УДК 39+630+711.1
Е.В. Гевель, А.Ю. Майничева, В.С. Мыглан г. Красноярск, г. Новосибирск
Проблемы сохранения памятников деревянного зодчества г. Енисейска: роль междисциплинарных исследований
Работа вы/полнена при поддержке фонда РНФ № 14-50-00036
Аннотация
Статья посвящена итогам комплексных междисциплинарных исследований памятников деревянного зодчества г. Енисейска, проводимых с 2009 г., благодаря которым была установлена их историко-культурная ценность и были выявлены различные исторические пласты, для которых характерны особенности плотничьего ремесла. Внесены предложения о необходимости сохранения значительной части деревянной застройки города и проведении дальнейших исследовательских работ.
Ключевые слова: междисциплинарные исследования, памятники деревянного зодчества, сохранение культурного наследия, Енисейск
Енисейск — редкий сибирский город, где доныне сохранилось немалое количество памятников русского деревянного зодчества, этим он выделяется среди всех сибирских городов. Основанный как острог в 1619 г., он быстро приобрел статус значимого для Восточной Сибири административного и экономического центра. От него шел водный путь к Ленскому волоку в бассейне р. Лены, важному транспортному пути в истории сибирского судоходства, из него велось управление всей Восточной Сибирью. В Енисейске формировались дальнейшие экспедиции на север Сибири и Дальний Восток; енисейские казаки ставили остроги по всей Восточной Сибири. По праву Енисейск звался «отцом сибирских городов». Сейчас он представляет собой настоящий город-музей архитектуры и плотницкого мастерства, следовавшего традициям Русского Севера, которые передавались по отеческой линии от дедов к внукам. Культурное достояние Енисейска изучалось в рамках различных наук, однако в последние годы особое значение приобрели междисциплинарные исследования этнографов, архитекторов, дендрохроноло-гов. Актуальность такого рода исследований связана с выполнением целого ряда федеральных программ, включая принятие краевой программы сохранения культурного наследия «Енисейск-400». Итогам многолетних исследований и перспективам дальнейшей работы посвящена данная статья.
Необходимость комплексного междисциплинарного исследования архитектурного наследия Енисейска вызвана рядом обстоятельств, среди которых следует отметить уточнение датировок создания архитектурных объектов и, как следствие, времени бытования строительных традиций, а также оценку значимости культурного наследия. Сотрудники ИАЭТ СО РАН (руководитель программы — д-р ист. наук А.Ю. Майничева) совместно с Междисциплинарной научно-исследовательской лабораторией ГИ СФУ (научный руководитель — академик Е.А. Ваганов) и красноярскими архитекторами с 2009 г. серьезно изучают деревянное зодчество Приангарья [1—19]. Продолжается научное сотрудничество с археологами и дендрохронологами по определению возраста древесины, найденной в раскопах острожных мест Енисейского городища, протягивая хронологиче-
скую шкалу датировок древесины вглубь — до начала XVII в. Доказано, что на протяжении столетий сохранялись традиции и плотницкое мастерство переселенцев (архангелогородцев, соль-вычегодцев, мезенцев и устюжан) в Енисейском районе — округе столичного града из 500 селений. При натурном обследовании обнаружено, что срубы начала ХХ в. оказались по технологии выполнения и пропорциям принадлежащими началу XIX в. и более ранним периодам. Образы и пропорциональный строй енисейского бревенчатого наследия сохранили древние традиции плотницкого мастерства и значительно отличаются от всех городов Сибири. В Енисейске была создана школа мастеров-каменщиков, которых приглашали на возведение храмов в Приенисейской Сибири, а плотники были постоянно заняты на многих судоверфях Енисейска, выполняя государственные и торговые заказы. Благодаря этому только в Енисейске и его округе сохранились редкие образцы народного деревянного зодчества, не встречаемые в других областях Сибири (рис. 1, 2).
