Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования инвестиционных механизмов управления промышленными холдингами в ТЭК России'

Проблемы совершенствования инвестиционных механизмов управления промышленными холдингами в ТЭК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко К.В., Козловская С.А.

Закономерности дальнейшего рыночного развития народного хозяйства, необходимость решения проблем его регулирования определили необходимость совершенствования инвестиционной политики как механизма оптимизации процессов функционирования и развития промышленных холдингов в ТЭК России с учетом процессов глобализации мировой экономики. В современной ситуации становится очевидным, что формирование инвестиционной политики превратились в столь значимый фактор развития предприятий промышленных холдингов, что их воздействие испытывают все ключевые производственные и экономические процессы. В ТЭК России эффективность корпоративной инвестиционной политики при управлении добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов, оказывает влияние на темпы производственного и экономического роста, эффективность использования финансовых, материальных и иных ресурсов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевченко К.В., Козловская С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования инвестиционных механизмов управления промышленными холдингами в ТЭК России»

Инвестиционная политика

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ХОЛДИНГАМИ В ТЭК РОССИИ*

и.в. шевченко,

доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Кубанского государственного университета (г. Краснодар)

С.А. КОзлОВСКАЯ, старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии Российского государственного торгово-экономического университета (г. Краснодар)

Закономерности дальнейшего рыночного развития народного хозяйства, необходимость решения проблем его регулирования определили необходимость совершенствования инвестиционной политики как механизма оптимизации процессов функционирования и развития промышленных холдингов в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России с учетом процессов глобализации мировой экономики.

В современной ситуации становится очевидным, что формирование инвестиционной политики превратились в столь значимый фактор развития предприятий промышленных холдингов, что их воздействие испытывают все ключевые производственные и экономические процессы. В ТЭК России эффективность корпоративной инвестиционной политики при управлении добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), оказывает влияние на темпы производственного и экономического роста, эффективность использования финансовых, материальных и иных ресурсов и т. д.

Переход на рыночные отношения в ТЭК России определил появление из ранее обособленных предприятий консолидированных корпоративных

*Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.

структур в форме промышленных холдингов, специализирующихся на добыче, транспортировке и переработке топливно-энергетических ресурсов на уровне субъекта Российской Федерации.

Формирование холдингов по добыче, транспортировке и переработке топливно-энергетических ресурсов на уровне субъекта Российской Федерации предъявило новые требования к эффективности инвестиционной политики. Структурам управления необходимо учитывать различные факторы, влияющие на работу предприятий таких холдингов, входящих в состав инфраструктуры обслуживания региональных топливно-энергетических систем. Очевидным образом, от того, как будут распределены инвестиции между предприятиями, зависит общий организационно-управленческий и экономический эффект по топливно-энергетической системе на уровне субъекта Российской Федерации в целом.

Топливно-энергетический комплекс представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических систем, состоящих из предприятий по добыче, переработке, преобразованию, хранению, транспорту и использованию всех видов топливно-энергетических ресурсов, предназначенных для обеспечения потребностей российской экономики.

Устойчивый экономический рост в стране предполагает существенное увеличение спроса на

Таблица 1

Возможности отраслей тЭк россии по обеспечению внутренних потребностей страны в первичных тэр (без газовой отрасли), млн т. у. т.

Отрасль Год

2010 2015 2020 2030

Нефть 170 - 180 190 - 210 180 - 220 180 - 220

Уголь 180 - 200 220 - 240 220 - 240 270 - 330

Электроэнергия АЭС и ГЭС 140 - 160 160 - 180 200 - 220 320 - 380

Нетрадиционные и прочие ТЭР 50 - 60 70 - 80 90 - 110 120 - 160

Импорт ТЭР (без газа) 30 40 40 40

Импорт газа 35 45 45 45

Итого возможности (без собственной добычи газа) 610 - 660 730 - 780 800 - 860 990 - 1 170

топливно-энергетические ресурсы. При этом спрос на энергоресурсы в России существенно опережает заявленный в Энергетической стратегии, которая, например, предусматривала два сценария прироста электропотребления к 2006 г.: пессимистический — 46 млрд. кВт. ч, оптимистический — 50 млрд кВт. ч. Фактический же прирост составил 73 млрд кВт. ч. Пока возможности ТЭК России отстают от потребностей ускоренного роста ВВП (табл. 1).

Ключевой является проблема высокой энергоемкости ВВП: она превышает среднемировой показатель в 2,3 раза.

Основные фонды изношены, что влечет за собой не только отставание в эффективности производства, но и увеличивает риск аварий в топливно-энергетическом комплексе. Внутренний энергетический рынок недостаточно развит, вопросы экологии по-прежнему на последних позициях.

Необходимо резкое увеличение инвестиций для обновления основных фондов, внедрение передовых технологий, воспроизводство минерально-сырьевой базы, освоение новых месторождений, развитие инфраструктуры транспорта энергоносителей, развитие ресурсо- и природосберегающих подходов в энергетике: потребность составляет от 260 до 300 млрд долл. в 2001 - 2010 гг. и от 400 до 510 млрд долл. США в следующее десятилетие.

