Проблемы социальной интеграции людей с инвалидностью посредством социальных сетей
Демичева К.А.
Демичева Ксения Александровна /Demicheva Kseniya Aleksandrovna - магистрант, кафедра философии и социологии, факультет государственного и муниципального управления,
Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоград
Аннотация: в статье анализируются проблемы социальной интеграции людей с инвалидностью посредством социальных сетей. В частности, определены барьеры, которые возникают перед людьми с инвалидностью в процессе социальной интеграции, сформулированы проблемы, которые чаще всего возникают в процессе включения в общество. Помимо этого, в статье определяются особенности социальной интеграции посредством социальных сетей.
Abstract: in this article the problems of social integration of disable people by using social networks are analyzed. In particular, the barriers, which occur among disable people during the social integration process, are determined, and the problems, which mostly occur in process of integration into society, are formulated. Besides that, the special aspects of social integration by using social networks are determined in this article.
Ключевые слова: социальная интеграция, инвалидность, социальные сети.
Keywords: social integration, disability, social networks
В настоящее время в российской федерации насчитывается 12,8 млн. инвалидов [1]. Это люди, нуждающиеся в особом внимании и заботе окружающих. Ежедневно они сталкиваются с большим количеством проблем с транспортом, агрессивной внешней средой, которая не рассчитана на людей с ограниченными возможностями.
Сложность исследования проблем, связанных с инвалидностью, связано с неоднозначностью данной ситуации. С одной стороны, законодатель определяется инвалидность как временный период, данный человеку для проведения возможных реабилитационных мероприятий, для выработки компенсаторных механизмов. Но с другой стороны, в результате определения инвалидности человек практически учится жить заново и приспосабливаться с новым условиям жизни, вырабатывать новый стиль жизни.
Сложным вопросом является и отношение к инвалидам со стороны социума, в так называемом феномене «социальной отверженности» инвалидов. Данный феномен выражается в игнорировании обществом проблем инвалидов.
В связи с этим актуальность исследования проблем социализации людей с ограниченными возможностями с помощью социальных сетей обусловлена недостаточной изученностью ситуации инвалидности как кризисного периода развития личности, деструктивных проявлений данного кризиса, оказывающих влияние на эффективность реабилитационной работы с инвалидами, а также на процесс взаимодействия инвалидов с остальными членами общества.
Также необходимо отметить, что в настоящее время все большее внимание уделяется процессу консолидации общества посредством общения в сети Интернет и социальных сетях. Интернет вообще и социальные сети в частности формируют новую реальность, кардинально отличающуюся от существующего уклада. Социальные сети позволяют примерять на себя любые обличия и становиться в этой реальности другими людьми, сохраняя при этом анонимность.
Вместе с тем в современной социологии пристальное внимание получило влияние сети Интернет и социальных сетей на процесс коммуникации людей в обществе, а также на социализацию личности в обществе реальном и интеграцию ее в Интернет-сообществе. Также большое внимание обращается на правовую и психологическую защиту личности в виртуальном мире.
В связи с этим актуальным также является изучение процесса социализации лиц с ограниченными возможностями в Интернет-сообществе. Как нам представляется, в процессе интеграции в виртуальное общество люди сталкиваются с большим количеством сложностей различного рода. Вместе с тем общение в Интернете дает возможность человеку с ограниченными возможностями в полной мере раскрыть свои коммуникативные способности, проявить себя при взаимодействии с другими членами данного сообщества, а также создать прочные общественные связи. Однако наряду с положительными моментами, процесс социализации человека с ограниченными возможностями в сети Интернет сопряжен с рядом трудностей. В связи с этим, становятся актуальными с точки зрения изучения проблемы, связанные с Интернет-социализацией инвалидов. При рассмотрении данных проблем необходимо, на наш взгляд, учитывать также психологический и правовой аспект использования социальных сетей в процессе социализации инвалидов. При этом результат такой социализации имеет как положительный, так и отрицательный аспект, поскольку, с одной стороны, человек-инвалид, общаясь в сети Интернет, может чувствовать себя полноценным членом общества, скрывая от собеседника свои особенности, однако в таком случае не представляется возможным говорить о полном принятии инвалида самого себя в отрыве от созданного им в Сети имиджа.
Конституция Российской Федерации определяет Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [2].
