А.А. Голосеева, А.А. Хохлов
ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ*
Статья посвящена проблемам культурной политики в малых и средних городах Российской Федерации. Рассматриваются результаты исследования «Культурная политика в стратегическом развитии средних и малых городов России», в частности, касающиеся особенностей культурной самоорганизации населения, а также общего состояния, функционирования и неформального культурного сектора в российской провинции. Дается оценка эффективности взаимодействия местных культурных сообществ с администрацией.
Ключевые слова: малые и средние города России, культурная политика, провинция, культурная самоорганизация, неформальные сообщества.
Состояние культурной жизни провинциального российского города, находящегося в отдалении от областного центра, напрямую зависит от качества всей городской среды данного конкретного региона. Это, в первую очередь, уровень социального благополучия горожан, степень развития транспортной инфраструктуры, количество учреждений культуры и образования на территории населенного пункта.
Хронической проблемой развития культуры в российских регионах остается дефицит бюджета и административная традиция финансировать учреждения культуры по остаточному принципу.
© Голосеева А.А., Хохлов А.А., 2014
* Статья подготовлена на основе результатов социологического исследования «Культурная политика в стратегическом развитии средних и малых городов России», проведенного в 2013 г. с использованием средств государственной поддержки, выделенных Институтом общественного проектирования (ИНОП) в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 216-рп.
Маленькие зарплаты в этой сфере порождают кадровый голод: местные энтузиасты стареют, а молодежь покидает родной город. Соответственно и выпускники областных, тем более столичных вузов не спешат перебираться в провинцию, чтобы работать на ниве культуры. Добавим к этому перечню проблем слабую известность большинства малых и средних российских городов, за исключением десятка туристических центров, и картина будет достаточно полной.
Малые и средние города представляют собой довольно замкнутые в культурном отношении среды, отделенные от столиц и областных центров как территориально, так и по образу жизни. Это не означает, что «большая» культура не проникает в эти глухие места: приезжают с гастролями театры, музыкальные коллективы, отдельные артисты. Но серьезного влияния на развитие местной культуры они не оказывают.
Чтобы лучше представить себе те условия, в которых осуществляется культурная самоорганизация горожан, следует учитывать определенные исторические особенности формирования малых российских городов, где известная патриархальность уклада поддерживается населением городов и сегодня. Отсюда - некоторая замкнутость культурной жизни самих местных сообществ, которые, надо признать, вовсе не стремятся получить областную известность. Следует отметить, что и деятельность административных органов по организации культурных мероприятий, в некоторой степени, зависит от настроений этих сообществ.
В ходе исследовательского проекта «Культурная политика в стратегическом развитии средних и малых городов России» был проведен экспертный опрос по проблемам культурной политики. Всего было опрошено 60 экспертов1 из 10 городов России (Саратов, Кострома, Ставрополь, Хвалынск, Кудымкар, Тотьма, Кинешма, Кяхта, Нерчинск, Вышний Волочок).
Рассмотрим подробнее особенности культурной самоорганизации малых и средних городов в оценке местных экспертов.
Анализ экспертных интервью показал, что культурная жизнь в малых городах России во многом является элементом общественной деятельности различных некоммерческих организаций, неформальных объединений и отдельных энтузиастов. Культурная политика местных администраций нацелена, прежде всего, на организацию досуга горожан и привлечение туристов в регион. Если оценивать местные гуманитарные сообщества с точки зрения их встроенности в социальный ландшафт, взаимодействия с местными администрациями и участия в культурной политике своими
инициативными проектами, то города из нашей выборки можно условно поделить на два типа.
Первый тип - «города-аутсайдеры», где неформальных объединений мало, их социальная активность низкая, а влияние, оказываемое на формирование культурной среды, минимальное или отсутствует. Данный тип представлен в нашем исследовании городами Вышний Волочок (Тверская область) и Кинешма (Ивановская область).
Мнение экспертов г. Кинешма разделилось: половина из них считает, что в городе существуют неформальные культурные сообщества. В первую очередь они называют краеведческие объединения, которые «действительно социально активны»2, «они проводят лекторий и научно-практическую конференцию ежегодную»3. Единожды упоминается работа таких культурных учреждений, как клуб «Для тех, кому за 30»4, некоммерческое объединение «Театр и дети»5, клуб романса6.
