// vogazeta.ru/articles/2020/3/10/analitycs/11928-dve_treti_shkolnikov_v_rossii_polzuyutsya_uslugami_ repetitorov (data obrashcheniya: 22.12.20202).
5. Izvestiya: Nazvana srednyaya zarplata uchitelej v Rossii. - URL: https://iz.ru/1048907/2020-08-17/ nazvana-sredniaia-zarplata-uchitelei-v-rossii (data obrashcheniya: 22.12.2020).
6. Internet-proekt «Korporativnyj menedzhment»: Osobennosti sprosa na uslugi chastnyh shkol. - URL: https://www.cfin.ru/press/practical/2000-07/05.shtml (data obrashcheniya 22.12.2020).
7. Rossijskaya gazeta: Dohodnye mesta. Rosstat zafiksiroval rost srednih zarplat. - URL: https:// rg.ru/2020/08/20/rosstat-zafiksiroval-rost-srednih-zarplat.html (data obrashchenie: 22.12.2020).
8. Rossijskaya gazeta: Pyaterki za den'gi. - URL: https://rg.ru/2019/04/09/v-rossii-rastet-zapros-na-chastnye-shkoly-gimnazii-licei.html (data obrashcheniya: 22.12.2020).
9. Rosstat: O proizvodstve i ispol'zovanii valovogo vnutrennego produkta (VVP) za 2019 god. - Tablica: Struktura valovogo vnutrennego produkta po otraslyam ekonomiki. - stroka 16. - URL: https://rosstat.gov.ru/ bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/61.htm (data obrashcheniya 22.12.2020).
10. Centr gumanitarnyh tekhnologij: Rejting stran mira po indeksu urovnya obrazovaniya. - URL: https:// gtmarket.ru/ratings/education-index (data obrashcheniya: 22.12.2020).
© II.А. Костин, 2020
Ссылка на статью: Костин И.А. - Особенности и проблемы образовательной сферы Российской Федерации // Вести научных достижений. - 2020. - №9. - С. 22-26. DOI: 10.36616/2618-7612-2020-9-22-26 URL: https://www.vestind.m/joumals/vestind/releases/2020-8/artides?View&page=22