Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В ГОРОДАХ СИБИРИ'

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В ГОРОДАХ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ОСТРОГ / КАРАУЛЬНАЯ ГОРА / РЕКА ЕНИСЕЙ / РЕКА КАЧА / ТОРГАШИНСКИЙ ХРЕБЕТ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ЗАСТРОЙКА / АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ЛЕВЫЙ БЕРЕГ / ПРАВЫЙ БЕРЕГ / HISTORY / FORTRESS / GUARDIAN MOUNTAIN / YENISEI RIVER / KACHA RIVER / TORGASHINSKY RANGE / URBAN PLANNING / BUILDINGS / ARCHITECTURAL ENSEMBLES / URBAN ENVIRONMENT / LEFT BANK / RIGHT BANK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Безруких В.А., Макарова Л.Г., Авдеева Е.В.

Рассматриваются объективные законы развития Сибирских городов, связанные с историческими стадиями цивилизации, национальными природно-географическими особенностями Сибири. Анализируются причины и этапы активного роста городов во взаимосвязи с развитием ремёсел, промыслов и торговли, начиная со средневековья до современности. Дается краткая характеристика компонентов природы, в том числе особенностей рельефа, влияющие на планировочные и градостроительные структурные движения развития городов. Выявляются причины деградации городской среды и предлагаются стратегические пути для сохранения, восстановления и развития природного баланса с целью развития жизнеспособности города Красноярска и его окрестностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the objective laws of the development of Siberian cities associated with the historical stages of civilization, the national natural and geographical features of Siberia. The reasons and stages of the active growth of cities in relation to the development of crafts, trades and trade, starting from the Middle Ages to modern times, are analyzed. A brief description of the components of nature, including the features of the relief, affecting the planning and town-planning structural movements of urban development is given. The reasons for the degradation of the urban environment are identified and strategic ways are proposed for the preservation, restoration and development of the natural balance in order to develop the vitality of the city of Krasnoyarsk and its environs.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В ГОРОДАХ СИБИРИ»

УДК 711.42

Хвойные бореальной зоны. 2019. Т. XXXVII, № 1. С. 28-32

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В ГОРОДАХ СИБИРИ

В. А. Безруких 1, Л. Г. Макарова2, Е. В. Авдеева3

1 Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Лебедевой, 89 2Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 Е-mail: kapitel-proekt@mail.ru 3Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Рассматриваются объективные законы развития Сибирских городов, связанные с историческими стадиями цивилизации, национальными природно-географическими особенностями Сибири. Анализируются причины и этапы активного роста городов во взаимосвязи с развитием ремёсел, промыслов и торговли, начиная со средневековья до современности. Дается краткая характеристика компонентов природы, в том числе особенностей рельефа, влияющие на планировочные и градостроительные структурные движения развития городов. Выявляются причины деградации городской среды и предлагаются стратегические пути для сохранения, восстановления и развития природного баланса с целью развития жизнеспособности города Красноярска и его окрестностей.

Ключевые слова: история, острог, Караульная гора, река Енисей, река Кача, Торгашинский хребет, градостроительство, застройка, архитектурные ансамбли, городская среда, левый берег, правый берег.

Conifers of the boreal area. 2019, Vol. XXXVII, No. 1, P. 28-32

PROBLEMS OF PRESERVATION OF KULTURAL AND HISTORICAL AND NATURAL HERITAGE IN THE CITIES OF SIBERIA

V. A. Bezrukih1, L. G. Makarova2, Е. V. Avdeeva3

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

2Siberian Federal University 79, Svobodny Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation Е-mail: kapitel-proekt@mail.ru 3Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

The article discusses the objective laws of the development of Siberian cities associated with the historical stages of civilization, the national natural and geographical features of Siberia. The reasons and stages of the active growth of cities in relation to the development of crafts, trades and trade, starting from the Middle Ages to modern times, are analyzed. A brief description of the components of nature, including the features of the relief, affecting the planning and town-planning structural movements of urban development is given. The reasons for the degradation of the urban environment are identified and strategic ways are proposed for the preservation, restoration and development of the natural balance in order to develop the vitality of the city of Krasnoyarsk and its environs.

