Ю.С. Скворцова
Скворцова Юлия Сергеевна — преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Мордовского гуманитарного института
Проблемы совершенствования конструкции антитеррористических норм российского уголовного законодательства
Терроризм — одно из сложнейших и динамичных явлений современности. Это обстоятельство большей частью обусловливает трудности в соответствующем законодательном обеспечении его противодействию. 27 июля 2006 года очередные поправки существенно изменили содержание российских антитеррористических правовых норм, в том числе и уголовного законодательства.
Редакцией Федерального закона от 27 июля 2006 года № 153-Ф3 статья 205 УК РФ «Терроризм» была переименована в «Террористический акт», понятие которого определено как «...совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях»1.
Первое, что обращает на себя внимание в новой редакции диспозиции части 1 статьи 205 УК РФ, — трансформация цели «устрашения населения» в признак общественно опасных последствий «взрыва, поджога или иных действий» рассматриваемой статьи. Однако остается неясным, как определить, испытывает население страх перед терактом или нет и кто должен это оценивать? В связи с этим логично возникает другой вопрос, если общество, не устрашившись акциями террористов, наоборот, консолидировалось и предприняло соответствующие меры по предупреждению дальнейших преступлений, то будет ли в этом случае взрыв, поджог и так далее, совершенные с террористическими целями, квалифицироваться как теракт? Исходя из смысла статьи 205 УК РФ — нет.
Неясно также, что законодатель понимает под понятием «население». Кто должен устрашиться теракта? Все мировое сообщество? Или же все-таки его часть, ограниченная рамками определенного государства (региона, города и т. д.)? Каждый житель обозначенной территории или же их подавляющее большинство.
Безусловно, что совершение теракта устрашает в первую очередь население соответствующего региона. Тогда возникает вопрос о практической значимости включения в диспозицию статьи 205 УК РФ словосочетания «устрашающих население»2.
Существенные изменения коснулись также статьи 2051 УК РФ, название которой законом от 27 июля 2006 года № 153-Ф3 было определено как «Содействие террористической деятельности».
Под содействием террористической деятельности в УК РФ понимается «склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма»3.
Приведенная формулировка также вызывает ряд нареканий.
Во-первых, исходя из смысла диспозиции статьи 2051 УК РФ под террористической деятельностью следует понимать совершение преступлений, исчерпывающий перечень которых приведен в рассматриваемой статье, в то время как Федеральный закон «О противодействии терроризму» определяет террористическую деятельность как вид деятельности, включающей в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
1 Гринько С.Д. Совершенствование уголовного законодательства об отвественности за терроризм // Российская юстиция. — 2009. — № 6. — С. 25.
2 См. там же. — С. 26.
3 См.: Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. — СПб., 2008. — С. 173.
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности1.
Подобное расхождение в дефинициях одного и того же понятия в рамках различных нормативных актов выглядит особенно странно на фоне стремления законодателя к унификации понятий, закрепленных в УК РФ и специальном антитеррористическом законодательстве.
Отсутствие единообразного подхода к рассматриваемым определениям приводит, например, к тому, что, согласно УК РФ, не будет являться содействием террористической деятельности подготовка лица к призывам по ее осуществлению или оправданию.
Все это позволяет говорить о том, что вопрос о содержании перечня преступлений, перечисленных в части 1 статьи 2051 УК РФ, остается открытым. Если законодатель преследовал цель перечисления составов преступлений, наиболее близких по содержанию к террористической деятельности, то вполне закономерно, на наш взгляд, следовало бы включить в соответствующий перечень пункт «л» части 2 статьи 105, пункты «е» части 2 статей 111 и 112, пункт «з» части 2 статьи 117, статьи 126, 281 УК РФ. Названные составы, при наличии цели воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, с нашей точки зрения, также полностью охватываются понятием теракта и, соответственно, понятием террористической деятельности.
Во-вторых, согласно толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, содействие — это «.деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности.»2.
