Научная статья на тему 'Проблемы состояния здоровья учителя физической культуры'

Проблемы состояния здоровья учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
259
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Савчук Александр Николаевич, Романова Светлана Павловна

Статья посвящена изучению состояния здоровья и образа жизни учителя физической культуры как ключевой фигуры школьного физкультурного образования, от которого в первую очередь зависит успешность сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Савчук Александр Николаевич, Романова Светлана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы состояния здоровья учителя физической культуры»

ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.Н. Савчук, С.П. Романова

Для реализации современной концепции физической культуры личности школьника необходимы квалифицированные педагогические кадры, компетентные в области здоровья, способные и готовые работать в условиях демократизации образования.

Между тем анализ литературных источников позволяет говорить о существенных проблемах здоровья современного учителя: крайне низкие показатели физического и психического здоровья [Борисова 2005; Колесникова 2005], высокая частота невротических и психосоматических расстройств [Коган 1992], низкая степень социальной адаптации [Куценко и др. 2000].

Иметь хорошее состояние здоровья учителю физической культуры крайне важно. В новых условиях учитель физической культуры становится ключевой фигурой школьного физкультурно-оздоровительного образования. От его профессионализма и эталонного облика во многом зависят здоровье, иммунитет к употреблению психоактивных веществ, безопасность и работоспособность нации.

С целью изучения состояния здоровья и образа жизни современного учителя физической культуры нами были проанализированы литературные источники по данному вопросу и проведена собственная экспериментальная работа.

Анализ литературных источников показал, что образ жизни учителей физической культуры не многим отличается от образа жизни других учителей-пред-метников.

По данным исследователей Г.И. Куценко, И.М. Харисова, С.Г. Ахмеровой [Куценко и др. 2000] число учителей, занимающихся в спортивных секциях, составляет лишь 27,81±5,2 %. Из них 58,3±9,7 % контролируют оптимальность двигательных нагрузок по частоте сердечных сокращений, дыханию, величине артериального давления, а 41,7 % учителей не используют навыки самоконтроля за состоянием здоровья.

Применяют различные виды закаливания 43,1±4,2 % учителей физической культуры. Наиболее часто используют контрастный и холодный душ, обливания, воздушные ванны, обтирания, посещают бассейн, закаливаются парами горячего воздуха: сауны, бани.

Около одной третьи учителей физической культуры не соблюдают режим питания. Принимают витаминные препараты 29,1±1,4 % педагогов, соки и минеральные воды - 66,8±5,5 % преподавателей, используют для коррекции фигуры или лечения хронических заболеваний диетическое питание 18,1±4,5 % педагогов, разгрузочные дни — 55,6 %.

В группе учителей физической культуры отмечен низкий уровень курящих педагогов по сравнению с учителями других дисциплин. По мере взросления число курящих педагогов заметно уменьшается.

Проведенная нами научно-исследовательская работа позволила определить уровень физического здоровья учителей физической культуры г. Красноярска. Для этого мы использовали метод оценки уровня физического здоровья у мужчин и женщин по Г. Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко (1988).

Согласно данному методу безопасный уровень здоровья, гарантирующий отсутствие клинических признаков болезни (14 баллов и выше), имеют люди с высоким уровнем функционального состояния, регулярно занимающиеся оздоровительными тренировками. Его понижение сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня (3 балла и ниже), граничащего с патологией.

