УДК: 343.24 ББК: 67.0
Сундуров Ф.Р., Боковня А.Ю.
ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА
Sundurov F.R., Bokovnia A. Y. THE PROBLEMS OF SYSTEMATIZATION OF CRIMINAL-LEGAL NATURE MEASURES
Ключевые слова: уголовная ответственность, наказание, система, меры уголовно-правового характера, иные меры, принципы, условное осуждение, конфискация имущества, УК Республики Беларусь, принудительные меры.
Keywords: criminal liability, punishment, system, measures of criminal-legal nature, other measures, principles, probation, confiscation ofproperty, the criminal code of the Republic of Belarus, enforcement action.
Аннотация: в предлагаемой статье анализируется недостаточно устоявшийся в уголовном праве институт мер уголовно-правового характера. Авторы указывают на противоречивость в регламентации правовой природы иных мер в УК РФ и УИК РФ, а также на отсутствие их систематизации. Они подвергают критическому анализу позицию некоторых авторов, признающих в качестве иных мер уголовно-правового характера лишь принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия и конфискацию имущества, а также попытки расширительного их толкования и включения в их круг дополнительных наказаний и судимости.
Abstract: the article analyzes the not enough well-established in criminal law in the Institute of measures criminally-legal character. The authors point to the inconsistency in the regulation of the legal nature of the other measures in the criminal code and the penal enforcement code, and the lack of their sys-tematization. They analyse critically the position of some authors recognizing as other measures of criminal-legal nature only, compulsory measures of a medical nature and educational impact and the confiscation of property and attempts of expansion of their interpretation and inclusion in their circle for more punishment and a criminal record.
Исторический тренд на постепенное сужение сферы карательного воздействия на лиц, совершивших преступления, наметился с начала XIX столетия. В уголовном законодательстве многих государств стали происходить революционные изменения в связи с внедрением в него условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, пробации, условного осуждения, особых условий ответственности несовершеннолетних правонарушителей, освобождение от уголовной ответственности или только от наказания, различных социо-медицинских мер и др. И эти меры (назовем их некарательными) в настоящее время превалируют в судебной практике.
Они имеют различную правовую природу, прежде всего в зависимости от связи с уголовной ответственности, то есть выражают они эту ответственность или же реализуются за ее пределами, а также от их связей с уголовным наказанием. Специфика этих мер предопределяется основаниями их назначения, характером правоограничений или их отсутствием, органом, принимающим соответствующее решение, а также применяются ли они при вынесении судом обвинительного приговора, либо в процессе исполнения наказания, или же после его отбывания.
Вероятно, трудностями в систематизации рассматриваемых мер объясняется отсутствие в УК РФ их общего обозначения, хотя в отдельных случаях законодатель использует такие понятия, как воспитательное воздействие, исправительное, общественное воздействие, применение иных мер уголовно-правового характера, назначение принудительных мер медицинского характера, освобождение от уголовной ответственности, смягчение наказания, освобождение от наказания или от отбывания наказания и др. Спрашивается, что объединяет эти разнородные в правовом отношении явления? Таким систематизирующими признаками, по нашему мнению, являются их нормативность, то есть предусмотренность в УК РФ и УИК РФ, и общая их направленность на решение задач уголовного законодательства на основе реализации принципа экономии мер уголовной ответственности.
Наиболее общим понятием, которым оперирует законодатель в УК РФ, представляется понятие уголовной ответственности, поэтому реализация всех ее составляющих может признаваться в качестве воздействия на ее основе. В данном случае речь должна вестись о наказании и иных мерах уголовно-правового характера. Если связь наказания с уголовной ответственностью представляется
очевидной, то этого не скажешь об иных мерах уголовно-правового характера, взаимосвязь которых с уголовной ответственностью трактуется неоднозначно не только в литературе, но и в законодательстве. В частности, обращают на себя внимание противоречия в трактовке иных мер уголовно-правового характера в УК РФ и УИК РФ; если в УК к ним отнесены принудительные меры медицинского характера, независимо от того, рассчитаны ли они на применение к невменяемым или к психически здоровым лицам, и конфискация имущества (раздел VI), то в УИК иной мерой уголовно-правого характера признается условное осуждение. Этот вывод вытекает из сопоставления ч. 2 ст. 2 и раздела VIII УИК. Уголовно-исполнительным законодательством РФ, закреплено в ч. 2 ст. 2 УИК РФ, устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ. Однако в УИК РФ, вместо исполнения указанных двух мер, регламентируется контроль за условно осужденными.
Использование в УК РФ при раскрытии содержания ряда принципов уголовной ответственности словосочетания «наказание и иные меры уголовно-правового характера» позволяет сделать вывод, что отечественному уголовному законодательству присущи две категории мер уголовно-правового характера: первая - это наказание, а вторая - иные меры. И наказание, и иные меры есть меры уголовной ответственности, поскольку они используются в УК РФ при регламентации принципов уголовной ответственности. Представляется предпочтительным использование в УК РФ вместо «иных мер уголовно-правого характера» понятия «иных мер уголовной ответственности». Удачное, по нашему мнению, решение найдено авторами УК Республики Беларусь. В ч. 1 ст. 44 дано определение уголовной ответственности; она выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с УК.1 Как видно, в этом Кодексе, в отличие от УК РФ и многих других государств, дано определение уголовной ответственности, а также предметно отражено, что через иные меры, как и через наказание, реализуется уголовная ответственность.
