Научная статья на тему 'Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот'

Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1108
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лактионова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот»

УДК 37.0

С. В. Лактионова

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

ДЕТЕЙ-СИРОТ

Статистические данные свидетельствуют, что в последние годы в России непрерывно увеличивае тся количество детей-сирот, насчитывающих к 2006 году более 1 миллиона, из которых только 200 тысяч находятся под опекой и попечительством, остальные воспитываются в детских сиротских учреждениях. Ежегодно более 15 тысяч воспитанников интернатов и детских домов начинают самостоятельную жизнь. При этом установлено, что эта группа молодежи является социально дезадаптированной: по исследованиям НИИ детства Российского детского фонда через год после выхода из детского дома каждый третий воспитанник становится бомжем, каждый пятый - преступником, каждый десятый - совершает самоубийство. Именно это делает проблему социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и школ-интернатов особенно актуальной.

Опыт показывает, что выпускник детского интернатного учреждения выходит во взрослую жизнь совершенно неподготовленным, и, прежде всего, он не социализирован. Даже если у него были хорошие образовательные результаты (знания, умения, навыки учебной деятельности) во время школьного периода, это совершенно не означает, что он обладает необходимыми социальными, коммуникативными компетенциями, достаточно социально и профессионально адаптирован. К сожалению, такие дети, даже если и поступают в учреждения НПР или СПО, то не могут продолжать обучение именно из-за осложнений в установлении межличностных и социальных контактов.

Тем более, к этому времени они уже начинают жить в «новом мире», за стенами детского интернатного учреждения. На экзистенциональный кризис взросления накладываются проблемы связанные с адаптацией к новым условиям жизни. Этот этап достаточно сложен для подростков из нормальных семей, с устойчивой психикой, не говоря уже о детях-сиротах. У них нет ни жизненного опыта, ни психологической, ни финансовой поддержки. Чаще всего такие дети переживают депрессивное состояние, они не уверены в себе, с одной стороны, не доверяют чужим, с другой - подвержены влиянию посторонних, лишь бы не быть аутсайдером.

Выявлено основное противоречие между возросшей необходимостью в социально-профессиональной адаптировали ости воспитанников детских домов и не владения ими способами изучения своих индивидуальных возможностей и соответствия избираемой профессии, отсутствием у детей-сирот бытовых навыков, родительского примера, экономических и правовых знаний, необходимых для их успешной социализации. В условиях становления вариа-

тивной системы образования, гибко адаптированной к быстро меняющейся динамике запросов общества, исследование данной проблемы представляется актуальным,

Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме социально-профессиональной адаптации выпускников детских домов обусловлена рядом обстоятельств:

• во-первых, переживаемого страной периода, когда прежние ценностао-нравственные, жизненные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют современной жизни, а новые еще определяю тся, что приводит к растерянности выпускников при вступлении в самостоятельную жизнь;

• во-вторых, недостаточной подготовленностью выпускников детских домов к жизни в социуме, недостаточной социально-профессиональной адаптацией к обществу, к будущей профессии;

• в-третьих, отсутствием экономических и правовых знаний у воспитанников детских домов, часто узко направленных на конкретные аспекты жизни и не учитывающих ее комплексный характер;

• в-четвертых, расширение сети детских домов нередко приводит к привлечению неподготовленных кадров, которые, не пройдя специальной подготовки для работы с воспитанниками, лишенными семейного окружения, пытаются без должного организационного, теоре тического и методического обеспечения формировать экономические и правовые знания у воспитанников и

др.;

• в-пятых, отсутствие модели социально-профессиональной адаптации детей-сирот, особенно на этапе перехода из детского дома в другое учреждение, например, профессиональный лицей.

Чрезвычайно важной является и проблема социально-профессиональной адаптации детей сирот в период перехода из детского дома в учреждение профессионального образования, В силу объективных (отсутствие родителей) и субъективных (ограниченность социума общения и др.) причин, они в большей степени нуждаются в научно-обоснованной системе их подготовки и самостоятельной жизни в социуме. Несмотря на определенную разработанность проблемы социально-профессиональной адаптации, се творческое и практическое осуществление в условиях интернатных учреждений, она остается на достаточно низком уровне. Основных причин этого явления мы видим две:

- недостаточная обоснованность научной сущности адаптационного процесса и приоритет спонтанного характера социально-профессиональной адаптации воспитанников образовательных учреждений интернатного типа (далее воспитанников) на практике;

- смещение акцента социально-профессиональной адаптированности воспитанников на будущую профессиональную деятельность и почти полное отсутствие как в теории, так и в практике методического формирования у воспитанников социально-профессиональной адаптированности.

