Научная статья на тему 'Проблемы современной башкирской литературы'

Проблемы современной башкирской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1129
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная башкирская литература / роман А. Хакимова / Н. Мусина / Р. Баимова / жанровое своеобразие

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алибаев З. А.

В современной башкирской литературе появились произведения, посвященные «белым пятнам» истории народа. Это драматические произведения М. Бурангулова, поэтическое наследие Абуса, работы З. Валиди, А. Инана, М. Муртазина, произведения Р. Гарипова, Р. Баимова, А. Хакимова. Целью данного исследования является выявление общелитературных проблем в этих произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы современной башкирской литературы»

УДК 821.512.141.09

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

© З. А. Алибаев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел. +7 (347) 273 66 43.

E-mail: [email protected]

В современной башкирской литературе появились произведения, посвященные «белым пятнам» истории народа. Это драматические произведения М. Бурангулова, поэтическое наследие Абуса, работы З. Валиди, А. Инана, М. Муртазина, произведения Р. Гарипова, Р. Баимова,

А. Хакимова. Целью данного исследования является выявление общелитературных проблем в этих произведениях.

Ключевые слова: современная башкирская литература, роман А. Хакимова, Н. Мусина, Р. Баимова, жанровое своеобразие.

Мир вступил в новое тысячелетие. Еще несколько лет назад многие процессы в башкирской литературе находились в стадии становления, оформления, их трудно было оценить, систематизировать. Сейчас уже можно выйти «из потока» и попытаться взглянуть на литературу конца XX века «со стороны», попробовать объяснить явления «завершенной незавершенности». «Завершенной» - так как к концу XX века действительно ряд тенденций оформился в самостоятельные художественные явления; «незавершенности» - потому что развитие литературы - процесс, не имеющий финала.

Проблема романа неотделима от судьбы всей литературы. Анализ уже первых башкирских романов показал, с одной стороны, активное их взаимодействие с эпическими формами, системой жанров литературы в целом. С другой стороны, история романа - это та призма, скозь которую отражается огромный исторический опыт эпохи преобразования, духовно-нравственного обновления, а также переустройства жизни народа. В этом и проявляется новаторство романа - эпической основой выступает естественный, обусловленный новой действительностью синтез личного и общенародного, включенность отдельной судьбы в историческое деяние, в общественно - созидательный процесс. Наиболее важными в этих условиях становятся вопросы историзма в изображении «движущейся панорамы народной жизни», на аванцену выходят проблема героя, отношений человека и мира.

До середины 1980-х годов понятие «современный литературный процесс» было идентично понятию «современная литература». В современный литературный процесс включались те произведения, которые были написаны и опубликованы в течение 10-15 последних лет. С началом перестройки произошли изменения в соотношении этих понятий. Вхождение в литературное сознание произведений, которые прежде по разным причинам не стали фактом актуатьной культуры, привело к тому, что «возвращенная» проза, не представляя современного среза литературы, тем не менее, вошла в современный литературный процесс, оказав значительное влияние и на восприятие литературы, и на ее эстети-

ку и поэтику, и на уровень читательских притязаний. Это драматические произведения М. Бурангулова, Абуса (С. Суфиянова), работы 3. Валиди, А. Инана, М. Муртазина, некоторые переводы мировой классики и поэма «Т абыныу» Р. Г арипова.

Существенной оказалась не дата написания, а время вхождения в культурную сферу. До сих пор в широком читательском восприятии многие произведения литературы относятся к концу XX века, хотя они были созданы в разные предшествующие годы. Именно влияние входящей литературы и обусловило размежевание понятий «современная литература» и «современный литературный процесс».

Новая атмосфера 1990-х годов повлекла за собой переориентацию литературы. Закончилось время публикаций запретных прежде произведений. Литературный процесс после распада СССР (1991 г.) приобрел иные очертания, чем в предшествующее пятилетие. Современное его состояние определяется только современными произведениями. Те многочисленные произведения «возвращенной» литературы, которые в 1985-1990 годах существенно влияли на умы граждан, в 1991-2005 годах заняли соответствующее место в истории башкирской литературы согласно времени их создания, сделавшись элементами духовно-исторического культурного процесса. Структура литературной реальности последнего десятилетия XX века стала простой и ясной: вновь, как это и должно быть, понятие «современный литературный процесс» и «современная литература» совпали.

