Научная статья на тему 'Проблемы снижения уровня пожарной опасности территорий, расположенных в зоне риска лесных пожаров'

Проблемы снижения уровня пожарной опасности территорий, расположенных в зоне риска лесных пожаров Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
природный пожар / лес / авиационная охрана лесов / причины пожаров / natural fire / forest / aviation forest protection / causes of fires

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — А. М. Чуйков, Г. И. Сметанкина, О. В. Дорохова

В статье рассмотрены вопросы снижения уровня пожарной опасности территорий, расположенных в зоне риска лесных пожаров, приведены статистические данные по лесным пожарам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF REDUCING THE LEVEL OF FIRE RISK AREAS AT RISK OF FOREST FIRES

The article deals with the issues of reducing the level of fire danger in areas located in the risk zone of forest fires, the statistical data on forest fires.

Текст научной работы на тему «Проблемы снижения уровня пожарной опасности территорий, расположенных в зоне риска лесных пожаров»

газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.

Количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Взрывоопасный объект (ВОО) - объект, на котором хранятся, используются, транспортируются вещества, приобретающие при определенных условиях способность к взрыву. К взрывоопасным объектам относятся: предприятия оборонной, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической, газовой, текстильной, хлебопродуктовой и фармацевтической промышленности, склады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, сжиженных газов.

На взрывоопасных объектах возможны следующие виды взрывов:

неконтролируемое резкое высвобождение энергии за короткий промежуток времени и в ограниченном пространстве (взрывные процессы);

образование облаков топливно-воздушных смесей (ТВС) ли других химических газообразных, пылеобразных веществ, их быстрые взрывные превращения (объемные взрывы);

взрывы трубопроводов, сосудов, находящихся под высоким давлением или с перегретой жидкостью, прежде всего, резервуарах со сжиженным углеводородным газом.

Пожары и взрывы чаще всего происходят на пожаро-, взрывоопасных объектах. Это предприятия, на которых в производственном процессе используют взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, используемый для перевозки (перекачки) пожаро-, взрывоопасных веществ.

К пожаро-, взрывоопасным объектам относятся предприятия химической, газовой, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой, лакокрасочной

промышленности, предприятия, использующие газо- и нефтепродукты в качестве сырья или энергоносителей, все виды транспорта, перевозящие взрыве- и пожароопасные вещества, топливозаправочные станции, газо- и продуктопроводы. В условиях заводского концентрированного производства становятся опасными и вещества, считающиеся негорючими. Взрывается и горит, например, древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная и сахарная пыль. Вот почему к пожаро-, взрывоопасным объектам относят также цеха по приготовлению угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, мукомольные предприятия, лесопильные и деревообрабатывающие производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданкин А.И. Особенности обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов в современных условиях. Безопасность труда в промышленности. 2007. №2. С. 12-27.

2. Данилова С.В., Косяков А.Ю., Бейлина Н.Е., Анохин Р.В. Промышленная безопасность: теоретические аспекты // Актуальная биотехнология. — 2015. — № 1 (12). — С. 54-58.

УДК 614.849

А.М. Чуйков, Г. И.Сметанкина, О.В.Дорохова

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ЗОНЕ РИСКА ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

В статье рассмотрены вопросы снижения уровня пожарной опасности территорий, расположенных в зоне риска лесных пожаров, приведены статистические данные по лесным пожарам.

Ключевые слова: природный пожар, лес, авиационная охрана лесов, причины пожаров.

A.M. Chuykov, G.I. Smetanina, O.V. Dorokhova

THE PROBLEM OF REDUCING THE LEVEL OF FIRE RISK AREAS AT RISK OF FOREST FIRES

The article deals with the issues of reducing the level of fire danger in areas located in the risk zone of forest fires, the statistical data on forest fires.

Keywords: natural fire, forest, aviation forest protection, causes of fires.

Наиболее распространенными из природных пожаров, приносящие колоссальные убытки и приводящие порой к человеческим жертвам, являются лесные пожары. Лесные пожары - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. При жаркой погоде, если длительное время не бывает дождей, лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем вызывает пожар.

Территория государственного лесного фонда России составляет 1180 млн. гектаров. В Российской Федерации ежегодно возникает до 20 тыс. лесных пожаров на общей площади 3.5 млн. гектаров. От 50 до 90% лесных пожаров, принимающих неконтролируемый характер, ежегодно происходят на малообжитых и в недостаточной степени контролируемых противопожарными службами территориях Восточной Сибири и Дальнего Востока.

По данным российской службы авиационной охраны лесов средняя продолжительность крупных пожаров составляет 10-15 суток, средняя выгоревшая площадь 450-500 га при периметре 8-16 км. При жаркой погоде без дождей в течение 15-16 дней лес становится настолько сухим, что неосторожное обращение с огнём вызывает быстро распространяющийся пожар. При этом 60% всех лесных пожаров зарождается в 5-километровой пригородной зоне, а 93% в 10-километровой зоне. Основной причиной возникновения пожаров в лесу является неосторожное обращение людей с огнём. Число пожаров от молнии составляет не более 3% от общего количества случаев [7].