Кроме того, Конституцией РФ установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов. [2]
Действующим законодательством Российской Федерации понятие «инвалид» нормативно закреплено ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [3]'
Так, в соответствии с положениями данного Закона, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Политика государства в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья вносит свой вклад в формирование в обществе представлений об инвалидах и процесс их интеграции в это общество.
Так, можно выделить следующие барьеры, стоящие перед людьми с инвалидностью в процессе их включения в общество.
Меры политики государства и стандарты, разрабатываемые и утверждаемые в ходе этой политики. Так, при разработке политики в области поддержки инвалидов, не всегда учитываются реальные потребности данной группы населения или же не реализуются уже существующие меры поддержки и стандарты.
Негативное отношение к людям с инвалидностью. Данный барьер особенно прослеживается при трудоустройстве людей-инвалидов, а также при получении образования на различных стадиях данного процесса. Такое отношение к инвалидам в обществе отрицательно сказывается на включенности инвалидов в социальную жизнь общества.
Недостаток услуг. Люди с инвалидностью значительно более остро чувствуют дефицит медико-санитарного обслуживания, реабилитации, поддержки и помощи.
Проблемы с предоставлением услуг. Недостаток медико-санитарных, а также реабилитационных услуг может усиливаться их слабой координацией и низким качеством предоставляемых услуг.
Недостаточное финансирование. Зачастую экономика страны не в состоянии на высоком уровне поддерживать финансирование сферы обслуживания людей с инвалидностью. Соответственно, низкий уровень финансирования становится дополнительной преградой для нормального получения людьми с инвалидностью необходимых услуг.
Отсутствие доступности. Зачастую транспортная инфраструктура и здания (в том числе общественного пользования), а также информация не являются доступными для людей с инвалидностью. В этой связи, по данным статистики ВОЗ из-за недоступности инфраструктуры люди с ограниченными возможностями вынуждены отказываться от поисков работы, что отрицательно сказывается на уровне и качестве их жизни. А сложности с доступом к транспорту вовсе является фактором, опасным для жизни и здоровья инвалидов.
Труднодоступность информации и коммуникации. В доступных для восприятия форматах имеется мало информации, а многие потребности инвалидов в области общения не удовлетворяются. Так, по данным ВОЗ, неслышащие люди зачастую сталкиваются с отсутствием доступа к сурдопереводу. Также много сложностей возникает ввиду низкого уровня жизни и отсутствия доступу к телефонии и сети Интернет.
Отсутствие консультирования и включенности в общественную жизнь. Люди с ограниченными возможностями довольно редко проявляют активность в области принятия решений, которые непосредственно затрагивают их жизнь.
Отсутствие данных и опыта. Государство зачастую не обладает точными и актуальными сведениями о количестве людей с ограниченными возможностями здоровья в стране, а также о качестве их жизни. Вместе с тем, малая включенность инвалидов в общественную жизнь и недостаток опыта самостоятельного решения общественных проблем, связанных с доступность среды, мешает налаживанию эффективного диалога и продуктивного решения насущных проблем.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что в настоящее время в России имеется достаточно развитая система законодательства, регламентирующего положение людей с инвалидностью, однако отсутствует отлаженный механизм интеграции инвалида в общество
Пространство социальной интеграции способствует развитию коммуникативной культуры человека, предоставляет возможность для сознательного и бессознательного обучения необходимым и продуктивным практикам социального интеракционирования посредством освоенных ранее моделей поведения и формирует у индивида социальное поведение, ожидаемое обществом и адекватное его социальному статусу.
Таким образом, главная цель социальной интеграции инвалидов заключается в создании «общества для всех», то есть такого общества, в котором каждый индивидуум, обладая полным набором прав и обязанности, играет активную роль. Социальная интеграция одновременно является не только целью, но и средством постоянного развития общества, поскольку она способствует развитию общества на принципах недискриминации, терпимости, уважения многообразия, равенства возможностей, солидарности, безопасности и участия всего населения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении, уязвимых групп и лиц [4]'
В связи с этим, процесс интеграции инвалидов в общество необходимо характеризовать как процесс сложный и многогранный. Кроме того, это процесс обязательно двусторонний: то есть у общества и у человека с ограниченными возможностями должно быть обоюдное стремление к интеграции.
Основными факторами, влияющими на процесс интеграции, являются несовершенством законодательной базы, нежелание или неумение индивида позитивно относиться к сложившейся ситуации, адекватно воспринимать себя и свое окружение. Для преодоления этих трудностей инвалиду необходимо использовать все имеющиеся у него возможности, в том числе по мере возможностей активно участвовать в реализации собственных прав в области поддержки инвалидов.
