В.И. Сопин
(Санкт-Петербург)
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕДАГОГА
PROBLEMS OF IMPROVING STRUCTURE AND CONTENT OF TEACHER'S PROFESSIONAL STANDARDS
В статье рассмотрены имеющиеся недостатки в структуре и содержании профессиональных стандартов педагога и даны предложения по их устранению и совершенствованию. Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, структура и содержание, проблемы и недостатки, предложения по совершенствованию профессиональных стандартов педагога.
The article considers the existing shortcomings in the structure and content of the teacher's professional standards and gives proposals for their improvement and elimination.
Key words: teacher's professional standard, structure and content, problems and shortcomings, proposals for improving teacher's professional standards.
Одной из особенностей современного общества в России в зарубежных странах, является стандартизация различных видов профессиональной деятельности человека, и в частности в образовании.
Научно-технический прогресс, развитие производств и технологий, а также изменяющийся рынок труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника, стандартизации видов профессиональной деятельности, вследствие чего возникает объективная потребность в разработке и использовании профессиональных стандартов.
Отечественный и зарубежный опыт развития педагогического образования показывает, что педагогическая деятельность интенсивно развивается, появляются новые трудовые функции в деятельности педагога. Поэтому принципиально обновляются и требования к знаниям, умениям и компетенциям педагогических работников.
Появляется потребность в новых нормативах и механизмах описания и оценки квалификационных характеристик педагогической деятельности, чем и определяется актуальность и необходимость стандартизации этой деятельности на основе разработки и применения профессиональных стандартов педагога.
Стандартизация в образовании на всех его уровнях - это ведущее направление в реформировании образовательной деятельности во всем мире.
Профессиональный стандарт педагога -это стандарт профессиональной педагогической деятельности педагога. В нем представлены и описаны все трудовые функции и действия, необходимые для этого знания и умения, совокупное наличие и выполнение которых позволяют достигнуть целей профессиональной педагогической деятельности. До 1 января 2020 года все общеобразовательные и профессиональные образова-
тельные организации должны завершить переход на обязательное применение новых профессиональных стандартов педагога: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [8, 9].
Однако анализ структуры и содержания указанных профессиональных стандартов, их выборочная апробация и освоение в образовательных организациях позволили уже сейчас увидеть имеющиеся в них проблемы и недостатки и предложить пути их устранения и совершенствования.
Несмотря на то, что Экспертами Минтруда России был подготовлен и утвержден макет структуры профессионального стандарта» [11], а также были разработаны нормативные документы: «Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [5] и «Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов» [10], в них вопросу изложения требований к наименованию профессионального стандарта и его оформлению не уделено достаточного внимания.
Наименования профессиональных стандартов педагога должны быть точными, понятными и полностью раскрывать все сферы педагогической деятельности, на которые создан тот или иной стандарт, то есть формулировка сфер образования должна осуществляться не по видам образования, а по их уровням в соответствии с классификационной структурой системы российского образования[13, ст. 10], а также отражать все названия должностей педагогических работников, педагогическая деятельность которых раскрывается в данном профессиональном стандарте.
Первая проблема связана с представленным в профессиональных стандартах содержанием, в частности с изложением требований к квалификации педагогов.
В статье 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» федерального закона «Об образовании в Российской Фе-
дерации» законодательно констатируется, что «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное и высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах» [13, ст. 46].
В утвержденном 18 октября 2013 г. профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» изначально были установлены следующие требования к образованию и обучению учителя и воспитателя: «Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации» [8].
Но затем в соответствии с приказом Минтруда России от 5 августа 2016 г. № 422н требования к образованию и обучению педагогов в данном стандарте были уточнены и приведены, как отмечает законодатель, в фактическое соответствие с требованиями к квалификации раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. и теперь они изложены в следующей редакции: «Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образо-
вание по направлению деятельности в образовательной организации.
Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации» [8].
