Научная статья на тему 'О некоторых формах взаимодействия органов местного самоуправления и управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

О некоторых формах взаимодействия органов местного самоуправления и управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7772
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ (ОРГАНИЗАЦИИ) / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / MANAGEMENT COMPANIES (ORGANIZATIONS) / HOUSING AND COMMUNAL SECTOR / LOCAL SELF-GOVERNMENT / FINANCING / CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайдулина Елена Михайловна

Рассматриваются вопросы, связанные с финансированием муниципальными властями деятельности управляющих компаний по управлению многоквартирными домами. Исследуется контроль со стороны органов местного самоуправления за деятельностью управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Forms of Interaction between Local Self-government and Management Companies in the Field of Housing and Communal Sector

The article deals with issues connected with financing of management companies' activity managing multifamily dwelling by local self-government. The control of the local self-government over the activities of management companies in the field of housing and communal sector is analyzed.

Текст научной работы на тему «О некоторых формах взаимодействия органов местного самоуправления и управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

УДК 342.55(470)

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

© Шайдулина Е. М., 2012

Рассматриваются вопросы, связанные с финансированием муниципальными властями деятельности управляющих компаний по управлению многоквартирными домами. Исследуется контроль со стороны органов местного самоуправления за деятельностью управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; органы местного самоуправления; управляющие компании (организации); финансирование; контроль.

Реализация органами местного самоуправления полномочий в жилищно-коммунальной сфере предполагает, помимо прочего, тесное взаимодействие с субъектами, осуществляющими функции по управлению многоквартирным домом. Жилищный кодекс РФ [1] предусматривает три способа управления жилыми домами: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Наибольшее распространение в области управления многоквартирными домами в муниципальных образованиях, как показывает практика, получили управляющие компании. В этой связи вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с юридическими лицами, занимающимися управлением многоквартирными домами, приобретают большое научное и практическое значение [2].

Философский словарь понятие «взаимодействие» определяет как процесс взаимного влияния объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого, наиболее общую, универсальную форму движения, развития [3].

Взаимодействие органов местного самоуправления и управляющих компаний (организаций) в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) возможно:

при создании управляющей компании, при отборе муниципальными органами управляющей организации, в случае финансирования муниципальными властями деятельности управляющих компаний, а также в форме контроля со стороны органов местного самоуправления за деятельностью управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Однако в настоящей статье мы более подробно остановимся на таких формах взаимодействия местных органов власти и управляющих организаций, как финансирование и контроль.

Органы местного самоуправления в силу ст. 165 Жилищного кодекса РФ обязаны создавать условия для управления многоквартирными домами. Указанной статьей предусмотрено право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. При этом данное право реализуется отдельно от обязанности муниципалитета как собственника жилищного фонда финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов. Вышесказанное подтверждается судебной практикой. Так, Арбитражный суд Саратовской области пришел к выводу, что муниципальное образование как собственник жилых помещений в многоквартирном доме и член товарищества собственников жилья было обязано ежемесячно вносить плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, в связи с чем с

него была правомерно взыскана задолженность по оплате. При этом суд счел необоснованным довод уполномоченного органа администрации муниципального образования о предоставлении денежных средств на капитальный ремонт способом, указанным в ст. 78 Бюджетного кодекса РФ [4], а именно в порядке субсидирования, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в п. 2 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ [5]. Оплата муниципальными властями как собственниками части помещений расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома должна производиться в объеме, согласованном всеми собственниками помещений в доме, и в установленном Жилищным кодексом РФ порядке [6].

Предоставление бюджетных средств управляющим организациям на проведение капитального ремонта должно осуществляться органами местного самоуправления по правилам, установленным бюджетным законодательством. Это могут быть как безвозмездная передача бюджетных средств, так и предоставление бюджетных кредитов и иные способы финансирования, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ.

По мнению М. Ю. Тихомирова, часть 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ носит преимущественно декларативный характер. На его взгляд, весьма сомнительно, что органы местного самоуправления заинтересованы в активном осуществлении своего права, предусмотренного в п. 2 указанной части, по финансированию капитального ремонта многоквартирных домов [7].