Однако пока нет нормального инвестиционного цикла в ТЭК России, а он появится тогда, когда закончатся реформы отраслей ТЭКа, установятся рыночные цены на энергоносители, пойдут

инвестиционные сигналы и т. п. Пока же в стране капиталовложения в ТЭК России не могут решить проблем модернизации отрасли (табл. 2).

Сегодня ТЭК России требует масштабных инвестиций. Предполагается, что именно ТЭК станет ключевым фактором для повышения деловой активности, давая новый импульс развитию других отраслей промышленности и экономики России в целом.

Действующая Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. призвана решить проблему оптимального обеспечения России топливом и энергией во взаимоувязке с прогнозом развития экономики страны и оценить направления и масштабы взаимодействия топливно-энергетического комплекса с иными отраслями экономики, а также влияние энергетической составляющей на перспективу экономического развития. Требования энергетической стратегии, предъявляемые к ТЭК, состоят в следующем:

• эффективное обеспечение внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы;

• обеспечение налоговыми доходами государства от деятельности ТЭК;

• обеспечение необходимых валютных доходов за счет экспорта энергоресурсов.

В период до 2010 г., пока не наберут силу и рыночную конкурентоспособность другие экспортно -ориентированные секторы экономики, реализация этих требований вызовет необходимость не только сохранения объемов экспорта энергоресурсов, но

Таблица 2

капиталовложения в тЭк россии, млрд долл. сшА

Отрасль Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005

ТЭК в целом 11,3 15,2 15,8 22,2 26,3 29,0

в том числе: Нефтедобыча 4,5 6,3 6,3 8,0 9,7 11,5

Магистральный транспорт нефти и нефтепродуктов 2,7 3,8 3,5 3,4 2,9 2,5

Другие сектора 4,1 5,1 6,0 10,8 13,7 15

финансы и кредит

13

даже некоторого их увеличения (примерно на 15 — 20 %) с последующей стабилизацией и сокращением энергетического экспорта.

Успешное решение вышеуказанных проблем не может быть осуществлено в рамках рутинной управ -ленческой деятельности. Здесь необходим переход к новой концепции инвестиционного обеспечения.

На топливно-энергетических предприятиях и в организациях применяются различные инвестиционные механизмы. Вместе с тем следует отметить, что инвестиционная политика при управлении добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов имеет следующие недостатки, которые приведены в табл. 3.

Таблица 3

Недостатки инвестиционных механизмов управления добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов

№ п/п Недостаток

1 Часто не учитывают отраслевой специфики и особенностей управления добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов, свойственных предприятиям ТЭК России

2 Существуют значительные разрывы в инвестиционно-информационном поле действия этих инвестиционных механизмов

3 Эти инвестиционные механизмы не учитывают огромных инвестиционных потребностей ТЭК России, в том числе в условиях вступления в ВТО

При этом интеграция энергетических предприятий через инвестиционное управление объективно является безальтернативным процессом осуществления глубоких (кардинальных) структурных преобразований и создания системной структуры топливно-энергетического комплекса, способного конкурировать с транснациональными корпорациями, действующими на мировых рынках. Именно поэтому необходимо создание интегрированной структуры инвестиционной политики в ТЭК России с учетом удовлетворения следующим критериям:

• значимость обеспечения государственных интересов;

• соответствие основным направлениям программы реформирования топливно-энергетического комплекса, сформированной Минпромэнерго России;

• участие в выполнении федеральных целевых программ;

• сохранение производственного, научно-технического и кадрового потенциалов, целостности

технологических циклов и кооперационных связей;

• сохранение оборонно ориентированных мощностей в соответствии с установленными оборонными программами;

• обеспечение создания и производства научно-технической продукции нового поколения;

• снижение себестоимости производства топливно-энергетических ресурсов;

• эффективность использования государственной собственности;

• увеличение объема внебюджетных средств, привлекаемых для финансирования проектов развития топливно-энергетического комплекса. Оптимизация инвестиционной политики

при управлении добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов характеризуется сложностью и трудоемкостью в принятии решений. Это обусловлено, с одной стороны, ростом количества факторов, опосредующих процессы добычи, транспортировки и переработки топливно-энергетических ресурсов и усложнением инвестиционных механизмов, в том числе технических, экономических и юридических операций, формализующих эту деятельность, а также усложнением составляющих самой инвестиционной политики для эффективного управления, а с другой стороны, слабой изученностью и разработанностью вопросов информационной поддержки этих процессов.

Разработка новой концепции формирования инвестиционной политики при управлении добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов базируется на применении инвестиционно-матричного принципа и использовании соответствующего инвестиционно-информационного подхода при организации топливно-энергетического бизнеса.

Суть инвестиционно-информационного подхода состоит в рассмотрении проблемы оптимизации инвестиционных процессов с точки зрения необходимости перехода от слабоструктурированных или случайно формирующихся цепей принятия решений к устойчивым интеграционно детерминированным инвестиционно-информационным управленческим процедурам (управленческим итерациям).