Следует заметить, что в последнем варианте требований исчезло конкретное требование - последующей профессиональной переподготовки в случае наличия высшего образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, а если есть высшее или среднее профессиональное образование (имеется в виду не педагогическое образование), то как в первой, так и во второй редакциях требований - необходимо наличие дополнительного профессионального образования, но при этом не уточняется, в какой форме оно должно быть получено: путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Наличие этих неопределенностей вызывает вопросы и требует от законодателя уточнений.
В другом утвержденном профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» изложено, что преподаватели профессиональных образовательных организаций должны иметь: «Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподавае-
мому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства» [9].
Как видно, и в этом профессиональном стандарте существует неопределенность в формах дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональная переподготовка) для лиц (преподавателей), не имеющих педагогического образования. Такая же неопределенность и в требованиях к квалификации мастеров производственного обучения, не имеющих педагогического образования.
Однако при этом законодательно закреплено, что лица, не имеющие специальной (педагогической) подготовки или стажа работы, установленных профессиональным стандартом, но «обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности педагогических работников по рекомендации аттестационной комиссии» [7].
Таким образом, руководителю образовательной организации при приеме на работу и (или) назначении на педагогическую должность педагога необходимо руководствоваться требованиями к уровню образования и опыту работы, которые указаны в профессиональном стандарте педагога как необходимые основания для выполнения названных там же обобщенных трудовых и трудовых функций, которые будут поручены работнику.
Следовательно, из требований к образованию и квалификации профессиональных стандартов педагога вытекает, что лица, не имеющие педагогического образования, могут быть приняты и допущены к образовательной деятельности при условии получения в ближайшем будущем педагогического образования хотя бы в системе дополни-
тельного профессионального образования педагогических кадров. Однако при этом законодатель не уточняет, в какой форме дополнительного профессионального образования может или должно быть получено это педагогическое образование.
Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России дают следующее по этому поводу разъяснение: «Согласно части 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). При этом в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель» [4].
Из этого письма видно, что работодатель самостоятельно определяет необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования. Он на свое усмотрение принимает решение, отправить работника на повышение квалификации (не менее 16 часов) или профессиональную переподготовку (не менее 250 часов). Такой подход к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников при отсутствии у них педагогического образования, когда им могут предложить пройти курсы повышения квалификации, нельзя признать правильным. Законодательно фактически закреплено положение о том, что педагогу не обязательно иметь педагогическое образование или получать его в системе профессиональной переподготовки для того, чтобы заниматься педагогической деятельностью. Снижение барьеров доступности занимать педагогическую должность приведет к снижению качества
образовательного процесса, статуса и квалификационного уровня педагога.
Для педагогических работников, не имеющих педагогического образования, актуальным является не повышение квалификации, а процесс их профессиональной переподготовки по дополнительным профессиональным программам, объемом в среднем 500 часов, в образовательных организациях дополнительного профессионального образования, с получением диплома, что позволит им юридически законодательно занимать, например, должность преподавателя, мастера производственного обучения, результативно и качественно осуществлять профессиональную образовательную деятельность и повышать в дальнейшем свой профессиональный уровень путем периодического повышения своей педагогической квалификации.
Педагогический работник должен иметь фундаментальную психолого-педагогическую теоретическую подготовку и на ее базе прикладную дидактико-методическую, практическую подготовку.
Поэтому в профессиональных стандартах педагога должно быть четко установлено требование, запрещающее работать педагогом, не имея педагогического образования или не имея диплома о профессиональной педагогической переподготовке.
Вторая проблема профессиональных стандартов педагога касается понятийно-терминологического аппарата.
Эта проблема связана с тем, что в профессиональных стандартах педагога не представлены используемые в них термины и их определения, что не позволяет пользователям иметь однозначное их понимание. В профессиональном стандарте педагога использованы, например, такие базовые термины, как «вид профессиональной деятельности», «обобщенная трудовая функция», «трудовая функция», «трудовое действие», «уровень (подуровень) квалификации» и др. Однако определения этим понятиям даны в нормативно-методических документах [10], предназначенных для разработчиков профессиональных стандартов, а не для педагогов-пользователей стандартов.
