УДК 314.7
Петрова Ольга Сергеевна
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СРЕДНЕАЗИАТСКИХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
В настоящее время в городах-мегаполисах, таких как Санкт-Петербург, трудовая миграция стала выходить далеко за регулируемые пределы. Проблема не ограничивается только ростом количественных показателей: со всей остротой встает вопрос о социальной адаптации мигрантов в принимающее сообщество. В результате исследования автор предлагает возможные направления управленческого регулирования названных процессов, которые могут способствовать эффективной социальной адаптации трудовых мигрантов.
Ключевые слова: миграция, трудовой мигрант, социальная адаптация, интеграция, принимающее сообщество.
Миграционные процессы обрели со второй половины двадцатого века поистине глобальные масштабы, охватив все континенты, социальные слои и группы, различные сферы общественной жизнедеятельности. Миграция стала одним из основных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира. Динамика миграции становится мощным фактором межгосударственных отношений, внутренней экономической, культурной и национальной политики России. В России в целом и в Санкт-Петербурге в частности трудовая миграция стала развиваться сравнительно недавно. С распадом Советского Союза основную группу трудовых мигрантов составили выходцы из стран СНГ. По данным переписи населения 2010 года и данным УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Санкт-Петербурге зарегистрировано 67 тыс. 127 трудовых мигрантов, из которых 53 тыс. трудовых мигрантов из стран центральноазиатского региона, среди которых 72% - мужчины трудоспособного возраста от 20-45 лет [4].
Начиная с девяностых годов прошлого века, миграция в развитые европейские страны стала выходить далеко за регулируемые пределы. Нередко ее масштабы существенно превышали реально существующие возможности принимающих стран. Проблема, однако, не ограничивается только ростом количественных показателей: со всей остротой встает вопрос о социальной адаптации мигрантов в странах, где они намерены обосноваться. Ведь они являются носителями той системы ценностей и того образа жизни, которые с большим трудом соотносятся с менталитетом большинства коренного населения развитых стран.
Данный факт подтверждает существующая статистика: в экономике Санкт-Петербурга тру-
довые мигранты из стран центральноазиатского региона, занимающиеся низкоквалифицированным трудом (подсобные рабочие в строительстве, уборщики улиц, водители городского транспорта, ремонтные рабочие, торговцы на рынках), негативно воспринимаются принимающим сообществом, что приводит к сложностям в социальной адаптации и обусловливает риск возникновения социальной напряженности из-за конкуренции на рынке труда. Решать данную проблему только путем создания ограничительных мер на въезд и работу в Санкт-Петербурге недостаточно, необходим анализ механизма социальной адаптации трудовых мигрантов для разработки основных направлений их включения в социально-трудовые отношения на территории современной России и Санкт-Петербурга, а также для эффективного управления региональным рынком труда.
Социальная адаптация является «деятельностью, основанной на субъективной интерпретации адаптивной ситуации, направленной на оптимизацию включения (вхождения) мигрантов в новую социокультурную среду и осуществляемую посредством принятия (частичного или полного) норм и ценностей данной среды, сложившихся здесь форм социального взаимодействия, с одной стороны, и изменения составляющих социокультурной среды в целях приспособления ее к себе, с другой, оптимальность которой (деятельности) проверяется в процессе информационного взаимодействия с помощью информационной обратной связи» [2, с. 43]. Данное Н.Н. Подпори-новой определение процесса социальной адаптации основывается на опыте нормативного подхода и интерпретационной парадигмы, а также предлагает различные стратегии социальной адаптации трудовых мигрантов.
© Петрова О.С., 2011
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011
329
Для анализа процессов социальной адаптации необходимо определить проблемы самих трудовых мигрантов, их жизненные стратегии, миграционное поведение, мотивы и способы адаптации к новым условиям.
