Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА В ВТО'

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА В ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ РЫНКА / ГАТС / ГАТТ / ТУРКМЕНИСТАН / ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ПЕРЕГОВОРЫ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабыева Айсолтан

Цель исследования - разработка предложений по либерализации сектора финансовых услуг экономики Туркменистана в условиях потенциального присоединения страны к Всемирной торговой организации. В статье рассмотрены проблемы и вызовы, с которыми может столкнуться Туркменистан в процессе переговоров об условиях присоединения к ВТО. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании целесообразности в рамках первоначального перечня специфических обязательств страны, предусмотренных ГАТС, в кратко- и среднесрочной перспективе сохранить статус-кво в торговле финансовыми услугами. В результате рекомендовано в условиях макроэкономики и ее переходного характера, учитывая непредсказуемую волатильность цен на углеводороды, оставить без изменения существующие в национальном законодательстве ограничения по доступу на рынок финансовых услуг и по национальному режиму при градуальном процессе снятия ограничений по движению капитала и полной его либерализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVING THE MECHANISM OF REGULATION AND LIBERALIZATION OF THE FINANCIAL MARKET IN THE CONDITIONS OF TURKMENISTAN'S ACCESSION TO THE WTO

The purpose of the study is to develop proposals for the liberalization of the financial services sector of the economy of Turkmenistan in the context of the country's potential accession to the World Trade Organization. The article considers the problems and challenges that Turkmenistan may face in the process of negotiations on the terms of accession to the WTO. The scientific novelty lies in the theoretical justification of the expediency of maintaining the status quo in trade in financial services in the short and medium term within the initial list of specific obligations of the country provided for by the GATS. As a result, in the conditions of macroeconomy and its transitional nature, taking into account the unpredictable volatility of hydrocarbon prices, it is recommended to leave the existing restrictions on access to the financial services market and on the national regime unchanged in the context of a gradual process of lifting restrictions on the movement of capital and its complete liberalization.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА В ВТО»

цесс позволяет создать команду квалифицированных профессионалов без дополнительных расходов на штатных сотрудников и дополнительные офисные помещения или оборудование. Благодаря аутсорсингу владельцы предприятий и высшее руководство могут сосредоточить свое время, внимание и ресурсы на профильной деятельности компании, занимаясь постановкой и достижением новых стратегических целей.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что основные причины, по которым аутсорсинг стал еще более популярным под влиянием пандемии Соу1с1-1 9, состоят в следующем:

1. Удаленная работа стала наиболее приемлемой.

2. Трудности с капиталом приводят к необходимости сокращения затрат.

3. Компании имеют возможность выбрать подходящего аутсорсера на активно развивающемся рынке.

Таким образом, на сегодняшний день в условиях пандемии Соу1с1-19 имеется достаточно много веских причин для использования аутсорсинга. Однако предприятиям следует учитывать, что переход к аутсорсингу требует некоторой адаптации, которая пройдет гораздо более плавно, если руководство выполнит следующие действия:

1. Составит максимально детализированный план адаптации.

2. Осуществит выбор оптимальной модели аутсорсинга (делегирование функций одного сотрудника или целой команды, отдела).

3. Подберет подходящего поставщика (провайдера) аутсорсинговыхуслуг специализирующегося на сфере деятельности предприятия. Ключевыми факторами здесь могут быть продолжительность работы компании на рынке, отзывы прошлых клиентов, подход кзащите интеллектуальной собственности, список опыт-

ных специалистов, гибкость моделей сотрудничества.

Следуя указанным выше рекомендациям, предприятие практически любой сферы деятельности сможет извлечет максимальную пользу из удаленной работы и периода пандемии Covid-19.

Литература:

1. Володин В.М., Куликова Т.Д. Анализ востребованности аутсорсинга как инструмента инновационного развития предприятий // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. -2021,-№3 (59).-С.202-216.

2. Дмитриев Н.Д, Инновационные риски реализации электроэнергетических проектов // Современные проблемы электроэнергетики и пути их решения.-2019.-С. 141-145.

3. Ивановская И.В. Применение аутсорсинга для повышения эффективности функционирования машиностроительных предприятий // Экономический журнал. - 2020. - №3 (59). - С. 6-19.

4. Мундусова С.М. Сущность аутсорсинга как инструмента повышения эффективности организации // Экономика и бизнес: теория и практика. -2021,-№8,-С. 149-151.

5. Родина Т.Е., Матюшевская В.К. Применение инноваций в управлении персоналом на примере компании Toyota // Актуальные вопросы развития инновационной экономики: сб. ст. Всероссийской науч.-практ. конференции, 2019. - С. 243-246.

6. Токарева Ю.А., Суворкова Ю.Е. Роль службы аутсорсинга // Евразийский Союз Ученых. - 2019. -№11-3 (68). - С.68-70.

7. Трофимова Н.Н. Перспективы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе дистанционного обучения в цифровом формате// Инновации в образовании. - 2020. - №6. - С. 136-146.

8. Трофимова Н.Н. Стратегические аспекты антикризисного управления предприятиями в период пандемии COVID-19 // Вестникуниверситета. -2020.-№11.-С. 59-66.

9. Ушакова Н.Е. Аутсорсинг функций управления проектами//Economics.- 2020. - №1 (44).- С.56-60. Ю.Юрин Д.Ю. Экономические границы применения аутсорсинга // Colloquium-journal. - 2019. -№10 (34).-С. 143-146.

CU О cu

м о.

ш

<

ж

S-

у-

S

in

PROBLEMS OF IMPROVING THE MECHANISM OF REGULATION AND LIBERALIZATION OF THE FINANCIAL MARKET IN THE CONDITIONS OF TURKMENISTAN'S ACCESSION TO THE WTO

Habyyeva Aysoltan, Postgraduate student, LLM, Department of International Economics and Management, Kuban State University, Krasnodar

The purpose of the study is to develop proposals for the liberalization of the financial services sector of the economy of Turkmenistan in the context of the country's potential accession to the World Trade Organization. The article considers the problems and challenges that Turkmenistan may face in the process of negotiations on the terms of accession to the WTO. The scientific novelty lies in the theoretical justification of the expediency of maintaining the status quo in trade in financial services in the short and medium term within the initial list of specific obligations of the country provided for by the GATS. As a result, in the conditions of macroeconomy and its transitional nature, taking into account the unpredictable volatility of hydrocarbon prices, it is recommended to

leave the existing restrictions on access to the financial services market and on the national regime unchanged in the context of a gradual process of lifting restrictions on the movement of capita! and its complete liberalization.