Иными словами, террористическая деятельность и деятельность по содействию террористической деятельности, представляющая собой разновидность пособничества, — два совершенно разных, не пересекающихся между собой понятия. Однако анализ соответствующего законодательства позволяет заключить обратное. Так, например, содействие террористической деятельности законодателем, в частности, определяется как «склонение, вербовка. лица в совершении хотя бы одного.» теракта, а равно «вооружение или подготовка лица в целях» его совершения либо «финансирование терроризма». Одновременно с этим понятие террористической деятельности, закрепленное в Федеральном законе «О противодействии терроризму», также включает в себя «подстрекательство к террористическому акту», «вербовку, вооружение, обучение. террористов», а также «финансирование. террористического акта». Таким образом, законодатель неоправданно смешивает понятия террористической деятельности и деятельности по ее содействию, размывая в итоге грань между самим преступным деянием и пособничеством.
Законом от 27 июля 2006 года № 153-Ф3 в УК РФ была введена статья 2052, устанавливающая ответственность за «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»3.
Признавая террористическую деятельность как наиболее опасное проявление деятельности экстремистской, можно согласиться с подобной криминализацией, в результате которой норму статьи 2052 следует рассматривать как специальную по отношению к норме статьи 280 УК РФ. Однако при этом, как обязательный принцип криминализации деяний, не была соблюдена соразмерность санкций. Как известно, террористическая деятельность, согласно статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», является составной частью экстремистской деятельности. И, следовательно, спектр санкций за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности не должен выходить за рамки наказания, предусмотренного за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
В действительности же часть 1 статьи 280 УК РФ говорит лишь о наказании штрафом «.в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет», в то время как деяния, предусмотренные частью 1 статьи 2052 УК РФ «наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет»4.
Определенные трудности при квалификации по статье 2052 УК РФ могут возникнуть вследствие отсутствия в рамках мирового сообщества унифицированного определения понятий терроризма и
1 См.: Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. — СПб., 2008. — С. 174.
2 См. там же. — С. 175.
3 См. там же. — С. 176.
4 См. там же. — С. 177.
Скворцова Ю.С. Проблемы совершенствования конструкции антитеррористических...
террористической деятельности. В частности, составом данной нормы могут охватываться деяния лица, публично заявившего, например, что гибель американских солдат в Ираке является адекватным следствием борьбы иракского народа за свою свободу. Впрочем, не менее суровой ответственности подлежит публичное оправдание действий американских военных, влекущих гибель мирного населения1.
Для более эффективной борьбы с содействием террористической деятельности следует добавить в часть 2 статьи 2051 УК РФ пункты «б», «в», «г» и «д» следующей формулировки:
б) те же деяния, связанные с привлечением несовершеннолетних лиц, а также ограниченно вменяемых лиц;
в) те же деяния, связанные с привлечением лиц, которые находятся в сложной жизненной ситуации, связанной с гибелью близкого родственника — участника террористической организации;
г) те же деяния, связанные с использованием специальных методик подготовки и вовлечения в террористическую деятельность;
д) те же деяния, связанные с использованием возможностей интернета.
В связи с тем, что террористический акт в первую очередь направлен на общественность, а информацию об этом обычные люди получают из средств массовой информации, следует создать единый этический кодекс деятельности журналиста при освещении террористических актов. При этом целесообразно вводить ограничения на освещение журналистами актов террора. В связи с этим В. Величко предлагает ввести несколько основополагающих рекомендаций журналистам, освещающим факты, связанные с террористической деятельностью:
а) основываться в репортажах на официальных фактах, а не на эмоциях;
б) не брать на себя судейские функции или выступать в защиту одной из сторон;
в) не стимулировать излишнего возбуждения, сообщая о подробностях террористического акта, кровожадности террористов и красочном описании жертв террористического акта;
г) консультироваться, принимая решения по ходу меняющейся обстановки, с официальными правоохранительными органами, ответственными за информирование средств массовой информации;
д) не представлять террористов как «героев, борцов за независимость, повстанцев, партизан, жертв политических репрессий и т. д.»;
е) не показывать место террористического акта, жертв террористического акта, сцены проведения террористического акта, убитых и раненых, как террористов так и жертв террористического акта;
ж) крайне нежелательно предоставлять эфирное время лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении террористического акта, вербовщикам и идеологам террористических организаций;
з) строго подчиняться распоряжениям представителей государственной власти, связанным с освещением террористических актов2.
