Т елемедицина
В.Ф. ФЕДОРОВ,
ЗАО «Телеком Экспресс»
В.Л. СТОЛЯР,
Российская ассоциация телемедицины
www.idmz.ru 2005, N“ 5
ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (КРАТКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА)
В последние 5-7 лет в России все шире распространяются телемедицинские технологии [1,3,4]. Министерство здравоохранения и социального развития и РАМН, системы ведомственной медицины [1,3,4, 5, 9] и отдельные медицинские учреждения, Министерство информационных технологий и связи и коммерческие фирмы вносят свой вклад в этот процесс и пытаются утвердить свое видение развития телемедицины в стране, исходя из собственных интересов и предпочтений.
Принятые в 2001 году «Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации» и план ее реализации сыграли свою положительную роль, но в настоящее время недостаточны для дальнейшего продвижения направления. Причин этого довольно много:
• накопленный медицинскими учреждениями позитивный и негативный практический опыт проведения телемедицинских мероприятий;
• переосмысление практиками преимуществ и недостатков существующих телемедицинских технологий [2, 3, 4, 7, 8];
• начавшаяся конкурентная борьба поставщиков технических средств оснащения телемедицинских центров и пунктов (ТМЦ и ТМП);
• активное нежелание региональных и местных медицинских элит способствовать созданию структуры, объективизирующей качество медицинской помощи и уровень подготовки медицинских кадров на местах;
• высокая занятость специалистов высшего уровня в крупных медицинских центрах страны и др.
На данном этапе развития направления можно выделить ряд факторов, препятствующих дальнейшему развитию телемедицины как нового направления оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению. Рассмотрим некоторые из них.
Относительно высокая стоимость оборудования для ТМЦ и ТМП при отсутствии целевого финансирования для их оснащения.
Основными телемедицинскими технологиями, нашедшими реальное массовое применение, стали дистанционное консульти-
© В.Ф. Федоров, В.Л. Столяр, 2008 г.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 43 ■
ВраЧ E3SE Телемедицина
™ и информационные
технологии
la
>рование и дистанционное интерактивное повышение квалификации медицинских работников. Обе технологии требуют применения систем видеоконференцсвязи и широкополосных телекоммуникационных линий. Вполне понятно, что при хроническом недофинансировании здравоохранения в последние десятилетия большинство главных врачей предпочтет закупку за те же деньги диагностического оборудования, а не прокладку оптоволоконного кабеля и приобретение коммутаторов, маршрутизаторов, терминалов, серверов, польза которых не столь очевидна...
Кроме того, по сложившейся практике (как это не парадоксально!), бюджетные деньги на телемедицину если и выделяются, то связистам, а не медикам. На выставке «Инфо-Ком—2007» Министр информационных технологий и связи Российской Федерации Леонид Дододжонович Рейман анонсировал большой проект по телемедицине, однако ни в прессе, ни в интернете нам не удалось обнаружить упоминаний о курировании этого проекта со стороны органов здравоохранения. Зато есть неоднократные упоминания о телемедицине на сайтах, посвященных «Электронной России», которую, опять же на бюджетные деньги, выполняют связисты. Что, исполнитель лучше знает, что нужно заказчику? Если бюджетные деньги сразу попадают исполнителю, минуя заказчика и конечного потребителя, можно ли быть уверенным в том, что последние получат то, что им требуется?
Отсутствие в штатной структуре медицинских учреждений самих подразделений и неопределенность со статусом врачей, занятых в их работе.
Если рассмотреть функции врача телемедицинского центра или пункта, то станет очевидным высокий уровень требований к его квалификации. Рассмотрим консультирующий телемедицинский центр. Заявка на телеконсультацию далеко не всегда точно сформулирована, а из присланных материалов неред-
ко не вполне очевиден профиль необходимого консультанта. Квалификация врача ТМЦ должна позволять на основе оценки неполной информации подобрать нужного консультанта (консультантов), согласовать с ним (с ними) запрос дополнительной информации о пациенте (если это необходимо), объяснить врачу запрашивающего учреждения необходимость проведения дополнительных исследований. Зачастую все это — в условиях дефицита времени. Наиболее соответствует такой должности врач, имеющий многолетний опыт в терапии и не меньший опыт в общей реанимации. Причем он должен продолжать лечебно-диагностическую практику, чтобы не терять накопленной квалификации.
