Научная статья на тему 'Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований Новосибирской области'

Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1692
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покарева К. А.

В статье рассматривается проблема ослабления муниципальных образований, проводится анализ показателей социально-экономического развития, рассматриваются перспективы и возможности совершенствования системы планирования социально-экономического развития муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Покарева К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of municipal entities’ weakening is described in this article. The indicators of socio-economic development are analyzed; prospects and opportunities for improving the system of planning municipal entities’ socio-economic development are considered by the author.

Текст научной работы на тему «Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований Новосибирской области»

УДК 352.07

К. А. Покарева

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается проблема ослабления муниципальных образований, проводится анализ показателей социально-экономического развития, рассматриваются перспективы и возможности совершенствования системы планирования социально-экономического развития муниципальных образований.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, муниципальные образования, местное самоуправление, Новосибирская область, планирование, муниципалитеты.

В настоящее время тенденция к ослаблению и даже разрушению небольших муниципальных образований, преимущественно сельских поселений, в Российской Федерации ни для кого не является новостью. Данная проблема представляет собой совокупность ряда других не менее важных проблем: в сельской местности число умерших превышает число родившихся, население стареет, высоки показатели миграционной убыли и уровня безработицы, промышленное производство и малое предпринимательство развиваются недостаточно быстро и т. д. Главной проблемой, конечно же, является снижение численности сельского населения за счет миграционного оттока в большие города. Решение проблемы прежде всего здесь видится в необходимости сделать перспективу жизни и работы в сельской местности привлекательной. Для этого в первую очередь требуется установление стабильного социально-экономического развития сел.

Власти активно предпринимают попытки стабилизировать ситуацию: была внедрена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, разрабатываются мероприятия в области устойчивого развития села в субъектах Российской Федерации и т. д., ведь стабильное развитие нашей страны возможно только при условии сохранения и развития села, так как оно служит экономическим базисом для нашего государства. Возможность устойчивого развития и общий уровень конкурентоспособности страны зависит от экономического благосостояния и уровня развития региональных территорий, а они, в свою очередь, — от уровня развития территорий муниципальных образований. Поэтому пристальное внимание необходимо уделять именно муниципальным

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2017. № 3 (9). © К. А. Покарева, 2017

районам региона как непосредственным участникам решения вопросов развития территорий.

Представляется очевидным и то, что большая часть усилий, направленных на разрешение проблем муниципальных образований, должны прилагаться на региональном и местном уровнях государственной власти. На федеральном уровне главным образом задаются только стратегия и направление, в рамках которых следует разрабатывать региональные и местные программы. Это обусловлено тем, что при разработке какой-либо концепции или программы социально-экономического развития муниципального образования необходимо учитывать специфику территории. Кроме того, необходимо учитывать стратегические факторы, так как невнимание к ним может привести к серьезным последствиям для муниципального образования. Недостаток же опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований приводит к тому, что разработанные концепции и стратегические планы иногда носят декларативный характер, поскольку отсутствуют механизмы их реализации.

Успешность развития муниципальных районов в первую очередь зависит от того, насколько эффективно осуществляется местное самоуправление на их территории. В условиях современности местное самоуправление осуществляют в большинстве своем органы местного самоуправления, население же редко принимает какие-либо решения непосредственно, что обусловлено в первую очередь его нежеланием проявлять инициативу.

Наличие экономического базиса является необходимым условием для развития любой формы организации общества. В муниципальном образовании главными его составляющими выступают местный бюджет, а также промышленные, сельскохозяйственные и муниципальные предприятия.

Наиболее насущными проблемами социально-экономического состояния муниципальных образований являются проблемы в промышленности и агропромышленном комплексе. Данные Информационно-аналитического портала Новосибирской области1 за 2012 и 2017 гг. показывают рост объема производства продукции сельского хозяйства (данные за I квартал 2012 г. и за I квар-

тал 2017 г.) — объемы производства выросли в среднем в 2 раза (табл. 1).

Однако при работе с приведенными данными нужно помнить, что уровень инфляции с 2012 г. по 2017 г. составляет 44,5 %2. Это позволяет сделать выводы, что экономика находится в состоянии стагнации.