Возникает острая необходимость в присоединении России к Конвенции ООН «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников « (1989 г.) с последующим внесением коррективов в российское уголовное законодательство и другие сферы российского законодательства, регулирующие эти правоотношения.
Предлагаем в числе основных общепрофилактических направлений предупреждения вовлечения несовершеннолетних в содействие террористическим актам выделить следующие:
а) действенной альтернативой участия несовершеннолетних в террористических организациях могли бы послужить военно-спортивные клубы как форма военно-патриотического воспитания. В таких клубах будет формироваться чувство патриотизма, которое будет охватывать молодежь разных национальностей и различного отношения к религии;
б) преподавание общешкольного курса с уклоном на правовые, мировоззренческие и нравственные аспекты, которые знакомили бы молодежь со всем культурным разнообразием нашей Родины, отвечали за формирование и внедрение толерантных установок у молодежи;
в) с целью противодействия процессам, создающим почву для совершения террористических действий и содействия террористической деятельности, представляется целесообразным создать такую ситуацию, при которой был бы возможен и продуктивен открытый диалог между правоохранительными органами и молодежной общественностью в вопросах предупреждения терроризма, борьбы с содействием террористической деятельности. Представляется необходимым доводить до молодежи факты пресечения и наказания экстремистских проявлений и преступлений, от кого бы они ни исходили и на кого бы ни были направлены;
г) в целях психологической подготовки молодежи, а также в связи с тем, что экстремисты и террористы используют в пропаганде, агитации и вовлечении в террористическую деятельность религиозную риторику и терминологию, эксплуатируя тем самым религиозную веру молодежи, не всегда дос-
1 См.: Величко В. Некоторые аспекты проблемы борьбы с терроризмом в России // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. — М., 2009. — С. 22.
2См. там же. — С. 23.
таточно образованную в религиозных вопросах, необходимо обратить особое внимание на разрушение искусственно устанавливаемой связи между экстремизмом и терроризмом и некоторыми исламскими понятиями и вероустановлениями, например, между самоубийственными террористическими актами и понятием «шахида». (Для этой работы представляется целесообразным использовать материал, опровергающий экстремистские интерпретации ислама, который содержится в книгах и статьях известного российского специалиста по исламу Тауфика Ибрагима, в которых говорится о толерантном исламе. Эти публикации целесообразно рекомендовать к изучению и распространению в школах и высших учебных заведениях.);
д) для более эффективной борьбы с содействием террористической деятельности и ее профилактики представляется необходимым исключить применение условно-досрочного освобождения и амнистии к лицам, осужденным за террористическую деятельность;
е) в целях предотвращения замышленных и пресечения совершаемых актов террористической деятельности предлагается установить уголовную ответственность за умышленное сокрытие информации и недонесение о преступлениях, связанных с террористической деятельностью, дополнив УК РФ статьей 2053 «Умышленное сокрытие информации и недонесение о преступлениях, связанных с террористической деятельностью» и изложить ее в следующей редакции:
Статья 2053. Умышленное сокрытие информации и недонесение о преступлениях, связанных с террористической деятельностью
Умышленное сокрытие информации и недонесение о фактах подготовки террористов, содействия террористам, вовлечения в террористическую деятельность, а также о готовящихся или совершенных преступлениях, связанных с террористической деятельностью, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет1.
1 См.: Волоков А.А. Анализ законодательных норм различных государств в области борьбы с терроризмом // Закон и право: история и современность. — Ставрополь, 2009. — С. 54.
Скворцова Ю.С. Проблемы совершенствования конструкции антитеррористических...