Вторая половина экспертов либо затруднились ответить на данные вопросы, либо считают, что сообщества немногочисленны и неактивны. Для такого города, как Кинешма, население которого составляет на 2013 г. 86 742 человек, неформальных объединений, развивающихся в направлении культуры, чрезвычайно мало.
Большинство опрошенных в г. Вышний Волочок отмечают, что в городе существует два литературных сообщества - «Цнинс-кий берег» и «Свирель», которые, по словам всех экспертов, «друг с другом не дружат», так как «"Свирель" включает в себя более слабых авторов, но они более активны в плане работы со школами, берут к себе молодых авторов»1. Четверо из шести экспертов упоминают о существовании бардовского коллектива. Двое из шести респондентов отметили существование некоего неформального круга художников, который сложился вокруг Академической дачи, но, как отмечают оба эксперта, «назвать их объединением сложно»8.
Однако, по словам экспертов, «сообщества эти немногочисленны»9 и «не оказывают влияния на городскую культурную составляющую»10.
Второй тип - «города-лидеры», представляющие широкий спектр неформальных клубов и объединений по интересам, с высокой социальной активностью их участников.
К этому типу городов можно отнести такие города, как Кудым-кар, Кяхта, Нерчинск, Тотьма, Хвалынск. Отличает их от «городов-аутсайдеров» то, что культурные объединения оказывают, по словам экспертов, существенное влияние на формирование куль-
турной среды города. При этом в каждом из городов в культурно-досуговом пространстве самоорганизующихся сообществ присутствуют свои особенности.
Так, например, в трех городах - Нерчинске, Тотьме и Кяхте, несмотря на их территориальную удаленность друг от друга, наблюдаются схожие черты: например, высокая социальная активность ветеранов и людей старшего поколения.
В г. Тотьма среди объединений по интересам и неформальных клубов названы несколько организаций: Ветеранская организация боевых действий11, хор ветеранов12, Союз пенсионеров13. Так, например, участники Ветеранской организации боевых действий приходят в учебные заведения, а «дети на эту тематику уже готовят выступления сами. Район хоть и большой, но все равно в этой ситуации эти организации привлекают много сил и энергии для того, чтобы заинтересовать детей»14.
В числе многочисленных неформальных сообществ г. Нерчинска, которые называют эксперты, особое значение для развития города имеют два объединения. Во-первых, клуб «Ветеран» (его назвали 4 эксперта из 6) - объединение ветеранов около 40 человек, «при этом клубе организован хор ветеранов¡»15. «Он пользуется популярностью у нас в районе, в другие районы выезжает. У него очень хороший репертуар. Местные авторы пишут туда музыку и слагают стихи. Они часто поют свои песни. Это радует»16. Во-вторых, клуб при библиотеке «Академия огородных наук» (его назвали 5 из 6 экспертов). Часто упоминаются Совет ветеранов, объединение «Дети войны».
Надо отметить удивительную способность к выживанию именно старосоветских форм организации общественно-культурного досуга горожан. Соответственно существуют формы организации культурной жизни на местах, которые типичны для всех малых и средних городов Российской Федерации.
В г. Кяхта также существует и успешно функционирует множество коллективов, инициаторами создания которых выступали пожилые люди. Это и ансамбль «Сибирячка», и клуб пенсионеров Республики Бурятия, который, по словам эксперта, «активно сейчас работает»11. И наконец, «Университет открытых знаний», или «Открытый университет», организованный по линии Совета ветеранов. «Они открылись в прошлом году. Там приезжают преподаватели из Улан-Удэ и лекции читают пенсионерам и людям пожилого возраста. Они учатся там пользоваться компьютером, Интернетом и т. д. Это бесплатно и создано на базе Кяхтинского медицинского училища»18.
В Хвалынске 4 эксперта из 6 отмечают деятельность хора ветеранов «Оптимист»: «Только в хоре ветеранов принимает участие порядка 30 человек»19.
Итак, по частоте упоминаемости среди всех объединений различных направлений первое место, с точки зрения экспертов, занимают сообщества, организованные ветеранами и людьми старшего поколения.
Второе разделяют краеведческие общества, театральные неформальные объединения, сообщества художников.
На третью позицию по частоте упоминаний выходят литературные сообщества и различные литературные гостиные, часто основанные и функционирующие на базе местных библиотек, а также бардовские коллективы.
В зависимости от конкретного города однократно упоминались редкие виды неформальных объединений, создание которых объясняется историко-культурной особенностью данной местности, - «казачье общество», «общество радетелей коми-пермяцкого языка».
