DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.203 Валитова Т.А.
ORCID: 0000-0003-4577-8521, аспирант, Югорский государственный университет
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРА
Аннотация
Статья посвящена выявлению ключевых проблем, сдерживающих социальное и экономическое развитие региона на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. Автором установлен ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на развитие ХМАО - Югра. Ключевой проблемой признано состояние природного потенциала региона. Поскольку ведущая отрасль в экономике округа - добыча полезных ископаемых. На основании выявленных факторов названы некоторые возможные мероприятия, для преодоления сдерживающего влияния.
Ключевые слова: регион, развитие, специализация, добыча, полезные ископаемые, проблема.
Valitova T.A.
ORCID: 0000-0003-4577-8521, postgraduate student, Yugra State university THE PROBLEMS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
ON THE EXAMPLE KMAO-UGRA
Abstract
The article focuses on the key issues hindering social and economic development of the region on the example of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. The author established a number offactors that have a significant impact on the development of the Khanty-Mansiysk District - Yugra. The key problem recognized the natural potential of the region. As the leading branch in the economy of the district is mining. On the basis of the factors identified identified some possible measures to overcome the restraining influence.
Keywords: region, development, specialization, mining, mineral resources, problem.
В современных условиях глобальной конкуренции между регионами и государствами в масштабах открытой экономики не возможно продемонстрировать высокий уровень благосостояния и результативности производства без опережающего развития ведущих секторов экономики. Таким образом, развитие отраслей специализации определяет место региона в структуре мирового хозяйства и способствует максимальной реализации региональных конкурентных преимуществ. В связи с этим ведущая роль отводится региональному и отраслевому развитию, учитывающему специфику и особенности каждого конкретного субъекта Федерации. Вместе с тем на результаты функционирования субъекта хозяйствования значительно влияют его геополитические, географические и природные ресурсные возможности.
Социальное и экономическое развитие ХМАО-Югры во многом зависит от общих направлений развития государственной экономики. Сегодня в условиях господствующего экономического кризиса 2015 г. предъявляются высокие требования к развитию стратегических регионов со стороны социальной и экономической деятельности. Стратегическим признается и анализируемый регион - Ханты-Мансийский автономный округ - ЮГРА. Ранее в исследованиях автором было выявлено, что ХМАО-Югра является основным нефтегазодобывающим субъектов Российской Федерации, стратегическим регионом, обеспечивающим энергетическую безопасность государства и накопление финансовых ресурсов, способствующих реализации модернизации и инновационного развития государства [2,3]. Положительная тенденция в развитии регионального нефтегазового комплекса формирует предпосылки для обозначения России как мировой энергетической державы.
Анализ структуры экономики округа в разрезе государственной экономики показал, что наибольший вклад в создание валового регионального продукта ХМАО-Югра создает добыча полезных ископаемых [2]. Возвращаясь к вышесказанному, стоит отметить важную роль в обосновании специализации территории играет природный потенциал. Автономный округ - Югра расположен в средней части России и занимает центральную часть Западно -Сибирской равнины. Географическое расположение региона обусловило уникальный природный потенциал территории, поскольку 50% извлекаемых на сегодняшний день запасов нефти Федерации сосредоточено в границах ХМАО. По информации Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института в структуре первоначальных запасов нефти округа 48% составляют начальные разведанные запасы, которые состоят на 26% из накопленной добычи и, соответственно, на 22% из текущих извлекаемых запасов категории. При этом оставшиеся 50% представляют собой еще неразведанные запасы и ресурсы [10]. Вместе с тем максимально изученные крупные залежи нефти и газа на территории Западной Сибири находятся на поздней стадии разработки, когда наблюдается снижение добычи нефти и газа. На сегодняшний день примерно 55-60% всех запасов нефти можно отнести к трудноизвлекаемым при этом некоторые месторождения в настоящее время практически исчерпаны. Данные факты подтверждают, что разведка новых залежей полезных ископаемых, в том числе газа и нефти, признается одной из ведущих целей деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В масштабе данного направления планируется реализация следующих задач геологоразведочных работ: расширенное воспроизводство минеральной и сырьевой базы, способствующее устойчивому развитию добывающих отраслей промышленности, региональное геологическое и геофизическое исследование территорий и акваторий для нахождения новых перспективных провинций и областей расположения полезных ископаемых с целью вырабатывания минеральной и сырьевой ресурсной базы на средне- и долгосрочную перспективу.