Благодаря исследованиям были выявлены различные исторические пласты, для которых характерны особенности деревянного зодчества Енисейска. Их достойно представляют усадьба Неждановых рубежа XVШ—XIX вв. с красным крыльцом на ул. Перенсона, д. 71 (рис. 3) и по ул. Тамарова, д. 13, на бывшей Сенной площади и по ул. Бабкина, д. 21 (рис. 4). Двухэтажный бревенчатый дом с резной галереей XIX в. на колонках и кирпичный ледник с металлической дверью (ул. Рабоче-Крестьянская, д. 67 / Партизанский, д. 13) — запечатленные образы в рисунках Н.Ф. Дорогова. Бревенчатые дома с воротами в Барабинской слободе, окружающей Троицкий храм, по ул. Бограда / Партизанской — дом с енисейскими традиционными наличниками, и стройный двухэтажный дом XIX в., значительно развитый в глубину усадьбы по ул. Фефелова, д. 83, а также многие старинные амбары, кладовые, рыбацкие пакгаузы, заплоты и галереи с резными досками из сохраненных корабельных плах отслуживших речных судов. Изучение строительных приемов и творчества мастеров-плотников и корабелов, дающих своеобразие северному сибирскому городу, показало, что к каменным домам более позднего периода класси-
цизма енисейские мастера-зодчие пристраивали деревянные галереи на резных колонках и с досками корабельной стамесочной резьбы, как у дома Дементьева по ул. Кедровой с западной стороны.
Со многими зданиями связана культурно-историческая память народа. Например, в добротном старинном доме, стоящем на усадьбе с каменными кладовыми (ул. Бабкина, д. 21 / Фефелова, д. 99 — бывшие ул. Бассейная и Ручейная), который строил мещанин Е.В. Майлов, по воспоминаниям старожилов, проводил службы находящийся в ссылке епископ Лука (будущий архиепископ Симферопольский и Крымский), в миру — знаменитый хирург, профессор медицины В.Ф. Войно-Ясенецкий. А жил он по другой стороне ул. Ручейной в доме, ныне утраченном, так как он был снесен по решению администрации г. Енисейска три года назад.
Очевидно, что в современных сибирских городах деревянное зодчество составляет самую суть — сердцевину культуры, своеобразие быта и архитектурных традиций. И потому очень важно осознание ценности городской среды исторической части Енисейска, бывшей столицы обширного Приенисей-ского края, как канвы, в которой запечатлена многовековая народная память и целая совокупность событий, порядок течения жизни в ее непрерывных изменениях. «Историческая канва» старого города дает смысловую и композиционную наполненность «средовому проектированию» и реставрации в центре города, связанному с его неповторимой историей, помогает понять «дух места» и способствует воссозданию утраченных визуальных связей исторических храмовых ориентиров. В вопросах сохранения этих корневых ценностей стоит обратить внимание на определения и озабоченность такого известного исследователя русской архитектуры, как Е.И. Кириченко. Из ее отчета 1985 г.: «Своеобразие Енисейска — подлинного города-музея — зиждется на сохранившейся исторической среде — живой ткани города с редкими порядками домов... и большими огородами — будто прозрачной — усадебного типа. Она заметно отличается от застройки... — Томска, Иркутска, Тюмени, и представляет более ранний пласт развития деревянной архитектуры, почти полностью утраченной в других сибирских городах...» (Рукопись хранится в архиве Службы по охране наследия Управления культуры Красноярского края).
В настоящее время значима экология культурных, исторических традиций — антропоэкология, составляющая пространство духовного мира. Ныне, согласно конвенции ЮНЕСКО, музеи работают над сохранением не только материального, но и духовного наследия древних традиций. Енисейск являет собой единый памятник истории и культуры первопроходцев и промысловиков — «город мастеров», и, только сохраняя традиции формирования исторической среды городских ландшафтов, возможно дальнейшее продвижение в проектировании генерального плана города. Бессмертие представляется здесь как духовная позиция, а патриархальный Енисейск, в котором хранится энергия мудрости, как духовный центр окормляет и ныне Восточную Сибирь.
