Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ'

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
CЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / AGRICULTURAL COOPERATIVES / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ / PRODUCTION COOPERATIVE / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / CONSUMER COOPERATIVE / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / LEGAL SITUATION / КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CORPORATE INSTITUTIONS / КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / COMMERCIAL AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CIVIL LAW / ЗАКОН О КООПЕРАЦИИ / THE LAW ON COOPERATIVES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устюкова Валентина Владимировна, Беляева Зоя Сергеевна

В статье рассматриваются некоторые направления совершенствования правового положения сельскохозяйственных кооперативов, критически оцениваются изменения, внесенные в 2014 г. в гл. 4 Гоажданского кодекса РФ о юридических лицах, и показывается их возможное влияние на развитие сельскохозяйственной кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of improving the legal status of agricultural cooperatives

This article discusses some areas for improvement in the legal situation of agricultural cooperatives, critically assessed changes in 2014 year in Chapter 4 of the Civil Code of the Russian Federation on legal persons, and their potential impact on the development of agricultural cooperation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ»

Аграрное и земельное право

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЕЛЬС КОХОЗЯ ЙСТВЕННЫХ КООПЕ РАТИ ВОВ

УСТЮКОВА Валентина Владимировна,

доктор юридических наук, профессор,

заведующая сектором аграрного и земельного права

Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН).

E-mail: landlaw@igpran.ru;

БЕЛЯЕВА Зоя Сергеевна,

доктор юридических наук, профессор,

главный научный сотрудник сектора аграрного и земельного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: landlaw@igpran.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются некоторые направления совершенствования правового положения сельскохозяйственных кооперативов, критически оцениваются изменения, внесенные в 2014 г. в гл. 4 Гоажданского кодекса РФ о юридических лицах, и показывается их возможное влияние на развитие сельскохозяйственной кооперации.

Abstract: This article discusses some areas for improvement in the legal situation of agricultural cooperatives, critically assessed changes in 2014 year in Chapter 4 of the Civil Code of the Russian Federation on legal persons, and their potential impact on the development of agricultural cooperation.

Ключевые слова: Cельскохозяйственная кооперация, производственный кооператив, потребительский кооператив, правовое положение, корпоративные организации, коммерческие и некоммерческие организации, гражданское законодательство, закон о кооперации.

Keywords: Agricultural cooperatives, production co-operative, consumer cooperative, legal situation, corporate institutions, commercial and non-profit organizations, civil law, the law on cooperatives.

В условиях экономического и финансового кризиса и импортозамещения повышается роль отечественного сельского хозяйства в обеспечении населения продуктами питания и устойчивого развития села. Конечно, «без преодоления общего кризиса экономики затруднительно оказывать на необходимом уровне поддержку сельскому хозяйству, гарантировать населению достойный уровень жизни. Вместе с тем без развития отечественного сельского хозяйства бесперспективной становится жизнь значительной части населения, связанной с сельским хозяйством»[1]. Получается своего рода замкнутый круг, однако из него все же можно выйти посредством развития, в частности, сельскохозяйственной кооперации как социального института, которое невозможно без надежной правовой базы.

Правовое положение сельскохозяйст-

венных кооперативов определяется Гражданским кодексом РФ и специальным Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» (далее -Закон о сельхозкооперации). С 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Закон № 99-ФЗ). Это означает, что законодательство о кооперации нужно приводить в соответствие с новой редакцией норм ГК. Однако следует отметить, что за два с лишним года, прошедшие с мая 2014 г., этого так и не было сделано. Те изменения, которые за указанный период вносились в Закон о сельхозкооперации, либо носили уточняющий терминологию характер, либо ка-

сались других вопросов (в основном, деятельности кредитных кооператив). Вместе с тем в связи с введением нового деления юридических лиц на корпоративные и унитарные организации (ст. 65.1 ГК РФ в ред. Закона № 99-ФЗ) в законодательстве о кооперации необходимо учесть нормы корпоративного права (поскольку и производственные, и потребительские кооперативы отнесены к корпорациям).

Некоторые из норм Закона № 99-ФЗ, как мы попытаемся показать далее, могут отрицательно повлиять на развитие сельскохозяйственной кооперации.