Keywords: history, fortress, Guardian Mountain, Yenisei River, Kacha River, Torgashinsky Range, urban planning, buildings, architectural ensembles, urban environment, left bank, right bank.

В формах и способах градостроительства проявляются объективные законы возникновения и развития городов, связанными с историческими стадиями цивилизации, национальными и географическими особенностями стран и регионов, процессом строительной техники и градостроительной культуры. Градостроительство представлено в сочетании двух основных ис-

торико-генетических форм планировки и застройки городов: естественно сложившихся («стихийных») и созданных по плану. Однако и естественно сложившаяся планировка нередко обнаруживает чёткие признаки структуры, отвечающей конкретно-историческим условиям его формирования. В городах же, созданных на основе плана, степень соответствия этим условиям из-

начально выше, но со временем условия меняются, и любой город, независимо от генезиса, в той или иной мере будет испытывать потребность в обновлении и перестройке, включая перепланировку и реконструкцию. Таким образом, градостроительство - исторический процесс, в ходе которого накапливается эмпирические и научные знания. В историко-градострои-тельном аспекте большое значение приобретают результаты изучения исторически сложившихся систем расселения, поскольку она не только наглядно демонстрирует определённую устойчивость во времени и пространстве, но и является основой для прогнозирования и планирования на перспективу [2].

Практика градостроительства берёт начало на рубеже 3-2 тыс. до н. э. на территории государств Дальнего Востока в долинах рек, где в это время происходит переход от нерегулярных планов городов к регулярным (от радиальных планировочных структур к прямоугольно-перекрёстным). Интенсивный рост городов связан с развитием ремёсел и торговли в период средневековья, начиная с ХШ-Х^ вв. (города Ганзейского союза - Гамбург, Бремен и др., города северной Италии - Пиза, Сиена и др., центры русских княжеств - Киев, Новгород, Псков и др.) Естественное развитие планировки городов вокруг первоначальных центров приводит к формированию радиальных и радиально-кольцевых планировочных систем. В эпоху Возрождения идеи градостроительства выражены в проектах идеальных городов, ив развитии гражданского строительства. Медленно, преодолевая средневековый характер, города перестраивались по частям. В XV-XVI веках появились уникальные градостроительные ансамбли: площадь Сан-Марко в Венеции, Капитолий в Риме и др.

Но наибольших размах градостроительство приобрело в ХУП-ХУШ веках, в период формирования крупных монархических государств. В России новый этап градостроительства, связан с расширением империи за счёт Азиатской части от Урала до Тихого океана и датируется концом XVI века. Отряды отважных землепроходцев прошли по северным морям, рекам, тайге, горам и равнинам от Русского севера через Сибирь до Тихого океана, перетягивая суда по суше волоком и оставляя на своём пути вехи-города, служившие базовыми центрами освоения. Примерами могут служить Берёзово, Большая и Малая Мангазеи (Туруханск), Енисейск и др. Принципом успешного продвижения русских на восток становится организация системы острогов как опорных пунктов на реках Сибири. Речной фактор, наряду с практикой строительства укреплённых форпостов - острогов, создаваемых на реках, обеспечивал стратегическое завоевание и освоение азиатских пространств. Первые города Сибири возникли в зоне северной тайги, в районах, богатых пушниной, ценной рыбой. Продвижение к югу, вверх по рекам Иртышу, Оби, Енисею осложнялось противодействием кочевых племён [7].

Вопрос о строительстве острога на среднем Енисее впервые поставил перед правительством Енисейский воевода Яков Игнатьевич Хрипунов [3]. Посланный им в 1623 году сын боярский Андрей Дубенский выбрал для строительства плоский высокий мыс меж-

ду реками Качей и Енисеем. Сделанный Дубенским чертёж был отправлен в Тобольск, затем и в Москву. Однако только к июлю 1628 года отряд Дубенского из 303 человек намеченного места. Из разобранных дощаников (речные плоскодонные суда) был поставлен базовый «городок дощатый» в короткий срок - с 6 по 18 августа, впоследствии получил исторические название «Малый острог».