Вместе с тем Думой г. Братска было принято решение от 30 марта 2007 г. «О порядке софинансирования из бюджета города работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, проводимых с участием средств собственников» [8], согласно которому со-финансирование капитального ремонта осуществляется на оплату 95 % расходов на капитальный ремонт сверх доли муниципальной собственности в праве общей доли собственности на общее имущество при условии, что размер платы собственников жилых и нежилых помещений за капитальный ремонт при этом должен составлять не менее 5 % стоимости капитального ремонта, приходящейся на каждого собственника помещения пропорционально принадлежащей ему общей площади.

Положения ст. 165 Жилищного кодекса РФ получили свое развитие, в частности, в Федеральном законе от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [9], в ст. 18 которого в качестве обязательного условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда предусмотрено долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта РФ и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Во исполнение указанных законов, в частности, было издано Постановление администрации г. Братска от 17 сентября 2008 г. № 1839 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов» [10]. Указанным актом установлен механизм перечисления выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации денежных средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета Иркутской области, бюджета Братска, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Эти средства распределяются главным распорядителем бюджетных средств — комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Братска между многоквартирными домами, которые включены в областную (региональную) адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области [11] в соответствующем году, и управление которыми осуществляется управляющими организациями. Указанные средства предоставляются в форме субсидий этим организациям. При этом обязательно должно быть решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников этих помещений в размере не менее 5 % общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.

Контроль со стороны органов местного самоуправления за деятельностью управ-

ляющих компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, — это также одна из форм взаимодействия указанных субъектов.

При этом указанный контроль возможен по нескольким направлениям: во-первых, контроль за управляющими организациями в случае, если муниципалитет является учредителем или участником такой организации; во-вторых, муниципальный контроль как собственника муниципального жилищного фонда. Особо можно выделить контроль, который может осуществляться в отношении любой управляющей компании, независимо от того, участвуют в ее уставном капитале органы местного самоуправления или нет.

Согласно действующему законодательству о хозяйственных обществах органы местного самоуправления, если они являются акционерами [12] или участниками [13] общества, могут контролировать финансовохозяйственную деятельность общества посредством ревизионной комиссии или привлечения профессионального аудитора. Иными словами, муниципальные органы в случае их участия в уставном капитале хозяйственных обществ обладают правомочиями (в том числе контрольными) наравне с другими участниками общества, т. е. осуществляется контроль как акционера или как учредителя общества. Эти отношения регулируются гражданским законодательством и не являются предметом настоящего исследования.

До принятия Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [14], закрепившего закрытый перечень случаев, в которых могут создаваться государственные и муниципальные предприятия, органами местного самоуправления могли учреждаться управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, в организационно-правовой форме муниципальных унитарных предприятий [15]. Например, муниципальное предприятие «Жилищно-эксплуатационное управление № 8 города Рязани», учрежденное 27 июля 1992 г., является действующим и по сей день.

Следовательно, муниципальные органы выступают собственниками имущества унитарного предприятия. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприяти-

ях» собственник имущества обладает следующими контрольными полномочиями:

• утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

• дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом;

• осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

• утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

• принимает решения о проведении аудиторских проверок и утверждает аудитора.

В ст. 26 указанного Федерального закона предусмотрено также, что обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором подлежит бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества. Отмечено, что контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, реализующим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. В ч. 3 этой же статьи закреплена обязанность унитарного предприятия по окончании отчетного периода представить органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется органами местного самоуправления.

Таким образом, в случаях, когда муниципальное образование выступает участником или учредителем управляющей организации, контрольные полномочия сводятся к полномочиям собственника имущества и имеют также гражданско-правовую природу.

Контрольные же полномочия органа местного самоуправления как представителя собственника жилых помещений в правоотношениях с управляющими компаниями уже были в значительной степени исследованы [16].

Коротко отметим, что органы местного самоуправления, являясь представителями собственника муниципального жилищного фонда, осуществляют его права, но при этом имеют двойственный статус в правоотношениях с управляющими организациями: во-первых, как собственники жилых помещений в многоквартирных домах; во-вторых, как административный орган.