Keywords: World Trade Organization; trade in services; market liberalization; GA TS; GA TT; Turkmenistan; WTO accession; specific commitments; negotiations; financial services.

DOM 0.24923/2222-243X.2021 -41.21

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА

В ВТО

©Хабыева А., 2021 Цель исследования - разработка предложений по либерализации сектора

финансовых услуг экономики Туркменистана в условиях потенциального присоединения страны к Всемирной торговой организации. В статье рассмотрены проблемы и вызовы, с которыми может столкнуться Туркменистан в процессе переговоров об условиях присоединения к ВТО. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании целесообразности в рамках первоначального перечня специфических обязательств страны, предусмотренных Г АТС, в кратко- и среднесрочной перспективе сохранить статус-кво в торговле финансовыми услугами. В результате рекомендовано в условиях макроэкономики и ее переходного характера, учитывая непредсказуемую во-латильность цен на углеводороды, оставить без изменения существующие в национальном законодательстве ограничения по доступу на рынок финансовых услуг и по национальному режиму при градуальном процессе снятия ограничений по движению капитала и полной его либерализации. Ключевые слова: Всемирная торговая организация; торговля услугами; либерализация рынка; ГА ТС; ГА TT; Туркменистан; вступление в ВТО; специфические обязательства; переговоры; финансовые услуги.

Введение

В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) различные аспекты торговли услугами, включая финансовые услуги, регулируются соглашением ГАТС. В контексте потенциального присоединения Туркменистана к ВТО вопросы либерализации и открытия финансового сектора страны с учетом его основополагающей роли в обеспечении макроэкономической стабильности, в разработке и проведении отвечающего национальным интересам денежно-кредитного регулирования, в создании условий для динамичного экономического роста и развития, безусловно, явятся одними из ключевых в процессе переговоров делегацииТуркменистана об условиях вступления в ВТО и при разработке первоначальных предложений страны относительно перечня специфических обязательств по финансовым услугам. В этой связи актуальность данного исследования заключается в разработке конкретных практических предложений, направленных на совершенствование механизма регулирования финансового рынка и его либерализации.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) детальное изучение норм и правил ВТО, регулирующих различные аспекты торговли услугами; 2) выявление основных проблем, которые могут возникнуть в процессе переговоров Туркменистана с рабочей группой ВТО об условиях присоединения к ВТО в контексте либерализации сектора финансовых услуг; 3) разработка практических рекомендаций, которые могут быть востребованы в процессе подготовки Туркменистаном проекта первоначальных предложений по специфическим обязательствам в сфере торговли финансовыми услугами.

Для осмысления механизма регулирования торговли финансовыми услугами и его совершенствования в контексте ВТО в статье

УДК 339.972 ВАК РФ 08.00.14

ХАБЫЕВА Айсолтан,

аспирантка, магистр права, кафедра Мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар

применяются следующие методы исследования анализ и сравнение, исторических, экспертных оценок и сравнительно-правовой.

Теоретической базой исследования послужили публикации российских и зарубежных ученых - Е.Ф. Авдокушин, В.Д. Андрианов, С.Ю. Глазьев, И.И. Дюмулен, H.H. Л ивенцев, Я.С. Лисоволик, М.Ю. Медведков, Bagwell Kyle, Baldwin Robert, Hoekman Bernard, A. Mattoo, A. Subramanian, K.H.O'Rourke, J.G. Williamson, Robert W. Staiger, С. Michalopoulos и др.

Основная часть

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что ГАТС не является соглашением о либерализации торговли услугами. Оно устанавливает только фундаментальные принципы, которые должны лежать в основе разработки и осуществлении политики либерализации торговли услугами в рамках компетенции Всемирной торговой организации.

В состав ГАТС входят: 1) рамочное соглашение по всем возможным секторам сферы услуг (например, финансовые услуги, строительные услуги и др.); 2) приложения по специфичным секторам, прочие соглашения и договоренности (Приложение по финансовым услугам; Второе приложение по финансовым услугам; Приложение по телекоммуникациям и др.); 3) перечни специфических обязательств, которые определяют условия доступа на рынки, национальный режим и др.

В целом обязательства вступающей в ВТО страны, предусмотренные ГАТС, разделяют на две группы: а) общие обязательства и правила, которые носят непосредственный характер и принимаются всеми странами по всем секторам услуг, и б) специфические обязательства, являющиеся индивидуальными для каждой страны, и которые определяют доступ и применение национального режима в определенных секторах внутреннего рынка услуг

Заметим, что в большинстве международных договоров, касающихся вопросов либерализации торговли услугами, практикуют принятие обязательств по негативному или позитивному списку секторов/поставщиков услуг. В первом случае страна в первоначальном перечне принимает обязательства по степени ограничения национального режима и доступа на внутренние рынки поставщиков услуг (горизонтальный, или негативный перечень обязательства). Альтернативный подход предусматривает составление перечня всех секторов услуг, на которые распространяются те или иные меры либерализации торговли

(вертикальный, или позитивный перечень обязательств).

ГАТС использует гибридную схему принятия обязательств: горизонтальный перечень охватывает обязательства по всем секторам услуг, и вертикальный перечень устанавливает обязательства по ограничению доступа на рынки и применение национального режима по специфичным секторам услуг.

Среди общих обязательств и правил ГАТС принцип обеспечения режима наибольшего благоприятствования (РНБ), предусматривающего создание равных условий конкуренции на определенном рынке услуг для всех членов ВТО, имеет так же, как и в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), фундаментальное значение. В этой связи в процессе подготовки к переговорам об условиях присоединения к ВТО правительству Туркменистана следует иметь в виду две особенности применения РНБ. Во-первых, режим наибольшего благоприятствования применяется даже в отношении тех секторов услуг, которые страна не включит в перечень своих специфичных обязательств, а также в случае так называемого взаимного исключения, когда страна, отказав другому члену ВТО в поставке определенных услуг, должна в равной мере исключить возможность в поставке таковых услуг всеми другими странами-членами ВТО. Во-вторых, хотя РНБ применим для всех секторов услуг, в Приложении к ГАТС по изъятиям из обязательств по статье II (пункт 6) предусмотрены определенные и имеющие временный, но связанный характер (до 10 лет), исключения, которые должны быть приложены к перечню специфических обязательств Туркменистана.