Бурное развитие и повсеместное внедрение информационных технологий привело к появлению новых методов коммуникации и взаимодействия индивидов друг с другом. В настоящее время информационная сеть «Интернет» перестала быть исключительно источником информации и превратилась в новую социальную реальность, в которой каждый участник ищет собственные способы самовыражения и реализует себя как личность среди других индивидов, вступая с ними в активное взаимодействие.
Любая сеть является универсальным способом структурирования социального пространства. Назначением социальных сетей является организация коммуникации между людьми и реализация базовых человеческих потребностей. По мнению В. А. Сергодеева, «сетевая коммуникация представляет собой гибрид, полученный в результате скрещивания индивидуальной, групповой и массовой коммуникации» [5]'
Однако не все Интернет-сайты с возможностью общения пользователей являются социальными сетями. Иными словами, для того, что Интернет-сайт мог называться полноценной социальной сетью, необходимо вычленить его функционал. По мнению А.С. Дужниковой, можно выделить следующие черты, которыми должна обладать социальная сеть:
1. Возможность создания индивидуальных профилей, которые будут содержать основную информацию о пользователе - его имя, семейный статус, интересы и т.д.;
2. Возможность взаимодействия пользователей путем просмотра профилей, отправки друг другу личных сообщений, комментариев и т.д.;
3. Возможность достижения цели посещения данного Интернет-ресурса - например, поиск знакомых, ведение блога и т.д.;
4. Возможность обмена ресурсами: информацией, различными файлами и т.д.;
5. Возможность удовлетворения потребностей посредством накопления ресурсов. Например, удовлетворение потребности в общении посредством увеличения количества знакомств в социальных сетях.
При этом Интернет-ресурс должен обладать удобным для пользователя функционалом, который позволял бы решать все пять вышеизложенных задач [6]'
На основе этого можно сформулировать понятие социальной сети в узком его значении и определить социальную сеть как интерактивный многопользовательский сайт, содержание (контент) которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном человеке, по которой страницу (аккаунт) пользователя смогут найти другие участники этой сети.
Сетевое сообщество имеет общие цели, способы контроля за поведением своих членов, возможности самопозиционирования. В качестве отличительных признаком социальных сетей можно выделить следующие:
- наличие пользователей определенного информационного ресурса;
- возможность членов данного ресурса взаимодействовать между собой и владеть информацией об общей истории коммуникации;
- наличие совокупности предписанных ролей - поставщик контента, пользователь, модератор и т.д.;
- «сетикет» или нормы, которые регулируют поведение участников данного ресурса;
- возможность членов ресурса в процессе коммуникации реализовывать свои личные и общие цели.
Личный характер связей позволяет пользователям непосредственно наблюдать за публичными действиями остальных участников коммуникации, а также оказывать воздействие на их деятельность.
Таким образом, появление и развитие социальных сетей способствует развитию новой культуры и всего общества. Такой способ коммуникации выполняет большое количество функций, позволяет человеку самореализоваться, получать новую полезную информацию, самосовершенствоваться и оценивать результаты. Но главной целью человека, использующего социальные сети, является социализация и интеграция, стремление к установлению отношений с другими пользователями с возможностью перехода этих отношений в более реальные. Любая функция социальной сети переплетается с коммуникационной и в конечном итоге трансформируется в коммуникацию.
Литература
1. Всемирная организация здравоохранения // Официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.who.int/ru/ (дата обращения 28.02.2015 г.).
2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. // Российская газета. -1993. -№ 237.
3. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ: [принят Г ос. Думой 20 июля 1995 г.] / Российская Федерация. Законы // СЗ РФ. - 1995. - № 234. - Ст. 4563.
4. Синявская О., Васин С. Социальная интеграция молодых людей с инвалидностью [Текст] // Альманах Ассоциации независимых центров экономического анализа. Вып. 2. М., 2004. С. 375.
5. Сергодеев В.А. Сетевые интернет-сообщества [Текст]: сущность и социокультурные характеристики / В. А. Сергодеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2013. - Вып. 1. - С. 122-127.
6. Дужникова А. С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования [Текст] // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - № 5 (99). - С. 238-251.
7. Шахмартова О.М., Болтага Е.Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия ПГТУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 1002-1008. - С. 1005.