М.Н. Насиров
Насиров Марат Нухбалаевич — кандидат философских наук, преподаватель кафедры философии Нижегородской академии МВД России
Проблемы совершенствования уголовного законодательства по борьбе с незаконной миграцией:
криминологический аспект
Приступая к исследованию проблемы совершенствования уголовного законодательства по борьбе с незаконной миграцией, нужно понять, всегда ли миграция оказывала негативное влияние на развитие общества и государства и какие меры приняты для противодействия незаконной миграции.
По мнению ученых, многие годы миграцию рассматривали как позитивное явление, которое способствовало развитию и расширению производства, культурному обмену и т. п. Положительный эффект миграции заключается также в вовлечении в сферу общественно полезной деятельности той части населения, которая не имела по каким-либо причинам возможности получить работу, улучшить материальные и бытовые условия жизни, реализовать свои положительные, творческие качества. События постсоветского периода существенно изменили характер миграционных процессов в Российской Федерации. Возникла необходимость в огромных перемещениях людей, лишенных материальных средств существования. Но основное внимание уделяется массовому притоку мигрантов в Российскую Федерацию из стран Азии, в основном это граждане бывшего СССР. Одной из главных причин такого притока мигрантов является дестабилизация экономического развития, связанная с безработицей в странах их фактического проживания. Это явление носит негативный характер, повышая криминальную активность, которая вносит серьезный дисбаланс в развитие современного общества и государства в целом1.
Ситуация обостряется с каждым днем, несмотря на то, что в настоящее время миграционные процессы в России регулируют около 30 федеральных законов, свыше 90 указов Президента РФ, акты Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, множество ведомственных нормативных актов приняты во исполнение законов.
Для достижения эффективности мер противодействия незаконной миграции ежегодно проводятся целевые профилактические и оперативно-профилактические мероприятия органами внутренних дел и Федеральной миграционной службой РФ: «Мигрант», «Нелегал», «Нелегальный мигрант», «Рынок-нелегал». Силами различных подразделений органов внутренних дел и Федеральной миграционной службой в городах и районах осуществляются проверки жилого сектора, общежитий, гостиниц, рынков, торговых предприятий, строительных площадок, дачных участков, сельскохозяйственных предприятий, организаций, занимающихся заготовкой леса, обработкой камня. Словом, проверяются все места, где могут быть иностранные граждане, нарушающие правила пребывания. По результатам проверок составляются протоколы по статьям 18.8 «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации», 18.10 «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации» КоАП РФ, оформляются и направляются в суд материалы на выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан.
Мера административного воздействия в виде административного выдворения негативно влияет на материальное положение иностранного гражданина, так как сопровождается потерей временного места работы, стабильного заработка и т. п. Практика доказывает, что иностранные граждане или лица без гражданства, незаконно пребывавшие на территории РФ, в отношении которых уже вступила в законную силу мера пресечения в виде административного выдворения, фактически должны находиться на территории государства, к гражданству которого они имеют принадлежность. Но спустя определенное время иностранные граждане, подлежащие депортации, вновь возвращаются обратно уже путем грубого нарушения законодательства РФ, незаконно пересекая государственную границу РФ или ее субъекта, нарушая действующий порядок пребывания иностранных граждан на территории РФ. В таком случае депортация иностранных граждан зачастую не является эффективной мерой
1 Пинкевич Т.В. Взаимообусловленность миграционных процессов и преступности: региональный аспект // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. — Н. Новгород, 2004. — С. 346.
борьбы с незаконной миграцией. Это связано в первую очередь с тем, что до сих пор нет отдельного нормативного акта, регламентирующего основания и порядок депортации незаконных мигрантов. Для этого требуются весьма значительные суммы, которые нужно выискивать из иных источников. Например, профессор В.М. Баранов предлагает: «До принятия закона о депортации нелегальных мигрантов (иного уровня акт принимать нежелательно) надо разрешить компетентным органам «изыскивать» средства на депортацию у работодателей, у диаспор, у государства, гражданами которых являются нелегальные мигранты»1.
