Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования правовой основы деятельности органов местного самоуправления по реформированию жилищно-коммунального хозяйства'

Проблемы совершенствования правовой основы деятельности органов местного самоуправления по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ / INSTITUTIONS OF LOCAL GOVERNMENT / LOCAL BUDGETS / HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES / MUNICIPAL FORMATION / SOCIAL HABITATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкина Евгения Владимировна

В статье автор уточняет федеральную и региональную нормативно-правовую базу, определяющую компетенцию органов местного самоуправления по организации обеспечения населения качественными жилищно-коммунальными услугами. Большое внимание уделено организационно-правовым аспектам реализации органами местного самоуправления полномочий по организации предоставления жителям муниципального образования жилищно-коммунальных услуг, приведены примеры из практики города Краснодара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of improving legal system of local self-administration in the reformation of housing communal economy

In clause the author specifies the federal and regional legal base defining the competence of institutions of local government on the organization of maintenance of the population by qualitative housing-and-municipal services. Also in the publication it is a question of problems in considered area, ways of their decision are offered. The sufficient attention, and quite оправданно, is given to organizational-legal aspects of realization by institutions of local government of powers on the organization of granting to inhabitants of municipal formation of the housing-and-municipal services, corresponding examples are resulted from practice of city of Krasnodar.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования правовой основы деятельности органов местного самоуправления по реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Е.В. Шишкина

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Несмотря на реформу жилищно-коммунального хозяйства, которая проводится с начала 1990-х гг., предприятия данного сектора экономики год от года демонстрируют все ухудшающиеся показатели хозяйственно-экономической деятельности. В этой связи возникает противоречие. С одной стороны, определена и поддержана обществом и государством концепция, согласно которой без перехода предприятий этого сектора на рыночные нормы функционирования, включая формирование конкурентных механизмов вместо монопольного функционирования и создание частной собственности, в том числе путем банкротства и реструктуризации, оздоровление жилищно-коммунального хозяйства России невозможно. Однако, с другой стороны, из-за затянувшегося кризиса, изношенности основных фондов, накопленной кредиторской и дебиторской задолженности и прочих проблем создание конкурентных частных предприятий на базе действующих организаций отрасли, в том числе путем изменения формы собственности, весьма затруднено. Эти затруднения связаны с отсутствием реального или потенциального ответственного собственника, заинтересованного в финансовом оздоровлении и эффективном функционировании предприятий ЖКХ, а также с возможным нарастанием социальной напряженности из-за проведения процедур банкротства в данной социально ориентированной отрасли [1, с. 31].

В решении данного противоречия, как нам представляется, ведущая роль должна отводиться органам местного самоуправления, которые в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отвечают за эту сферу жизнеобеспечения в муниципальных образованиях. Для этого необходимо более рационально определить их полномочия. В данном направлении в последние годы предприняты определенные меры. Прежде всего, необходимо отметить, что все же наметился поворот в жилищно-коммунальной сфере от административных методов управления к рыночным механизмам. В целях социальной защиты граждан внедрен механизм предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, который позволил поддержать малоимущие слои населения. Этими субсидиями непосредственно занимаются службы социальной защиты местных администраций муниципальных образований.

Сравнительно недавно (2007 г.) приняты Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесены другие проекты федеральных законов, направленные на устранение административных барьеров в целях увеличения объемов жилищного строительства, а также на совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков и недвижимости для жилищного строительства. Вместе с тем они не решают существующую проблему многочисленных согласований при проведении землеустройства. С этим же связывается еще одна значимая проблема в реформировании жилищно-коммунального хозяйства - обеспечение земельных участков, выделяемых в муниципальных образованиях для жилищно-коммунального развития, инженерной инфраструктурой. Для строительства объектов инфраструктуры необходим выбор земельного участка для строительства. Помимо того, что большое число согласований при выборе земельного участка установлено федеральными законами, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливают дополнительные согласующие инстанции. В результате сроки предоставления земельных участков затягиваются. В связи с этим целесообразно принять закон, предусматривающий внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования процедуры выбора и предоставления земельных участков для строительства. Изменения в законодательство в этой сфере, в первую очередь, должны быть направлены на установление максимально прозрачных процедур и сокращение сроков предоставления земельных участков для строительства в соответствии с нормами законодательства о градостроительной деятельности. Мы полагаем, что вопросы отвода земель для жилищного строительства должны решаться не в течение 1-3 лет, как это имеет место на практике, а значительно быстрее. Для этого необходимо установление жестких сроков рассмотрения органами местного самоуправления данных вопросов.

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство страны находится в кризисном состоянии, его работа малоэффективна. Финансовое состояние организаций жилищно-коммунального комплекса продолжает ухудшаться, более 60 % организаций убыточны, убытки составляют более 52 млрд рублей.