С этой целью в 2011 году были проведены глубинные интервью с трудовыми мигрантами, прибывшими из средней Азии и проживающими в Санкт-Петербурге. Выборка респондентов осуществлялась в два этапа: 1) отбор респондентов по месту жительства; 2) отбор респондентов по полу, возрасту, национальной принадлежности, сфере трудовой деятельности и длительности проживания на территории региона. Были выбраны трудовые мигранты мужского пола в возрасте от 20 до 45 лет, занятые в сфере строительства, ЖКХ, торговли, транспортной отрасли, проживающие на территории Санкт-Петербурга более одного года (респонденты, имеющие опыт социальной адаптации).
В качестве дополнительных источников использовались результаты исследований, проведенных Всероссийским Центром изучения общественного мнения, Международной Организацией труда, кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ, лабораторией проблем социальной демографии ИСЭПН РАН и других научно-исследовательских организаций.
Для получения более всесторонней информации о способах управления и регулирования социальной адаптации трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге было проведено экспертное интервью с заместителем начальника Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, как с представителем органа, оказывающего непосредственное влияние на процессы управления социальной адаптацией трудовых мигрантов.
По результатам исследования было выявлено, что стратегии миграционного поведения разнообразны и зачастую зависят от жизненной ситуации, семейного положения, уровня образования трудовых мигрантов, от их ожиданий и миграционных перспектив, профессиональной удачи. Исследование позволило составить наиболее полное представление об основных факторах, определяющих миграционные перспективы, о потребностях, интеграционном поведении и способах социальной адаптации, об условиях жизни мигрантов, о моделях жизненной стратегии трудовых мигрантов из Средней Азии, о проблемах, связанных с переездом в новую страну.
Было определено, что основная причина выезда из стран среднеазиатского региона в Санкт-Петербург - экономическая.
Большая часть трудовых мигрантов приезжает в Санкт-Петербург на временнее место жительства с основной целью накопления денег для своей семьи. Главной их задачей является получение материальной возможности для развития собственного хозяйства у себя на родине. Небольшой процент трудовых мигрантов из Средней Азии имеет желание остаться в Санкт-Петербурге на постоянное место жительства, адаптироваться к местным традициям и законам. Стратегии миграционного поведения временных и постоянных трудовых мигрантов принципиально различаются, предопределяя различную потребность в социальной адаптации. Но, что принципиально важно, в социальной адаптации нуждаются и те, и другие.
Проведенное исследование позволило выявить причины низкого адаптивного потенциала временных трудовых мигрантов. Определяющим является задуманная цель приезда - временное пребывание для заработка, кроме того, это наличие у подавляющего большинства семей, оставшихся на родине, и, что также немаловажно, это ограниченный круг общения в Санкт-Петербурге. Чаще всего трудовые мигранты общаются в узких группах «своих» и полностью избегают общения с местным населением. После возвращения на родину многие планируют вложить заработанные в Санкт-Петербурге деньги в собственное хозяйство, приобрести недвижимость. Такие жизненные стратегии являются показателем того, что мигрант не планирует адаптироваться к принимающему сообществу и связывает свою дальнейшую судьбу с возвращением на родину.
Помимо этого от стремления закрепиться в Санкт-Петербурге многих мигрантов удерживает негативное отношение к ним местных жителей, агрессия, неприязнь и нежелание принимать их в свое сообщество.
Большую долю временных трудовых мигрантов составляют выходцы из сельской местности, с низким уровнем образования и правового сознания. Административные барьеры, трудности, а порой и искусственные препятствия в получении официальных документов, разрешающих пребывание и работу, являются важными факторами, ограничивающим число людей, желающих адаптироваться в российском обществе. Серьезные проблемы у мигрантов возникают по при-
чине трудовой неграмотности, заключающейся в том, что большинство из них не знают требований миграционного законодательства ни Российской Федерации, ни родной страны, что непосредственно отражается на правовом статусе и возможностях трудоустройства в соответствии с законом, а также на условиях социальной адаптации. В довершение к этому - сложности при оформлении документов, возникающие вследствие слабого владения русским языком. Согласные на любую тяжелую, «грязную» работу, они чаще всего абсолютно не знают своих прав и жестоко эксплуатируются работодателями.