Поскольку меры административного воздействия в отношении иностранных граждан, незаконно пребывающих на территории РФ, не привели к желаемым результатам, Федеральным законом от 28 декабря 2004 года № 187-ФЗ в Уголовный кодекс РФ была включена новая для российского законодательства норма, устанавливающая ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 3221 «Организация незаконной миграции»). Однако в некоторых регионах РФ возбуждение уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконной миграцией, в отчетном периоде носило единичный характер. Уголовные дела об организации незаконной миграции вообще не возбуждались и не расследовались. К уголовной ответственности за совершение организации незаконной миграции в основном привлекались граждане РФ, являющиеся частными предпринимателями или руководителями коммерческих фирм в сфере строительства, сельского хозяйства и промышленности. Многие руководители крупных строительных фирм скрывают от правоохранительных органов число незаконно прибывших на территорию России мигрантов, устанавливая тем самым пропускной режим на объектах строительства и рынках. В отношении таких лиц предлагаем ужесточить меры административной и уголовной ответственности.
Анализ динамики и структуры преступлений в сфере незаконной миграции показал, что за отчетный период 2009 года относительно 2005 года количество преступлений по статье 322 «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации» увеличилось в 2,8 раза. Резкий скачок преступлений, связанных со статьей 3221 «Организация незаконной миграции», был зафиксирован только в 2006 году по отношению к 2005 году. В 2009 году, согласно проведенному анализу, наличие зарегистрированных преступлений в сфере миграции увеличилось в 3 раза (таблица 1).
Таблица 1
Динамика и структура преступлений в сфере незаконной миграции
с 2005 по 2009 год
Виды преступлений 2005 2006 2007 2008 2009
Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ) 705 1685 1985 1484 1853
Организация незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ) 360 1083 767 417 1253
Всего 1065 2768 2752 1901 3106
Следует отметить, в Российской Федерации действенный уголовный закон на современном этапе своего развития довольно часто претерпевает значительные изменения и поправки, вносимые в него законодателем. Так, 6 сентября 2011 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении президентские поправки в УК РФ, которые направлены на дальнейшее совершенствование уголовного законодательства страны. Поправками в УК РФ вводится совершенно новый вид наказания — принудительные работы, не связанные с лишением свободы. Отсюда следует, что принудительные работы должны стать альтернативой лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые некоторых видов преступлений, относящихся к категории тяжких. Согласно законопроекту назначенное наказание в виде принудительных работ осужденные будут отбывать в специальных исправительных центрах. Срок наказания, предусмотренный внесенными поправками, составляет от 2 месяцев до 3 лет. Предложенные поправки Президента РФ вступают в законную силу в 2013 году.
В части 1 статьи 3221 УК РФ «Организация незаконной миграции» закреплены деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести, а в части 2 статьи 3221 УК РФ — к категории преступлений средней тяжести. Следовательно, к 2013 году за преступление, предусмотренное статьей 3221 УК РФ «Организация незаконной миграции», в составе с аналогичными видами преступлений, по степени тяжести относящимися к категории небольшой и средней, будет назначена мера наказания, предусмотренная предложенными поправками Президента РФ. Такие изменения в очередной раз
1 Баранов В.М. Незаконная миграция в современной России: понятие, виды, эффективность противодействия // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. — Н. Новгород, 2004. — С. 53.
Насиров М.Н. Проблемы совершенствования уголовного законодательства по борьбе...
ослабят комплекс действующих мер по борьбе с незаконной миграцией, потому что в России большее число нелегалов составляют трудовые мигранты1.
Серьезным препятствием для эффективного противодействия незаконной миграции является отсутствие четкой иммиграционной концепции, несовершенство существующего миграционного законодательства и отсутствие некоторых необходимых законов. Российское миграционное законодательство сильно отстает от развития ситуации. Необходимо принять Федеральные законы «Об иммиграции в Российскую Федерацию» и «О внутренней миграции населения Российской Федерации». Также требуются согласованные изменения в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Прежде всего, нужно принять меры по усовершенствованию административного и уголовного законодательств в части установления единых критериев штрафных санкций, а именно за совершение предусмотренных законодательством деяний в отношении двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства. Соответствующая ответственность должна наступать в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности, что имеет место в КоАП РФ, но не предусмотрено в УК РФ.
1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. — 6-е изд. перераб. и доп. — М., 2010. — 1306 с. — С. 1207—1209.