Для педагогических работников знание объема и содержания как понятий этих терминов, так и подчиненных им, а также всех других терминов, содержащихся в стандартах, очень важно. Педагоги впервые встретились с такой терминологией, которая не была представлена в хорошо известных им «Квалификационных характеристиках» должностей педагогических работников, что приводит к неточности и неоднозначности её понимания. Каждому термину должно быть дано однозначное толкование.
Используемая в профессиональных стандартах терминология в содержании излагаемых требований к наличию необходимых знаний и умений также должна быть однозначно понятна педагогам для того, чтобы они могли правильно выявить и установить, в каких областях профессиональной деятельности и какие знания и умения у них отсутствуют, и на что надо направить повышение своей квалификации. Педагог должен четко знать и видеть, какие термины и их понятия являются самостоятельными по своему содержанию, а какие термины являются «терминами-синонимами».
Необходимость соблюдения требования соответствия квалификационного уровня педагога требованиям профессионального стандарта актуализирует проблему наличия в структуре стандартов раздела «Термины и определения, используемые в стандарте» для устранения понятийных неопределенностей, для устойчивости и однозначного понимания терминологического аппарата профессиональных стандартов педагога.
В соответствии с ГОСТ Р1.5.-2002. «Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению» в качестве одного из структурных элементов государственных стандартов предусматривается элемент «Термины и определения», который хотя и рекомендуется приводить при необходимости, однако, как правило, в большинстве действующих государственных стандартов Российской Федерации такие элементы представлены и раскрыты с учетом требований раздела 3.9. данного стандарта [2].
Поэтому, как нам представляется, в структуру профессиональных стандартов
педагога элемент «Термины и определения» следует включить в качестве самостоятельного раздела или в качестве приложения к профессиональному стандарту. Структурный элемент «Термины и определения» необходим для установления или уточнения используемых в профессиональном стандарте терминов.
Наличие терминов и их определений будет играть важную информационную роль в однозначном понимании пользователями изложенного в профессиональных стандартах содержания, не допускающего различных толкований использованных терминов. Это позволит соблюсти требования правил построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов РФ и обеспечить пользователям доступность, однозначность понимания использованных терминов и их определений, установить соответствие и непротиворечивость в понятийном аппарате при актуализации ФГОС ВО и ФГОС СПО при их разработке в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами педагога, трансформации использованных в профессиональных стандартах терминов и понятий в образовательные стандарты, и тем самым стандартизовав и унифицировав в компетенциях образовательного стандарта категорию «чему учить» через требуемые знания и умения в понятиях профессионального стандарта педагога.
Профессиональные стандарты (ПС), как установлено «Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», должны применяться «при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования» [5].
В целях оказания помощи разработчикам по учету во ФГОС положений профессиональных стандартов Министерством образования и науки Российской Федерации были подготовлены и утверждены «Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов» [3]. В этих
рекомендациях дано описание механизма приведения отдельных разделов действующих ФГОС ВО в соответствие с утвержденными профессиональными стандартами путем внесения изменений во ФГОС ВО.
В частности, говорится о том, что «механизм актуализации содержания ФГОС ВО в соответствии с ПС разработан на основе единых подходов к понятийно-категориальному аппарату, структуре и содержанию ПС, содержащихся в утвержденном макете ПС и иных нормативных правовых документах, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и не учитывает возможные отклонения от утвержденного макета ПС, допущенные разработчиками ПС» [3]. При этом также отмечается, что «актуализация ФГОС ВО в соответствии с утвержденными ПС не влечет за собой изменения структуры действующих ФГОС ВО и использованного в них понятийного аппарата. Существенные различия в понятийном аппарате ФГОС ВО и ПС устраняются путем установления соответствия между применяемыми понятиями» [3], то есть это означает, что, например, при необходимости внесения корректировок в формулировки компетенций разработчик образовательного стандарта должен приложить к проекту изменений таблицу соответствия, которая содержит уточненную формулировку компетенции.