В исследованиях участвовали 40 учителей физической культуры г. Красноярска. Характеристики педагогов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристики участников исследований

Пол Образование (%) Педагогическая квалификация (%)

Возраст (лет) мужской женский высшее среднее специальное незаконченное высшее Стаж работы (лет) высшая категория первая категория вторая категория

36,8±1,31 26 14 75 22,5 2,5 12,4±1,16 47,5 35 17,5

Оценка уровня физического здоровья учителей физической культуры осуществлялась путем сопоставления результатов в показателях, составляющих экспресс-оценку физического здоровья учителей с табличными величинами индексов. Средние исходные и конечные результаты по каждой группе представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние показатели физического здоровья учителей физической культуры (М ±т)

а, Ч ^ £ 8 3-Є К о й о м § Баллы О й е 3 ф к К 4 ОЙ и Баллы Силовой индекс (динамометрия кисти /масса тела, %) Баллы Индекс Робинсона (ЧСС АД сист /100, усл.ед.) Баллы Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с (время, с) Баллы Общая оценка (сумма баллов)

25,9+0,73 -1,2 45,1+1,9 0,5 47,9+1,65 -0,1 85,3+2,30 0,5 101,2+7,88 2,9 3,9

Согласно таблице среднегрупповой показатель индекса массы тела соответствовал уровню «выше среднего», что говорит о преобладании избытка массы тела над нормальным гармоничным развитием в группе исследуемых учителей.

Среди участников 47,5 % имели высокий показатель индекса массы тела,

27.5 % — показатель «выше среднего», 25 % — средний показатель.

Жизненный индекс учителей соответствовал уровню «ниже среднего». При

этом среди учителей 32 % имели низкий показатель жизненного индекса,

22.5 % — уровень «ниже среднего», 20 % — средний уровень, 7,5 % — уровень «выше среднего» и 17,5 % — высокий уровень. Такие результаты были обусловлены излишней массой тела и низкими показателями жизненной емкости легких.

В показателе силового индекса учителя имели результаты, соответствующие уровню «ниже среднего». Низкий уровень силового индекса был определен у 20 % учителей, у 50 % педагогов данный показатель соответствовал уровню «ниже среднего», у 25 % — среднему уровню, а у 5 % — высокому уровню.

В показателе индекса Робинсона учителя имели результат, соответствующий среднему уровню. Низкий уровень индекса Робинсона был определен у 5 % учителей, у 20 % педагогов данный показатель соответствовал уровню «ниже среднего», 35 % учителей имели значение индекса в приделах среднего уровня, 37,7 % имели уровень «выше среднего» и 2,5 % имели высокий уровень.

В показателе индекса функциональной пробы с дозированной нагрузкой большинство учителей имели результат, соответствующий среднему уровню. Уровень «ниже среднего» по данному показателю был определен у 30 % учителей, средний уровень — у 45 % педагогов, уровень «выше среднего» — у 25 % участников исследований.

Общая оценка физического здоровья учителей физической культуры по методу экспресс-оценки физического здоровья Г.Л. Апанасенко соответствовала низкому уровню и имела средние значения 3,9.

В целом в исследуемой группе учителей низкий уровень физического здоровья выявлен у 45 % педагогов, уровень «ниже среднего» — у 20 %, средний уровень у 35 % участников. Полученные результаты говорят о существенных проблемах соматического здоровья и функционального состояния обследуемых учителей физической культуры.

Таким образом, анализ литературных источников и собственные научные исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Состояние здоровья учителей физической культуры находится на низком уровне, что соответствует общей картине состояния здоровья учительства как профессионального класса в целом по стране.

2. Образ жизни учителей физической культуры лишь приближен к здоровому образу жизни и не соответствует современным профессиональным требованиям.

3. Необходимо проведение целенаправленной и системной работы по повышению уровня здоровья и мотиваций к ведению здорового образа жизни учителя физической культуры.

Библиографический список

1. Борисова, И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе / И.П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2005. - С. 84-92.

2. Коган, Л.Н. Профессиональная культура учителя. Социологический очерк / Л.Н. Коган. - Екатеринбург, 1992. - С. 5-23.

3. Колесникова, М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя / М.Г. Колесникова // Естествознание в школе, 2005. - № 5. - С. 50-55.

4. Куценко, Г.И. Стратегия и технология сохранения здоровья школьников, студентов и педагогов / Г.И. Куценко и др. - Воронеж: Изд. ВГТУ, 2000. - 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.