Дубенский с честью выполнил обязанности «го-родчика» и первого красноярского воеводы. Частые набеги енисейских кыргызов ускорили возведение крепостных стен из надолбов, скреплённых жердями поверху - «острог стоячий», а не «рубленный», ввиду отсутствия тяжёлого вооружения у местных племён. Малый острог имел 4 угловые дозорные башни, одну проездную - Спасскую шестигранную и окружён крепостной стеной высотой тына около трёх с половиной метров, согласно описанию в «Чертёжной книге Сибири» (1699-1701 гг.). С западной (степной) стороны у крепостной стены был устроен ров глубиной 3 и шириной 10 метров соответственно. Внешние укрепления острога удачно дополняла караульная вышка на самой высокой точке сопки Кум-Тигей (ныне Покровская) на левом берегу реки Качи. Сегодня здесь находится часовня Прасковеи Пятницы, ставшая символом города Красноярска [4].

Как рапортовал Дубенский, внутри малого острога «поставили анбар... для наших хлебных запасов да съезжую избу и тюрьму и воеводский двор, баню и соболиный амбар для ясачной пушнины. Внутри же острога срубили 30 избушек для казаков» [4]. Вначале острог был назван Красным Яром, по красному цвету мергеля, составляющего толщу высокого левого берега р. Качи. Положение на стрелке при слиянии двух рек определило характерный облик, особенности планировки и силуэта будущего города Красноярска. Цепочка острогов (Кузнецкий, Красноярский, Абаканский и др.) прикрыли с юга главную дорогу по Туре - Тоболу -Оби - Кети - Енисею - Ангаре от кочевников, обитающих в бассейне р. Енисея от Казачинского порога до Саян. Противостояние кыргызских «князцов» освоению Сибири на юг продолжалось около века.

Основание городских поселений положило начало привлечению русского населения, освоению земель под пашню, появлению сельского хозяйства и развитию сельского строительства. Заселение Сибири и Приени-сейского края и происходило с севера на юг от приполярных суровых районов до северо-таёжных по водно-сухопутным путям, которые связывали основные территории хозяйственного освоения сибирских регионов. Строительство жилых зданий велось в непосредственной близости от острогов, окружая их, и постепенно остроги становились административными центрами. Основными очагами расселения были Туруханско-Таймырский промысловый район, территория которого вошла в Мангазейский уезд, Нижне- и Верхнеимбат-ские зимовья, Дудинское зимовье и Дубчесская слобода, Ворогово и др. Второй район - Енисейско-Крас-ноярский старожильческий, включал в себя территории двух других уездов. Первые деревни и заимки в Енисейской провинции возникли на основных промысловых и торговых путях, шедших из Западной Сибири

через Маковский острог к Енисею и далее по Ангаре на восток или вниз по Енисею на север. Почти одновременно русские поселенца стали подниматься от устья Ангары вверх по Енисею, осваивая «хлебопахотные места» до самого Казачинского порога. Первые деревни появились в начале 1630-х годов близь самого острога. Их основали местные власти, казаки, образуя свои заимки и помещая на пашню ссыльных.

