ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2012/6 А
Orlov Alexandr Dmitrievich, candidate of technical science, Moscow state industrial university, Moscow, e-science, associate professor, department of humanitarian mail: [email protected].
УДК 378.4. 017. 92
© В.А. Решетников, E.B. Решетникова
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
РЕФОРМАЦИИ
В статье рассматриваются проблемы социального образования, которое понимается как общий процесс формирования гражданского самосознания и, одновременно, как сфера подготовки специалистов социачьной сферы. Его общая направленность результируется в становлении субъектных качеств человека. В связи с этим, рассматриваются возможности логотерапии В.Франкла, софотерапии В.А. Кутырева, концепции евраксофии П.Курца.
Ключевые слова: социальное образование, гуманизм, социачизация гуманизма, гуманистические организации, софотерапия.
V.A. Reshelnikov, E.V. Reshetnikova THE PROBLEMS OF SOCIAL EDUCATION AS A FACTOR OF HUMANISTIC REFORMATION
The article is devoted to the problems of social education, which is understood as a general civil self confession process and simultaneously as a sphere of preparation for social workers. The development of subjective person qualities is its jeneral direction. According to it we deal with different possibilities of logoteraphy by V.Frankl, sophoteraphy by V.A. Kutireva, conception evraksophos P.Kurtz.
Key words: social education, humanism, socialization of humanism, humanistic organizations, civil society, sophoteraphy.
Одной из ключевых задач развития России является соединение реформирования с идеалами гуманизма. Это обусловлено имеющимся пока увлечением правящей элиты сугубо технологическими подходами, стремлением к либеральным
макропреобразованиям. Экономическая,
политическая и социокультурная
неэффективность такой односторонности доказана социальной практикой последних десятилетий.
Усилению внимания к духовным аспектам трансформации общества способствует расширение исследований современного гуманизма. Стремясь выйти из кризиса, гуманистика, как формирующаяся отрасль знания, предлагает различные проекты гуманизации мира и человека. Один из них проявляется в результате развития концепции социального гуманизма, которая обращает особое внимание на связи человека и доступного ему социального окружения. Важным направлением гуманизации в этом аспекте традиционно является образование, которое, в свою очередь, находится в процессе трансформации.
Кризис образования в постперестроечный период особенно негативно сказался на социальном образовании, которое можно
понимать: в широком смысле - как процесс становления гражданского самосознания; в узком смысле как подготовку по относительно новым профессиям госслужащего, специалиста в сфере сервиса, социального менеджмента, делового администрирования, социального работника и социолога.
Гуманизация образования играет особую роль в решении задач Гуманистической Реформации в двух отношениях.
Во-первых, как общая форма для обеспечения целостности образа человека в цепи поколений, его самоутверждения как члена
общества и социального в наше время образование не возрастом первичной в широком смысле оно всю сознательную жизнь человека. Это касается и тех, кто уже получил систематическое образование. Более того, актуальность дополнительного социального образования повышается в
трансформирующемся обществе, когда происходит ломка устоявшегося мировоззрения. Негативную роль играет скорость перемен. Люди оказались в центре модернизационных процессов, для овладения которыми у них не хватает ценностных ресурсов и времени. Поэтому нужна широкая программа ценностной
гражданского государства. И ограничивается социализации, продолжается
В.Л. Решетников, Е.В. Решетникова. Проблемы социального образования как фактора гуманистической реформации
ориентации населения с использованием традиционных и новых форм.
Относительно широкого понимания социального образования, то, учитывая его состояние, приходится говорить скорее о социальном просвещении, чем об образовании. И.Кант понимал под Просвещением выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной воле. «Sapere andre! - Имей мужество пользоваться собственным умом!» - таков, следовательно, девиз Просвещения», писал И.Кант. В современных условиях ставится проблема Нового Просвещения, соединяющего в себе достижения научной и культурной революций.
Среди традиционных форм социализации молодежи особо выделяется общее и профессиональное образование, которое только начинает преодолевать навязанный в прошлом уход от идеологии и социализации. Постепенно начинает восстанавливаться и структура детских и молодежных организаций. Однако это тема отдельного обсуждения. Рассмотрим некоторые новые формы социального образования.
Известна предложенная В.Франклом логотерапия. Главной целью «гуманистической религии» Э.Фромм видел «исцеление души», направленное на оптимальное развитие личностных способностей, стремление научить человека осознавать свои истинные потребности, особенно в любви и истине. Методами самопознания (психоанализ) и самообучения человек преодолевает «состояние полусна», порожденное господством фикций его разума. В итоге возрастают и социальные потребности человека, ему становится свойственна «крайняя озабоченность смыслом жизни, самоосуществлением... выполнением задачи, которую ставит перед нами жизнь. Эта крайняя забота отодвигает на второй план его желания и цели, не способствующие благосостоянию души и осуществлению «я», в сущности, они оказываются незначимыми по сравнению с целями этой крайней заботы» [5, с. 125].