Из указанных причин, в первую очередь, мы считаем необходимым решать вторую, так как известно, что социально-профессиональная адаптиро-ванность воспитанников наиболее успешно протекает в период становления социально-нравственных позиций, активного психофизиологического развития, приобретение личного практического опыта. Этот целенаправленный процесс по развитию у воспитанников способности к адаптации является еще далеко не решенной психолого-педагогической проблемой.

В педагогической литературе процесс адаптации индивида чаще всего представляется как «совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности» [3].

В зависимости от характера внешних условий и интенсивности данного воздействия выделяются два вида адаптации:

- адаптация к социальной среде (социальная адаптация). Процессы социализации личности и социальной адаптации рассматриваются в единстве. Адаптация рассматривается как метод, способ социализации, развития личности и ее воспитания; где социализация - «усвоение индивидом специального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, включения в социальную среду» [4].

- адаптация к деятельности (адаптация в игре, адаптация учебная, трудовая, профессиональная и т.д.) [5].

Особое место в педагогических исследованиях адаптации индивида занимают проблемы социальной, учебной и профессиональной адаптации -ввиду того, что общение, учебная и трудовая деятельность являются основными формами жизнедеятельности человека как социального феномена, определяющими онтогенетическое развитие личности.

В педагогической и психологической литературе по проблемам социально- профессиональной адаптации приводится широкий спектр определений указанного понятия, характеризующих сущность понятия в различных аспектах, взгляды отдельных ученых на границы сферы его применения, подходы к объяснению внутренних механизмов действия - психических, социальных, физиологических - и место социально-профессиональной ориентации молодежи.

Различные подходы к определению сущности социально-профессиональной адаптации отражают направленность внимания исследователей на изучение организационного и воспитательного аспекта этого процесса. Анализируя разнообразные подходы ученых к определению социально-профессиональной адаптации, границ применения данного поня тия и места социально-профессиональной адаптации в системе профессиональной ориен-

тации молодежи, можно условно выделить несколько направлений, аспектов, точек зрения, с которых рассматривается процесс и результаты социально-профессиональной адаптации.

1. В физиолого-педагогическом аспекте социально-профессиональная адаптация индивида представляет собой процесс и результат приспособления организма индивида и его психики к условиям профессиональной деятельности и общения.

Как процесс, социально-профессиональная адаптация в физиолого-педагогическом аспекте характеризуется глубиной и направленностью структурных и фундаментальных изменений, темпом изменений и их длительностью. Направленность адаптивных изменений организма и психики индивида зависит от особенностей воздействия внешней среды на субъекта -условий обучения, общения, труда, характера деятельности и т. д. [6].

В указанном процессе реализуются адаптивные возможности индивида. Проблемы формирования и развития адаптивных способностей индивида занимают ведущее место в ряду вопросов социально-профессиональной адап тации, рассматриваемой в физиолого-педагогическом аспекте. Подобная точка зрения не способна отразить всего внутреннего содержания процесса социально-профессиональной адаптации; такое физиологическое рассмотрение этой проблемы обуславливает сужение границ применения данного понятия. В физиолого-педагогическом смысле процесс социально-профессиональной адаптации обусловлен только началом трудовой деятельности субъекта или ег о обучения в профессиональном учебном заведении, тем самым исключается весь этап социально-профессиональной адаптации.

2. В социологическом аспекте социально-профессиональная адаптация рассматривается как особый этап жизненного пути молодого человека, совпадающий по времени с последним этапом обучения в системе среднего образования и началом овладения профессией. [7] На данном этапе происходит изменение социальной роли личности, связанное с изменением основного вида деятельности, а вместе с тем социального окружения, социальных связей, экономических и политических возможностей личности.

При реализации социологического подхода процесс восприятия социальной роли и начала функционирования личности в указанной новой социальной роли также получил название социально-профессиональной адаптации. В отдельных социологических и социально-педагогических работах как синонимы «социально-профессиональной адаптации» употребляются термины «профессиональное становление» или «профессионализация». Нам кажется, что это достаточно вольное использование этих терминов, с чем мы согласиться не можем.

Результатом социально-профессиональной адаптации в социологическом плане выступает освоение личностью предполагаемой обществом социальной роли и активная деятельность личности в рамках данной роли:

профессионально-трудовой, общественно-политической, экономической и т. п.