Более того, в УК Республики Беларусь иные меры уголовной ответственности систематизированы в главе 11, в частности, в ст. 77 регламентируется отсрочка исполнения наказания, в ст. 78 -
1 Уголовный кодекс Республики Беларусь. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 116-118, 148-158.
осуждение без назначения наказания, в ст. 80 -превентивный надзор за осужденным, в ст. 81 -профилактическое наблюдение за осужденным. Более удачными представляются наименования и, соответственно, отражение природы некоторых из этих мер - не отсрочка отбывания наказания, а осуждение с отсрочкой исполнения наказания; не условное осуждение, а осуждение с условным неприменением наказания; не освобождение от наказания, а осуждение без назначения наказания.
Нам представляется уместным высказать критические замечания в отношении регламентации в УК РФ мер уголовно-правового характера. Если в нем дается определение понятия наказания, приводится перечень видов наказаний, определяются взаимосвязь и их относительная строгость, то в отношении иных мер уголовно-правового характера законодатель поступил, как говориться, все наоборот, то есть не определил природу этих мер, не соотнес их с такими категориями, как уголовная ответственность и наказание, не отразил их в систематизированном перечне, недостаточно предметно определил их взаимосвязь с точки зрения условий, оснований и уголовно-правовых последствий их применения.
В данном случае он (законодатель) отступил от одного из основных требований законодательной техники - если в законе используется та или иная категория, то в нем должны раскрываться понятие, содержание и ее место в системе других правовых установлений.
Логика использования категории иных мер уголовно-правового характера при регламентации принципов уголовной ответственности, а также структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства (ч. 2 ст. 2, ст. ст. 187-190 УИК РФ) позволяет сделать выводы о том, что иные меры уголовно-правового характера являются, наряду с наказанием, мерами уголовно ответственности.
Однако этот вывод в литературе поддерживается не всеми авторами. К примеру, М.Ф. Ко-стюк, А.Н. Батанов, В.А. Посохова и Т.М. Кали-лина утверждают, что изменения в УК РФ в связи с дополнением раздела VI нормами о конфискации имущества положили конец дискуссии о том, являются ли принудительные меры медицинского характера мерами уголовно-правового характера. Помимо этих мер и конфискации имущества они
относят к иным мерам и принудительные меры
2 /-1
воспитательного воздействия. С одной стороны, указанные авторы ссылаются на авторитет законодателя и относят к иным мерам принудитель-
2 Костюк М.Ф., Батанов А.Н., Посохова В.А., Калинина Т.М. Понятия и виды иных мер уголовно-правового характера. - М.: Проспект, 2011. С. 3.
ные меры медицинского характера и конфискацию имущества, регламентированные в разделе VI УК РФ «Иные меры уголовно-правового характера», а с другой - относят к ним принудительные меры воспитательного воздействия, урегулированные в другом (V) разделе УК.
По мнению А.И. Чучаева, меры уголовно-правового характера (воздействия) могут применяться не только к виновным в совершении преступления, но и к лицам, совершившим общественно опасное деяние, не содержащее всех признаков состава преступления.1 Автор не проводит различие между мерами уголовно-правого характера, с одной стороны, и воздействия с другой. В свою очередь, Т.М. Калинина и В.В. Палий к иным мерам уголовно-правового характера кроме принудительных мер медицинского характера и конфискации имущества относят принудительные меры воспитательного воздействия и помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.2 Отнесение принудительных мер воспитательного воздействия, урегулированных в отдельном (V) разделе УК, объясняется, по их мнению тем, что они применяются не на ряду с наказанием, как в случае с конфискацией имущества и принудительными мерами медицинского характера, а исключительно вместо него. Не оспаривая вывод об отнесении принудительных мер воспитательного воздействия к иным мерам уголовно правового характера, укажем на уязвимость довода, что все принудительные меры медицинского характера назначаются «исключительно» вместо наказания; он противоречит положениям ст. 104 УК РФ.
В литературе обсуждается и более расширенные варианты иных мер уголовно-правового характера. Например, М.Ф. Гареев, помимо конфискации имущества и принудительных мер двух видов, к этим мерам относит условное осуждение, отсрочку отбывания наказания и условно-досрочное освобождение.3 А наиболее обширную схему иных мер уголовно-правового характера обосновывает С.Г. Келина. К ним она относит: 1) принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания (ст. 1041, 1042, 1043 УК РФ); 2) принудительные меры
1 См.: Есаков Г.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И., Чучаев А.И. Уголовно-правовое воздействие: монография / под ред. А.И. Рарога. - М.: Проспект, 2012. С. 20.
2 Калинина Т.М., Палий В.В. Иные меры уголовно-правового характера: научно-практический комментарий / отв. ред. А.И. Чучаев. - М.: Проспект, 2011. С. 13.