Таблица 1

Объем производства продукции сельского хозяйства муниципальных образований за 2012 и 2017 гг., млн руб.*

Муниципальное образование I квартал 2012 г. I квартал 2017 г. Разница

Новосибирский 934,10 1 842,00 907,90

Искитимский 880,50 982,00 101,50

Коченевский 742,20 1 075,68 333,48

Ордынский 351,00 638,80 287,80

Татарский 345,20 586,70 241,50

Баганский 222,30 288,30 66,00

Тогучинский 209,40 328,60 119,20

Черепановский 206,00 432,00 226,00

Маслянинский 138,40 310,70 172,30

Барабинский 128,50 138,40 9,90

Колыванский 104,00 531,20 427,20

Убинский 50,00 61,00 11,00

Северный 19,07 51,30 32,23

* Источник. Информационно-аналитический портал Новосибирской области.

Проблемы агропромышленного комплекса НСО, как и в целом по стране, следующие:

— недостаток собственных оборотных средств;

— сохраняющееся неравенство цен на сельскохозяйственную и используемую промышленную продукцию и услуги (горюче-смазочные материалы, энергоносители, сельскохозяйственная техника);

— высокая себестоимость продукции;

— неразвитость системы сбыта и хранения сельскохозяйственной продукции, а также системы закупок у населения;

— недостаточная эффективность механизмов оказания государственной поддержки сельхозпроизводителям.

Следующий важный показатель для оценки социально-экономического состояния территории — доля малого бизнеса в общем объеме выпуска товаров, работ и услуг (табл. 2). По сравнению с I кварталом 2012 г. этот показатель в некоторых муниципальных образованиях вырос, но в основном этот рост незначителен. Хотя в Коче-невском районе показатель вырос более чем в 2 раза, нельзя не заметить тенденцию к уменьшению доли малого бизнеса.

Таблица 2

Доля малого бизнеса в общем объеме выпуска товаров, работ и услуг за 2012 и 2017 гг., %*

Муниципальное образование 2012 г. 2017 г.

Венгеровский 83,5 80,0

Колыванский 65,0 85,2

Маслянинский 59,3 58,7

Татарский 57,0 62,7

Барабинский 43,7 40,1

Баганский 39,2 38,6

Коченевский 35,0 87,0

Ордынский 31,0 30,1

Тогучинский 22,0 23,2

Черепановский 19,0 20,0

Убинский 14,5 27,0

Северный 7,5 7,3

* Источник. Информационно-аналитический портал Новосибирской области.

1 См.: Таблица уровня инфляции в Российской Федерации. URL: http://xn—ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn--p1ai/%D1% 82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_% D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0% B8%D0%B8.aspx. Загл. с экрана.

2 См.: Информационно-аналитический портал Новосибирской области. URL: http://iportal.nso.ru/portal/MoCompareQuart/ Index/90314244?Root= 151. Загл. с экрана.

К. А. Покарева. Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований НСО

Население всегда знает о сложившейся ситуации и чувствует, что их район переживает не лучшие времена. Отсюда и возникают проблемы оттока молодого поколения из района и естественной убыли населения. Люди не способны обеспечивать семью в условиях нестабильной экономической ситуации, и молодые люди покидают район и мигрируют в города в поисках лучших условий жизни. Данная тенденция прослеживается по всей стране вследствие ухудшения социально-экономических условий жизни сельских местностей, сокращения численности рабочих мест и низкой престижности сельскохозяйственного труда. Соответственно, решить демографические проблемы можно только улучшая социально-экономическую обстановку и разрушая стереотип непрестижности сельскохозяйственного труда. Чтобы улучшить социально-экономические показатели, местному самоуправ-

лению необходимо обращать свое внимание в первую очередь на местные бюджеты, промышленные, сельскохозяйственные и муниципальные предприятия.

На современном этапе социально-экономического развития бюджеты муниципальных образований Новосибирской области характеризуются нестабильностью. Не все муниципальные образования и не всегда оказываются в состоянии обеспечивать себя самостоятельно. Бюджеты муниципальных образований характеризуются перепадами. Из года в год они оказываются то в «зоне профицита», то в «зоне дефицита». При этом наблюдается высокая дифференциация между показателями разных годов. Так, например, в 2012 г. в Маслянинском районе профицит составил 42,9 млн руб., а в 2013 г. уже дефицит составил 47,6 млн руб. (табл. 3).