К концу VII в. вторым по величине в Сибири центром ремесла и торговли стал Енисейск, имея 500 дворов. Бывшее зимовье Туруханск, который после 1672 г. стал новым центром Мангозейского уезда после возрождения Мангозеи (Малой Мангозеи) на территории зимовья, где было только 70 дворов. В Красноярском остроге размещено около 300 домов и функционально он оставался крепостью, расширяясь в степную сторону. Статус города Красноярский острог получил в 1690 г. Город располагал только деревянными постройками, архитектурный облик которых был весьма устойчив и соответствовал особенностям построек северных областей России. Дерево как основной строительный материал был наиболее предпочтителен по количественным и качественным показателям, который легко транспортировался по водным артериям и легко обрабатывался. Подавляющее большинство переселенцев в Приенисейскую Сибирь приходили из Северного и Центрального Приморья, где срубные постройки получили наибольшее распространение и многообразие типов. Практику деревянного зодчества переселенцы принесли и в Сибирь. Для сруба в основном применялись сосна и лиственница в круглых брёвнах (диаметром 25-40 см, длиной до 10 м). Впоследствии появились оконные коробки с накладными резными наличниками. Наиболее уникальные выразительные срубы использовались при постройке храмовых комплексов. При большом развитии, у деревянного зодчества был один главный недостаток -его недолговечность (срок службы построек преимущественно не более 200 лет) и низкая огнестойкость, приводящая к частым и сильным пожарам [2].

Положение в корне изменилось со второй половины XVIII века. Московский тракт, проложенный по территории Красноярского уезда в 1762-1776 годах через Ачинск - Красноярск - Канск, во много раз ускорил, по сравнению с водным путём Обь - Енисей -Ангара, доставку товаров из России на Восток и в обратном направлении. Оказавшись на пересечении сухопутных и водных путей, Красноярск из пограничной крепости превратился в город на оживлённой трактовой магистрали между Россией и Китаем.

После сильного пожара 1773 года, когда сохранилось только около 30 домов, была составлена новая линейная планировка города петербургского типа. Основные широкие улицы прокладывались параллельно Енисею с Запада на Восток от места слияния Енисея и Качи. Меридиональные улицы, именуемые переулками, шли с юга на север, от Енисея в сторону Покровской горы. Кварталы были соразмерны и имели правильные геометрические формы. Улицы начинались на площадях и сходились к площадям, на которых возводились значимые общественные здания, становящиеся доминирующими акцентами восприятия городских пространств. Данный план явился ос-

новой градостроительного развития Красноярска и ясно читается в планировочной структуре современной центральной части города. Значительно изменился и внешний облик города. От времени и пожаров исчезли крепостные укрепления. Место слюды и бычьих пузырей на окнах сменило стекло, но город продолжал застраиваться деревянными зданиями, что приводило к масштабным пожарам, и только строительство каменных домов могло исправить ситуацию в борьбе с огнём.

Первым городом Сибири, начавшим и успешно развивать каменное строительство, был Тобольск. Там же были разведаны запасы сырья, действовали карьеры и печи для обжига кирпича и извести. С 1706 года строятся церкви, соборы и монастыри в стиле северорусского культового зодчества. В середине XVIII в. Начинаются строиться каменные здания в Енисейске, Иркутске, на Байкале. По данным Статистического обозрения Сибири 1810 г. На 1803 год по всей Сибири насчитывалось 230 каменных построек, из которых 115 - культовые. Это говорит о слабом развитии каменного строительства в Сибири вплоть до начала XIX века [1].

В Красноярске первым зданием из кирпича стал Рождественский (Воскресенский) собор на Стрелке, который возвели в 1773 г. Ныне самое старое здание краевого центра - Покровская церковь, построенная 1789 г. Положение окраины и пёстрое происхождение русского населения обусловило бытование московского барокко и классицизма в их сибирских вариантах. Сибирское барокко отразило традиции русского и украинского зодчества (Воскресенский собор в Енисейске, 1782 г., красноярская Покровская церковь). Затем облик городов стали определять «образцовые проекты» распространявшиеся по многим городам России. Выполненные в духе провинциальной классики, они были призваны упорядочить застройку и вывести градостроительство на новый качественный уровень.

В декабре 1822 года была учреждена Енисейская губерния с центром в городе Красноярске - занимавшем наиболее выгодное экономико-географическое положение при незначительной величине поселения, что привело к быстрому росту и появлению административных учреждений управлений. Первый перспективный генеральный план был разработан в середине 1820-х годов под руководством архитектора Вильяма Гесте. Его вклад заключался в упорядочении «красных» линий и укрупнении кварталов [2].