Таким образом, ключевой проблемой, сдерживающей экономическое развитие ХМАО-Югры, признается снижение уровня качества сырьевой базы.
Логично предположить, что поиск новых месторождений и, соответственно, расширение применения новейших технологий в ведущих секторах экономики округа, обусловит необходимость повышения роли инновационной составляющей. Непосредственно для Ханты-Мансийского автономного округа формирование и развитие
высокотехнологических производств обуславливает технологическое лидерство, прежде всего, в отрасли добычи нефти. Следовательно, снижение уровня инновационной активности будет признано фактором, сдерживающим социальное и экономическое развитие. Ведущую роль в увеличении уровня производительности труда в экономике субъектов Федерации играет инвестиционный фактор. То есть основополагающее направление экономического регионального развития состоит в опережающем повышении технологического уровня по сравнению с инновационной активностью. В связи с этим в краткосрочной будущей перспективе главные усилия государства должны быть нацелены на разработку политики широкомасштабного заимствования - грамотное заимствование и доработку западных технологий, то есть на наращивание современного технологического потенциала [7].
Третьей по значимости проблемой, ограничивающей социальное и экономическое развитие округа, являются высокие расходы на транспортировку. В данном аспекте географическое расположение территории играет обратную роль. Удаленность Югры от густонаселенной и наиболее развитой европейской части России и государств Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона предопределяет высокие транспортные расходы и недостаточность развития транспортной инфраструктуры.
Следовательно, в числе ключевых задач для разрешения обозначенной проблемы необходимо усиление транспортного обеспечения. Способствовать этому усилению будет строительство новых автомагистралей в направлениях освоенных месторождений, формирование новых маршрутов транспорта полезных ископаемых, формирование морского сообщения, создание магистральных трубопроводов для транспортировки газа и нефти.
Транспортная составляющая в развитии экономики ХМАО-Югра играет существенную роль как в масштабе внутри- и межрегионального сообщения, так и в рамках межгосударственных связей. В целях модернизации транспортной системы России был реализован ряд мер по развитию транспортной инфраструктуры регионов Сибири и Урала, в том числе Ханты-Мансийского округа. Очевидна возможность и необходимость создания трубопроводного транспорта нефти - создание нефтепровода, который соединит Юрубчено-Тохомскую зону нефтегазонакопления с Транссибирским магистральным нефтепроводом, создание нефтепровода Талаканское месторождение -Верхнечонское месторождение - Ангарск. Магистральный нефтепровод от Ангарска в рамках модернизации можно продлить в северо-восточные районы Китая и в морские порты на востоке России [9]. В долгосрочной перспективе возможно реализовать соединение трубопроводной сетью газодобывающих центров Эвенкии, Иркутской области, а также западных районов Республики Саха с дальнейшей газификацией Бурятии и Читинской области и выходом к портам российского Дальнего Востока и в северо-восточные районы КНР, Корею.
Среди проблем, сдерживающих социальное и экономическое развитие Югры, отмечается также увеличенный расход топливных и энергетических ресурсов на производственные и социальные потребности из-за суровых природных и климатических условий. Для повышения эффективности энергообеспечения территории необходимо разработать и реализовать ряд мероприятий направленных на модернизацию и реконструкцию существующих гидро-и топливных электростанций и тепловых сетей, создание дополнительных энергоисточников. Кроме того отдельное внимание стоит уделить диверсификации производства в энергетическом секторе.