Наибольший интерес, в связи с тематикой нашего исследования, представляют полномочия органов местного самоуправле-

ния по контролю в отношении любой управляющей компании независимо от участия органов местного самоуправления в ее уставном капитале.

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [17] в Жилищный кодекс РФ была добавлена норма, согласно которой муниципалитет наделяется полномочием по проведению проверки управляющей организации на предмет выполнения условий договора по управлению домом. В случае поступления в муниципалитет обращения от собственников помещений, председателя совета жильцов, органов управления ТСЖ муниципалитет обязан в 5-дневный срок провести проверку управляющей организации.

В случае если будет выявлено невыполнение условий договора управляющей организацией, муниципалитет не позднее 15 дней с момента указанного обращения созывает общее собрание жильцов для решения вопросов о расторжении действующего договора с управляющей организацией и заключении договора с новой.

Представляется, что это хорошая инициатива по усилению контроля за деятельностью управляющих организаций и повышению их ответственности [18]. Однако на сегодняшний день порядок проведения указанной проверки в подзаконных актах не прописан. Согласно Жилищному кодексу РФ такой порядок должен разработать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, которым является Министерство регионального развития РФ [19].

В связи с изложенным непонятно, как данная норма будет применяться на практике, и подпадает ли данная проверка под действие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [20].

С одной стороны, в ст. 1 указанного Федерального закона обозначена сфера его применения. Системный анализ данной ста-

тьи позволяет сделать вывод, что нет ограничений на применение этого Закона в отношении проверок управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Более того, в п. 21 и 22 ст. 8 этого же Закона указано, что юридические лица обязаны уведомить органы власти о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, а также по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Иными словами, складывается впечатление, что этот закон распространяется на управляющие компании при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, так как нет прямого запрета на его неприменение.

С другой стороны, согласно Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль — это деятельность муниципальных органов, уполномоченных в соответствии с федеральным законом на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, во-первых, требований, установленных в муниципально-правовых актах; во-вторых, требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, но только в случаях, когда соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

Вместе с тем в ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [21] сказано, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Требование о проведении органами местного самоуправления проверки управляющей организации на предмет выполнения условий договора по управлению домом установлено федеральным законом — Жи-

лищным кодексом РФ, а значит, чтобы подпадать под понятие муниципального контроля, данный контроль должен относиться к вопросам местного значения. При этом в Федеральном законе № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен контроль за исполнением бюджета (п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 16) земельный контроль (п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 26 ч. 1 ст. 16), муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения (п. 27 ч. 1 ст. 14, п. 22 ч. 1 ст. 15, п. 30 ч. 1 ст. 16), муниципальный лесной контроль (п. 32 ч.1 ст. 14, п. 29 ч. 1 ст. 15, п. 38 ч. 1 ст. 16), муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей (п. 35 ч. 1 ст. 14, п. 30 ч. 1 ст. 15, п. 39 ч. 1 ст. 16), муниципальный контроль на территории особой экономической зоны (п. 36 ч. 1 ст. 14, п. 31 ч. 1 ст. 15, п. 40 ч. 1 ст. 16), муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения (п. 5 ч. 1 ст. 15, п. 5 ч. 1 ст. 16). Анализ указанного Закона позволяет говорить об отсутствии среди вопросов местного значения муниципального контроля за управляющими организациями.

Следовательно, контроль, предусмотренный ч. 1.1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ, нельзя отнести к муниципальному контролю в том смысле, в каком данное понятие использует федеральный законодатель. Соответственно, если надлежащий вид контроля не относится к вопросам местного значения, тогда это 1) либо вопросы, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, 2) либо иные вопросы, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относятся к вопросам местного значения, не являются отдельными государственными полномочиями, а также не отнесены к компетенции иных органов публичной власти и не исключены из компетенции органов местного самоуправления (данные вопросы органы местного самоуправления вправе решать только при наличии собственных средств).

Если рассматривать первый случай, то органы местного самоуправления наделяются полномочиями по проведению проверки управляющей организации в порядке ст.