Возрождены ныне в Енисейске знаменитые Успенские ярмарки, и праздничные гулянья проходят на виду живого деревянного зодчества, состав-
ляющего значительную часть застройки сибирского города, которая ценна не только поздней затейливой резьбой конца XIX в., но и стройными пропорциями, ведущими корни от северорусских традиций срубов посада при остроге ХУП—ХУШ вв. Однако оказались без ухода и пригляда ценные подгорные терема-памятники истории и культуры на бывшей Сенной площади у отреставрированного Спасского монастыря и старинные хоромы позапрошлых веков с дырявыми крышами и покосившимися красными крыльцами усадеб на ул. Перенсона, Тамарова, Иоффе и др. (рис. 5, 6). Необходима деятельная помощь «всем миром» отеческому граду Енисейску, даже если кто-то и не понимает значения этого весомого пласта сибирской культуры в жизни региона как крупного экономического ресурса, хранящегося в народном деревянном зодчестве, — ведь это отношение не только к истории, а в целом — к среде проживания. Так, инициатором возрождения енисейских августовских ярмарок выступило некоммерческое народное объединение «Содействие развитию туризма Енисейска» и собрало несколько партнеров в городе по организации праздников ремесленного мастерства. История показала, что для освоения Севера необходимы базы и ремзаводы, и мастерские, которые удобнее разместить в Енисейске, где они и прежде были. И в старинном пойменном районе Каштаке на берегу Енисея сохранились еще старые судовые причалы. (Каштак — шалаш, сень, приют из подручных средств из луба или бересты/) Есть ныне спрос и на малые суда и яхты, а это в Енисейском регионе были корневые промыслы — охота и рыбалка, судостроение. Старинные судоверфи размещались вблизи южного моста на р. Мельничной (старинное название Толчея) от ул. Ручейной. Ресурсы надо искать в традиционных занятиях енисейцев и богатом бревенчатом наследии. Вот бы и в современном строительстве возродить енисейские традиции плотничества — в деревянных конструкциях ладных галерей, балконов и террас с резными колонками, береговых изящных беседок (рис. 7). Они востребованы не только в настоящем, но и в будущем.
Енисейское деревянное зодчество достойно бережного сохранения для изучения истории освоения Сибири и туристического показа истинно сибирского культурного наследия. Такой город-музей деревянного зодчества под открытым небом заслуживает специальной помощи и участия всей культурной общественности. Но в юбилейной краевой программе восстановления объектов культурного наследия «Ени-сейск-400» включены только каменные здания и храмы, но упущены бревенчатые усадьбы исторической части города. И это несправедливо, ведь «опальное» деревянное зодчество придает истинное своеобразие Енисейскому граду плотников и корабелов.
Совместная работа многих специалистов-исследователей окажет в деле сохранения памятников архитектуры исключительную помощь. Сотрудники ИАЭТ СО РАН и СФУ могут принять участие в федеральных и краевых программах, научно обеспечивая восстановление старинных бревенчатых памятников Енисейска. Сотрудники Междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории ГИ СФУ — экологи, историки, биологи, дендрохронологии, и архитекторы-эксперты Государственной историко-культурной
экспертизы могут помочь в проектах сохранения культурного наследия исторической части Енисейска, особенно ценного деревянного зодчества, при восстановлении его, обеспечив историко-культурное обоснование и разделы исторических записок в проектах реставрации памятников истории и культуры Енисейска, а также разработать сценарий реставрационных работ на объекте, изучив его развитие во времени, и представить дальнейшее разумное использование старинных домов, кладовых, амбаров, усадеб.
Возрождение сибирского Енисейского города в его историческом величии будет справедливо на стезе охраны культурного наследия крупнейшего региона страны — всего Красноярского края. Насущно возвышение значения Енисейска, города мастеров и города-музея сибирского деревянного зодчества, состоявшего в XVIII и начале XIX в. в десятке лучших и крупнейших городов России. Учитывая пожелания ученых ИАЭТ СО РАН, лаборатории естественнонаучных методов в истории и археологии СФУ, а также заслуженных красноярских архитекторов, сотрудников краевых музеев и краеведов, которые благодаря междисциплинарным исследованиям показали значимость и ценность объектов деревянного зодчества города Енисейска, предлагаем дополнить программу сохранения енисейских объектов культурного наследия в 2016—2018 гг. не менее чем 12 памятниками народного деревянного зодчества XVШ—XIX вв. с консервацией кровель и восстановлением. Это бесценное по исторической и архитектурной значимости наследие находится невдалеке от Троицкого храма и Спасо-Преображенского монастыря, а также вдоль ул. Большой (двухэтажный бревенчатый дом XIX в. с восточной галереей по ул. Ленина, д. 131/ ул. Худ-зинского; комплекс деревянных двухэтажных домов XIX в. с резными галереями — № 7 и светелкой — № 64 по ул. Горького, а также дома №№ 7—11 по ул. Кирова, №№ 64-66 на берегу р. Мельничной), представляя собой исторически достоверную среду центра города. На развитие туризма возлагают надежды экономисты, но оно не представимо без сохранения сибирского бревенчатого наследия.
Список использованных источников
1. Бродников А. Енисейский острог. Енисейск в XVII веке: очерки из истории города и уезда. — Красноярск: Енисейский благовест, 1994. — 143 с.
2. Буланков В.В. Формирование культурно-исторической среды Енисейска в XVIII веке // Памятники истории и культуры Красноярского края. — Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1989. — Вып. 1. — С. 342—359.