В основу Закона № 99-ФЗ были заложены идеи Концепции развития гражданского законодательства, разработанной в соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Поэтому напомним некоторые положения данной Концепции. Применительно к кооперативам в ней сказано, что их правовой статус урегулирован большим количеством федеральных законов, содержание которых отличает несогласованность ряда исходных положений; имеет место дублирование законодательных норм. Для исправления ситуации предлагается многочисленные законы объединить в два федеральных закона: о производственных кооперативах и о потребительских кооперативах[2].

Ранее в юридической литературе отмечалось, что действующее гражданское законодательство не учитывает кооперативную идентичность производственных и потребительских кооперативов и высказывались предложения о выделении в ГК РФ кооперативов в самостоятельный параграф или раздел главы о юридических лицах[3]. Мы разделяем эту позицию[4]. Однако Концепцией эти предложения восприняты не были: в ней сохраняется подход к делению кооперативов на производственные (коммерческие организации) и потребительские (некоммерческие организации). И в принципе с этим можно было бы смириться, ведь за 20 лет действия части первой ГК РФ такое положение стало привычным. Но представляется весьма спорным содержащееся в Концепции утверждение, что в отличие от производственных кооперативов, создаваемых для совместной

хозяйственной деятельности их членов с целью получения прибыли от производимых товаров и работ (оказываемых услуг и т.д.) и ее последующего распределения между своими членами, потребительские кооперативы как некоммерческие организации создаются исключительно с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов, которые не обязаны лично участвовать в деятельности создаваемых ими кооперативов (ограничивая свое участие уплатой паевых и иных необходимых денежных взносов).

Применительно к сельскохозяйственным потребительским кооперативам это утверждение не соответствует действительности. Согласно п. 1, 2 ст. 4 Закона о сельхозкооперации такие кооперативы - перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие и др. - создаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности кооператива. Т.е., сельхозтоваропроизводители обязаны передавать произведенную в их хозяйствах продукцию на переработку или реализацию в кооператив, приобретать через снабженческий кооператив семена, оборудование и т.п. Если член такого кооператива в течение года не участвует в его хозяйственной деятельности, то он может быть из него исключен (п/п. 6 п. 1 ст. 17 того же Закона). Так что участие члена кооператива в его деятельности не сводится только к уплате паевого и иных взносов. И наоборот, сам потребительский кооператив должен оказывать услуги в первую очередь своим членам (эта доля услуг должна быть не менее 50% - п. 13 ст. 4 того же Закона). Проведение операций преимущественно с членами своего кооператива (так называемое «правило односторонности») является одним из важных принципов кооперации не только в России, но и в других странах[5]. Можно только порадоваться, что положение Концепции о неучастии членов потребительского кооператива в его деятельности не нашло отражения в тексте ГК в ред. Закона № 99-ФЗ.

Но коль скоро кооператив осуществляет хозяйственные операции, прежде всего, со своими членами, то и прибыль, полученная коо-

перативом, есть «экономия» или «сбережения» членов кооператива, которые образовались за счет объединения ими своих усилий в кооперативе. Следовательно, она должна быть им возвращена^] пропорционально доле их участия в хозяйственной деятельности кооператива, что и предусмотрено в п. 2 ст. 36 Закона о сельхоз-кооперации. Поэтому нельзя согласиться с тезисом Концепции о том, что члены потребительского кооператива не вправе участвовать в распределении возможных доходов потребительского кооператива от разрешенной им (должно быть - «ему», т.е. кооперативу. - Авт.) предпринимательской деятельности[7]. По крайней мере, в отношении сельскохозяйственных потребительских кооперативов это совершенно неверно. Ведь возврат «экономии» от деятельности кооператива его членам нельзя считать распределением прибыли в классическом смысле.

Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции ГК РФ, несмотря на наличие нормы п. 1 ст. 50 ГК РФ о запрете распределения прибыли в некоммерческих организациях, в п. 5 ст. 116 содержалось положение о том, что доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. В действующих ст. 123.2 и 123.3 ГК РФ о потребительских кооперативах (в ред. Закона № 99-ФЗ) такого положения нет. Напротив, ст. 123.2 воспроизводит норму п. 1 ст. 50 о том, что в потребительских кооперативах как некоммерческих организациях прибыль между членами не распределяется, т.е. здесь идея, заложенная в Концепции, нашла свое нормативное закрепление. Поэтому велика вероятность того, что соответствующие нормы закона о сельскохозяйственной кооперации будут теперь признаваться нелегитимными. В связи со сказанным необходимо восстановить в ст. 123.2 ГК РФ норму о возможности распределения дохода, полученного кооперативом от его деятельности, между его членами. В противном случае сельскохозяйственные потребительские кооперативы окажутся в трудном положении[8], так как возврат «экономии» членам кооператива от их совместной деятельности в кооперати-

ве составляет саму суть кооперации. Если такого «возврата» не будет, то теряется смысл кооперативной деятельности.