Палитру направлений неформальных объединений дополняют молодежные и спортивные объединения - объединения паркурщи-ков, графистов, байкеров, велосипедистов, автомобилистов, танцевальные сообщества - брейк-данса, танцевальные ансамбли.
Особое место в выборке занимает Кудымкар.
Во-первых, это столица коми-пермяцкого народа - его культурный и этнографический центр. Во-вторых, город в течение нескольких лет был своеобразным полигоном для интересного культурного эксперимента: на его территории размещены объекты современного радикального искусства. Попытка «продвигать» актуальные формы искусства в провинции была предпринята галеристом и культуртрегером Маратом Гельманом при поддержке тогдашнего краевого губернатора Чиркунова.
При этом в городе активны и местные гуманитарные сообщества. По оценкам экспертов в Кудымкаре, чаще всего встречаются упоминания объединений паркурщиков, рисовальщиков граффити, автомобилистов, байкеров, велосипедистов, художников, а также общества радетелей коми-пермяцкого языка «Югэр». В городе весьма деятельны сообщества местных художников: «В первую очередь хочу отметить художников. Они очень активно себя проявляют в городе. Они ездят все время на всякие пленэры по краю, две-четыре выставки у них в городе ежегодно проходят. Они дружат с объединениями художников из Перми. У них бывают совместные встречи и выставки»20.
Примечателен факт, что усилия московских культуртрегеров по приучению местных жителей к актуальному искусству дали весьма скромные плоды. Горожане настороженно встретили различные мероприятия, которые проводили актуальные художники и промоутеры в Кудымкаре. По мнению экспертов, особого влияния на местные культуру и эстетические вкусы эта деятельность не оказала.
Многочисленные, но разрозненные культурные сообщества в городе слабо взаимодействуют с местной властью: «Администрация привлекает активистов на какие-то праздники и мероприятия. Иногда время от времени коллективы получают поддержку от администрации: приходят к ним что-нибудь просить. И всё»21.
Гораздо больше понимания городские активисты находят у представителей краевой администрации, которая поддерживает большинство местных культурных проектов. Прежде всего необходимые ресурсы выделяются инициативам, имеющим отношение к культуре народа коми.
Пермскими властями разработана долгосрочная программа развития национальной культуры этого народа. Ряд экспертов указывают на низкую эффективность существующих форм взаимодействия между местными культурными сообществами и городской и краевой администрациями: «При Министерстве создан Общественный совет по вопросам сохранения, развития коми-пермяцкой культуры. Создавался он с благой целью. С тем, чтобы при определении стратегии развития нашего региона прислушиваться к общественности, творческой интеллигенции. Но на практике получилось, что собирался он раза два или три и как-то это не прижилось»22.
Сами эксперты объясняют такое положение вещей двумя обстоятельствами: оторванностью идей и планов краевых властей от реалий жизни кудымкарской культурной общественности и слабой мотивированностью городских активистов, их неумением продвигать собственные проекты, привычкой во всем полагаться на начальство. Невысокая вовлеченность местной общественности в политику, которую проводит власть, ставит Кудымкар со всеми его частными особенностями в один ряд с другими провинциальными городами из нашей выборки. Отсутствие взаимопонимания между властью и местными сообществами следует признать одной из главных причин несбалансированности культурной политики в стране в целом и непосредственно на местах в частности.
Выстроить типовую модель взаимодействия культурно активной части горожан с местной администрацией довольно трудно. Дело в том, что социальная структура поселения и социально-пси-
хологический настрой жителей довольно сильно влияют на характер отношений между властью и обществом.
Можно предположить, что в «убывающих» городах, с высокой миграционной активностью населения и с низким уровнем вовлеченности горожан в культурную жизнь поселения, решения власти не встречают никакого сопротивления местной среды. В таких городах вся культурная политика сводится исключительно к плановым мероприятиям администрации.
В относительно стабильных в социально-экономическом плане городах, где поддерживается относительное социальное равновесие и присутствует культурная жизнь, формируются собственные традиции взаимодействия активных сообществ с городской и областной администрациями.
Наконец, такой фактор, как личная позиция руководителей горадминистраций, отвечающих за культурную политику, играет не последнюю роль в организации конструктивных отношений с местными культурными сообществами.
Так, г. Тотьма, с большой историей и относительно богатым культурным наследием, проявляет меньшую социальную активность по сравнению с Хвалынском.