Вторая группа обязательств - специфические обязательства - являются предметом переговоров между Туркменистаном и рабочей группой ВТО по вопросам разработки проекта обязательств по степени открытости и доступности рынка определенных секторов услуг и ограничений национального режима.

Следует выделить четыре важнейших аспекта процесса разработки и принятия специфических обязательств:

1. Страна, вступающая в ВТО, самостоятельно и независимо принимает решение о том, в каких конкретно секторах услуг могут быть приняты обязательства по доступу на рынок и по обеспечению национального режима. Эта важнейшая особенность ГАТС позволит правительству Туркменистана принять относительно мягкие обязательства в тех секторах услуг, которые в настоящее время оп-

UJ

S ЪС

о

UJ

=r

s X

О X

о со

114

ределяют, например, финансово-экономическую стабильность страны и, соответственно, являются предметом строгого надзора и регулирования,

2. Страны вправе сохранять существующие в текущем законодательстве ограничения и исключения по доступу на рынки услуг и по национальному режиму и включить их в первоначальный перечень специфических обязательств. Эти ограничения и исключения касаются всех секторов услуг.

3. Ограничения по доступу на рынок и по национальному режиму для конкретных и специфичных секторов услуг, предусмотренные в вертикальном (секторальном) перечне обязательств, должны быть по меньшей мере аналогичны по своему содержанию и форме ограничениям, которые предусмотрены в горизонтальном перечне обязательств.

4. Туркменистан обязан в процессе переговоров с рабочей группой об условиях присоединении к ВТО представить первоначальные предложения по специфичным обязательствам, которые страна должна принять в соответствии с частью III ГАТС, предусматривающей поставку всех услуг, в том числе финансовых услуг, посредством четырех способов: (1) трансграничная поставка; (2) потребление за рубежом; (3) коммерческое присутствие; (4) присутствие физических лиц [1, статья I].

Заметим, что в ГАТС не дано ни нормативного, ни позитивного определения термина "доступ на рынок", но четко выделяются шесть типов ограничений доступа на рынок, которые запрещены к применению любым членом ВТО, если иное не предусмотрено перечнем его специфических обязательств [Там же, статья XVI]. Концептуально, такого рода ограничения доступа на национальные рынки услуг в общем виде аналогичны принципам количественных ограничений доступа на рынок товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи XI ГАТТ, согласно которому ни один из членов ВТО не имеет право устанавливать на импорт любых товаров с территории другого члена Всемирной торговой организации или на экспорт любых товаров на территорию другого члена ВТО каких-либо запретов или ограничений в форме квот, лицензий на импорт или экспорт или иных мер, кроме пошлин, налогов или иных сборов [2, статья XI].

Вместе с тем следует подчеркнуть, что Туркменистан, как и любая другая страна, вступающая в ВТО, в первоначальном перечне принимаемых специфических обязательств может оговорить исключения из правил ГАТС по зап-

рету или ограничениям доступа на национальные рынки услуг по каждому из четырех способов поставок услуг. Например, в сфере банковских услуг Туркменистан вправе предусмотреть такие исключения, как требование получения лицензий на ведение банковской деятельности, ограничение по размеру иностранного капитала или организационно-пра-вовой форме кредитного учреждения.

С точки зрения обеспечения национального режима, в ГАТС не предусмотрены какие-либо ограничения и в соответствии с пунктом 2 статьи XVII ГАТС, разрешающим предоставление формально отличного режима зарубежным поставщикам услуг при условии обеспечения равных условий конкуренции с отечественными поставщиками услуг, Туркменистан при разработке проекта первоначального перечня специфических обязательств вправе включить все необходимые ограничительные меры в рамках национального режима в любых секторах услуг, по которым принимаются обязательства.

Важно отметить, что Туркменистан вправе внести корректировки в принятый перечень специфических обязательств на основе переговоров с заинтересованными членами ВТО и при условии обеспечения альтернативного доступа на рынок услуг [1, статья XXI; 3]

В целом ГАТС сравнительно с ГАТТ является технически более сложным соглашением, но вместе с тем оно отличается гибкостью и предоставлением более широкой свободы выбора. Так, присоединяющаяся к ВТО страна самостоятельно и независимо определяет перечень секторов и подсекторов сферы услуг, которые будут открыты для иностранных поставщиков. В нормах и правилах ВТО не предусмотрен в этом отношении какой-либо минимально допустимый численный или процентный порог. Во-вторых, власти Туркменистана вправе устанавливать необходимые ограничения как на доступ к рынку, так и по правилам применения национального режима в наиболее чувствительных секторах и подсекторах сферы услуг. В-третьих, в соответствии с пунктом 2 главы X ГАТС Туркменистан, указав причины и предварительно уведомив Совет по торговле услугами, вправе в период до вступления в силу результатов переговоров, упомянутых в пункте 1 и вопреки положениям пункта 1 статьи XXI, изменить или отозвать какое-либо специфическое обязательство, спустя год с даты вступления в силу этого обязательства.

В контексте сектора финансовых услуг необходимо сделать акцент на том, что в соот-

ветствии с пунктом 3 (Ь) статьи I ГАТС любые виды услуг, которые оказываются в рамках осуществления государственных функций, включая, как на это указывает пункт 1 (Ь) Приложения ГАТС по финансовымуслугам, деятельность центрального банка, монетарных властей или любых иных государственных органов при реализации денежно-кредитной и валютно-кур-совой политики, равно как и деятельность любых иных органов, которые выполняют определенные общественно-значимые функции от имени и по поручению государства в сфере социального и пенсионного обеспечения или используют государственные финансовые ресурсы, не подпадают под действие данного соглашения.

ГАТС через пункт 3 (с) статьи I, поясняющий, что оказываемая в рамках осуществления государственных функций услуга - это услуга, которая предоставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с другими поставщиками услуг, также разрешает правительству Туркменистана разрабатывать и применять на практике иные меры финансовой поддержки для достижения целей экономического развития страны. То есть, правительству Туркменистана в рамках переговорного процесса с рабочей группой Всемирной торговой организации следует учесть, что после вступления страны в ВТО Центральный банк и другие представители монетарных властей сохранят независимость и полную автономность в разработке и осуществлении денежно-кредит-ной и валютно-курсовой политики, в обеспечении макроэкономической стабильности страны и в распределении государственных финансовых ресурсов по приоритетным направлениям экономического развития Туркменистана.

