Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования механизма государственной поддержки малых предприятий в рамках развития контрактной системы'

Проблемы совершенствования механизма государственной поддержки малых предприятий в рамках развития контрактной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / PUBLIC PROCUREMENT / CONTRACT SYSTEM / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин Виталий Юрьевич

В статье рассматривается сущность государственных и му­ниципальных закупок, раскрываются их экономическое со­держание и значение для хозяйственной деятельности мало­го бизнеса. Определены существующие проблемы создан­ной контрактной системы. Показана сложность и много­гранность вопросов, связанных с совершенствованием ме­ханизма государственной поддержки малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of improving small enterprise''s government supporting mechanism under the contract''s system developing

The article deals with the substance of public procurement, it shows it''s economic content and meaning for the small enter­prise''s activity. It analyzes the modern problems of contract sys­tem, which was put in force in the beginning of this year. The ar­ticle indicates the complexity and diversity of problems, which are linked with improving small enterprise''s government sup­porting mechanism.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования механизма государственной поддержки малых предприятий в рамках развития контрактной системы»

90

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

В.Ю. ГАЛКИН

Виталий Юрьевич ГАЛКИН — аспирант кафедры маркетинга СПбГЭУ.

В 2001 г. окончил СПбГУЭФ, в 2011 г. — Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Область научной специализации — экономика предпринимательства, лингвистика.

^ ^ ^

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ* *

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [7] (далее — Закон), который заложил основы будущей контрактной системы России. На момент написания статьи законодатель, внеся уже четвертый пакет поправок в Закон, продолжил реформу системы государственных закупок.

Только по предварительным оценкам рынок государственных закупок (без учета данных рынка муниципальных закупок, регулируемого Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») по итогам 2014 г. составит 6 трлн руб. [1]. Все это указывает на исключительную значимость эффективного построения контрактной системы, субъектами которой являются: государственные заказчики, непосредственно участники закупочных процедур, в том числе субъекты малого предпринимательства, специализированные и экспертные организации.

Трудно переоценить значение государственных закупок для России, поскольку, используя данный механизм, государство, перераспределяя бюджетные средства, выполняет свои функции, а именно: обеспечивает национальную оборону и безопасность страны, проводит социальную политику в области здравоохранения, образования, культуры и спорта, обеспечивает продовольственную и энергетическую безопасность, сохраняет природные ресурсы, охраняет окружающую среду и многое другое. Иными словами, государство, используя механизм государственных закупок, выступает в роли гаранта — потребителя соответствующих товаров, работ, услуг, тем самым поддерживая поставщиков и исполнителей внутреннего рынка государственных закупок.

Последнее обстоятельство имеет важнейшее значение для малого бизнеса. Государственные закупки у малых предприятий являются значительным источником материального обеспечения нужд субъектов Российской Федерации. Малый бизнес, располагая различными экономическими ресурсами, осуществляет их эффективное использование, выбирает сферу их применения, прежде всего для получения максимальной прибыли. При реализации данной функции малый бизнес работает на благо экономики всей страны — создает новые рабочие места, поддерживает занятость, снижает социальную напряженность и др.

В истории экономической мысли существенную роль государственных закупок впервые отметил выдающийся английский экономист Дж. М. Кейнс (1883-1946), который рассматривал обеспечение

ГРНТИ: 06.56.31 © В.Ю. Галкин, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.Н. Наумова.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

91

эффективного спроса как определяющий фактор роста и повышения уровня занятости. Дж. М. Кейнс считал, что «совокупный спрос может быть порожден лишь текущим потреблением (либо же нынешними приготовлениями, обеспечивающими будущее потребление)» [2, c. 106]. Ученый отмечал, что «государство, которое в состоянии взвесить предельную эффективность капитальных благ с точки зрения длительных перспектив и на основе общих социальных выгод, будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций» [там же, c. 158].

В научных работах последних лет авторы также сходятся во мнении, что совершенствование механизма государственной поддержки малого бизнеса в рамках развития системы государственных закупок является приоритетной целью проводимой социально-экономической политики государства.

Государственная контрактная система, наряду с налоговой системой и федеральным бюджетом страны, является «главной опорой механизма государственного хозяйствования, т. е. воплощения в жизнь всех целей государства в экономике или в общественно-социальной жизни страны» [8, с. 9].

В.Н. Наумов отмечает, что «создание механизма государственных закупок призвано повысить эффективность взаимодействия государственных структур с предпринимательскими и тем самым способствовать дальнейшему развитию российского предпринимательства» [3, с. 224].