Таким образом, нами были обозначены ключевые проблемы, сдерживающие социально-экономическое развитие ХМАО-Югры. Однако ряд проблем не ограничивается четырьмя факторами. Помимо вышеперечисленных специфических проблем развития округа, в ХМАО-Югра должны также решаться проблемы других отраслей экономики и социальной сферы (имеющие свои отличительные черты). К их числу относится, например, сложная демографическая ситуация в России может предопределить усиление конкуренции между ХМАО-Югра и другими регионами страны в отношении квалифицированных кадров. Другой существенной проблемой признается взаимодействие в области экологии и охраны окружающей среды регионе и приграничных районах. Комплекс мероприятий по охране окружающей среды должен обеспечить стабилизацию экологической обстановки в целом по Уральскому федеральному округу; сохранение качества основных компонентов природной среды; рациональное использование, охрану и воспроизводство природных ресурсов; предотвращение деградации и сохранение уникальных природных комплексов; формирование нормативно-правовых и экономических механизмов регулирования в сфере охраны окружающей среды. С целью разрешения вопросов по охране окружающей среды на приграничных территориях видится необходимым формирование соответствующих соглашений с граничащими государствами и разработка системы контроля их выполнения.
Литература
1. Бородин, А.И., Социально-экономическое развитие регионов: концепция, механизм, управление [Текст] / А.И. Бородин, А.Н. Сорочайкин // Труды карельского научного центра российской академии наук. - 2013. - №5. - С. 4-11.
2. Валитова, Т.А. Анализ социально-экономического положения региона (на примере ХМАО-Югры) [Текст] / Т.А. Валитова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 5-2 (58-2). - С. 364-367
3. Валитова, Т.А. Анализ структуры экономики и тенденций социально-экономического развития ХМАО-Югры [Текст] / Т.А. Валитова // Вестник Югорского государственного университета. - 2015. - № S3-2 (38). - С. 110-115.
4. Глазырин, М. Системные факторы регионального развития [Текст] / М. Глазырин // Экономист. - 2013. -№ 6. - С. 90-96.
5. Кузнецова, О. Пирамида факторов социально-экономического развития регионов [Текст] / О. Кузнецова // Вопросы экономики. - 2013. - № 2. - С. 121-130.
6. Куриков, В.М. Приоритеты развития северного нефтегазодобывающего региона [Текст] / В.М. Куриков, Т.Н. Бессонова. - Ханты-Мансийск: Печатный мир, 2014. - 136 с.
7. Мельничук, М.В. Социально-экономическое развитие регионов: основные направления и проблемы [Текст] / М.В. Мельничук // Региональные проблемы преобразования экономики.-2011.-№1.-1п.л.
8. Официальный веб-сайт органов государственной власти. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://admhmao.ru
9. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. sibfo.ru/strategia/strdoc.php
10. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.depeconom.admhmao.ru
References
1. Borodin, A.I., Social'no-jekonomicheskoe razvitie regionov: koncepcija, mehanizm, upravlenie [Tekst] / A.I. Borodin, A.N. Sorochajkin // Trudy karel'skogo nauchnogo centra rossijskoj akademii nauk. - 2013. - №5. - S. 4-11.
2. Valitova, T.A. Analiz social'no-jekonomicheskogo polozhenija regiona (na primere HMAO-Jugry) [Tekst] / T.A. Valitova // Jekonomika i predprinimatel'stvo. - 2015. - № 5-2 (58-2). - S. 364-367
3. Valitova, T.A. Analiz struktury jekonomiki i tendencij social'no-jekonomicheskogo razvitija HMAO-Jugry [Tekst] / T.A. Valitova // Vestnik Jugorskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № S3-2 (38). - S. 110-115.
4. Glazyrin, M. Sistemnye faktory regional'nogo razvitija [Tekst] / M. Glazyrin // Jekonomist. - 2013. - № 6. - S. 90-96.