Вместе с тем в отношении национального рынка финансовых услуг и, прежде всего, банковских услуг п ра вител ьству стра ны целесооб-разно принять во внимание требования ВТО о либерализации рынка финансовых услуг с точки зрения обеспечения доступа на этот рынок и способов поставок финансовых услуг как безусловную предпосылку вступления страны во Всемирную торговую организацию. В этой связи представляется важным обеспечить предварительную разработку переговорной стратегии, которая способствовала бы, с одной стороны, защите национальных интересов страны в макроэкономической и регуля-торной сфере, а с другой стороны - постепенной либерализации рынка финансовых услуг Туркменистана и его транспарентность, как

того требуют общие обязательства, принимаемые в рамках ГАТС.

Опыт большинства стран мира, являющихся членами ВТО, свидетельствует, что не существует универсальной для всех стран стратегии переговоров по вопросу либерализации сферы услуг, но в любом случае и при любой переговорной стратегии критически важно учесть реальные и обоснованные темпы открытия и либерализации национального рынка финансовых/банковских услуг.

Среди стран бывшего СССР, являющихся в настоящее время членами ВТО,только Кыргызстан и Грузия в рамках принятых специфических обязательств осуществили практически полную либерализацию рынка банковских услуг, разрешив осуществление практически всех видов банковской деятельности по первым трем способам поставки услуг без каких-либо ограничений, и оставив определенные ограничения по способу поставки услуг через физическое присутствие зарубежных поставщиков. [4; 5].

Армения так же, как и Кыргызстан и Грузия, ограничив доступ на рынок банковских услуг посредством физического присутствия зарубежных поставщиков, практически полностью открыла рынок для других способов поставки, установив при этом два ограничения - по запрету страховым компаниям осуществлять банковскую деятельность и по запрету филиалам зарубежных банков-нерезидентов Армении принимать вклады и прочие возвратные денежные средства от граждан Армении [6].

Республика Молдова в рамках горизонтального перечня специфических обязательств по банковскому сектору разрешила участие зарубежных банков во всех видах банковской деятельности только через филиалы или дочерние компании, получивших лицензию Национального Банка Молдовы (НБМ), организованных в форме акционерного общества и полностью оплативших сумму первоначального капитала. [7].

Таджикистан в рамках принятого перечня горизонтальных обязательств запретил поставку всех услуг, в том числе банковских услуг, по третьему способу (коммерческое присутствие) через представительства иностранных компаний [8]. Что касается перечня вертикальных обязательств, то Таджикистан предусмотрел следующие ограничения доступа на рынок банковских услуг по третьему способу поставки:

1) коммерческое присутствие допускается только в форме акционерных обществ, при

не

ш %

НС

о

ш

т ^

X

О X

о

НС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

116

этом основным учредителем и участником дочерней кредитной организации с иностранными инвестициями должен быть только ино-странный банк, являющийся таковым по законодательству страны места нахождения (регистрации);

2) если участие иностранного капитала в банковской системе страны превысит 51%, то дальнейшее приобретение национальных поставщиков банковскихуслуг за рубежными банками и иными финансовыми институтами ограничивается;

3) коммерческое присутствие в форме филиала зарубежного банка допускается через пять лет после даты присоединения страны к ВТО. При этом Таджикистан принял обязательства отменить все ограничения по трансграничной поставке банковских услуг через 8 лет после даты вступления страны в ВТО [Там же].

Таким образом, краткий анализ принятых обязательств по банковскому сектору различных стран бывшего СССР свидетельствует, что власти Туркменистана имеют достаточно широкий выбор при разработке проекта первоначальных предложений по специфическим обязательствам в сфере банковскихуслуг как с точки зрения внесения в этот перечень всех необходимых ограничений по доступу на рынок, так и с позиций применения национального режима в отношении зарубежных поставщиков услуг.

С точки зрения национальных интересов Туркменистана и в контексте возможного присоединения страны к ВТО ключевым сегментом в области суверенной экономической политики является обеспечение финансовой стабильности и регулирование банковской деятельности.

Стабильность финансовой системы Туркменистана обеспечивается определенными ограничениями в движении капитала и конвертируемости национальной валюты, обусловленные необходимостью поддержания равновесия платежного баланса, фиксированного обменного курса и цен.

Следует заметить, что в процессе переговоров о либерализации сферы услуг экономики Туркменистана члены рабочей группы ВТО, ссылаясь на примеры других переходных стран (например, Грузии, Кыргызстана или Армении) и в качестве необходимой предпосылки присоединения к ВТО, могут потребовать смягчения или полного снятия ограничений и открытия финансового рынка Туркменистана для иностранных инвестиций.

Подчеркнем, что нормы и правила ВТО не уста на вливают жестких и четко определенных

требований к степени открытости рынка услуг в целом и рынка банковских услуг, в частности. Все это необходимо принять во внимание правительству страны при выработке переговорной позиции в отношении рынка и способов поставки финансовых услуг.

Из четырех способов поставки финансовых услуг наиболее чувствительным для макроэкономической среды любой страны является трансграничная поставка. Опыт развивающихся стран и стран с переходной экономикой, относительно недавно вступивших в ВТО, свидетельствует, что с учетом высокой степени вовлеченности трансграничного способа поставки финансовыхуслуг в капитальные трансферты и, соответственно, обусловливающего волатильность динамики движения капитала, Туркменистану нецелесообразно вносить ка-кие-либо изменения в существующий порядок регулирования деятельности кредитных организаций. Стратегия сохранения статус-кво в этой сфере является достаточно разумной, если принять во внимание, что для финансового рынка Туркменистана приоритетными направлениями его либерализации и открытия, на наш взгляд, в значительно большей степени является получение современных банковских технологий и менеджмента, но не обеспечение условий свободного движения капиталов. Либерализация и открытие рынка страны для трансграничной поставки финансовых услуг, по нашему мнению, несет больше рисков, чем каких-либо очевидных выгод.

Если по первому способу поставки финансовых услуг Туркменистану следует занять однозначно жесткую позицию, ограничивающую возможности капитальных трансфертов, то существующее в настоящее время регулирование второго способа поставки - потребление финансовых услуг за рубежом - может быть либерализовано в полном объеме.

Заметим, что практически все развивающиеся страны и страны с переходной экономикой в контексте присоединения к ВТО не вводили ограничений по второму способу поставки финансовыхуслуг.Также следует подчеркнуть, что предложение правительства Туркменистана о полной либерализации второго способа поставки финансовых услуг явится достаточно разумным тактическим шагом в процессе переговоров с рабочей группой ВТО в силу либерального характера самого предложения, которое не несет риски дестабилизации финансового рынка страны и не связано с дополнительными издержками.