Анализ эмпирических данных показал, что постоянные трудовые мигранты из Средней Азии -это, в основном, одинокие молодые люди, которые не имеют обязательств по содержанию родственников, либо это семьи, которые по причине материальных трудностей или из-за угрозы их безопасности вынуждены навсегда покинуть родину.
На постоянное место жительства в Санкт-Петербург, прежде всего, приезжают выходцы из городской среды, часто с высшим или средним специальным образованием, свободно владеющие русским языком. Эта категория трудовых мигрантов обладает правовыми знаниями, им легче собрать и подготовить необходимые документы, легализовать свое пребывание на территории Санкт-Петербурга. Как правило, они устраиваются на работу с резким понижением своего социального статуса, но, несмотря на это, определяют свое пребывание в Санкт-Петербурге как более комфортное, чем на родине. Они имеют желание создать семью с представителями принимающего сообщества, активно общаются с местным населением, посещают различные досуговые заведения, не замыкаются на общении с земляками, стремятся получить российское образование. Постоянные трудовые мигранты, как показали результаты исследования, основными мотивами своей жизнедеятельности определяют: потребность в дружбе, сопричастности, принадлежности к какой-то группе, уважении, реализации и развитии способностей и талантов [1, с. 77]. Без определенного удовлетворения этих потребностей трудовые мигранты, приезжающие на постоянное место жительства, не смогут окончательно адаптироваться в новой социальной среде.
Всех трудовых мигрантов из Средней Азии нельзя рассматривать как единое целое. Проведенное исследование позволило условно выделить две основные категории трудовых мигран-
тов из Среднеазиатского региона - это временные трудовые мигранты и мигранты, приезжающие на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. Эти категории имеют разные жизненные стратегии и ценностные ориентиры, что предопределяет дифференцированный подход к процессу их социальной адаптации.
В соответствии с выделенными категориями трудовых мигрантов необходимо разработать городскую комплексную программу социальной адаптации, которая будет обеспечивать всесторонний подход к решению данной проблемы и учитывать интересы всех сторон: трудового мигранта, государства и общества, в данном случае жителей Санкт-Петербурга.
Реализация поставленной цели должна идти в следующих направлениях:
1. Конкретное определение потребности Санкт-Петербурга в иностранной рабочей силе (количественный и качественный состав) с учетом оптимального соотношения между высококвалифицированным и низкоквалифицированным трудом. Государство не должно выдавать квоты на рабочие места, где потенциально могут работать российские граждане, тем самым создавая лишнюю конкуренцию. Следствием таких действий со стороны государства может стать негативное отношение населения к трудовым мигрантам, что значительно усложняет процесс их социальной адаптации. Также необходимо обратить внимание на то, что при разработке любого нормативно-правового акта в сфере миграции необходимо учитывать различные факторы - демографический, экономический, политический, социальный и т.д.
2. Оптимальное распределение рабочей силы. Важно создавать такие условия, при которых российская экономика, общество и трудовые мигранты получат взаимную выгоду. Пути решения данной задачи стоит искать в плоскости способов стимулирования трудовых мигрантов для работ и освоения сельских территорий Ленинградской области (особенно учитывая тот факт, что большая часть трудовых мигрантов является сельскими жителями). В качестве стимулирующих мер стоит выделить обеспечение временным жильем, предоставление социальных гарантий, медицинское страхования. Данная форма распределения рабочей силы будет способствовать развитию сельского хозяйства, формировать положительный облик трудового мигранта в глазах местного населения -как гражданина, приносящего пользу Российско-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011
331
му государству, и, как результат, - ускорять процесс социальной адаптации трудовых мигрантов.