5. Kuznecova, O. Piramida faktorov social'no-jekonomicheskogo razvitija regionov [Tekst] / O. Kuznecova // Voprosy jekonomiki. - 2013. - № 2. - S. 121-130.
6. Kurikov, V.M. Prioritety razvitija severnogo neftegazodobyvajushhego regiona [Tekst] / V.M. Kurikov, T.N. Bessonova. - Hanty-Mansijsk: Pechatnyj mir, 2014. - 136 s.
7. Mel'nichuk, M.V. Social'no-jekonomicheskoe razvitie regionov: osnovnye napravlenija i problemy [Tekst] / M.V. Mel'nichuk // Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki.-2011.-№1.-1p.l.
8. Oficial'nyj veb-sajt organov gosudarstvennoj vlasti. Hanty-Mansijskij avtonomnyj okrug-Jugra [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://admhmao.ru
9. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Sibiri do 2020 goda [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php
10. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry do 2020 goda i na period 2030 goda [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.depeconom.admhmao.ru
DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.008 Верлуп Е.В.
ORCID: 0000-0001-7952-7953, Аспирант, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ ТЕРРИТОРИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ОПЕРАЦИОННЫЙ УРОВНИ
Аннотация
В условиях нарастающей конкуренции между различными территориями за сырьевые, инвестиционные, трудовые и финансовые ресурсы возрастает роль рыночных технологий, в том числе маркетинга, основная задача которого видится в формировании уникальных конкурентных характеристик территории, а также в обеспечении наиболее полного удовлетворения потребностей ее целевых групп потребителей. В статье представлен авторский интегрированный подход к управлению маркетингом территории, в рамках которого территория рассматривается как «квазикорпорация», а также как специфичный «товар». В заключении рассматривается возможность применения бенчмаркинга в системе управления маркетингом территории.
Ключевые слова: маркетинг территорий, квазикорпорация, управление маркетингом, бенчмаркинг.
Verlup E.V.
ORCID: 0000-0001-7952-7953, Postgraduate student, Omsk State University named after F.M. Dostoevskiy MARKETING MANAGEMENT OF TERRITORY: STRATIGIC AND OPERATIONAL LEVELS
Abstract
In the context of increasing competition between the different territories for the commodity, investment, labor and financial resources, the role of market-based technologies is growing. The main task of marketing is seen in the formation of the unique competitive characteristics of the territory, as well as to provide the most complete satisfaction of the needs of its target groups of consumers. The article presents the author's integrated approach to marketing management of the territory in which the territory is considered as «quasi-corporation», as well as the specific «product». In conclusion, the possibility of using benchmarking in the area of marketing management of territory is described.
Keywords: place marketing, quasi-corporation, marketing management, benchmarking.
В условиях глобализации экономического пространства и развития информационных технологий многие территориальные образования в России и за рубежом сталкиваются с сильной конкуренцией за ресурсы: финансовые, трудовые, инновационные, информационные, инвестиционные и сырьевые. Как отмечает Г.С. Габидинова, И.П. Данилов, сегодня целевые группы потребителей территории (население, бизнес, инвесторы, туристы и пр.) по мере возможности направляются к тем территориям, где их потребности будут удовлетворены наилучшим образом [1, с. 52]. В этой связи все большую популярность на территориальном уровне приобретает маркетинг, так как именно в его задачу входит поиск и максимально полное удовлетворение потребностей потребителей. Маркетинг призван обеспечить управление территорией таким образом, чтобы она оставалась наиболее привлекательной альтернативой для потребителей как место жительства, место для ведения бизнеса или времяпрепровождения.
Следует отметить, что маркетинг уже получил некоторое развитие на территориальном уровне, о чем свидетельствуют собранные и систематизированные направления использования маркетинга территории И.В. Арженовским и А.П. Панкрухиным [2] :