По нашему мнению, с учетом необходимости обеспечения высокого уровня защиты фи-

нансового сектора Туркменистана и с точки зрения практической возможности создания и функционирования в стране зарубежных кредитных организаций, наиболее дискутируемым и определяющим вопросом в процессе переговоров о вступлении страны в ВТО явится третий способ поставки финансовых услуг-коммерческое присутствие.

Опыт других стран показывает, что возможности присоединения Туркменистана к ВТО в значительной степени будут определяться готовностью властных структур государства принять какие-либо обязательства по обеспечению коммерческого присутствия зарубежных кредитных организаций на национальном рынке финансовых услуг.

Мы считаем, что переговорная позиция страны может быть существенно усилена, если правительство Туркменистана предложит к рассмотрению несколько сценариев либерализации доступа на внутренний финансовый рынок. Например, Центральный Банк страны мог бы расширить доступ на внутренний рынок иностранных кредитных организаций, разрешив им приобретение контрольного пакета акций национальных банков, что приведет к росту капитальной базы банковских структур и последующему увеличению объемов доступных для экономики Туркменистана финансовых средств.

Также может быть рассмотрен вариант и полного коммерческого присутствия зарубежных банков на финансовом рынке страны с учетом возможности введения ограничений, предусмотренных пунктом 2 статьи XVI ГАТС, То есть правительство Туркменистана, приняв обязательства по открытию рынка финансовых услуг для иностранных кредитных организаций через их коммерческое присутствие, будет иметь право установить следующие ограничения:

1) по максимальному количеству зарубежных банков и/или их подразделений, функционирующих в стране;

2) по стоимости активов (например, суммарная стоимость активов зарубежных банков не должна превышать 10% суммарной стоимости активов всех национальных банков);

3) по числу банковских операций или общего стоимостного объема предоставляемых банковских услуг (например, по объемам кредитных средств, предоставляемых зарубежным компаниям);

4) по численности физических лиц (особенно иностранцев), которые могут быть наняты зарубежной кредитной организацией или по

доле фонда заработной платы зарубежной трудовой силы;

5) по организационно-правовой форме зарубежной кредитной организации (например, коммерческое присутствие в форме филиала, дочерней компании, представительства,хозяйственного или акционерного общества и др.) и

6) по участию иностранного капитала.

Что касается четвертого способа поставки,

- присутствие физических лиц, то содержательная часть обязательств по доступу на внутренний рынок финансовых услуг и применение национального режима во многом будут определяться принимаемыми обязательствами Туркменистана по коммерческому присутствию. Влюбом случае все страны бывшего СССР, недавно вступившие в ВТО, приняли практически одинаковые ограничения в отношении четвертого способа поставки банковских услуг, и позиция рабочей группы ВТО в этом плане достаточно мягкая.

Учитывая особую важность данного вопроса для Туркменистана, равно как и для всех развивающихся стран и государств с переходной экономикой, следует еще раз подчеркнуть, что ГАТС в принципе не предусматривает принятие страной, вступающей в ВТО, обязательств по обеспечению свободного международного движения капитала, если сама страна не примет таковых обязательств. Так, например, если в рамках проведения переговоров Туркменистан примет обязательства по трансграничной поставке финансовых услуг и этот способ оказания услуг будет связан с трансграничным движением капитала, то страна соответственно берет обязательства не препятствовать такому движению. Более того, если страна примет обязательства по поставке услуг через коммерческое присутствие, то Туркменистан соответственно должен обеспечить свободный приток капитала для зарубежных кредитных организаций, открывших свои офисы в стране. Иначе говоря, если Туркменистан примет обязательства по первому и второму способам поставок финансовых услуг, то страна должна принять меры по определенной либерализации движения международного капитала. Это предусмотрено ссылкой 8 к пункту 1 статьи XVI ГАТС, указывающей, что если страна берет обязательство о доступе на рынок в отношении трансграничной поставки, и если трансграничное движение капитала является существенной частью самой услуги, то страна обязуется в связи с этим разрешить указанное движение капитала; если страна берет обязательство о доступе на рынок в отношении по-

НС

ш %

нс о

ш

т ^

X

О X

о

НС

со

118

ставки услуги посредством коммерческого присутствия, то она обязуется в связи с этим разрешить соответствующий перевод капитала на свою территорию [1].

Вместе с тем это не означает, что Туркменистан будет обязан обеспечить полную свободу движения международного капитала: пункт 1 статьи XI ГАТС обязывает страну обеспечить осуществление только тех международных переводов и платежей по текущим операциям, которые будут касаться специфических обязательств Туркменистана.

Более того, правительству страны следует учесть, что ГАТС предоставляет стране право введения ограничений на осуществление международных платежей и переводов даже в том случае, если таковые ограничения явятся нарушением принятых Туркменистаном специфических обязательств. Так, в соответствии со статьей XII ГАТС денежно-кредитные власти страны могут ввести ограничения на любые международные платежи и переводы при возникновении серьезных затруднений с платежным балансом Туркменистана.

Статья XIV и статья предоставляют

стране право введения ограничений в рамках, так называемых, общих исключений и исключений по соображениям безопасности (например, для защиты жизни и здоровья, общественной морали и общественного порядка и др.). Как правило, такие ограничительные меры вводятся властями при необходимости предотвращения банкротства кредитных организаций или при обнаружении в их деятельности признаков нарушений валютного законодательства.

Монетарные власти Туркменистана также вправе ограничивать осуществление международных платежей и переводов для обеспечения "целостности и стабильности финансовой системы" и для "защиты инвесторов, вкладчиков, держателей полисов...", как это предусмотрено пунктом 2(а) Приложения ГАТС по финансовым услугам.

Правительству страны следует принять во внимание, что кроме исключений, предусмотренных соответствующими статьями ГАТС и разрешающих введение ограничений по международным платежам и переводам, статьи XIV и VIII Соглашения МВФ предоставляют стране предварительно одобренное Международным валютным фондом право установления определенных и имеющих временный или транзитный характер лимитов по текущему счету.