Таблица 3

Дефицит/профицит местных бюджетов (консолидированный) муниципальных образований Новосибирской области, млн руб.*

Территории 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Баганский -10,00 32,00 11,40

Барабинский -54,30 -19,50 67,20

Болотнинский 3,20 -3,50 8,20

Венгеровский -0,50 -13,30 22,60

Доволенский 24,30 3,60 19,40

Искитимский -14,10 96,20 -16,00

Каргатский -15,40 0,60 36,30

Колыванский -9,18 35,17 -16,50

Купинский 3,80 6,40 38,40

Маслянинский 36,20 42,90 -47,60

Ордынский -1,90 15,60 24,20

Северный 7,99 30,80 -15,03

Сузунский -22,70 5,82 -16,31

Татарский 3,30 9,40 24,40

Тогучинский -27,00 36,10 -27,90

Черепановский -38,00 40,20 9,73

* Источник. Информационно-аналитический портал Новосибирской области.

Нестабильное состояние бюджетов, конечно, можно было бы объяснить стремлением местных органов власти стабилизировать экономику муниципального образования, в связи с чем стабилизация рассматривается в рамках экономического цикла. Однако тогда встает вопрос о том, почему между муниципальными образованиями не прослеживается общая тенденция. Ведь рассматриваемые муниципальные образования находятся на территории одного субъекта, что предполагает примерно одинаковую экономическую ситуацию у большинства муниципалитетов.

Бюджет служит важнейшим инструментом реализации приоритетов социально-экономического развития территорий. Если же бюджет муниципального образования характеризуется нестабильностью, особенно дефицитом, то и регулирование социально-экономического развития слабеет.

В таких случаях, как известно, в муниципальные образования направляются дотации

и субвенции. Таким образом, в силу несостоятельности или несамостоятельности местных бюджетов программы социально-экономического развития муниципальных образований должны сопровождаться государственной поддержкой, а именно финансированием из средств регионального и федерального бюджетов.

В целях совершенствования системы планирования социально-экономического развития могут быть приняты во внимание следующие рекомендации и предложения:

1. Закрепление на законодательном уровне роли федерального и регионального бюджетов в формировании доли денежных средств, направленных на реализацию программ социально-экономического развития муниципальных образований.

2. Создание института, на который будут возложены следующие функции: формирование информационной базы проектов и предложений по проведению мероприятий, направленных на

социально-экономическое развитие муниципальных образований; оценка эффективности предлагаемых мер; вынесение этих проектов на рассмотрение законодательным собранием и контроль за реализацией принятых программ, мер, мероприятий.

3. Организация проведения текущего статистического мониторинга и разработка специальной концепции анализа и оценки уже достигнутых показателей и уровня социально-экономического развития для небольших поселений с целью учета их специфики и направления необходимых ресурсов (иногда за основу берутся показатели официальной государственной и муниципальной статистики).

Анализ экономических показателей социально-экономического развития муниципальных образований Новосибирской области позволяет прийти к выводу, что в целом муниципальные образования не функционируют максимально эффективно, а значит, не могут обеспечить качественный уровень жизни. Связано это прежде всего с неспособностью на данном этапе местных бюджетов самостоятельно и в то же время эффективно обеспечивать исполнение программ социаль-

но-экономического развития территории и проведение всех необходимых мероприятий. В связи с этим были разработаны рекомендации по обеспечению государственной и региональной поддержки муниципальных образований и их программ по социально-экономическому развитию.

Для успешного функционирования и про-грессирования муниципальных образований, от которых зависит судьба всей страны, социально-экономическое развитие крайне важно. Тем, насколько корректно спланированы и осуществлены меры по социально-экономическому развитию муниципальных образований, определяется уровень функционирования всей системы государства. Для успешного развития Российской Федерации нужно уделять больше внимания именно разработке концепций социально-экономического развития, поддержке муниципальных образований.

Данная проблематика требует дальнейшего более полного и глубокого анализа и выявления аспектов, которые действительно влияют на экономическое положение, уровень и качество жизни и другие показатели.

K. A. Pokareva

THE PROBLEN OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL FORMATIONS

OF NOVOSIIRSK REGION

The problem of municipal entities' weakening is described in this article. The indicators of socio-economic development are analyzed; prospects and opportunities for improving the system of planning municipal entities' socio-economic development are considered by the author.

Keywords: socio-economic development, municipal entities, municipal government, Novosibirsk Region, planning, municipalities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.