УДК 338.24
Абдуллаева Барият Курбановна
старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения
Дагестанского государственного института народного хозяйства
ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Abdullaeva Bariyat Kurbanovna
Senior Lecturer, Taxes and Taxation Subdepartment, Dagestan State Institute of National Economy
THE ISSUES OF BALANCE OF DIRECT AND INDIRECT TAXATION IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы соотношения прямого и косвенного налогообложения. Особое внимание уделено фискальной роли прямых и косвенных налогов, их влиянию на экономическое регулирование хозяйствующих субъектов. Достижение оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения является актуальной задачей, решаемой как в России, так и в зарубежных странах. По мнению автора, формы прямого и косвенного налогообложения должны продуктивно сосуществовать для достижения эффективности налоговой системы.
Summary:
The article discusses the problem of correlation of direct and indirect taxation. The author pays attention to the fiscal role of direct and indirect taxes, and their effect on the economic regulation of the business. Achievement of the optimum balance of direct and indirect taxation is an important task to be solved both in Russia and abroad. According to the author's opinion, productive coexistence of direct and indirect taxation leads to the efficiency of the tax system.
Ключевые слова:
прямые и косвенные налоги, налоговая система, добавленная стоимость, подакцизные товары, соотношение, экономика.
Keywords:
direct and indirect taxes, tax system, value added, excise goods, correlation, economy.
Налоги играют одну из главных ролей в обеспечении экономического роста страны, способствуют структурным изменениям в реальном секторе экономики, ускоренному развитию отдельных отраслей промышленности, влияют на выработку инвестиционной стратегии и расширение внешнеэкономической деятельности государства. Основным предназначением налогов является удовлетворение финансовых потребностей государства.
В настоящее время вопросы соотношения прямых и косвенных налогов, определения их оптимального уровня носят преимущественно дискуссионный характер.
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора.
Сложившаяся в экономической и правовой науке классификация налогов на прямые и косвенные позволяет оценить состояние налоговой системы, направление ее развития с позиций соблюдения основных принципов налогообложения, поддержания публичных и частных интересов.
Если обратиться к литературным источникам по экономике, то можно найти следующие определения рассматриваемых налогов.
Прямые налоги - налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. В этом случае субъектом уплаты налога является сам налогоплательщик. Он производит уплату налога за счет собственных средств.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф услуги. Собственник товара или лицо, которое оказывает услугу, является, по сути, сборщиком косвенного налога. Конечным его плательщиком является потребитель, который покупает товар или оплачивает услугу по цене, которая превышает цену производства на величину налога. Взимается косвенный налог в момент совершения расхода покупателя. В отличие от прямых налогов, косвенные непосредственно не связаны с получаемым доходом или имуществом, находящимся в распоряжении налогоплательщика. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы [1].
Данная классификация известна исторически как наиболее универсальная, но вместе с тем она является наиболее спорной как на теоретическом, так и на прикладном уровне. В среде уче-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ных и практиков постоянно ведутся дискуссии о приоритете прямого либо косвенного налогообложения, которые достаточно подробно представлены в исторической финансово-правовой литературе. При этом следует отметить, что раньше ученые отдавали предпочтение именно прямому налогообложению.
Рассмотрим обозначенную выше классификацию на примере НДС и акцизов.
НДС - косвенный налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях [2].
Таким образом, НДС является основным гарантом наполнения бюджета, поскольку платеж по нему производится задолго до реализации товара и даже в случае, если товар не будет реализован.
Акцизы также относятся к косвенным федеральным налогам, взимаемым с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Они увеличивают цену товара и оплачиваются конечным потребителем, взимаются в основном в сфере производства, в то время как НДС взимается не только в производственной сфере, но и в сфере обращения. Акцизами облагается ограниченный перечень товаров, называемый подакцизными товарами. Согласно налоговому законодательству, в состав подакцизных товаров входит: этиловый спирт; сигареты, сигариллы, папиросы и другая табачная продукция; легковые автомобили; мотоциклы (свыше 150 л. с.); бензин; дизельное топливо; моторные масла. Как эффективный компонент финансовой и налоговой системы, акцизы являются важнейшей статьей доходной части бюджета и наиболее результативным механизмом государственного регулирования алкогольного и табачного рынка, а также автоиндустрии. Они уплачиваются однократно производителем подакцизного товара или его импортером. При последующей перепродаже товара, в отношении которого акциз уже был уплачен, повторное его взимание не производится. Хотя имеет место и обратная ситуация.