Кроме того, Соглашение МВФ разрешает ее членам применять любые ограничительные

меры, предусмотренные статьями XII, XIV, XIV-Ы$ и пунктом 2 (а) Приложения ГАТС по финансовым услугам в отношении текущего счета. Важно отметить, что пункт 9 (а) статьи XV ГАТТ также разрешает Туркменистану вводить валютный контроль или валютные ограничения в соответствии со статьями Соглашения о Международном валютном фонде.

Что касается последнего из возможных ограничений, которым может воспользоваться правительство Туркменистана, то оно относится к капитальному счету платежного баланса, движение по которому в соответствии с пунктом 1 статьи VI Соглашения МВФ может быть запрещено самим Международным валютным фондом с целью предотвращения использования ресурсов МВФ при значительном оттоке капитала из страны. Как видим, в определенных случаях, права и обязательства участников Соглашения МВФ превалируют над правами и обязательствами стран-членов ВТО [9].

Таким образом, для Туркменистана в условиях сложившейся слабой макроэкономической и регуляторной среды и финансовая система которого не является стабильной и открытой, не следует принимать обязательства по снятию торговых барьеров и равной либерализации по всем способам поставок финансовых услуг. По нашему мнению, принимая во внимание потенциально высокую степень дестабилизирующего воздействия свободного движения капитала на состояние банковского сектора и устойчивость национальной валюты, монетарным властям страны в контексте переговоров о присоединении Туркменистана к ВТО как минимум целесообразно, во-пер-вых, сохранить существующие ограничения по трансграничной поставке, и, во-вторых, принять умеренные обязательства как по коммерческому присутствию, так и по ограниченной либерализации движения капитала.

На наш взгляд, в основе переговорной позиции делегации Туркменистана в отношении финансового сектора страны должен лежать принцип статус-кво в кратко- и среднесрочной перспективе и принцип последовательного реформирования экономической и торговой политики с последующим постепенным снятием ограничений по движению капитала и полной его либерализации. О целесообразности такого подхода свидетельствует опыт многих стран. Например, в Тайване до сих пор существуют определенные ограничения международных переводов и платежей по капитальному счету, хотя в соответствии со специ-

фическими обязательствами страны ее рынки финансовых услуг открыты для зарубежных поставщиков. Южная Корея ограничивает как доступ на внутренние финансовые рынки, так и движение международного капитала [10].

Подчеркнем, что к настоящему времени большинство стран-членов ВТО не приняли каких-либо специфичных обязательств по первому способу поставки финансовых услуг (трансграничная поставка), посколькулибера-лизация торговой политики в отношении данного способа поставки услуг, как правило, приводила к повышению степени неустойчивости финансовой системы стран и усилению риска возникновения и углубления финансового кризиса.

Следует заметить, что положения ГАТС учитывают также возможность дестабилизации текущего счета страны, когда его дефицит в совокупности с недостаточным притоком иностранного капитала и недопустимо низкими валютными резервами страны не позволяет обеспечить финансирование необходимого импорта товаров и услуг.

Для снижения риска возникновения кризиса платежного баланса, как правило, страны расширяют экспорт и/или вводят ограничения на импорт товаров и услуг. Статья XI ГАТС разрешает стране вводить ограничения по международным платежам и переводам по всем операциям в рамках того или иного сектора услуг, по которым были приняты специфические обязательства в случае, если платежный баланс страны испытывает серьезные затруднения или экономика страны потенциально может столкнуться с внешними финансовыми трудностями и угрозами. Статья XII ГАТС по своей сути аналогична статье XII ГАТТ, позволяющей Туркменистану в случаях возникновения серьезной угрозы сокращения валютных резервов и необходимости обеспечения их роста вводить количественные или стоимостные ограничения по ввозу в страну товаров.

В процессе выработки переговорной позиции правительству Туркменистана необходимо обратить особое внимание, во-первых, на пункт 2 статьи XVIII ГАТТ, позволяющей развивающимся странам для реализации программ и политики экономического развития вводить количественные меры ограничения ввоза товаров в целях защиты платежного баланса и, во-вторых, на пункт 1 статьи XII ГАТС, в соответствии с которым монетарные власти развивающейся страны и страны с переходной экономикой правомочны вводить ограничения на торговлю услугами для обеспечения

объема финансовых резервов, достаточных для реализации программ экономического развития.

В целом статья XII ГАТС дает возможность Туркменистану при возникновении серьезных затруднений с платежным балансом и внешними финансовыми трудностями или угрозы этого ограничить торговлю услугами, которые входят в перечень его специфических обязательств, включая ограничения по осуществлению международных платежей и переводов в рамках данных специфических обязательств. При этом денежно-кредитным властям страны следует иметь в виду, что вводимые ограничения по текущему счету должны иметь недискриминационный и временный характер, не противоречить соответствующим положениям Соглашения о МВФ, постепенно смягчаться по мере улучшения состояния платежного баланса, не обусловливать нанесение избыточного ущерба финансово-экономическим и коммерческим интересам других стран-членов ВТО и не использоваться для защиты специфических отраслей или секторов услуг [11].

В процессе подготовки к переговорам о присоединении Туркменистана к ВТО целесообразно принять во внимание ряд особых и характерных черт статьи XII ГАТС. Во-первых, пункт 1 статьи XII предоставляет безусловное право Туркменистану, экономика которого имеет переходной характер, принять меры для наращивания финансовых резервов, адекватных для реализации программ транзитного периода. То есть данный пункт является правовой основой принятия Туркменистаном необходимых мер, связанных с ухудшением состояния платежного баланса, однако разрабатываемые меры должны быть в пределах, которые необходимы для урегулирования платежного баланса или снижения степени воздействия внешних финансовых трудностей или для предотвращения угрозы их негативного влияния на экономику страны.

Во-вторых, пункт 3 статьи XII дает монетарным властям Туркменистана право введения ограничений по тем секторам услуг, которые являются приоритетными для принятых программ социально-экономического развития страны. При этом следует подчеркнуть, что ни ВТО, ни МВФ не могут требовать от страны, например, разработки и последующей реализации альтернативных, менее ограничительных мер, которые противоречили бы целям развития страны. В этом аспекте ГАТТ и ГАТС принципиально отличаются друг от друга. Если ГАТТ разрешает правительству Туркмениста-

НС

ш %

нс о

ш т

X

О X

о

НС

со

120

на вводить необходимые ограничения по текущему счету платежного баланса и, соответственно, не выполнять принятые обязательства по открытию рынка для импорта товаров, то статья XII и пункт 2 статьи XI ГАТС в целях обеспечения поддержки адекватных для целей экономического развития страны валютных резервов и несмотря на принятые специфические обязательства, дают право денежно-кредитным властямТуркменистана установить контроль также и по капитальному счету платежного баланса, ограничив зарубежные поставки услуг [12].