Поливариантность логотерапии, в основе, которой заложены идеалы гуманизма и развития личности, позволяет использовать ее как альтернативу популярным тренинговым курсам достижения жизненного успеха, в основе которых лежит идеология прагматизма.
Интересна идея философа В.А. Кутырева о становлении новой образовательно-
консультативной, индивидуально-социальной помогающей отрасли, которая в чем-то близка логотерапии. «Но, - пишет он, - учитывая
русскую философскую традицию, практику Церкви и содержание жалоб, обычно высказываемых врачам-терапевтам, мы предпочли бы назвать подобную деятельность софотерапией». Содержанием этой терапии должна стать «зацикленность» на логике и рационализме в представлениях о жизни. Она должна удерживать рефлексию человека в границах нормы, предупреждая от перерастания поиска смысла жизни в бесплодное умствование... Это духовно-практическая форма гуманистически ориентированной философии. «Полагаем, - пишет он, - что в плане прикладной философии речь можно вести о воспитании не столько детей (педагогика), сколько взрослых (андрогогика) и воспитании не только индивида, но и человечества - вести речь о PAIDEIA». Кроме помощи конкретным людям, в рамках софотерапии как особого рода духовной активности можно было бы проводить «смысложизненную экспертизу» различных тенденций общественного развития, обсуждать проблематику «целей для человечества». Такая образовательно-коррективная работа могла бы проводиться не только на базе философских обществ, как предлагает В.А. Кутырев, но и на базе гуманистических организаций, которые объединяют людей мировоззренчески зрелых и, что очень важно, представителей различных профессий [4, с. 137].
Для прохождения ценностной пустыни нужен маршрут, необходима технология схождения, в том числе и многообразные учебные пособия, в которых должен, на наш взгляд, делаться акцент на практическую деятельностную сторону гуманистической культуры, как способа организации собственной жизни и «очеловечивания» окружающего мира. Следует приветствовать создание первых учебных пособий по современному гуманизму. Нуждается в восстановлении и придании нового качества воспитание учащихся в гуманистических традициях, которые были заложены в авторских школах П.Г. Година, В.А. Караковского, A.A. Захаренко, Ю.М. Цейтлина и других педагогов.
Применяя «гуманистическую
рефлексивность» к образовательным процессам, следует иметь в виду не только явно обучающие аспекты, но и целостную образовательную среду.
Во-вторых, для процессов гуманизации реформационных процессов особое значение имеет социальное образование как сфера подготовки профессиональных специалистов.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2012/6 А
способных осуществлять социальное развитие человека.
Проблемная точка зрения по этому вопросу представлена известным исследователем проблем гуманизма П.Курцем, который обосновал необходимость евпраксофии — новой области знания и, соответственно, профессии. «Евпраксофы будут стремиться стать универсалами, способными уразуметь в меру своих сил, что науки говорят нам о природе и жизни»... «Они попытаются, работая совместно с другими универсалами, разработать общую теорию систем и найти общие концепции и идеи, которые присутствуют в разных областях знания и представляются наиболее надежными». Евпраксофы, пишет далее П.Курц, «сконцентрируются на двух задачах: 1) они будут искать sophia, или мудрости, сведения воедино того, что современное им и наиболее достоверное знание утверждает о природе и человеческом роде; 2) они также будут заняты евпраксией, т.е. ей (благо) и praxis (образ жизни) - благим образом жизни. Другими словами, они предпримут попытку вывести из sophia нормативные следствия для нашей практической жизни» [3, с. 126].
С нашей точки зрения, необходимость синтеза и формулирования универсальных подходов является безусловно необходимой задачей, для этого требуется и специальная подготовка. Однако некоторые положения вызывают сомнение, например, трактовка мудрости как просто сведенного воедино знания. Многознание, пусть и обобщенное, как известно, уму не научает и тем более не дает оснований для руководства жизненными практиками людей.