Правобережье Енисея долгое время не застраивалось. Там находились старинные поселения: вдоль отрогов Торгашинского хребта располагалось село Торгашено, а по берегу Енисея - два казачьих посёлка -Верхние и Нижние Ладейки, почти ровесники Красноярска. Остальная часть долины реки, представляла собой пустошь, шириной 2-3 км. И 10-12 км длинной вниз по течению реки. Здесь располагались редкие берёзовые колки, мелкие озёра, поросшие камышом и осокой, в которых гнездились стаи уток, обширные болота с тучами комаров. Это продуваемое ветрами пространство, пресекала лишь железная дорога (построенная в конце XIX в.) и тракт , по которому уходили вглубь Сибири катаржане [4].

В 40-50-х годах XIX века небывалого «расцвета» достигла «золотая лихорадка». Красноярск стал организующим центром золотопромышленности. Снабжение всех 120 приисков губернии оборудованием, продовольствием, рабочими велось через губернский центр. Сюда же на зиму съезжались все золотопромышленники и их приказчики. В конце XIX столетия территорию Енисейской губернии пересекла Транссибирская железнодорожная магистраль. 6 декабря 1895 г. В Красноярск пришёл первый пробный поезд, а с 1 января 1897 г. Было открыто постоянное движение грузовых и пассажирских поездов на участке Обь-Красноярск. С этого момента, провинциальный, купе-ческо-чиновничий облик города приобретает черты крупного торгово-промышленного центра.

В целом же, духовная жизнь и самосознание крас-ноярцев растут и усложняются, о чём свидетельствует появление в губернском центре первых памятников. Так, на Покровской горе, на месте караульной вышки казаков XVII в. вместо простого креста в 1855 г. на деньги золотопромышленника П. И. Кузнецова поставили каменную часовню как знак символического братского захоронения всех погибших красноярцев в первый, боевой период жизни города-острога. В 1831 г. на средства Российско-Американской компании был сооружён памятник Н. П. Рязанову, возглавлявшего компанию с 1799 г. Возвращаясь в Россию, он по дороге заболел и скончался в Красноярске 1 марта 1807 г. Командор был похоронен на территории Воскресенского собора.

В 1828 г. В городе основан городской парк. За основу был взят участок издавна произраставшего здесь соснового бора. В 1845 г. На Новобазарной площади состоялась закладка крупнейшего в Сибири Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы по проекту известного архитектора Константина Тона. В 1889 г. открыт общественный музей, ныне один из крупнейших краеведческих музеев Сибири. В 1890 г. А. П. Чехов в очерках «О Сибири» писал: «На этом берегу Красноярск - самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том - горы, напоминавшие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные».

Долгие годы развитие градостроительства на берегах Енисея и Качи сдерживалось отсутствием мостов. Первый мост через Качу, построенный в 1780 г., был снесён половодьем. Второй мост был построен в 1843 г. и с 1873 года через Качу построили несколько мостов. Для переправы через Енисей использовались лодочная и паромная переправы, а также разводной понтонный мост. В 1896 г. местная газета «Енисей» писала: «Около строящегося моста через Енисей возник целый городок: столовая, пекарни, лавочники и др. Движение стало таким усиленным, что туда ходит дилижанс несколько раз в сутки». Но одним из главных событий в истории города стало строительство железнодорожного моста через Енисей в 1899 г. под руководством инженера Евгения Карловича Кнорре по проекту профессора Лавра Проскурякова. В 1900 г. это сооружение наряду с Эйфелевой башней было удостоено Гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже - «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение».

Позднее учёные ЮНЕСКО назвали красноярский железнодорожный мост «вершиной человеческой мысли». К великому сожалению наследие сооружения, принимавшего участие в конкурсе «Семь чудес света» сегодня утеряно, было разобрано на металлолом, несмотря на протесты красноярцев.