Начало преобразований в СССР, названных перестройкой, реформы, проводившиеся в политике страны, отмена цензуры не могли не сказаться на литературной жизни. Сначала, как бы пробуя, насколько ослаблены идеологические зажимы, литературно-художественный журнал «Агидель» опубликовал написанную еще в 1960-е годы поэму «Покаяние» Р. Гарипова, романы А. Хакимова, М. Хайдарова, Р. Баимова, созданные в 70-е годы.

Произведения, долгие годы бывшие недоступными, стали возвращаться с триумфом, причем эстетические качества их почти не учитывались. Достаточно было того, что возвращаемая литература была знаком интеллектуального сопротивления, заполня-

ІЖК 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №3(1)

1027

ла вакуум исторической памяти, заставляла пересмотреть нравственные и мировоззренческие основы нашей жизни. Введение этих книг в культурный обиход расширяло границы свободы слова.

Литературная ситуация периода перестройки существенно отличается от той, которая наступила после распада СССР. После 1991 года происходит дифференциация прозы. Она разделилась не на два идеологически противопоставленных потока, как это было раньше, а на множество стилевых ручейков, жанровых образований, часть которых существует вне идеологии как феномен эстетический, как, прежде всего, словесное творчество.

В условиях социокультурной энтропии, когда прежние ценностные регуляторы социальной жизни уже исчезли, а новые еще не сложились или не начали полноценно действовать, когда резко понизился уровень социальной интегрированности и значение коллективных интересов, литература не могла существовать как монологичная система. Конец 1980-х -начало 1990-х годов в развитии башкирской литературы можно охарактеризовать как период культурного промежутка, в котором в новой ситуации осуществлялось функционирование и диалог самых разных (традиционных и только формирующихся) феноменов, отражающих как этико-эстетические установки, выработанные предшествующим временем, так и рождение новых. При этом происходила системная трансформация, в прозе ярче всего выраженная стилевой динамикой. В произведениях А. Хакимова, Н. Мусина, Р. Баимова, А. Аминева особенно ярко отражаются новые стилевые направления.

Историко-документальный роман «Поэт сокола» Р. Баимова - это многоплановое произведение, оно воспроизводит образ Заки Валиди Тагана - лидера башкирского национально-освободительного движения в первой четверти XX века, ставшего в эмиграции ученым с мировым именем.

Писателю удалось показать многогранную деятельность Валиди и как политического борца, и как государственного деятеля, и как блестящего ученого.

«Полет сокола» многоплановый в композиционном отношении, сложный роман продолжает традицию восточных дастанов и «ящичной» композицией, и обрамленным сюжетом. Произведение состоит из двух частей («Заря надежды», «Окружение») и четырнадцати глав («ящиков», «гнезд»). Эти части и главы «обрамляются» прологом, когда к родителям маленького Заки Валиди приехали гости из Тунгаурского рода Хажимухамет с беременной женой. Здесь же, по обычаю древних предков, они договорились, что, если родится дочь у жены Хажиму-хамета, то они породнятся. Так и случается. У тунга-урцев рождается дочь Нафиса, и они с родителями маленького Заки исполняют обряд предварительного сватовства - пьют бата. Завершает «обрамление» эпилог - дом Хажимухамета в Абзелиле после всех происшедших событий, родители Нафисы, полные тревог, сомнений, надежд и ожиданий.

Между этими двумя событиями - прологом и эпилогом - лежит целая эпоха, хотя временные рамки сюжета романа и ограничиваются примерно 1917-1920 годами. Первые главы романа переносят нас ко временам великих и трагических событий начала XX столетия: временам смуты, революционным переворотам, национально-освободительному движению. В центре произведения - главный герой Ахметзаки Валиди, основатель Республики Башкортостан, впоследствии всемирно известный тюрколог, профессор Боннского, Геттингенского, Стамбульского университетов, почетный доктор многих Европейских и Азиатских университетов.