Суммарная кредиторская задолженность достигла к 2006 году 325 млрд рублей, дебиторская - 277 млрд рублей. Для решения указанных проблем в 2006-2009 годах предусматривается выделение 21,7 млрд рублей на государственную поддержку субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». Однако увеличение объемов жилищного строительства существенно сдерживается отсутствием утвержденных генеральных планов городов и иных документов территориального планирования. Основными проблемами, препятствующими разработке и утверждению документов территориального планирования, являются недостаточность собственных бюджетных средств муниципальных образований, отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации современной топографической съемки территорий муниципальных образований, отсутствие нормативной правовой базы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, необходимой для реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации, дефицит квалифицированных специалистов по территориальному планированию, отсутствие программ по переподготовке кадров в области градостроительства для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [2, с. 4]. Наряду с мерами по увеличению объемов строительства необходимо развивать ипотечное жилищное кредитование. В настоящее время институт ипотеки не начал действовать в полной мере. Так, в 2005 году по ипотеке приобретено менее 3 % квартир. Соответственно, органам государственных структур и органам местного самоуправления необходимо активизировать работу по развитию системы ипотечного кредитования и обеспечить увеличение объемов выдаваемых кредитов. Кроме того, важно одновременно развивать иные формы жилищного кредитования с использованием для строительства жилья средств паевых инвестиционных фондов, строительных сберегательных касс, жилищных накопительных кооперативов. Однако в конце 2008 - начале 2009 гг. эта проблема существенно ухудшилась ввиду продолжающегося мирового экономического кризиса. На наш взгляд, органы местного самоуправления и, прежде всего, в городах, поскольку именно в них ипотечное строительство испытывает кризис, в данной конкретной ситуации должны иметь возможность предоставлять жителям муниципальных образований, попавшим в трудную финансовую ситуацию, определенные гарантии перед кредитными учреждениями, в том числе в виде залога муниципального имущества.

В целом же, как отмечалось, коренных изменений в жилищно-коммунальной отрасли не произошло. Это самая неразгосударствленная отрасль экономики Российской Федерации, что в значительной мере зависит от наличия ряда пробелов в законодательстве, определяющих полномочия в том числе и органов местного самоуправления в данной области общественных отношений. Так, крайне остро стоит проблема ремонта жилого фонда - от года к году он ветшает, а капительные ремонты не проводятся в течение 20-30 лет. Аналогичным образом обстоит дело и с содержанием жилого фонда в городах. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. должны организовывать деятельность жилищно-коммунального комплекса, испытывают огромные сложности ввиду, прежде всего, недостатка финансовых средств. Для решения данной проблемы российское государство пошло на беспрецедентный шаг - 21 ию-ля 2007 г. был принят Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (вступил в силу с августа 2007 г.), который предусматривает порядок предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Следует признать, что это крупный шаг в реформировании жилищно-коммунального хозяйства.

Главная роль при реализации данного проекта отводится органам местного самоуправления, которые для выполнения столь масштабных как правотворческих, так и правоприменительных задач должны, на наш взгляд, максимально стимулировать жителей многоквартирных домов, потенциально претендующих на средства из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, поскольку средства выделяются на паритетных началах: 90 % - от государства и 5 % - от самих жителей, и это при том, что должна быть обязательно инициатива-заказ от ТСЖ. С этой целью органам местного самоуправления следует осуществить ряд мероприятий, среди которых: проведение общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах для принятия решения о выборе способа управления многоквартирным домом, необходимости проведения капитального ремонта, софинансировании мероприятий по проведению капитального ремонта; составление списка многоквартирных домов, в которых планируется выбрать способ управления товариществами собственников жилья, и обеспечение создания на территории муниципального образования товариществ собственников жилья в указанных многоквартирных жилых домах; обеспечение деятельности на территории муниципального образования организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (кроме товариществ собственников жилья, жилищных и жилищностроительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов), и

оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (с долей участия в уставном капитале муниципальных образований не более чем 25 %) в количестве, предусмотренном в п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Реализация этих мер позволит существенно улучшить состояние жилого фонда в российских городах.

Литература

1. Колядинский Д.А. Жилищно-коммунальное хозяйство Амурской области: некоторые результаты рыночно-ориентированного реформирования и проблемы налогообложения // Налоги. 2007. № 5.

2. Рекомендации семинара-совещания «О проблемах и перспективах реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства и роли органов местного самоуправления в ее осуществлении» от 15.11.2006 // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 1.

3. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М., 2007.

4. ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 г. // КонсультантПлюс.

5. ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. // КонсультантПлюс.

6. Закон Краснодарского края «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Краснодарском крае» от 25 июля 2007 г. // Кубанские новости. 2007. 9 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.