Промышленная застройка правобережья началась только в конце 20-х годов XX века, в годы первых советских пятилеток. Строились заводы, фабрики, ТЭЦ. Более интенсивно застраивалась территория правобережья в годы Великой Отечественной войны, после эвакуации сюда промышленных предприятий из европейской части страны. Велось строительство социальной структуры: кинотеатры, дома культуры, спортивные комплексы. В 60-70-е годы ускоренными темпами шло строительство жилья. На месте ветхих построек и бараков возводились новые жилые кварталы. Однако исторический подход к градостроительству сохранялся и в этот период: главные улицы и проспекты расстраивались параллельно Енисею, в том числе и главный правобережный проспект имени газеты «Красноярский рабочий» [5]. Значительно улучшило развитие города и комфортность жизни горожан строительство большого коммунального моста через Енисей в 1961 г. Две его части, длинной 940 и 410 метров разделены специальной дамбой через остров Отдыха.

Впоследствии градостроительство идёт по генеральному плану, утверждённому в 1972 г. Характерной особенностью становится возведение целостных архитектурных ансамблей. Спортивных сооружений на острове Отдыха, по единому проекту застраивается левобережная предмостная площадь с гостиницей «Красноярск» и театром оперы и балета (ныне театр им. Д. А. Хворостовского), район устья реки Качи с концертным залом и комплексом гармонично увязанных зданий и элементов благоустройства в архитектурный ансамбль «Стрелка». Правобережная предмостная площадь организована периметральной застройкой современными индивидуальными комплексами с акцентами высотных зданий гостиницы «Турист» и далее вдоль берега Енисея комплексов общественных проектных институтов и жилых зданий.

В советский период застройка крупных современных комплексов велась с бережным сохранением зданий, имеющих историческую и архитектурную ценность (Покровская церковь, католический костёл, музей им. Сурикова и т. д.) Работали реставрационные проектные и строительные организации.

После распада СССР, в 90-е годы XX века архитектурный облик города, особенно его центральная часть значительно изменилась не в лучшую сторону. Бесконтрольное уплотнение «точечной» застройкой жилых и общественных зданий далёких от гармонично вписанных архитектурных ансамблей прежних лет, пренебрежение к историческим зданиям, варварский снос уникальных сохранившихся участков старинной застройки для строительства примитивных, безликих зданий с поверхностными приёмами фасадного строительства, агрессивная реклама - привели к разбалансировке составных частей градостроительной целостности, добивающихся в предыдущие периоды развития города. Интенсивное жилое строительство в ряде микрорай-

онов на окраинах и «перезагрузка» центральной деловой части торгово-развлекатель-ными комплексами при интенсивном сокращении «зелёных» зон привело к ухудшению экологической обстановки и негативным последствиям транспортной инфраструктуры.

В Красноярске все периоды градостроительного развития во многом определялись природными условиями, особенно - рельефом. Если в начале (XVП-XVШ вв.) застраивались в основном I и II надпойменные террасы Енисея, то с 1850-х годов застройка распространилась на III террасу. Основная часть современного города располагается практически на всех трёх террасах, иногда используя и прилежащие части склонов. Если учесть, что террасы Енисея покрыты мощным чехлом четвертичных отложений осадочного происхождения, то понятно, что строительство на склонах способствует активному развитию геодинамических процессов (эрозионных об-вально-осыпных, оползневых и др.) [6; 8].

В свою очередь интенсивность антропогенной нагрузки, как правило, зависит от функционального зонирования. Территория города, с точки зрения функциональной структуры представлена в виде эллипса, центральная часть которого составляет селитебная застройка, оконтуренные со всех сторон, кроме западной промышленными и торговыми зонами, а далее садово-дачными и сельскохозяйственными территориями.