3. Буланков В.В., Шумов К.Ю. Енисейск. Очерки по истории развития и застройки. — Красноярск: Крас-нояр. кн. изд-во, 1999. — 216 с.
4. Гевель Е.В. Историческая записка к историко-ар-хитектурному опорному плану Енисейска. — Красноярск: Красноярскгражданпроект, 2004. — 20 с.
5. Гевель Е.В. Пояснительная записка к «Проекту зон охраны объектов культурного наследия г. Енисейска». — Красноярск: Красноярскгражданпроект, 2004. — 22 с.
6. Гевель Е.З. Енисейск — отец сибирских городов //
Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы: сб. докл. I Всерос. конф. — Старая Ладога, 2009.
— С. 51—62.
7. Гевель Е.В. Город мастеров. Енисейску вернет значение возрождение ремесел // Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири: мат-лы I регион. науч.-практ. конф., посвящ. Международному дню памятников и исторических мест. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2006. — С. 93—98.
8. Майничева А.Ю. Культурный потенциал сибирских городов (на примере г. Енисейска) // Баландинские чтения: VI науч. чтения памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: НГАХА, 2012. — С. 73—81.
9. Майничева А.Ю. Мировоззренческие аспекты памяти об образовании русских старожильческих поселений Среднего Приангарья // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2013. — Т. XIX. — С. 472—475.
10. Майничева А.Ю. Недвижимые объекты культурного наследия сибирских городов в аспекте концепции культурного капитала (на примере Енисейска) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. — 2012. — № 1. — С. 43—58.
11. Майничева А.Ю. Православные культы в русских старожильческих поселениях Тобольской и Енисейской епархий в начале XX века // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат-лы междунар науч. конф., посвящ. 25-летию центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета. — Барнаул: АлтГУ, 2015. — С. 136—141.
12. Майничева А.Ю. Размещение и стилевые дефиниции вертикальных доминант города Енисейска // Баландинские чтения: V науч. чтения памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: НГАХА, 2011. — С. 75—79.
13. Майничева А.Ю., Глухих Е.И. Домостроение русских старожилов в Среднем Приангарье (новые результаты полевых исследований) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2014. — Т. XX. — С. 375—377.
14. Майничева А.Ю., Глухих Е.И. Особенности заселения Нижнего Приангарья и северорусские традиции в строительном деле русских старожилов-ан-гарцев // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. — 2013. — Т. 12. — № 3. — С. 214—223.
15. Майничева А.Ю., Глухих Е.И. Проблемы создания новых музеев под открытым небом в Сибири как хранителей традиций деревянного зодчества (на примере г. Кодинска Красноярского края) // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2014. — № 387. — С. 98—104.
16. Майничева А.Ю., Глухих Е.И. Русские старожильческие поселения Приангарья: проблемы и результаты этноэкологического моделирования // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. — 2015. — Т. 14. — № 7. — С. 281—287.
17. Майничева А.Ю., Глухих Е.И. Система расселения и постройки русского старожильческого населения Приангарья (на примере Кежемского района Красноярского края) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.
— Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2010. — Т. XVI. — С. 410—414.
18. Майничева А.Ю., Мыглан В.С. Жилая застройка города Енисейска в XIX веке // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2009. — Т. XV. — С. 462—465.
19. Майничева А.Ю., Глухих Е.И. Особенности заселения Нижнего Приангарья и северно-русские
традиции в строительном деле русских старожи-лов-ангарцев // Сибирь и Русский Север: проблемы миграций и этнокультурных взаимодействий (XVII — начало XXI века). — Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2014. — С. 202— 223.
Рис. 1. Красное крыльцо начала XIX в. на ул. Перенсона. С картины енисейского художника Н.Ф. Дорогова (1976 г.)
Рис. 3. Старинную усадьбу Неждановых XVIII в. на ул. Перенсона, д. 71 с красным крыльцом дома и ребятишек разделяют три века. Снимок Е.В. Гевель
Рис. 5. Плачевное состояние крыши дома на углу ул. Иоффе, д. 13 и ул. Вейнбаума, в котором останавливался И.В. Сталин. Снимок Е.В. Гевель
Рис. 6. Восточный прируб с лестницей и резной галереей с корабельными плахами-панелями старинного стамесочного резного узора дома № 67 по ул. Перенсона (бывшей Крестовоздвиженской) между двумя
храмами. Снимок Е.В. Гевель
Рис. 7. Светелка с восточным балконом по ул. Рабоче-Крестьянской, д. 114. Снимок Е.В. Гевель