Другое дело, надо согласиться с П.Курцем, что «евпраксофия должна быть отличительным качеством каждого образованного человека, личности, способной к рефлексивному суждению и скептическому исследованию, обладающей достаточно верным
представлением о вселенной, в которой она живет, а также способностью формулировать практические суждения». Можно бы добавить -и поступать в соответствии с верными суждениями. Евпраксофия жизненно
необходима госслужащим, социальным экспертам и менеджерам, специалистам по социальному сервису и туризму, культурному обслуживанию, работникам системы
здравоохранения, МВД, ГУИН, всем, кто имеет дело с человеком, находящимся в трудной жизненной ситуации. Здесь она смыкается с
логотерапией, практической философией и этикой [3, с. 332].
Евпраксофы как профессионалы (правда, без особых претензий на мудрость) уже находятся рядом. Это, прежде всего, представители «помогающих» профессий, люди, которые работают в системе образования, здравоохранения, социальной защиты и, в сущности, каждодневно проводят в жизнь принцип гуманизации общественных отношений и частной жизни.
Сравнительный анализ программ обучения социальных работников в России и ряде западных стран показывает, что становящаяся российская система сохранила пока культуроцентричность и даже некоторую гуманитарную избыточность содержания обучения. Важно то, что подготовка высококвалифицированных социальных
работников разворачивается в основном на базе классических университетов. Это сохраняет предпосылки для формирования не только профессионализма, но и интеллигентности, без которой социальный работник рискует остаться в рамках функционально подчиненной морали.
В условиях модернизации российского образования, фронтального наступления узкого прагматизма и утилитаризма, важно удержать традиционный дискурс, ядром которого выступала социокультуроцентричность, а характерными чертами выступали соответствие ценностям Ренессанса и Просвещения, и в особенности, утвердившемуся культу науки и рациональности, установка на активное участие в общественных делах. Динамика перемен должна усиливать критические функции социального образования по отношению к утверждающимся «матрицам» сознания, помогать конструировать современную репрезентацию гражданского общества.
Конечным назначением Гуманистической Реформации в сфере образования является формирование интеллигентности как качества современной личности.
Литература
1. Борзенко И.М. Основы современного гуманизма: учеб. пособие / И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, A.A. Кудишина. - М.. 2001. - с. 156.
2. Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма. - М.: Наука, 2001.-С. 78. 190.
3. Курц П. Новый скептицизм: исследование и надежное знание / пер. с англ. и предисл. В.А. Кувакина. -М.: Наука, 2005.-С.331.
4. Кутырев В.А. Разум против человека. Философия выживания в эпоху постмодернизма. - М.5 1999. - 256 с.
5. Фромм Э. Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ. - М., 2004. - С.233, 235.
O.M. Манжуева. К вопросу о составляющих информационной безопасности
6. Фромм Э. Психоанализ и религия. Сумерки богов. -М, 1989.-С. 205.
Решетников Владимир Алексеевич, доктор философских наук, профессор, директор Института социальных наук Иркутского государственного университета, г. Иркутск, e-mail: [email protected]. Решетникова Екатерина Владимировна, кандидат философских наук, доцент Института социальных наук Иркутского государственного университета, заведующий кафелрой социальной работы, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Reshetnikov Vladimir Alekseevich, doctor of philosophical science, professor, director of the Institute of Social Sciences, Irkutsk State University, Irkutsk, email: [email protected].
Reshetnikova Ekaterina Vladimirovna, candidate of philosophical science, associate professor, Institute of Social Sciences, Irkutsk State University, the head of the department of Social Work, Irkutsk, e-mail: [email protected].
УДК 004.45 © O.M. Манжуева
К ВОПРОСУ О СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассмотрены основные составляющие информационной безопасности, также отражены актуальные информационные проблемы современности, которые они призваны решить. Сделаны выводы о необходимости формирования системы обеспечения глобальной информационной безопасности, выделены ее основные направления на фоне приоритета общечеловеческих ценностей.
Ключевые слова: информационная безопасность, информационные технологии, информационное пространство, безопасное развитие.
O.M. Manzhueva
ТО THE ISSUE OF THE COMPONENTS OF INFORMATION SECURITY
In the article there are considered the main components of information security, there are revealed actual information modern problems that are needed to be solved. There were made the inferences concerning necessity1 of forming provision system of global information security and were underlined its main trends within the priorities of allhuman values.
Key words: information security, information technologies, information society, safe development.
В доктрине информационной безопасности РФ выделяются четыре основные области национальных интересов РФ в информационной сфере [1]. Первая область национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Вторая область включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Третья область национальных интересов РФ в информационной
сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи. Обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Четвертая область включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и
телекоммуникационных систем как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Принимая во внимание все вышесказанное, в целях решения наиболее приоритетных задач в информационной сфере, с точки зрения безопасного развития государства, были определены четыре основных составляющих информационной безопасности. Первая составляющая информационной безопасности -