3 Гареев М.Ф. Цели иных мер уголовно-правового характера и средства их достижения по российскому уголовному праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2005. С. 15.
воспитательного воздействия; 3) конфискацию имущества; 4) условное осуждение; 5) отсрочку отбывания наказания; 6) условно-досрочное освобождение; 7) некоторые дополнительные наказания и 8) судимость.4
Данный перечень вызвал критические суждения Т.Г. Понятовской в части отнесения к иным мерам уголовно-правового характера «некоторых дополнительных наказаний» и судимости. Нуждается, по ее мнению, в пояснении отнесение к ним некоторых видов освобождения от наказания (в том числе и от его отбывания) и даже освобождение от уголовной ответственности с назначением принудительных мер воспитательного воздей-ствия.5
По нашему мнению, нелогично относить к иным мерам «некоторые» дополнительные наказания, поскольку наказание (основные или дополнительные его виды) сами по себе выступают самостоятельной и причем основной мерой уголовно-правового характера. А что касается судимости, то она находится вне пределов уголовной ответственности, поэтому судимость и не может иметь такую же природу, что и те меры, через которые она реализуется. Относительно же принудительных мер воспитательного воздействия, назначаемых при освобождении от уголовной ответственности, это освобождение носит условный характер, поэтому в отношении соответствующего лица реализуется не только мера воспитательного воздействия, но и сохраняется, действует угроза ее отмены и привлечения виновного в преступлении к уголовной ответственности.
Ф.Б. Гребенкин признает в качестве иных мер конкретные правоограничения, свойственные отдельным формам реализации уголовной ответственности, например: 1) возложение на условно осужденных предусмотренных в законе обязанностей; 2) осуществление контроля со стороны специализированного государственного органа за поведением условно осужденных; 3) помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.6 Конечно, можно
4 Келина С.Г. Иные меры уголовно-правового характера как институт уголовного права // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: мат. 4-й международной научно-практической конференции. - М., 2007. С. 286-287.
5 См.: Есаков Г.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И., Чучаев А.И. Уголовно-правовое воздействие: монография / под ред. А.И. Рарога. - М.: Проспект, 2012. С. 229-230.
6 Гребенкин Ф.Б. Понятие, признаки и виды иных мер уголовно-правового характера // Системность в уголовном праве: мат. II российского уголовного права. - М., 2007. С. 128.
пойти по пути конкретизации уголовно-правовых мер, выделять те или иные правоограничения, свойственные отдельным формам реализации уголовной ответственности, однако практическая значимость этих правоограничений проявляется, прежде всего, тогда, когда они учитываются в совокупности со всеми другими правоограничения-ми.
По нашему мнению, к иным мерам уголовно-правового характера следует относить все те уголовно-правовые средства, которые выступают самостоятельными элементами уголовной ответственности и, соответственно, формами ее реализации. Вряд ли можно согласиться с теми авторами, которые в качестве иных мер признают только принудительные меры двух видов и конфискацию имущества и одновременно отказывают в этом условному осуждению, отсрочке отбывания наказания и др. Можно было бы спросить этих авторов - а какова природа, например, условного осуждения? Видом наказания оно не является, по крайней мере, в перечень видов наказаний оно не включено. В тоже время реализуется оно на основе вынесения обвинительного приговора, то есть
привлечения к уголовной ответственности с назначением наказания и освобождением от его отбывания под установленными в законе условиями.
Если же при условном осуждении назначается и дополнительное наказание, то образуется совокупная мера, включающая в себя условное осуждение, которое само по себе является самостоятельной мерой уголовно-правового характера, самостоятельной формой реализации уголовной ответственности, и дополнительное наказание. Такую же уникальную природу имеет условно-досрочное освобождение от отбывания основного вида наказания, сочетаемое с исполнением дополнительного вида наказания.
В заключение хотелось бы отметить, что иные меры уголовно-правового характера, в отличие от уголовного наказания, лишены карательного потенциала, а реализация сопутствующих им правоограничений направлена на достижение с меньшими социальными издержками исправи-тельно-предупредительных целей наказания и задач уголовного законодательства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
2. Костюк, М.Ф., Батанов, А.Н., Посохова, В.А., Калинина, Т.М. Понятия и виды иных мер уголовно-правового характера. - М.: Проспект, 2011.
3. Есаков, Г.А., Понятовская, Т.Г., Рарог, А.И., Чучаев, А.И. Уголовно-правовое воздействие: монография / под ред. А.И. Рарога. - М.: Проспект, 2012.
4. Калинина, Т.М., Палий, В.В. Иные меры уголовно-правового характера: научно-практический комментарий / отв. ред. А.И. Чучаев. - М.: Проспект, 2011.
5. Гареев, М.Ф. Цели иных мер уголовно-правового характера и средства их достижения по российскому уголовному праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2005.
6. Келина, С.Г. Иные меры уголовно-правового характера как институт уголовного права // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: мат. 4-й международной научно-практической конференции. - М., 2007.
7. Гребенкин, Ф.Б. Понятие, признаки и виды иных мер уголовно-правового характера // Системность в уголовном праве: мат. II российского уголовного права. - М., 2007.