Рис.1. Причины пожаров в лесах

Из рисунка 1 видно, что до 82% пожары возникает по вине человека, т.е. от умышленного или не умышленного поджога, 7 процентов - от сельхозпалов, еще 3-от молний и 8 процентов по прочим причинам. Площадь лесных земель, пройденная пожарами за 2017 год - 3 282 088,8 га [8].

Площадь нелесных земель, пройденная пожарами за 2017 год - 1 276 688,7 га, площадь лесных пожаров, зарегистрированных в зоне контроля лесных пожаров, где решением КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации принято решении о приостановке и прекращении тушения - 3 134 125,4 га.

Причины возникновения пожаров в лесу принято делить на естественные и антропогенные. Наиболее распространенными естественными причинами больших лесных пожаров на Земле обычно являются молнии. Размеры пожаров делают возможным их визуальное наблюдение даже из космоса.

Пожароопасный сезон в лесу (часть календарного года), в течение которого возможно возникновение лесных пожаров, начинается с момента схода снегового покрова и заканчивается при наступлении дождливой осенней погоды или образования снегового покрова. Средняя продолжительность пожароопасного сезона по России 180 дней и может достигать в отдельных районах 220 дней. Но в связи с глобальным потеплением по сценарию изменения климата, основанному на модели общей циркуляции атмосферы GDFL, длительность пожароопасного сезона в среднем широтном поясе России увеличивается на 50-60 дней, т.е. на 30 - 40 %. В южном и северном широтных поясах она возрастет соответственно на 60 - 70 и 30 - 50 дней, т.е. на 30 - 35% и 30 - 50%. Учитывая, что на средний широтный пояс приходится 65 %, а на южный и северный широтные пояса соответственно 14 и 21 % всех лесных пожаров, указанное выше увеличение длительности сезонов приведет к росту общего числа пожаров на 30 - 41 %.

15 ноября 2018г. во исполнение поручения Президента России в Доме Правительства состоялось совещание по вопросу «О наделении федерального бюджетного учреждения "Авиалесоохрана" дополнительными полномочиями по охране лесов от пожаров» под председательством Заместителя Председателя Правительства Алексея Гордеева.

Участники совещания обсудили вопрос о целесообразности создания единой федеральной системы авиационной охраны лесов от пожаров и необходимости нормативного закрепления полномочий по выполнению авиационных работ за Рослесхозом при сохранении договорных взаимоотношений между регионами и ФБУ «Авиалесоохрана». Речь идёт, в частности, о мониторинге лесных пожаров и их тушении в зоне авиационного применения сил и средств и в условиях прогнозируемой высокой и чрезвычайной пожарной опасности [6].

Кроме того, обсуждалась необходимость внесения изменений в Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», позволяющих субъектам Российской Федерации привлекать ФБУ «Авиалесоохрана» без проведения конкурсов, а также создать его дополнительные обособленные подразделения.

Также был затронут вопрос о передаче полномочий по тушению природных пожаров на особо охраняемых природных территориях специализированной организации, так как авиационная зона для лесов ООПТ федерального значения не определена нормативными документами, поэтому необходимо проведение лесопожарного зонирования, а также наделение Минприроды полномочиями по тушению лесных пожаров на этих землях. Такое решение, снимет раскоординированность дирекций ООПТ, каждая из которых в данный момент действует по собственному усмотрению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ от 27.08.2010 г. № 1074 «О Федеральном агентстве лесного

хозяйства».

2. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.

3. Федеральный закон от 04.12.2006 г. № 200 «Лесной кодекс Российской Федерации»

4. ГОСТ Р 22.0.06-95 «Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы».

5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах».

6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства» на 2013 -2020 годы.

7. Приказ Рослесхоза от 03.11.2011 г. № 470 «Об утверждении порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов».

8. wiki-fire.org>.. .статистика-лесных-пожаров-в-РФ.ashx

УДК 614.8.067

А.М. Чуйков, Г.И. Сметанкина, О.В. Дорохова

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ В ГОТОВНОСТИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

Рассматриваются городская, локальные и объектовые системы оповещения, которые являются составной частью и организационно, технически и программно должны быть взаимосвязаны с областной территориальной системой оповещения.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация (ЧС), система оповещения, сигналы оповещения, оповещение населения

A.M. Chuikov, G.I. Smetankina, O.V. Dorokhova

ORDER OF CREATION, IMPROVEMENT AND SUPPORT IN READINESS OF ALERT SYSTEMS

Urban, local and object warning systems are considered, which are an integral part and organizationally, technically and programmatically should be interconnected with the regional territorial warning system.

Keywords: emergency situation (emergency), warning system, warning signals, public warning.

Городская, локальные и объектовые системы оповещения являются составной частью и организационно, технически и программно должны быть взаимосвязаны с областной территориальной системой оповещения.

Администрация муниципального образования городского округа Воронеж, службы оповещения и связи города и объектов производственной и социальной сферы проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

В целях поддержания в готовности систем оповещения проводятся проверки их готовности к задействованию и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание.

Проведение всех видов проверок с задействованием сетей вещания на территории муниципального образования городского округа Воронеж согласовывается с руководством радиовещательных организаций, при этом проведение проверок с перерывом вещательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.