Данный подход основывается на том, что топливно-энергетическая деятельность базируется на ряде обеспечивающих инвестиционных операций. Последние имеют четко обособленную функциональную направленность и привязаны

к соответствующим организационным формам и уровням управления. Таким образом, можно констатировать, что топливно-энергетический бизнес построен на интеграционно детерминированном инвестиционно-матричном принципе. Непосредственно под инвестиционной (инвестиционно-управленческой) матрицей нами понимается набор инвестиционно детерминированных наиболее значимых управленческих факторов, задействованных в управлении через осуществление инвестиционно-информационных управленческих итераций.

На рисунке приведена схема инвестиционной (инвестиционно-управленческой) матрицы.

Важное место при формировании функциональных инвестиционных матриц занимает процесс управления проблемами их сопряжения с другими инвестиционными матрицами при управлении добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов. В этой схеме функция определяет назначение матрицы и ее место в структуре экономической системы.

Формирование инвестиционной политики при управлении добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов строится на оперативном анализе иерархий инвестиционных матриц. Поэтому интеграционно детерминированное инвестиционо-информационное управление - это целенаправленное воздействие на топливно-энергетические процессы при помощи инвестиционных технологий на основе инвестиционных матриц через использование электронных инвестиционных систем.

Предлагаемая теоретическая модель инвестиционно-информационного управления в инвести-

ционных механизмах управления добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов позволяет наладить эффективную систему взаимосвязей со всеми составляющими факторами добычи, транспортировки и переработки топливно-энергетических ресурсов, значительно упрощает и сокращает время процедур и процессов принятия решений, способствует интенсификации процессов добычи, транспортировки и переработки топливно-энергетических ресурсов. В связи с разработкой и внедрением общероссийских инвестиционных систем актуальными становятся проблемы упорядочения инвестиционных технологий. В данном случае инвестиционное взаимодействие участников должно носить характер предварительных действий, предшествующих физическому перемещению документов. Интеграционно детерминированное инвестиционо-ин-формационное управление позволяет реализовать основную цель такого взаимодействия, т. е. оказать помощь в принятии управленческих решений на различных уровнях холдинга.

Таким образом, реализация разработанной модели позволит получить значительные организационно-управленческие выгоды через оптимизацию основных инвестиционных процессов для эффективного управления добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов.

Дальнейшее наращивание интенсивности инвестиционной деятельности при применении традиционных методов организации и проведения инвестиционных операций имеет серьезные ограничения. Необходимы радикальные изменения в организации и проведении инвестиционных операций.

Необходимо внедрение информационно-аналитической и инвестиционно-операционной систем, которые бы являлись электронной системой инвестиционной деятельности нового поколения.

Система должна представлять участникам возможность проведения в режиме он-лайн различных видов инвестиционных торгов, включая новые высокоэффективные виды инвестиционных операций, проведение которых в традиционной деятельности практически невозможно.

Система также должна обеспечивать функционирование отраслевого или регионального рынка инвестиций в любом секторе ТЭК России и может быть использована для проведения корпоративных инвестиционных операций.

Информационные системы

Инвестиционные ресурсы

Инвестиционно-информационные управленческие итерации

Инвестиционные процессы

Организационные структуры

Схема инвестиционной (инвестиционно-управленческой) матрицы

финансы и кредит

15

В основу создания системы положена экономическая заинтересованность всех участников рынка в использовании данной системы:

• для получателей инвестиций — расширение спектра инвесторов, снижение расходов на организацию инвестиционных операций;

• для инвесторов — расширение рынка инвестиций, возможность прогнозирования объемов производства и продаж, равные конкурентные возможности;

• для организатора рынка — увеличение числа участников, расширение сервисов;

• для государства: повышение прозрачности инвестиционной деятельности, снижение вероятности злоупотреблений, снижение цен на продукцию за счет снижения издержек вследствие совершенствования инвестиционной деятельности.

Использование данной системы создает единое инвестиционно-информационное пространство, позволяет осуществлять автоматизированный поиск и информирование участников о возникновении /изменении спроса/ предложения на инвестиции.

Как показывает зарубежный и российский опыт, использование даже упрощенных, локальных электронных инвестиционных систем дает

существенный положительный экономический результат.

По мнению экспертов, и в дальнейшем этот сектор экономики будет развиваться, и его оборот ежегодно будет практически удваиваться. И на эту тенденцию вряд ли повлияют такие факторы, как изменение деловой активности в разных отраслях. Более того, экономические проблемы будут даже стимулировать использование новых — электронных — инвестиционных методов ведения бизнеса с целью снижения производственных и непроизводственных издержек и повышения рентабельности инвестиций.

Таким образом, стратегической целью инвестиционной политики при управлении добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов является улучшение состояния ТЭК для обеспечения надежного и бесперебойного снабжения потребителей газом, нефтепродуктами, электрической и тепловой энергией.

Эффективность функционирования инвестиционной политики для управления добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов в значительной степени влияет не только на деятельность промышленных холдингов, но и ситуацию в ТЭК России в целом.

Не успели оформить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подписку на 2008 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.