Современный Красноярск раскинулся по обоим берегам Енисея Амфитеатром по крутым склонам левого берега, поглотив бывшие слободы на Афонто-вой горе. Здесь были красивые лесистые места, поднимающиеся над Енисеем на 110-130 метров - любимое место отдыха горожан. Сейчас здесь вырос городок Политехнического института и новейшая жилая застройка, расположенная на самых акцентных точках опасных оползневых склонов. Теперь пойма Енисея представлена в основном островом Отдыха, где расположен спортивный комплекс с большим стадионом. Правый берег городской территории, зажатый узкой полоской на 30 км между Торгашинским хребтом и Енисеем, имеет хаотичное зонирование с чередованием жилых и промышленных зон. Для расширения площадок для строительства жилья выполняются намывные территории, сокращая русло реки. Застройка этих зон выполняется чисто коммерческими приёмами - высотность и плотность.

Условия линейного планирования структуры города, возникшей вдоль берегов крупной реки и сложного рельефа, становится актуальным поиск путей и выбор стратегии градостроительного развития. В левобережье есть возможность использовать равнинные территории дальше от реки, но там большинство земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем возникают проблемы землепользования. В правобережных зонах свободных земель практически нет, однако возможна ревизия и преобразование данных территорий для рекреационного строительства, эстетического развития с ориентацией на повышение экологических качеств городской среды, путём восстановления природных и создание культурных компонентов в новой структуре город-

ской среды, максимально соответствующих характеру формирующихся функциональных зон и новой логической модели организации пространства. При этом необходимо добиться внедрение моделей положительного движения в городские структуры, перенасыщенные урбанистическими приёмами, разрушающими индивидуальность городского ландшафта, а следовательно, и уникальность города Красноярска.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баландин С. Н. Начало каменного строительства в Сибири // Сибирские города XVII - начала XX вв. Новосибирск, 1982. С. 176-196.

2. Города России. Энциклопедия. М., 2010.

3. Красноярье: пять веков истории. Ч. 1. Красноярск, 2005.

4. Красноярье: пять веков истории. Ч. 2. Красноярск, 2008.

5. Красноярье: пять веков истории. Ч. 3. Красноярск, 2011.

6. Мокринец К. С. К методике оценки интенсивности воздействия хозяйственной деятельности на рельеф урбанизированных территорий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Красноярск, 2011. № 12 (35). С. 260-266.

7. Национальное пространство / под ред. В. В. Лазарева. М., 2008.

8. Роль геолого-геоморфологических условий в заселении и хозяйственном освоении Приенисейской Сибири / В. А. Безруких, Н. А. Лигаёва, Л. Г. Макарова и др. // Хвойные бореальной зоны. 2018. Т. XXXVI, № 2. С. 133-140.

REFERENCES

1. Balandin S. N. Nachalo kamennogo stroitel'stva v Sibiri // Sibirskiye goroda XVII - nachala XX vv. Novosibirsk, 1982. S. 176-196.

2. Goroda Rossii. Entsiklopediya. Moskva, 2010.

3. Krasnoyar'ye: pyat' vekov istorii. Ch. 1. Krasnoyarsk, 2005.

4. Krasnoyar'ye: pyat' vekov istorii. Ch. 2. Krasnoyarsk, 2008.

5. Krasnoyar'ye: pyat' vekov istorii. Ch. 3. Krasnoyarsk, 2011.

6. Mokrinets K. S. K metodike otsenki intensivnosti vozdeystviya khozyaystvennoy deyatel'nosti na rel'yef urbanizirovannykh territoriy // Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. Krasnoyarsk, 2011, № 12 (35), S. 260-266.

7. Natsional'noye prostranstvo / pod red. V. V. Lazareva. Moskva, 2008.

8. Rol' geologo-geomorfologicheskikh usloviy v zase-lenii i khozyaystvennom osvoyenii Priyeniseyskoy Sibiri / V. A. Bezrukikh, N. A. Ligayeva, L. G. Makarova i dr. // Khvoynyye boreal'noy zony. 2018, T. XXXVI, № 2, S. 133-140.

© Безруких В. А., Макарова Л. Г., Авдеева Е. В., 2019

Поступила в редакцию 11.01.2019 Принята к печати 08.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.