165 Жилищного кодекса РФ в соответствии с требованиями главы 4 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которой закреплена возможность передачи законом органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми средствами. Таким образом, указанное полномочие на муниципальный уровень должно передаваться в соответствии с законом и с предоставлением необходимых для его реализации материальных и финансовых средств.

Если рассматривать второй случай, то проверка муниципальными властями деятельности управляющих компаний осуществляется только при наличии в муниципальном образовании финансовых средств на эти цели. При такой ситуации возникает следующая проблема.

Если указанная проверка относится к так называемым иным вопросам, которые не относятся к вопросам местного значения, не являются отдельными государственными полномочиями, а также не отнесены к компетенции иных органов публичной власти и не исключены из компетенции органов местного самоуправления, то проведение такой проверки — это всего лишь право муниципальных властей. Иными словами, органы местного самоуправления вправе отказать в проведении проверки обратившимся лицам по причине отсутствия финансовых средств.

Однако согласно теории о компетенции полномочие является одновременно и правом органов местного самоуправления, и их обязанностью [22]. Кроме того, в Жилищном кодексе РФ содержится следующая формулировка: «орган местного самоуправления организует (курсив мой. — Е. Ш.) проведение проверки», т. е. у органов местного самоуправления нет права выбора модели поведения, а есть четкое предписание действовать в строгом соответствии с законом.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день затруднена реализация нормы ст. 165 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая проведение органами местного самоуправления проверки деятельности управляющих организаций. Это означает, что пока собственники помещений остаются не достаточно защищенными в условиях одностороннего нарушения договора управляющей компанией.

На управляющие организации как на исполнителей жилищно-коммунальных услуг ч. 4 ст. 165 Жилищного кодекса РФ возложена обязанность предоставлять органам местного самоуправления информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты потребителями услуг в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах их оплаты, о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций, о состоянии расчетов исполнителей коммунальных услуг с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение, о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг.

На наш взгляд, закрепление этой обязанности за управляющими компаниями позволит органам местного самоуправления вовремя отслеживать возможные нарушения и оперативно реагировать на злоупотребления с целью защиты прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.

При этом порядок, форма, сроки и периодичность предусмотренной в ч. 4 ст. 165 Жилищного кодекса РФ отчетности должны быть установлены Правительством РФ, однако на сегодняшний день этого сделано не было.

2 февраля 2012 г. вице-премьер Д. Козак на селекторном совещании о прохождении осенне-зимнего периода коммунальщиками заявил, что тарифы на услуги ЖКХ вырастут в среднем на 12 % с 1 июля 2012 г.

Во исполнение указанного заявления, в частности в Иркутской области, было принято распоряжение Правительства Иркутской области от 24 февраля 2012 г. № 66-РП «О мерах по недопущению необоснованного роста размера платы граждан за коммунальные услуги на территории Иркутской области в 2012 году» [23]. Указанным распоряжением органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять мониторинг изменения роста платы граж-

дан за коммунальные услуги и результаты мониторинга представлять в Службу по тарифам Иркутской области не позднее 25 числа отчетного месяца. В случае выявления роста размера платы граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2012 г., а также превышения размера платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2012 г. более чем на 12 % (независимо от оснований такого превышения) муниципальные власти обеспечивают оперативное информирование Службы по тарифам Иркутской области.

Как видно, вышеприведенные меры направлены на предотвращение роста платы за коммунальные услуги на территории Иркутской области сверх установленных 12 %.

В марте текущего года прозвучала интересная мысль о создании в Иркутской области общественных советов, которые будут контролировать работу управляющих компаний. Такие советы планируется создать при губернаторе и главах муниципальных образований.

«Это важнейший институт, который позволит недовольство людей перевести в плоскость практического взаимодействия. Сегодня звучит очень много справедливых нареканий к работе управляющих компаний, ведь мы не всегда понимаем, за что платим, — отметил губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. — Нам не нужно, чтобы система ЖКХ оставалась тем драконом, который каждый новый год пугает людей ростом тарифов. Совет при губернаторе и советы при главах муниципальных образований мы сделаем площадкой для сверки позиций и усилий власти и людей, которые куда тоньше реагируют на несправедливость со стороны управляющих компаний» [24].

