Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / TAXES / TAX SYSTEM / TAX LEGISLATION / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токаева М.Э.

В статье рассматриваются проблемы современной налоговой системы Российской Федерации и направления ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE CURRENT TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO IMPROVE IT

The article deals with the problems of the modern tax system of the Russian Federation and the directions for its improvement.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 336.2

Токаева М.Э. студент

факультет «Международные отношения» ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет

имени Коста Левановича Хетагурова»

Россия, Владикавказ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы современной налоговой системы Российской Федерации и направления ее совершенствования.

Ключевые слова. Налоги, налоговая система, налоговое законодательство, Российская Федерация.

Tokaeva M.E.

Faculty of International affairs North Ossetian State University named after Kosta Levanovich

Khetagurov Russia, Vladikavkaz PROBLEMS OF THE CURRENT TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO IMPROVE IT

Annotation. The article deals with the problems of the modern tax system of the Russian Federation and the directions for its improvement.

Keywords. Taxes, tax system, tax legislation, Russian Federation.

Налоговая система России имеет еще незначительный опыт функционирования и за все 28 лет неоднократно перестраивалась, дополнялась, изменялась. Наибольшее количество вносимых изменений, качественно меняющих систему налогообложения, приходится на первое десятилетие с момента ее создания.

С начала 2000-х годов сформировалась основа ныне действующей налоговой системы, включающей 14 налогов и сборов, 8 из которых имеет федеральное подчинение, 3 - региональное и 3 - местное. Однако, в силу сохраняющихся проблем, преобразования системы налогообложения еще не окончены.

Так, в 2010 году единый социальный налог был выведен из состава налогов и сборов, получив прежний статус отчислений во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования).

В 2012 году были упразднены стандартные налоговые вычеты при исчислении НДФЛ по минимальному необлагаемому доходу граждан, что усилило действие данного налога, технически расширив налогооблагаемую базу.

В 2015 году был введен торговый сбор, ставший третьим налогом местного уровня. В 2016 г. была введена в НК патентная система налогообложения для субъектов малого бизнеса. В 2018 году введен налог на самозанятость в отношении граждан, не состоящих на налоговом учете и осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе и через сеть Интернет.[33,34]

В 2019 году увеличена ставка НДС до 20%, а также внесен ряд изменений в налоговое законодательство, ужесточающих условия налогообложения.

Отметим, что в настоящее время еще сохранились отдельные проблемы, не решенные за весь период действия налоговой системы России, к которым с течением времени добавляются новые.

К числу основных проблем современной системы налогообложения следует отнести:

1. Высокая доля косвенного налогообложения по отношению к прямому.

2. Налоговая система сохраняется достаточно громоздкой, неэкономичной и непродуктивной и в основном преследующая фискальные интересы государства.

3. Нейтральность налогообложения, выражающаяся в отсутствии стимулирующего эффекта. Налоговая система не отражает инновационные и инвестиционные потребности государства.

4. По-прежнему сохраняется нестабильность налогового законодательства, что ухудшает положение налогоплательщиков, создает невнятность по применению той или иной налоговой модели ведения бизнеса.

5. Регрессивный характер подоходного налогообложения. Отметим, что законодательно установлена ставка НДФЛ в размере 13% на основную часть доходов населения, что свидетельствует о пропорциональности налогообложения. При отсутствии минимального необлагаемого дохода (что есть практически во всех странах, применяющих систему подоходного налогообложения граждан) данный механизм на практике демонстрирует определенную регрессию, которая проявляется в том, чем выше доход - тем ниже налоговое бремя. К примеру, основная часть налогоплательщиков, доходы которых облагаются по ставке 13% имеют среднемесячные доходы около 30 тыс.руб. и платят около 4 тыс. руб. налог. Реальные доходы их в результате сокращаются на 20%. Граждане, получающие от 200 тыс.руб. и выше, платят по такой же ставкой, однако оставшийся в их распоряжении доход в разы превышает средневзвешенные доходы основной массы населения.

6. Не совершенным остаются механизм налогово-бюджетного

распределения.

Проблем сохраняется настолько много, что в рамках данного исследования изучить и охарактеризовать каждую не представляется возможным.

Пути преодоления указанных проблем и направления совершенствования налоговой системы РФ на перспективу нам видятся следующими:

1. Ранжированная система подоходного налогообложения. Назрела необходимость внедрения прогрессивной шкалы по налогообложению доходов граждан, что будет наиболее справедливо в складывающихся условиях высокого уровня дифференциации доходов граждан.

2. Ранжированная система налогообложения прибыль организаций. Действующая ставка 20% распространяется на все виды предпринимательской деятельности, не учитывая условия, особенности и характер извлечения доходов.

3. Снижение налогового давления со стороны косвенного налогообложения. Ведь косвенные налоги перекладываются на плечи конечных потребителей, что оказывает негативное воздействие на уровень их доходов, потребления и накопления.

4. Введение необлагаемого минимума, как для граждан, так и для организаций.

5. Разработать механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности.

Таким образом, реформирование налоговой системы РФ по ключевым направлениям хоть и завершено, нерешенные и вновь возникающие проблемы не позволяют пока считать законченным этот процесс.

Использованные источники:

1. Налоговый кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).

2. Майбуров И, Иванов Ю. Налоговый менеджмент. Продвинутый курс. Учебник. Юнити-Дана. 2016.

3. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юраит, 2016. — 336 с.

4. Токаева С.К., Агузарова Ф.С. Налоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ // ИП Цопанова. 2018. 203 с.

5. Токаева С.К. Хударова Э.И. Особенности формирования налоговых доходов местных бюджетов РФ на современном этапе. Ж-л «Экономика и предпринимательство», ISSN - 1999-2300, ,№4-2 (81-2), 2017. Москва, С. 276-279.

6. http // www. nalog. ru

А

Ä

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.