Следовательно, исходя из этих положений можно сделать вывод о том, что если в профессиональном стандарте не будет представлен понятийно-терминологический аппарат используемых терминов и их понятий, то актуализировать действующие ФГОСы их разработчикам будет затруднительно.
Этим, видимо, и можно объяснить тот факт, что новые ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) и по направлению 44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры), утвержденные соответственно 1 октября 2015 г. и 3 декабря 2018 г., то есть значительно позже утвержденного профессионального стандарта «Педагог
профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» оказались не актуализированными в части соответствия формулировок необходимых педагогу знаний и умений профессионального стандарта и формируемых у студентов компетенций, представленных в этих ФГОС ВО. Приведем для сравнения использованные термины в профессиональном стандарте и образовательных стандартах.
Например, педагог профессионального обучения и образования должен знать:
1) в терминах по профессиональному стандарту: «образовательные технологии СПО, профессионального обучения, ДПО», «современные технологии практического обучения», «технологии научно-исследовательской деятельности», «технологии проектной деятельности», «информационно-коммуникационные технологии» и др.;
2) в терминах, представленных во ФГОС ВО компетенциях: «современные технологии подготовки рабочих (специалистов)», «индивидуализированные, деятельностные, личностно ориентированные технологии», «технологии общения», «воспитательные технологии», «технологии формирования креативных способностей», «интерактивные технологии», «информационные технологии», «отраслевые технологии» и др.
Из сравнения этих терминов хорошо видно, что в профессиональном стандарте сформулированы требования к знаниям и умениям педагогов в одних понятийных терминах, а в образовательных стандартах высшего образования, где должны готовить этих педагогов, в совершенно других терминах, имеющих совершенно иную содержательную сущность. Такие же несоответствия можно обнаружить и по другим терминам и понятиям в профессиональных стандартах педагога (школы, профессионального обучения и образования) и соответствующих им ФГОС ВО.
Поэтому, чтобы педагог соответствовал изложенным в профессиональных стандартах квалификационным требованиям (обладал необходимыми знаниями и умениями, компетенциями), его должны им
обучить и их сформировать в образовательных организациях ВО или СПО, а для этого нужно иметь однозначные, четкие термины и их определения в категориях знаний, умений и компетенций, которые должны быть в ФГОС адекватными профессиональным стандартам. Должны быть соблюдены единство и идентичность использованных терминов в профессиональных и образовательных стандартах.
Надо понимать, что разработанные, утвержденные и внедренные профессиональные стандарты педагога будут и дальше анализироваться и проверяться практикой в процессе их использования, а значит, они могут и должны будут периодически дорабатываться и обновляться как по структуре, так и по своему содержанию, особенно в условиях постоянного, непрерывного совершенствования профессиональной педагогической деятельности, повышения требований к квалификации педагогов. Поэто-
му правильно, что в нормативно-правовом обеспечении разработки и использования профессиональных стандартов предусмотрена необходимость «направлять предложения по актуализации профессиональных стандартов (при наличии) в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации их рассмотрения в установленном порядке в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» [6, п.5]. Следовательно, профессиональный стандарт педагога является открытым нормативным документом, который может совершенствоваться, дополняться и изменяться.
Статья подготовлена в рамках реализации Государственного задания Минобрна-уки России по проекту № 27.9434.2017/Б4 «Развитие непрерывного педагогического образования в условиях реализации профессионального стандарта».
Литература
1. ГОСТ 7.60-2003. «Издания. Основные виды. Термины и определения».
2. ГОСТ Р1.5-2002. «Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».
3. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым 22 января 2015 г. №ДЛ-2/05вн).
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 20.04.2017г. за № 06-ПГ-МОН-15200.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в условном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта».
12. Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. ФЗ от 03.12.2012 г. № 236-ФЗ).
13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
14. Федеральный закон от 29 июля 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».