Ранее нам уже приходилось писать о том, что между сельскохозяйственными производственными и потребительскими кооперативами много общего. Кроме того, производственные кооперативы по ряду параметров существенно отличаются от «типичных» коммерческих организаций: распределение прибыли по труду, а не по капиталу, способ принятия решений (не по долям участия в капитале или акциям, а по кооперативному принципу - один член кооператива - один голос) и т.п. Да и потребительские кооперативы нельзя считать чисто некоммерческими организациями. С последними их объединяет лишь один из двух названных в ст. 50 ГК критериев - отсутствие цели извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности. По многим признакам потребительские сельхозкооперативы ближе к коммерческим организациям: обязательное участие членов в деятельности кооператива (как в хозяйственных товариществах), распределение прибыли между членами, солидарная субсидиарная ответственность членов и т.п.[9]

Таким образом, следует согласиться с тем, что «потребительский кооператив занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями»[10]. Однако такая ситуация, как показано выше, не всегда принимается во внимание законодателем. Да и в литературе высказывалось мнение, что сельскохозяйственные потребительские кооперативы ничего общего с потребительскими кооперативами не имеют, и из этого тезиса автора следовало предложение переименовать такие кооперативы в кооперативы производительного потребления или в агросервисные кооперативы[8, с. 51]. С такой позицией, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку в подобных кооперативах их члены являются именно потребителями услуг соответствующего кооператива (услуг по сбыту продукции, снабжению необходимыми средствами производства, финансовых услуг и т.п.) и работают в них не сами члены кооператива (как в производственных кооперативах), а наемные работники, т.е. кооператив, является именно потребитель-

ским (не производственным!), Кроме того, само по себе «переименование» ничего не даст и не изменит характера отношений в кооперативе, но запутает ситуацию.

Законом № 99-ФЗ ст. 50 ГК дополнена п. 5, согласно которому потребительский кооператив как некоммерческая организация, занимающаяся приносящей доход деятельностью (ранее такая деятельность кооператива именовалась предпринимательской) должен иметь достаточное для осуществления этой деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. При сегодняшнем уровне минимального размера уставного капитала ООО (10 тыс. рублей) эта норма не представляет угрозы для существования потребительских кооперативов. Вместе с тем уже давно ведутся справедливые разговоры о том, что этот минимальный размер не обеспечивает удовлетворение потребностей кредиторов, поэтому его необходимо существенно увеличить. В случае, если это произойдет, данная норма может стать препятствием на пути создания кооперативов. На другие трудности применения данной нормы к кооперативам указывает Н.П. Воронина[8, с. 51-52].

Серьезные возражения вызывает норма п/п. 2 п. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ о том, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу сбытовым (торговым) потребительским кооперативам применяются нормы гл. 4 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) о производственных кооперативах (ст. 106.1106.6). Никаких правовых оснований для этого нет. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы не отвечают такому признаку производственного кооператива как личное трудовое участие членов. Сбытовые (торговые) кооперативы объединяют производителей сельскохозяйственной продукции (сельскохозяйственные коммерческие организации различных организационно-правовых форм, фермерские хозяйства, граждан, производящих соответствующий вид продукции в своих личных подсобных хозяйствах, и т.п.), которые кооперируют свои усилия по сбыту (реализации) этой продукции. Сами члены такого кооператива в нем

не работают (юридическое лицо и не может принимать личное трудовое участие в деятельности кооператива!), деятельность по сбыту осуществляют наемные работники. Поэтому такой кооператив, как указывалось выше, является потребительским в чистом виде. Хотелось бы, чтобы рассматриваемая норма была из Закона исключена или, по крайней мере, в ней появилась бы оговорка, что на сельхозкооперативы она не распространяется.