Важно, чтобы меры контроля и ограничений по капитальному счету не применялись в качестве торгового барьера протекционистского характера и не использовались как средство уклонения от выполнения специфических обязательств Туркменистана.

В перспективе переговорной делегации Туркменистана необходимо учесть, что при рассмотрении первоначального перечня специфических обязательств по сектору финансовых услуг рабочая группа ВТО может потребовать в качестве условия вступления страны во Всемирную торговую организацию обеспечить снятие каких-либо ограничений по оттоку капитала, ссылаясь при этом на решение Апелляционного органа ВТО по торговому спору США - Услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий и имеющее отношение к интерпретации пунктов 2 (а), (Ь) и (с) статьи XVI ГАТС [13]. Данные пункты статьи XVI запрещают странам устанавливать или сохранять меры, которые ограничивали бы число поставщиков услуг, общую стоимость сделок по услугам или активов, общее число операций с услугами или общий объем производства услуг.

При рассмотрении торгового спора Апелляционный орган ВТО принял решение, что если упомянутые выше меры оказывают соизмеримый эффект на ограничение степени доступности рынка и носят количественный характер, то таковые меры являются нарушением соответствующих пунктов статьи XVI ГАТС.

Учитывая, что решения по торговым спорам в ВТО носят прецедентный характер, а ограничения по капитальному счету являются количественными, то с большой долей вероятности можно предположить, что в случае возникновения затруднений с платежным балансом или угрозой негативного воздействия внешних финансовых факторов, вводимые страной меры контроля за оттоком капитала могут быть оспорены другими членами ВТО. В

этой связи монетарным властямТуркменистана весьма важно в первоначальном перечне специфических обязательств предусмотреть необходимые и пруденциальные меры ограничений доступа на этот рынок.

Очевидно, что положения ГАТС могут вызвать определенную озабоченность правительства Туркменистана относительно возможности ограничения суверенитета в принятии независимых регуляторных и пруденциальных мер в области денежно-кредитной политики после вступления страны в ВТО, тем более, что ни в одном из соглашений и договоренностей ВТО, включая ГАТС, не дается определения понятия "меры пруденциального характера", интерпретация которого подпадает под юрисдикцию органа ВТО по разрешению споров.

В настоящее время статья 2 (а) Приложения ВТО по финансовым услугам разрешает любому члену ВТО принимать меры пруденциального характера в области внутреннего регулирования для обеспечения защиты инвесторов, вкладчиков, полисодержателей, а также для защиты целостности и стабильности всей финансовой системы страны вне зависимости от любых положений ГАТС. Такого рода меры могут в принципе противоречить обязательствам страны по режиму наибольшего благоприятствования, национальному режиму или доступу на рынки. Хотя аналогичные исключения из общих правил предусмотрены и в других соглашениях ВТО, например, статья XX ГАТТ, статья 73 ТРИ ПС или статья XIV ГАТС, тем не менее, правительству Туркменистана следует учесть весьма важную отличительную особенность статьи 2 (а) Приложения ГАТС по финансовым услугам, касающуюся возможности принятия пруденциальных мер.Так, все исключения из правил, содержащиеся в основных соглашениях ВТО, предусматривают возможность принятия или применения необходимых мер: например, пункты (а) и (Ь) статьи XX ГАТТ разрешают любому члену ВТО принять или применить меры, необходимые для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, а пункт (Ь) статьи XXI ГАТТ - для защиты интересов своей безопасности.

Пункт (Ь) статьи 73 ТРИПС также разрешает члену ВТО принимать любые необходимые действия для защиты национальной безопасности [14].

В соответствии с пунктами (а), (Ь) и (с) статьи XIV ГАТСТуркменистан вправе принять или применить любые меры, необходимые для обеспечения защиты общественной морали

или поддержания общественного порядка или для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений, или необходимые для соблюдения законов или правил. Пункт (Ь) статьи Х1\/-6ис ГАТС также разрешает члену ВТО предпринимать любые меры, необходимые для защиты важнейших интересов его безопасности,

В отличие от упомянутых выше мер, которые Туркменистан сочтет необходимыми, статья 2 (а) Приложения ГАТС по финансовым услугам дает право стране принимать пруденциальные меры, которые не требуют доказательства их "необходимости" и не могут быть оспорены другими членами ВТО на основе того, что таковые меры не являются "необходимыми".

Важно отметить, что положения статьи 2 (а) Приложения ГАТС по финансовым услугам превалируют над положениями статьи VI ГАТС, устанавливающей правила внутреннего регулирования поставок услуг, включая финансовые услуги. Именно поэтому существующие требования и права Центрального Банка Туркменистана будут соответствовать правилам ГАТС в силу того, что они направлены как на защиту финансовых институтов, инвесторов, потребителей и общества в целом, так и на обеспечение устойчивости и целостности финансовой системы страны, если данные требования и права монетарных властей страны основаны на разумных, объективных, прозрачных и беспристрастных критериях (1); не более обременительны, чем это необходимо для обеспечения качества финансовых услуг (2); не создают неоправданных барьеров в торговле финансовыми услугами (3) и не носят дискриминационный характер (4).

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Положения ГАТС, направленные на совершенствование условий доступа на рынки и на обеспечение национального режима для зарубежных поставщиков услуг, не определяют и не диктуют правительствам вступающих в ВТО стран размах, глубину и динамику либерализации и приватизации сектора финансовых услуг и не требуют обеспечения свободного и беспрепятственного движения капитала.

2. ГАТС признает прерогативу и автономность стран-членов ВТО в вопросах регулирования поставок услуг на своих территориях и право стран на введение нового регулирования.

3. Принятие Туркменистаном специфических обязательств в рамках ГАТС не ограничит

суверенитет страны как в разработке и проведении независимой и отвечающей национальным интересам денежно-кредитной политики, так и в осуществлении мер регулирования банковской деятельности и банковского надзора, включая принятие и применение мер пруденциального характера.

4. Туркменистан при определенных внешних условиях, которые могут несут угрозу финансовой стабильности страны, будет вправе приостановить операции по текущему счету. При этом ограничения по торговле услугами, которые будут входить в перечень специфических обязательств страны, должны быть временными и носить недискриминационный характер.