Соответственно и эксперты из Тотьмы разошлись во мнениях относительно перспектив взаимодействия культурной общественности и местной власти. Те из них, кто имеет тесные контакты со структурами городской администрации, естественно, отмечают положительные результаты таких контактов: выделили новое помещение под клуб, финансируют отдельные мероприятия, предлагаемые инициативными группами граждан, поддерживают творческие коллективы и т. д.
Активисты, которые не связаны с властью и не работают в администрации, высказывают более критические суждения: «Перспективы, возможно, есть, если придет к власти человек из культуры, который будет понимать это, то все может быть»23.
Похожая ситуация отмечена экспертами в Кинешме. Здесь существенное значение в установлении конструктивного взаимопонимания с местной администрацией имеет личная известность и популярность активиста.
Если культурный активист недостаточно известен среди чиновников, то его шансы реализовать культурную инициативу при поддержке властей и городского бюджета значительно ниже: «Да, они пытаются достучаться до администрации города... Взаимодействие есть, стараются, но отдача больше от самих активистов, чем от региональных или местных властей»24.
Некоторые эксперты обращают внимание на то обстоятельство, что администрация плохо представляет себе, что необходимо делать в культурной сфере, какой должна быть культурная политика региона и каким образом выстраивать рабочие отношения с активистами местных сообществ.
Собственно проблема осознания представителями администраций главных приоритетов культурной политики у себя на территориях - основной вопрос повестки федеральных ведомств, отвечающих за развитие культурного потенциала регионов.
Итак, культурная самоорганизация осуществляется в двух основных форматах: массовые акции, организуемые местной властью, в которых принимают участие большинство горожан, и работа отдельных кружков, собирающих увлеченных энтузиастов.
Если принять во внимание особенности структуры малого города, которая может быть охарактеризована как конгломерат изолированных «землячеств», а не сообщество соседских общин (как в Европе и США), то небольшое количество участников таких кружков и их изолированное существование представляется оправданным.
В этом смысле совершенно неправильно утверждать, что культурный слой в малом и среднем городе чрезвычайно тонок и он противостоит агрессивно-неграмотному большинству. Напротив, этот слой органично включен в социальную жизнедеятельность местного социума и является важным культурным ресурсом для реализации культурной политики в регионе.
Своеобразными центрами притяжения местной интеллигенции в малом городе остаются музеи. Если в дореволюционные времена подобную функцию делили церковь и земские объединения, в советский период - клубы и дома культуры, то сегодня только музеи способны интегрировать вокруг себя все культурные инициативы. Впрочем, в связи с тем обстоятельством, что многие городские музеи являются филиалами областных, говорить о полной самостоятельности этих городских центров культуры в плане принятия решений можно с известной долей условности.
Обнаруживается и еще одна интересная тенденция: кооперация между музеем и местной библиотекой. Такая совместная деятельность позволяет местной культуре не просто выживать, но и успешно развиваться. Например, в Весьегонске Библиотека им. Д.И. Шаховского совместно с музеем организует просветительские мероприятия, объединяет местных литераторов и направляет работу краеведческих групп.
В Хвалынске количество читателей Межпоселенческой центральной библиотеки им. С. Наровчатова составляет 17 тыс. На базе библиотеки осуществляется работа по развитию краеведения, проводятся встречи с интересными людьми - жителями Хвалынска, организуются лекции по здоровому образу жизни. В читальном зале открыт пункт коллективного доступа в Интернет.
Можно сказать, что такие «культурные холдинги» в регионах - оптимальная форма сохранения и развития культурного потенциала русской провинции.
Наряду с институциональными формами самоорганизации культурных горожан в провинции существуют и сугубо частные неформальные объединения вокруг интересных людей - краеведов, учителей, литераторов.
Эта старая традиция домашних концертов и литературных вечеров воспроизводится в провинции местной интеллигенцией. Иногда неформальные домашние культурные вечера инициируют сами музейные работники. Например, в Хвалынске руководство Музея Петрова-Водкина собирает на дому местную интеллектуальную элиту и гостей, которые часто посещают этот музей. Стараниями художников Кустодиева и Петрова-Водкина устраивались состязания художников на Хвалынских пленэрах еще в начале XX в.
В 1960-е годы эта традиция возродилась, когда художники, литераторы, просто любители искусства приезжали в Хвалынск летом для совместных встреч. Традиция продолжает существовать и в наши дни.