В заключение отметим справедливость высказанного в литературе мнения, что одним из основных способов, посредством которого государство может способствовать развитию кооперации, является создание надлежащей законодательной базы как о кооперации в целом, так и о сельскохозяйственной кооперации в частности[11]. Определенные шаги в этом направлении делаются. Но важно, чтобы при реформировании гражданского законодательства учитывались особенности сельскохозяйственной кооперации. Анализ названной Концепции и Закона № 99-ФЗ показывает, что это происходит далеко не всегда. Поэтому мы не разделяем оптимизм ученых, считающих, что рассмотренные новеллы гражданского законодательства, касающиеся правового статуса и деятельности сельскохозяйственных кооперативов, послужат успешному преодолению кризисных социально-экономических явлений, имеющих место в аграрном секторе страны[12]. Напротив, как показано выше, некоторые нововведения искажают суть кооперации и могут отрицательно сказаться на деятельности существующих кооперативов и затруднить создание новых.

В целях преодоления такого непонимания самой сути кооперации, проявившегося, в том числе, и в Законе № 99-ФЗ, а также для усилия роли кооперативов в аграрной экономике и в жизни общества, что особенно важно в кризисные периоды, в литературе высказываются предложения о целесообразности разработки общего закона о кооперации[13], который содержал бы понятие данной организационно-правовой формы, закреплял кооперативные принципы, общие положения для всех видов кооперативов и устанавливал основы правового положения отдельных видов кооперативов (в том числе сельскохозяйственных). Не отрицая целесообразность

принятия такого общего закона, поддерживая эту идею в принципе, выскажем все же сомнения, что в ближайшей перспективе это представляется маловероятным: время для этого упуще-

Библиография:

но, и вряд ли законодатель пойдет на очередное кардинальное перекраивание гражданского законодательства в условиях, когда в него только недавно внесены существенные изменения.

1. Беляева З.С. Продовольственная безопасность как условие обеспечения прав человека // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М.: Норма, 2000. С. 140.

2. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. ст. А.Л. Маковского. М.: Статус, 2009. С. 65-66.

3. Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России: правовые проблемы теории и практики // Государство и право. 1998. № 8. С. 73; Она же. Кооперативы как субъекты гражданского права // Субъекты гражданского права. М.: ИГП РАН, 2000. С. 63-68; Быть или не быть сельскохозяйственной кооперации в России (Материалы круглого стола, выступление Е.Н. Васильевой) // Государство и право. 1995. № 6. С. 130; Палладина М.И. Закон о сельскохозяйственной кооперации - значительное ли правовое достижение? // Государство и право. 1996. № 6. С. 91 и др.

4. Правовое обеспечение развития сельскохозяйственной кооперации / З.С. Беляева, В.В. Устюкова, Г.Л. Землякова, Э.И. Павлова. М.: ИГП РАН, 2005. С. 80.

5. Павлова Э.И. Государственное регулирование сельского хозяйства во Франции (организационно-правовые аспекты). М.: Наука. 1988. С. 111-112.

6. Чаянов А.В. Избранные произведения. М., 1989. С. 242-243.

7. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 65.

8. Воронина Н.П. Правовой статус сельскохозяйственных кооперативов: законодательные новеллы // Агро-продовольственная политика России. 2015. № 2. С. 49-52.

9. Беляева З.С., Устюкова В.В. Сельскохозяйственные кооперативы в системе юридических лиц // Аграрное и земельное право. 2006. № 3. С. 47.

10. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 1. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. С. 302.

11. Правовые проблемы обеспечения устойчивого развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного комплекса / И.П. Кузьмич [ и др.]; науч. ред. И.П. Кузьмич. Мн.: Бизне-софсет, 2011. С. 168.

12. Гущин Н.Е., Кузнецова И.Ю. Новое в гражданско-правовом регулировании деятельности сельскохозяйственных кооперативов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 3. С. 39.

13. Быстров Г.Е., Тычинин С.В. Совершенствование кооперативного законодательства России: международный и российский правовой опят // Евразийский юридический журнал. 2016. № 1; Шилова Н.П. Определение правового статуса сельскохозяйственных кооперативов в условиях реформирования законодательства о юридических лицах // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 4. С. 122; Новоселов А.В. О проблемах совершенствования правового статуса сельскохозяйственных кооперативов // Успехи современной науки. 2016. № 3. Т. 2. С. 98 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.