Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мартынова Камила Амировна

Динамично меняющиеся общественные отношения создают яркую специфику социальной адаптации старшеклассников. Одна из ведущих форм активности старшеклассников - социальные сети, которые применяются как для коммуникации, так и для потребления контента. Также старшеклассники вовлекаются в молодежный досуг в различных форматах, часть из которых носит криминогенный характер. Возникающие в ходе социальной адаптации проблемы приводят к следующим последствиям: превалирование виртуальной составляющей жизни над реальной, совершение правонарушений, ухудшение отношений с родителями и сверстниками, неопределенность выбора профессии.В результате исследования автор приходит к выводу о том, что характер социальной адаптации зависит от психологического состояния ребенка и его эмоционального статуса. В связи с этим, проблемы адаптации не решаются дополнительным образованием, вовлечением школьников в социально полезную деятельность, законодательным запретом распространения отдельных категорий информации и др. Ключевым фактором социальной адаптации является предупреждение и профилактика психологических проблем, что возможно путем полноценной организации психологической работы в школах, развития каналов оказания бесплатной анонимной психологической помощи, разработке рекомендаций для родителей детей по установлению эмоционального контакта и эмпатии. Помимо этого, требуются программы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мартынова Камила Амировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF INCREASING INVOLVEMENT IN SOCIAL NETWORKS

Dynamically changing social relations create vivid specifics of social adaptation of high school students. One of the leading forms of high school students’ activity is social networks, which are used both for communication and for content consumption. Also, high school students are involved in youth leisure in various formats, some of which are criminogenic in nature. Problems arising in the course of social adaptation lead to the following consequences: the prevalence of the virtual component of life over the real one, the commission of offenses, the deterioration of relations with parents and peers, the uncertainty of choosing a profession. As a result of the study, the author comes to the conclusion that the nature of social adaptation depends on the psychological state of the child and his emotional status. In this regard, the problems of adaptation are not solved by additional education, the involvement of schoolchildren in socially useful activities, the legislative prohibition of the dissemination of certain categories of information, etc. The key factor of social adaptation is the prevention and prevention of psychological problems, which is possible through the full organization of psychological work in schools, the development of channels for providing free anonymous psychological assistance, the development of recommendations for parents of children to establish emotional contact and empathy. In addition, programs for the re-socialization of juvenile offenders are required.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ»

Проблемы социальной адаптации старшеклассников в условиях повышения вовлечения в социальные сети

Мартынова Камила Амировна,

аспирант, кафедра педагогики им. З.Т. Шарафутдинова, НГПУ «Набережночелнинский государственный педагогический университет» E-mail: kamila1292@ya.ru

Динамично меняющиеся общественные отношения создают яркую специфику социальной адаптации старшеклассников. Одна из ведущих форм активности старшеклассников - социальные сети, которые применяются как для коммуникации, так и для потребления контента. Также старшеклассники вовлекаются в молодежный досуг в различных форматах, часть из которых носит криминогенный характер. Возникающие в ходе социальной адаптации проблемы приводят к следующим последствиям: превалирование виртуальной составляющей жизни над реальной, совершение правонарушений, ухудшение отношений с родителями и сверстниками, неопределенность выбора профессии.

В результате исследования автор приходит к выводу о том, что характер социальной адаптации зависит от психологического состояния ребенка и его эмоционального статуса. В связи с этим, проблемы адаптации не решаются дополнительным образованием, вовлечением школьников в социально полезную деятельность, законодательным запретом распространения отдельных категорий информации и др. Ключевым фактором социальной адаптации является предупреждение и профилактика психологических проблем, что возможно путем полноценной организации психологической работы в школах, развития каналов оказания бесплатной анонимной психологической помощи, разработке рекомендаций для родителей детей по установлению эмоционального контакта и эмпатии. Помимо этого, требуются программы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: досуговая деятельность; подростковая преступность; социализация; социальная адаптация; социальные сети.

о с

U

см см о см со

Социальная активность детей старшего школьного возраста во многом определяется характером социума. Современная социальная среда предоставляет различные форматы как проведения досуга, так и получения образования. Вопросы, связанные с социальной адаптацией, наиболее наглядно раскрываются при анализе организационного аспекта адаптации (в разрезе конкретных форм и видов социальной деятельности) и эмоционально-поведенческой составляющей данного процесса.

С организационной точки зрения адаптация старшеклассников прослеживается в контексте их социальной активности. Особенностью современного поколения подростков является предельно высокая роль гаджетов, которые являются неотъемлемым атрибутом молодых людей. Тем не менее, основной круг агентов социализации изменений не претерпел. Первоочередное значение имеет семья и школа.