5. Туркменистан в контексте присоединения к ВТО и в условиях переходной и ресурс-но-зависимой экономики будет иметь полное право, с одной стороны, сохранить существующие или ввести дополнительные определенные или временные ограничения по капитальному счету платежного баланса, а с другой - в рамках первоначального перечня специфических обязательств, предусмотренных ГАТС, включить все необходимые ограничительные меры по доступу на рынок финансовых услуг и по национальному режиму.

Литература:

1. General Agreement onTrade in Services [Electronic source]. - Access mode: https://www.hse.ru/data/ 2014/03/05/1332893051/26-gats.pdf (14.04.2021).

2. General Agreement on Tariffs and Trade.1947. [Electronic source]. - Access mode: https:// www.hse.ru/data/2014/03/05/1332893465/ gatt47. pdf (22.04.2021).

3. International Monetary Fund. Policy Papers. Reference Note on Trade in Financial Services. [Electronic source]. - Access mode: https:// www.imf.org/en/Publications/Policy-Papers/lssues/ 2016/12/31/Reference-Note-on-Trade-in-Financial-Services-PP4483 (04.05.2021).

4.TheWorldTrade Organization. Accession. Protocols of accession for new members since 1995, including commitments in goods and services. Georgia. [Electronic source]. - Access mode: https:// docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc. aspx?filename = Q:/WT/'ACC/GE031A2. pdf&Open=True (22.05.2021).

5.The World Trade Organization. Accession. Protocols of accession for new members since 1995, including commitments in goods and services. Kyrgyz Republic. [Electronic source]. - Access mode: https:// docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc. aspx?filename=Q:/WT/'ACC/KGZ26A2.pdf&Open =True (27.05.2021).

6.The World Trade Organization. Accession. Protocols of accession for new members since 1995, including commitments in goods and services. Republic of Ar menia. [Electronic source]. - Access mode: https://

docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx ?filename=q:/wt/acc/arm23a2.pdf&Open=True (08.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.The World Trade Organization. Accession. Protocols of accession for new members since 1995, including commitments in goods and services. Republic of Moldova. [Electronic source]. - Access mode: https:/ /docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx? filename=q:/WT/ACC/MOL37A2. pdf&Open=True (17.06.2021).

8.The World Trade Organization. Accession. Protocols of accession for new members since 1995, including commitments in goods and services. Republic of Tajikistan. [Electronic source]. - Access mode: https:/ /docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx? filename=q:/WT/ACC/TJK30A2.pdf&Open=True (22.06.2021).

9. Deborah E. Siegel. Legal Aspects of the IMF/WTO Relationship: The Fund's Articles of Agreement and the WTO Agreements. [Electronic source]. - Access mode: https://www.imf.org/external/np/leg/sem/ 2002/cdmfl/eng/siegel.pdf (04.07.2021).

10.Wendy Dobson. Financial Services and International Trade Agreements: The Development Dimension. [Electronic source]. - Access mode: http:/ /www-2.rotman.utoronto.ca/userfiles/faculty/

dobson/research/Stern%20Chapter%205%20-%20Dobson.pdf (22.07.2021).

11.The World Trade Organization. Exceptions and Balance-Of-Payments Safeguards. [Electronic source]. - Access mode: https://docs.wto.org/dol2fe/ Pages/SS/directdoc.aspx?filename=Q:/WT/WGTI/ W137.pdf&Open=True (02.08.2021).

12.Kern, Alexander. The World Trade Organization and Financial Stability: The Balance between Liberalization and Regulation in the GATS / Alexander Kern. [Electronic source]. - Access mode: https://www.researchgate.net/publication/ 281127546The_ World_Trade_Organization_and_ financial_stability_the_balance_between_li bera lisation_a nd_reg ulation_in_the_GATS (11.08.2021).

13.The World Trade Organization. Dispute Settlement. DS285: United States - Measures Affecting the Cross-Border Supply of Gambling and Betting Services [Electronic source], - Access mode: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/ cases_e/ds285_e.htm (18.08.2021). 14-Agreement on trade-related aspects of intellectual property rights. [Electronic source]. -Access mode: https://www.hse.ru/data/2014/03/05/ 1332893031/27-trips.pdf (22.08.2021).

ANALYSIS OF IMPORT FLOWS OF THE REPUBLIC OF KYRGYZSTAN FROM THE EAEU COUNTRIES USING A GRA VITATIONAL MODEL

Tsvll Maria Mlkhallovna, PhD of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Department of Informatics and Customs Information Technologies

Kusaya Ariana Olegovna, Senior Lecturer, Department of Management and Economics of Customs Rostov branch of the Russian Customs Academy, Rostov-on-Don

The purpose of the study is to identify quantitative and qualitative factors affecting the import flows of the Republic of Kyrgyzstan from the EAEU member states using gravity modeling. The article analyzes the identification of quantitative and qualitative factors that affect the value of import trade flows of the Republic of Kyrgyzstan from the EAEU member countries. The research toolkit is H. Linnemann's gravitational model. Gravity models of import trade flows of the Republic of Kyrgyzstan with each EAEU member country have been built. The comparative characteristics of the identified quantitative factors are given. The forecast valuesfor 202T2023 of the value of import trade flows of the Republic of Kyrgyzstan from the EAEU member countries have been made.

Keywords: import trade flows; gravity modeling; H. Linnemann's model; dummy variable regional economic integration; EAEU.

DON 0.24923/2222-243X.2021 -41.22

АНАЛИЗ ИМПОРТНЫХ ПОТОКОВ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН ИЗ СТРАН ЕАЭС С ПОМОЩЬЮ ГРАВИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Цель исследования - выявить количественные и качественные факторы, влияющие на импортные потоки Республики Кыргызстан из стран-участниц ЕАЭС с применением гравитационного моделирования. В статье производится анализ выявления количественных и качественных факторов, оказывающих влияние на стоимостные импортные торговые потоки Республики Кыргызстан из стран-участниц ЕАЭС. Инструментарием исследования выступает гравитационная модель X. Линнемана. Построены гравитационные модели импортных торговых потоков Республики Кыргызстан с каждой страной-участницей ЕАЭС. Приведена сравнительная характеристика выявленных количественных факторов. Сделаны прогнозные значения на 2021-2023 годы стоимостных импортных торговых потоков Республики Кыргызстан из стран-участниц ЕАЭС.

УДК 339.9 ВАК РФ 08.00.14

© Цвиль М.М., 2021 © Кусая А.О., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.