Необходимо отметить, что совершенствование системы госзакупок должно предусматривать организацию конкурентной среды как необходимого условия оптимального выбора наилучшего поставщика. На это обстоятельство указывает Президент РФ В.В. Путин: «...проводя госзакупки, нужно стимулировать конкуренцию. Причем разумно поощрять соперничество за лучшее качество, прежде всего на уровне идей, на стадии исследований» [6], а анализируя повышение эффективности бюджетных расходов, он говорит о необходимости четкого выбора приоритетов, жесткого контроля за стоимостью и качеством строительства, об уровне цен при госзакупке и о ликвидации «откатов».

Рассмотрим возможные направления совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса, разделив их на три группы.

К первой группе относится совокупность форм прямой финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства из средств бюджетов разных уровней. Так, например, в Санкт-Петербурге в рамках Программы развития малого и среднего предпринимательства в 2012-2015 годах [4] (далее — Программа), которая находится в ведении Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее — Комитет), осуществляются меры финансовой поддержки малого бизнеса. Рассмотрим статистику финансирования по данной Программе (см. табл.).

Таблица

Источники финансирования Программы, тыс. руб. [4]

Год Уровень бюджета

Федеральный бюджет Бюджет Санкт-Петербурга

2012 260000,00 632600,00

2013 247229,20 327600,00

2014 30940,00 284430,00

2015 Нет данных 350300,00

Итого 1594930,00

Данные таблицы свидетельствуют о росте финансирования развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге. Кроме того, в ведении Комитета находятся: стратегия развития городского бизнес-инкубатора (универсальной стартовой площадки для запуска и развития малого бизнеса), вопросы, связанные с обучением и подготовкой начинающих предпринимателей, и др.

Возможным направлением совершенствования первой группы форм поддержки малых предприятий может стать снижение уровня бюрократизации при получении ими государственной поддержки. Ведь на стадии организации и становления начинающий предприниматель не всегда имеет зарегистрированное юридическое лицо, уже осуществляющее деятельность (по требованию Программы — не более двух лет на дату подачи заявления на участие в конкурсном отборе субъектов малого предпринимательства на право размещения в бизнес-инкубаторе). Кроме того, в некоторых случаях безработные граждане, зарегистрированные в центрах занятости населения и получившие статус безработного, могут претендовать на возмещение части расходов, связанных с открытием собственного дела, только после фактического открытия ими юридического лица, с началом осуществления созданной

92

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ими фирмой хозяйственной деятельности, наличием гражданско-правовых договоров на поставку товаров, работ или услуг и успешно прошедшего конкурсный отбор бизнес-плана.

Тем не менее сфера малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге рассматривается как неотъемлемая часть социально-экономического развития города, способствующая обеспечению ускоренного роста человеческого капитала, являющегося важным ресурсом для экономики Санкт-Петербурга.

Ко второй группе форм государственной поддержки субъектов малого предпринимательства относится участие малого бизнеса в государственных закупках, что не требует дополнительного расходования бюджетных средств. Порядок участия субъектов малых предприятий регламентирован ст. 30 Закона.

Направлением совершенствования второй группы, связанного с повышением эффективности участия малых предприятий в госзакупках, является решение целого комплекса проблем, которые можно представить в следующем виде:

— отсутствие хорошо подготовленных специалистов в области государственных закупок, как со стороны участников закупок, так и государственных заказчиков, является наиболее существенной проблемой, поскольку имеет большое значение в практике правоприменения нового Закона и оказывает непосредственное влияние на построение эффективной контрактной системы. Если заказчик уже на стадии планирования закупки сталкивается с трудностями разработки технического задания и четкого описания своей потребности в будущей документации закупочной процедуры, то участник закупки, в том числе малый бизнес, должен иметь в штате опытных специалистов для правильного «чтения» и интерпретации данной потребности заказчика;

— существующий объем нормативно-правовой базы контрактной системы носит всеобъемлющий характер и в количественном отношении превышает отметку в 100 источников. Законодатель, несмотря на длительный срок подготовки нового законодательства, смог только увеличить количество регулирующих ее нормативно-правовых источников. Вместе с принятием нового Закона, с началом формирования контрактной системы на территории Российской Федерации появились и терминологические несоответствия, предвидеть и нивелировать которые законодатель вовремя не успел;