3. В психолого-недагогическом аспекте социальио-профессиональ-ная адаптация рассматривается как активный личностный процесс социализации индивида в труде и в общении и результат этою процесса. Успешность социально-профессиональной адаптации является одним из главных критериев жизненного и профессионального самоопределения, оценкой эффективности всей ирофориентационной работы [8].

Социально-профессиональная адаптация - как целостный процесс социализации и профессионализации личности - отдельными авторами рассматривается как неразрывное единство процессов социальной адаптации - приспособления к новому коллективу, кругу общения, новым общественным отношениям; адаптации к профессии - соответствие личных качеств человека требованиям конкретной профессии; социально-экономической адаптации-приспособления к существующим формам разделения труда, экономическим отношениям, новому экономическому и политическому статусу молодого человека.

В нашем исследовании адаптация рассматривается как широкое социально-психологическое понятие, означающее адекватное реагирование личности на изменение индивида и среды. Цель адаптации - нахождение оптимального соответствия между личностью и средой. Поскольку в структуре личности происходят постоянные изменения, то процесс адаптации носит динамический характер.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет утверждать, что многие авторы по разному подходят к вопросу о времени и условиях начала и развития социально-профессиональной адаптации.

Некоторые исследователи считают, что процесс социально-профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве [9], Другие считают, что начало процесса социально-профессиональной адаптации следует отнести на более раннее время [10]. Начало адаптации, по нашему мнению, приходится на завершающий период обучения в школе-интернате для тех воспитанников, у которых сформировано жизненное и профессиональное самоопределение и в силу того, что воспитанник еще не овладел профессией, а только входит в нее, мы считаем этот этап социально-профессиональной адаптации воспитанников - пропедевтическим; продолжается социально-профессиональная адаптация в период овладения профессией, где бы оно не протекало: в системе высшего, среднего или начального профессионального образования, или на производстве проверяется и закрепляется в начальный период профессионального труда.

Таким образом, процесс социально-профессиональной адаптации детей-сирот рассматривается нами как интегративное понятие с позиции личностного подхода и является процессом личностных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов, социальио-эко-

номических условий, порождаемых включением личности в подготовку к профессиональной деятельности; реализации в профессиональной деятельности и жизни общества, приобретение социально-профессионального опыта в условиях рынка.

Существует два пути влияния на адаптационные процессы детей-сирот.

Первый путь - создание внешних условий, в максимальной степени приближающихся к условиям их будущей жизнедеятельности. Для этого в детском доме воспитанники участвуют в профессиональных пробах по профессиям их интересующих; таким образом, организуя обучение воспитанников, мы пытаемся спроецировать на них хоть и реальные, но все же «взрослые» отношения.

Второй путь включает субъективную активность самого воспитанника. Для этого в процессе социально-профессиональной адаптации на основе сложившейся у личности системы саморегуляторных умений, анализа ситуации, планирования и конструирования результата деятельности, оценки для воспитанников организуется процесс адаптации. Подчеркнем, что речь идет о деятельностной активности. В детском доме большое внимание уделяется сознательной активности воспитанника в рамках самовоспитания, где акцент делается на осознанном формировании ценностных ориентиров, целей.

Библиографический список

1. Harry Helson Adaptation level heory. In Piychologii F Study of f Seinel, 1959, -P. 568.

2. Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время» / А. В. Мудрик. - М.: Знание, 1991.-80 с.

3. Ростунов, А. Т. Формирование профессиональной пригодности/А. Т. Росту-нов, - Минск, 1984. - 176 с.

4. Алексеева, В. Г. На пороге самостоятельной жизни / В. Г. Алексеева. - М., 1979,- 144 с.

5. Профессиональная адаптация молодежи. МГУ, 1969. — 52 с.

6. Адаптация и здоровье / Под общ. ред. Э. М. Казина. - Кемерово, 2003. -301 с.

7. Алексеева, В. Г. На пороге самостоятельной жизни / В. Г. Алексеева. - М., 1979.-144 с.

8. Руднева, Е. JI. Социально-профессиональная адаптация старшеклассников в системе лицейского образования / Е. Л. Руднева. - Кемерово, 2000. - 164 с.

9. Поляков, Н. Г. Преемственность в работе школы и предприятия как условие успешности адаптации молодежи к труду в материальном производстве: Дис.,.канд. пед. наук. -М., 1980. - 177 с.

10. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Слав-ская . - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.