На наш взгляд, мысль хорошая; представляется, что создание таких советов поможет усилить контроль за качеством предоставляемых услуг, создать систему подконтрольности управляющих компаний. Однако для реализации задуманного нужно многое сделать. В частности, необходимо разработать нормативную базу, где были бы прописаны статус, полномочия такого совета, определен его состав и другие вопросы. Однако пока никаких конкретных шагов в этом направлении не предпринято.

Проведенное исследование показало, что при осуществлении взаимодействия между органами местного самоуправления и

управляющими компаниями в сфере ЖКХ достаточно часто возникают проблемы финансово-правового и административного характера. Для их решения требуется совершенствование отдельных законодательных актов, а также принятие новых подзаконных актов как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов РФ. Кроме того, полагаем, что важно не только четко урегулировать сферу ЖКХ, но и проследить за реализацией принятых распоряжений. И

1. Жилищный кодекс Российской Федерации : фе-дер. закон от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14.

2. Ход реформы ЖКХ [Электронный ресурс] :

III квартал 2011 г. URL: http://www.reformagkh.ru.

3. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. М., 1975. С. 59.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

5. По делу о взыскании с административного органа взносов на капитальный ремонт : постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от

25 нояб. 2010 г. по делу № А57-7990/2010 // Кон-сультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

6. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / под ред. П. В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 350.

7. Тихомиров М. Ю. Управление многоквартирным домом : практ. пособие. М., 2011. С. 28.

8. О порядке софинансирования из бюджета города работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, проводимых с участием средств собственников : решение Думы г. Братска от 30 марта 2007 г. № 312/г-Д // Братские вести. 2007. 6 апр. (№ 17).

9. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства : федер. закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3799.

10. Об утверждении Порядка предоставления субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов : постановление администрации МО г. Братска от 17 сент. 2008 г. № 1839 // Братские вести. 2008. 26 сент. (№ 65).

11. Об утверждении областной адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области, в 2010 году» : постановление Правительства Иркут. обл. от 23 апр. 2010 г. № 81-пп // Областная. 2010. 5 мая (№ 49).

12. Об акционерных обществах : федер. закон от

26 дек. 1995 г. № 208-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

13. Об обществах с ограниченной ответственностью : федер. закон от 8 февр. 1998 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

14. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : федер. закон от 14 нояб. 2002 г.

№ 161-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

15. Управляющие компании Рязани [Электронный ресурс]. URL: http://admrzn.ru

16. См.: Подгорбунских А. В. Полномочия органа местного самоуправления как представителя собственника жилых помещений в правоотношениях с управляющими компаниями / / Конституционное и муниципальное право. 2009. № 15. С. 26—30; Он же. Способы осуществления органами местного самоуправления контроля за деятельностью управляющих организаций // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 6. С. 36—43.

17. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 4 июня 2011 г. № 123-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2011. № 23. Ст. 3263.

18. Куратова М. Защита от липовых ТСЖ // Жилищное право. 2011. № 9. С. 102.

19. Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 26 янв. 2005 г. № 40 // Собр. законодательства РФ. 2005. № 5. Ст. 390.

20. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

21. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

22. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М., 2001. С. 53; Кутафин О. Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов : учеб. пособие. 2-е изд. М., 1986. С. 30-31.

23. О мерах по недопущению необоснованного роста размера платы граждан за коммунальные услуги на территории Иркутской области в 2012 году : распоряжение Правительства Иркут. обл. от 24 февр. 2012 г. № 66-РП // Областная. 2012. 29 февр. (№ 21).

24. URL: http://aldana.ru/news.php?id=37434& year=2012&mnth=3.

Some Forms of Interaction between Local Self-government and Management Companies in the Field of Housing and Communal Sector

© Shaidulina E., 2012

The article deals with issues connected with financing of management companies' activity managing multifamily dwelling by local self-government. The control of the local self-government over the activities of management companies in the field of housing and communal sector is analyzed.

Key words', housing and communal sector; local self-government; management companies (organizations); financing, control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.