— отсутствие четко выработанной практики взаимодействия контролирующих органов в условиях контрактной системы; отсутствие четких регламентированных правил согласования результатов проведения конкурентных процедур заказчиком в контролирующем органе, например сроки согласования документов по требованиям п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона на практике разнятся с установленными в Законе;

— дальнейшее совершенствование и внедрение механизма поддержки отечественных производителей имеет большое практическое значение для малых хозяйствующих субъектов внутреннего рынка России в сложившихся торговых отношениях, в условиях двусторонних экономических санкций ЕС, ряда других стран и России. Дальнейшей разработки требует преференциальный режим для отечественных производителей, производителей стран Таможенного союза, благодаря которому товары, произведенные на территории стран — членов Таможенного союза, останутся конкурентоспособными по сравнению с импортными аналогами. Также требует решения законодателя проблема деоффшоризации государственных закупок;

— проблема определения и формирования начальной максимальной цены контракта заказчиком; проблема несоответствия формируемой цены условиям рынка. Заказчики, ориентируясь в своей деятельности на разработанные Минэкономразвития России методические рекомендации по применению методов определения начальной цены контракта [5], могут «умышленно» или «ошибочно» определять начальную цену. Кроме того, по оценкам некоторых специалистов, сама формула, заложенная в данных рекомендациях, содержит математические погрешности;

— проблема выбора формы проведения закупки; недостатки электронного аукциона как наиболее распространенной формы закупочной процедуры. По мнению ряда специалистов, «психологическая природа торга», имеющая место при проведении данной конкурентной процедуры, может приводить к существенному снижению цены. Это, в свою очередь, вынуждает будущего победителя аукциона искать возможные пути экономии, что ведет к неисполнению, нарушению сроков исполнения, катастрофическому снижению качества поставляемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг;

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

93

— отсутствие реестра субъектов малого предпринимательства, использование формальных критериев заказчиком при допуске субъекта малого предпринимательства к торгам; декларативный подход поставщика при подаче заявки для торгов, ориентированных на малый бизнес;

— в ходе продолжающейся реформы контрактной системы наблюдаются отсутствие бесперебойной работы, сбои, регламентные работы на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, сбои в отправке и интеграции информации в региональных автоматизированных информационных системах госзаказчика: АИСГЗ (Санкт-Петербург), ЕАИСТ (Москва), АЦК-Госзаказ (для некоторых госзаказчиков Санкт-Петербурга). Не завершена работа по созданию Единой информационной системы, которая в будущем должна стать «информационным ядром» контрактной системы, по-прежнему отсутствуют библиотеки типовых контрактов и др.

К последней, третьей, группе можно отнести относительно новое направление государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Это касается разработки механизма участия государства в поддержке малых предприятий при их участии в госзакупках в форме выдачи кредитных средств с пониженной процентной ставкой для обеспечения исполнения будущих контрактов. В то же время от государства потребуются соответствующие ресурсы в виде «дешевых» кредитов, что в данной экономико-политической ситуации является проблематичным.

Таким образом, государственные и муниципальные закупки являются важнейшим инструментом государственной политики в решении целого комплекса государственных задач, а созданная контрактная система — это будущий фундамент экономического благополучия России.

В настоящий момент в нашей стране делаются определенные шаги по развитию системы поддержки субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственных закупок, появляется первая статистика проведения государственных закупок по новому Закону и подводятся первые итоги.

Несмотря на усилия государственных органов, нерешенными остается ряд важных вопросов, связанных с повышением эффективности расходования бюджетных средств, обеспечением малого бизнеса недорогими кредитными ресурсами, снижением уровня коррупции, что, в свою очередь, влияет на уровень и количество экономических благ, которые государство сможет довести до конечного потребителя — гражданина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянов А. Поставщика делает репутация. URL: http://www.rg.ru/2014/06/10/zakaz.html (дата обращения: 23.09.2014).

2. КейнсДж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: ЭКСМО, 2012. 352 с.

3. Наумов В.Н. Основы предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 2014. 313 с.

4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1186 «О программе развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы» (в ред. от 12.05.2014 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

5. Приказ МЭР РФ от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Путин В.В. О наших экономических задачах. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ ekonomicheskih_zadachah (дата обращения: 23.09.2014).

7. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 21.07.2014 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

8. Федорович В.А., Муравник В.Б., Бочкарев О.И. США: военная экономика (организация и управление). М.: Международные отношения, 2013. 616 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.