Акцизы отличаются не только высоким фискальным эффектом, но и способностью регулировать потребление подакцизных товаров и перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев населения и доходы от производства и реализации такой продукции. Вместе с тем, поскольку акцизы применяются в отношении товаров широкого потребления, уровень и стабильность поступления этих налогов в бюджет находятся в прямой зависимости от уровня потребительского спроса на подакцизные товары.
Основную часть налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ составляет налог на добавленную стоимость. Эффективность и удобность взимания этого налога заключается в том, что НДС участвует практически во всех операциях реализации товаров, работ и услуг [3].
Второе место среди основных видов косвенных налогов занимают акцизы. Область акцизного налогообложения распространяется на определенные, специфические виды товаров, что и ограничивает их рост в структуре налогов федерального бюджета.
Следует отметить, что в экономически развитых странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения - повышение роли прямых налогов характерно для Великобритании, Германии, Финляндии, Канады, Японии и США. Конечно, среди высокоразвитых стран есть и такие, в которых наблюдается ориентация на косвенное налогообложение - например, в Австралии, Италии и Швеции.
Косвенные налоги в зарубежных странах изымаются иным, менее «заметным» образом -посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. Ставки налогов в разных странах постоянно меняются. Государства, с одной стороны, стремятся повысить ставки косвенных налогов с целью увеличения доходов бюджетов, а с другой - снизить ставки налога на прибыль, чтобы привлечь инвесторов. Исследование показало, что средняя ставка косвенных налогов по миру увеличилась на 0,17 % и достигла 15,5 % при практически не изменявшейся ставке налога на прибыль [4].
Исследования взаимосвязей и тенденций в социально-ориентированных мировых экономиках опираются на конкретные показатели экономико-социальной направленности налоговых систем, важнейшим из которых является показатель соотношения прямых и косвенных налогов. В то же время нельзя не отметить, что при обосновании соотношения прямого и косвенного налогообложения оптимальных налоговых теорий для всех стран не существует. Поскольку кроме
объективных факторов (доход, уровень потребления) в соотношении прямого и косвенного налогообложения необходимо учитывать национальные особенности населения страны, размеры всех видов потребления и потребностей.
Таким образом, одной из важнейших задач государства на современном этапе в области налогообложения является нахождение оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости в каждый период развития общества. Соотношение прямого и косвенного налогообложения позволяет понять, какими методами (фискальными или регулирующими) осуществляется формирование доходов бюджета. Правильное определение долей изъятия прямых и косвенных налогов способствует выработке эффективной налоговой политики государства.
Проблема сбалансированности прямого и косвенного налогообложения может быть решена путем определения и расчета размера оптимального соотношения этих двух групп налогов на основе данных практики, то есть необходимо установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом - с внешнеэкономической средой. При этом возможно использование опыта зарубежных стран, но обязательно с учетом специфики экономического развития РФ [5].
Несмотря на то что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы РФ, еще остаются проблемы, требующие решения. Одной из основных является проблема мобилизации прямых и косвенных налогов в бюджетную систему РФ.
Какова будет система налогообложения в России в будущем, во многом зависит от правильно принятых решений сегодня. Именно поэтому любое необдуманное решение может оказать негативное влияние на косвенные налоги и наоборот.
Ссылки:
1. Райзберг Б.А, Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006.
2. Абакарова Р.Ш. Приоритетность налогового администрирования при незаконном требовании к возмещению НДС // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 450-452.
3. Калинина О.В. Социальная направленность российской налоговой системы: национальный и международный аспекты // Финансы и кредит. 2011. № 3.
4. Гашенко И.В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообложения // Экономические науки. 2009. № 5 (54). С. 49-56.
5. Гончаров А.И. Прямые и косвенные налоги: поиск оптимальной модели для России // Налоги. 2008. № 6. С. 7-9.