3. Стимулирование легальной миграции. Для повышения уровня социальной адаптации временных иностранных трудовых мигрантов важен рост легальных мигрантов. Для этого необходимо создавать такие условия, при которых иностранному мигранту будет выгоднее находиться в Санкт-Петербурге на легальном положении. К примеру, важно продолжать практику открытия доходных домов для мигрантов. Необходимо отметить, что проживать в таких домах, где созданы достойные условия для жизни (медицинские пункты, пункты питания, охрана, душевые помещения), могут только легальные мигранты, которые вошли в квоту.
4. Развитие информационной базы для иностранных граждан. Речь идет о необходимости создавать такие рабочие группы, которые будут взаимодействовать с иностранными гражданами и осведомлять их о прядке действий по приезде. Примером такой информатизации может служить создание информационных стоек в аэропортах, метрополитенах и на железнодорожных вокзалах, где будет выдаваться памятка мигранта, переведенная на основные языки стран СНГ, информация с основными контактами УФМС СПб и пошаговая инструкция по оформлению, постановке на миграционный учет, прохождению необходимых регистрационных процедур. К деятельности по информационному обеспечению необходимо привлекать лидеров диаспор и национальных объединений с целью содействия приобретению знаний языка, истории, законов, обычаев и традиций РФ, получению медицинских справок. Последнее является существенным, так как трудовой мигрант может представить медицинскую справку в течение месяца, что является неоправданно долгим сроком. В этой связи целесообразно существенно сократить сроки пребывания иностранных граждан без медицинских справок и ввести строгий контроль за их выдачей. Отдельные задачи, связанные с социальной адаптацией мигрантов, могут быть переданы специально созданным квалифицированным кадровым агентствам. Для реализации потребностей в общении, самореализации, сопричастности необходимо предоставление возможности трудовым мигрантам на льготных условиях посещения различных курсов (не только по истории, культуре России, но и повышающие квалификацию в различных областях).
Важно создавать такие условия, при которых российская экономика, общество и трудовые мигранты смогут получать взаимную выгоду от своего взаимодействия.
Таким образом, анализируя названную проблему, в данной статье мы показали, что регионы должны иметь четкое представление о том, кто и в каких количествах им нужен, а будущие мигранты - знать, что им смогут предложить и на каких условиях.
Важно помнить, что существуют различные категории мигрантов и соответственно - стратегии адаптации для различных категорий.
Решение задачи эффективной социальной адаптации должно лежать в плоскости конструктивного информационного взаимодействия и обмена опытом между Министерством социального развития, Министерством экономического развития, Министерством внутренних дел, Пограничной службой, Комитетом по труду и занятости, Санкт-Петербургским Домом национальностей, диаспорами и др. Не исключено, что именно обмен информацией будет являться одним из основных методов, позволяющим эффективно регулировать социальную адаптацию на региональном уровне.
Трудности социальной адаптации иностранного гражданина в принимающее сообщество связаны также с проблемой толерантного отношения человека к субъектам другой культуры. Они основаны на проблемах взаимопонимания субъектов различных этносов, предполагающих согласование не одинаковых норм, запретов, ориентацию различных общающихся субъектов, умение найти общую систему моральных ценностей, через которую, как через однопорядковую систему координат, их можно согласовать [3, с. 159].
Процесс социальной адаптации не может быть односторонним, недостаточно только одного желания трудового мигранта интегрироваться в принимающую среду или только создания условий для адаптации, это всегда обоюдный процесс.
Библиографический список
1. Маслоу А.Г Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.
2. Подпоринова Н.Н. Социальная адаптация мигрантов к социокультурной среде региона: Дис. ... канд. социол. наук. - М.: РГБ, 2005. - 159 с.
3. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социальноэтического анализа. - М.: Политиздат, 1976. - 400 с.
4. http://www.ims.gov.ru/about/migrate/condition/