Впрочем, далеко не все культурные начинания энтузиастов обретают статус традиции. Вот, например, открытый случайно туристами из Петербурга старообрядческий дом в селе Поповка (под Хвалынском), где на стенах сохранились уникальные росписи в духе примитивного искусства, так и не стал полноценным частным музеем. Туда приезжают специалисты по истории искусств, художники, ценители из столичных городов. Но местная публика особого интереса к этому памятнику культуры не проявляет. Соответственно, организованное вокруг «домика со львами» сообщество не является местным по составу участников. Подобные культурные анклавы, состоящие из приезжих любителей народного творчества, можно встретить во многих малых провинциальных городах и предместьях.
Культурные традиции не возникают по желанию заезжих культуртрегеров. Примером тому служит эксперимент Марата Гельмана по продвижению актуального искусства на местных площадках в Кудымкаре по образцу Перми. За исключением отдельных моло-
дых местных художников, кудымкарцы проигнорировали усилия московского галериста.
«Земляческий» характер культурных институций в провинции предполагает и большую склонность местных сообществ к поддержанию духовных традиций. Власти организуют культурные мероприятия с патриотической тематикой, а в СМИ регулярно выступают религиозные деятели.
В условно «русских» городах доминирует православная тематика, а, например, в бурятском городе Кяхта значительная часть культурной жизни связана с буддизмом и добуддистскими верованиями. Вокруг буддистского наследия строится и деятельность местных национально-культурных объединений.
В целом можно отметить, что историко-патриотические и краеведческие объединения привлекают в свои ряды большое число молодых людей. Тяга к самообразованию и пониманию истории и культуры своей малой родины характерна для молодежи всех поселений из нашего исследования. Можно сделать вывод о доминирующей тенденции к поиску своей особой культурной идентичности у российской молодежи в регионах. Однако основная масса участников культурных автономных сообществ - люди пожилого возраста.
Следует подчеркнуть, что слухи о скудости культурной жизни в малых городах грешат излишней эмоциональностью. Культурные сообщества в провинции подчас более разнообразны и авторитетны среди жителей, чем в областных центрах. Они органично вписаны в местный социальный уклад и ориентированы на сбережение локальных особенностей и местной культурной идентичности.
Можно с уверенностью сказать, что культура малых и средних городов Российской Федерации слабо интегрирована в общее культурное пространство страны. Не просматривается никакой стратегии к расширению культурного обмена между городами. Лишь изредка организуются фестивали, как, например, в Хвалынске, когда съезжаются коллективы из других регионов Российской Федерации. Попытки брэндирования территорий носят спорадический характер и зависят от желания местных властей привлечь на территорию туристов и заинтересовать инвесторов.
В дополнение к этой безрадостной картине следует добавить и тот факт, что местные и областные СМИ очень выборочно освещают культурную жизнь в малых и средних российских городах.
Культурная политика, в том виде, в каком она существует сегодня, совершенно не учитывает этих обстоятельств и пытается работать исключительно на туристическую отрасль. В ряде случаев,
как в Ростове и Тотьме, такой подход приводит к появлению культурных эрзацев, удовлетворяющих неприхотливый эстетический вкус массового туриста.
Представляется более перспективным подход, учитывающий интересы и потребности местных культурных сообществ. Тогда культурная самобытность провинции станет инвестиционно-привлекательным объектом для отечественных и зарубежных девело-перов.
Примечания
1 В каждом городе опрашивалось по 6 экспертов.
2 Кинешма, интервью № 2.
3 Кинешма, интервью № 4.
4 Кинешма, интервью № 2.
5 Кинешма, интервью № 4.
6 Кинешма, интервью № 6.
7 Вышний Волочок, интервью № 1.
8 Вышний Волочок, интервью № 6.
9 Вышний Волочок, интервью № 3.
10 Вышний Волочок, интервью № 3.
11 Тотьма, интервью № 1.
12 Тотьма, интервью № 6.
13 Тотьма, интервью № 3.
14 Тотьма, интервью № 2.
15 Нерчинск, интервью № 1.
16 Нерчинск, интервью № 4.
17 Кяхта, интервью № 2.
18 Кяхта, интервью № 6.
19 Хвалынск, интервью № 6.
20 Кудымкар, интервью № 3.
21 Кудымкар, интервью № 1.
22 Кудымкар, интервью № 4.
23 Тотьма, интервью № 3.
24 Кинешма, интервью № 2.