Семья, будучи минимальной социальной ячейкой, оказывает значимое воздействие на ряд обстоятельств, непосредственно связанных с адаптационными возможностями подростков. Одной из наиболее острых проблем современности является воспитание в неполных семьях. Табуирован-ность данного вопроса налагает заметный отпечаток на поле исследований. Так, Н.Н. Бабаджанов, К.Р. Сасаза с большой долей осторожностью отмечают, что состав семьи не влияет на социальную адаптацию и вегетативную устойчивость [1, с. 635] (исследование проводилось в Бишкеке). Тем не менее, отсутствие одного из родителей или его замещение неродным человеком является одним из факторов негативного воздействия, что может усложнить адаптационные процессы.

Адаптация старшеклассников в образовательном пространстве производится в школах, а также при получении дополнительного образования (в том числе в дистанционном формате). Школьное образование в старших классах ориентировано на подготовку к государственным экзаменам. Основной спектр проблем лежит в области психоэмоциональных перегрузок, эффективности педагогического процесса и буллинга (как со стороны сверстников, так и со стороны педагогического состава). В последние годы возрос интерес к дополнительному образованию. К примеру, Н.А. Га-понова отмечает, что дополнительное образование создает зону перспективного и социально-адаптивного развития старшеклассника [3, с. 70]. Полагаем, что дополнительное образование не является качественно иной, по сравнению со школь-

ным обучением, формой адаптации. При этом, в случае наличия прямой заинтересованности школьника, дополнительное образование способно решить проблему профессионального выбора, а также социализироваться в контексте определенной специальности.

Адаптация старшеклассников активно протекает в форме досуговой деятельности - компании по интересам, молодежные клубы, игротеки, спортивные клубы и объединения. Здесь необходимо отметить, что в рамках компаний старших школьников зачастую возникают настроения деструктивной направленности, что тесно связано с эмоциональной составляющей процесса адаптации. Отметим, что старший школьный возраст сопряжен с возрастом наступления уголовной ответственности. Девиантное и делинквентное поведение отдельной части старшеклассников причиняет вред не только общественным интересам, но и самим нарушителям.

Таблица 1. Причины интереса к контенту в социальных сетях, направленному на пропаганду насилия

Причина Респонден-ты,%

Отсутствие контроля со стороны родителей 29

Психологические проблемы у подростков (депрессия и т.д.) 49

Конфликты со сверстниками, буллинг/травля 31

Общий высокий уровень жестокости в обществе 16

Доступность, отсутствие запрета таких групп в социальных сетях 11

Отсутствие контроля со стороны правоохранительных органов 5

Желание найти людей со схожими проблемами 18

Пропаганда насилия в СМИ 6

Отсутствие контроля со стороны школы 5

Другое 3

Затрудняюсь ответить 1

Деструктивные мысли в условиях современного социума обретают форму в социальных сетях, которые стали основным средством их выражения. С позиций педагогики и юриспруденции возможно приведение достаточно большого круга причин деструктивного поведения старшеклассников - недостаточно активная запретительная политика, просчеты в профилактике преступности, невозможность установление полного контроля за интернет-пространством, педагогическая запущенность и др. Однако, интерес вызывает в первую очередь мнение самих школьников, которые более ясно, нежели взрослые, осознают свои потребности и эмоциональное состояние. В таблице 1 приведены данные опроса школьников в возрасте 14-17 лет на предмет причин интереса к деструктивному контенту [5]. Подростки в качестве основной причины интереса называют психологические проблемы, конфликты со сверстниками,

отсутствие контроля со стороны родителей и желание найти людей со схожими проблемами.

Вероятно, что основным источником психологических проблем являются сложности в общении со сверстниками и с родителями (полагаем, что такая причина, как недостаточный контроль со стороны родителей, маскирует отсутствие эм-патии внутри семьи, и не свидетельствует о потребности подростков в гиперопеке). При этом, такие явления, как пропаганда и контроль со стороны общества практически не рассматриваются школьниками в контексте потребления деструктивного контента.

Результаты исследования ВЦИОМ перекликаются с данными правоохранительных органов. В 2020 году в Пермском крае было проведение исследование цифровой активности 283 подростков, состоящих на учете в полиции. Наибольше всего подростков интересовали следующие направления контента (в порядке убывания интереса): 1. Агрессивно-хулиганское (сопряженное с демонстрацией оружия и изложением идейной составляющей культуры хулиганства и вандализма);

Депрессивное, околосуицидальное, суицидальное, сатанистское, психиатрическое направление;

Порнографическое, эротическое, развратное; Антисоциальное с отсутствием преобладающего деструктивного контента; Азартное, связанное со ставками на спорт; Деструктивное, связанное с употреблением наркотиков, табака, алкоголя, никотиносодер-жащих смесей;

Аниме-культура [6, с. 201-202].