Роман посвящен самому первому бурному периоду его жизни. В 1917-1920 годы, будучи вначале лидером национального движения башкир, он выступал за буржуазную автономию, а позднее, уже на платформе Советской власти, в результате политического компромисса возглавил правительство автономного Башкортостана, показав тем самым первостепенную важность автономного самоопределения народа, связанного с определенной мерой национальной свободы. Противоречивость фигуры Заки Валиди (нередко кажущаяся) была обусловлена противоречивостью положения Башкортостана в составе России. В этом плане история его деятельности (особенно в 20-е годы) - это история и Башкортостана.

Человек интересует Р. Баимова именно в связи с политикой, с тем, кто и что его окружает - люди, природа, быт. Характерный новеллистический прием - пристальное внимание к ярким, запоминающимся деталям - колоритный Туркестан; многолюдный разношерстый, шумливый Курултай; великолепный, парадный в прошлом заброшенный, разрушенный Петроград в годы Гражданской войны...

Событие в романе движется динамично, в ритме. Жизнь героев (как и сама действительность) со-сотоит из множества мелочей, несущественных на первый взгляд деталей. Но в глубине, будто стремясь выплыть на поверхность динамичной жизни, персонажи Р. Баимова ищут выход из тупика, пытаются вырваться из границ, установленных раз и навсегда. Вопросы «что делать?» и «как быть?» затуманили взгляды многих персонажей. Именно здесь социальный конфликт героев романа «Полет сокола» обусловлен личностным конфликтом. Им важно ликвидировать внутренние разногласия, понять собственные переживания, стремления, совершить определенный выбор. Личность Заки Валиди также неординарна, противоречива. Он сыграл большую роль в жизни нашего и других тюркских народов.

Думается, именно Р. Баимову в своем романе удалось впервые в литературе объективно охарактеризовать образ З. Валиди и дать исторически обоснованную оценку событиям начала XX столетия. Заки Валиди, главный герой, показан не только как мыслитель, политик, ученый, изображается он и в кругу семьи, в отношениях с родителями, с женой, сверстниками. При этом автор использует различные

приемы раскрытия характера героя - поступки, портретные характеристики, письма, диалоги.

В романе очень ярко выражены характеры и соратников Заки Валиди.

Роман завершается уходом Валиди и его соратников с политической арены Башкирии после известного совместного постановления ВЦИК и СНК от 19 мая 1920 года «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики», сводившего почти на нет результаты об автономии Башкирии от 20 марта 1919 года. Как известно, постановление от 19 мая 1920 года аннулировало многие завоевания башкирского народа, подчинив центру руководство продовольственными, финансовыми, трудовыми, военными и хозяйственноэкономическими делами Башкирии.

Роман Р. Баимова можно было бы назвать, если бы существовал такой жанр, романом-исследованием. Для написания его было использовано огромное количество архивных, исторических, этнографических и литературных источников. Активно обращался автор и к трудам самого Валиди, осмысление которых требовало скрупулезного анализа весьма противоречивых фактов и суждений. Ведь в этот период, с его гигантской переоценкой ценностей, происходило и формирование личности Валиди.

Жанр романа сам автор определяет как документально-исторический и строго держится границ избранного жанра.

Т аким образом, под литературой конца XX века понимается литература с 1986 года (старт кардинальных изменений в обществе) до начала второго тысячелетия. При этом в ее развитии выделяются два этапа: 1986-1991 годы и 1992-2005 год. Совершенно понятно, что начато XXI века не является каким-то пределом в состоянии литературы. Процессы, возникшие в XX веке, продолжают развиваться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алибаев З. А. Природа конфликта в современных башкир-

ских романах. Уфа: БГУ, 1997.

2. Баимов Р. Н. Судьба жанра. Уфа: Башкирское книжное

издательство, 1984. 319 с.

3. Баимов Р. Н. Великие лики и литературные памятники Вос-

тока. Уфа: Гилем, 2005.

4. Вахитов А. Х. Башкирский советский роман. М., 1978.

С. 110.

5. Вахитов А. Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. Уфа: Баш-

кирское книжное издательство, 1982. 348 с.

6. Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской лите-

ратуры. М.: Наука, 1976. 511 с.

7. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Нау-

ка, 1979.

Поступила в редакцию 01.07.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.