Наличие (отсутствие) деструктивных интересов недостаточно для оценки социальной адаптации. И.В. Белашева, С.В. Шумакова пишут, что развитая система саморегуляции, волевые качества и смысложизненные ориентации могут выступать в качестве диагностических маркеров психологического здоровья старшеклассников в условиях виртуальных коммуникаций [2, с. 138]. Методологическую необходимость представляет анализ виртуальной среды общения как органичной составляющей коммуникативного поля старшеклассников. Сетевые коммуникации наглядно показывают интересы школьников, и также могут косвенное свидетельствовать об адаптационных проблемах. Гармонично развитый, социально адаптированный старшеклассник не обладает признаками девиантного или делинквентного поведения, участвует в сетевой коммуникации наравне со своими сверстниками, имеет активные виды досуга и не обладает выраженными психологическими проблемами. Фактически, психология и педагогика существуют в неразрывном единстве [4].

Таким образом, основной спектр проблем лежит в плоскости психологии старшего школьного возраста. Данные проблемы не могут быть преодолены сугубо правовыми, запретительными ме-

2.

7.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

рами. Проблемы адаптации определяются исходя из анализа социальной и сетевой активности школьников, характера их социального поведения. Решение сложившихся в рамках современного социума проблем возможно при пересмотре подхода к работе со старшеклассниками с расширением научных представлений о педагогико-психологических закономерностях адаптации старших школьников.

Литература

1. Бабаджанов Н. Н., Сасаза К.Р. Оценка социальной адаптации и вегетативной устойчивости у страшеклассников школ Бишкека из полных и неполных семей // Forcipe. 2021. Том 4. № S1. С. 635.

2. Белашева И. В., Шумакова С.В. Эмоциональные компетенции в структуре параметров психологического здоровья старшеклассников с разной степенью вовлеченности в виртуальные коммуникации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Том 23. № 1 (85). С. 133-142.

3. Гапонова Н.А. Формирование коммуникативной успешности старшеклассника в процессе социальной адаптации // Дискуссия. 2017. № 8 (82). С. 68-72.

4. Маликов Р.Ш. Психология и педагогика: Пособие для семинарских занятий - Казань, 1999. -60 с.

5. Подросток в социальной сети: норма жизни -или сигнал опасности? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/podrostok-v-soczialnoj-seti-norma-zhizni-ili-signal-opasnosti- (дата обращения 07.03.2022).

6. Чернова И.Г. От анализа виртуальной среды отдельного несовершеннолетнего к системной региональной профилактике виртуального деструктивного поведения детей (на примере Пермского края) // Молодежь и общество: актуальные проблемысовременных подростков и молодежи. Сборник статей. Санкт-Петербург, 2020. С.198-203.

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF INCREASING INVOLVEMENT IN SOCIAL NETWORKS

Martynova K.A.

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

Dynamically changing social relations create vivid specifics of social adaptation of high school students. One of the leading forms of high school students' activity is social networks, which are used both for communication and for content consumption. Also, high school students are involved in youth leisure in various formats, some of which are criminogenic in nature. Problems arising in the course of social adaptation lead to the following consequences: the prevalence of the virtual component of life over the real one, the commission of offenses, the deterioration of relations with parents and peers, the uncertainty of choosing a profession.

As a result of the study, the author comes to the conclusion that the nature of social adaptation depends on the psychological state of the child and his emotional status. In this regard, the problems of adaptation are not solved by additional education, the involvement of schoolchildren in socially useful activities, the legislative prohibition of the dissemination of certain categories of information, etc. The key factor of social adaptation is the prevention and prevention of psychological problems, which is possible through the full organization of psychological work in schools, the development of channels for providing free anonymous psychological assistance, the development of recommendations for parents of children to establish emotional contact and empathy. In addition, programs for the re-socialization of juvenile offenders are required.

Keywords: leisure activities; juvenile delinquency; socialization; social adaptation; social networks.

References

1. Babadzhanov N. N., Sasaza K.R. Assessment of social adaptation and vegetative stability in Bishkek high school students from full and incomplete families // Forcipe. 2021. Volume 4. No. S1. P. 635.

2. Belasheva I. V., Shumakova S.V. Emotional competencies in the structure of parameters of psychological health of high school students with varying degrees of involvement in virtual communications // Bulletin of Kemerovo State University. 2021. Volume 23. No. 1 (85). pp. 133-142.

3. Gaponova N.A. Formation of communicative success of a high school student in the process of social adaptation // Discussion. 2017. No. 8 (82). pp. 68-72.

4. Malikov R.S. Psychology and pedagogy: A manual for seminars - Kazan, 1999. - 60 p.

5. A teenager in a social network: the norm of life - or a danger signal? [Electronic resource] // VTslOM. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/podrostok-v-soczialnoj-seti-norma-zhizni-ili-signal-opasnosti - (accessed 07.03.2022).

6. Chernova I.G. From the analysis of the virtual environment of an individual minor to the systemic regional prevention of virtual destructive behavior of children (on the example of the Perm Region) // Youth and society: actual problems of modern teenagers and youth. Collection of articles. St. Petersburg, 2020. pp. 198-203.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.