В то же время, если такого врача официально зачислить в штат ТМЦ, то в соответствии с действующими нормативными документами он теряет врачебный стаж, что его, естественно, не устраивает.
Отсутствие на федеральном уровне системы профессиональной подготовки кадров (как медицинских, так и технических) для внедрения телемедицинских технологий.
В стране действует свыше ста телемедицинских центров и пунктов. Ежегодно проводятся тысячи дистанционных консультаций. Эффективность части из них недостаточна из-за низкой квалификации персонала.
О необходимости развития телемедицинских технологий сегодня говорят очень многие, до Президента России включительно. Но возможно ли развитие технологий без подготовки технологов?
Российская ассоциация телемедицины дважды в году проводит Международную школу по телемедицине на базах Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН и ЦКБ № 2 им. Н.А. Семашко ОАО «РЖД». Слушателями школы являются руководители медицинских учреждений и сотрудники телемедицинских подразделений, создаваемых в медицинских
' 44 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Т елемедицина
учреждениях России и стран СНГ. Во время обучения они знакомятся с технологическими, организационными и экономическими аспектами внедрения и эксплуатации телемедицинских технологий и технических средств их реализации. После курса лекций и практических занятий слушатели разрабатывают учебные проекты создания телемедицинских центров под задачи конкретных медицинских учреждений. По окончании обучения слушателям выдается сертификат установленного образца. Однако очевидно, что для массового внедрения телемедицинских технологий одной школы на такую страну, как Россия, явно недостаточно.
Отсутствие или низкое качество в медицинских учреждениях широкополосных телекоммуникационных каналов (IP и/или ISDN), подключенных к интернету или каналам цифровой телефонии ведущих операторов связи.
Чем более удалено медицинское учреждение от крупных медицинских центров, тем выше необходимость в обращении за консультативной помощью к коллегам высокой квалификации и тем ценнее (во всех смыслах) для него дистанционное интерактивное повышение квалификации персонала.
Но удаленность от крупных медицинских центров, как правило, коррелирует с низким уровнем развития телекоммуникационной инфраструктуры [8]. Предпринимаемые в последние годы Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации усилия по доведению до каждого населенного пункта широкополосных линий связи оказываются малоэффективными из-за несбалансированности проекта: без существенного увеличения пропускной способности коммутирующего и маршрутизирующего оборудования в ключевых узлах IP-сетей качество связи оставляет желать лучшего.
Гораздо выше качество видеоконференцсвязи по сетям цифровой телефонии (ISDN), однако такие сети в России развиты слабо, а,
www.idmz.ru 2005, N“ 5
кроме того, они требуют установки более дорогостоящего оборудования непосредственно в лечебном учреждении.
Руководители многих лечебных учреждений из регионов хотели бы подключиться к широкополосным сетям и внедрять телемедицинские технологии, но расстояние до ближайшего узла связи, на котором можно осуществить подключение к магистрали, исчисляется многими километрами. «Последняя миля» оказывается слишком дорогой для медицины при отсутствии целевого финансирования.
Применение спутниковых каналов связи слишком дорого для повседневного использования, в то же время, при чрезвычайных ситуациях и для малонаселенных местностей они являются единственной возможностью установления видеоконференцсвязи.
Неготовность организационных схем функционирования учреждений здравоохранения ко включению телемедицинских технологий в повседневную практику.
Медицина традиционно считается одной из самых консервативных областей человеческой деятельности. Это в значительной степени так, и это оправдано: ведь там, где речь идет о жизни и здоровье человека, каждый шаг должен быть тщательно выверен. В то же время новые технологии должны внедряться и служить практическому здравоохранению не только в крупных городах, но и повсеместно. Однако деятельность организатора здравоохранения регламентирована множеством документов, выйти за рамки которых он не вправе.
Действующие программы подготовки руководящих кадров здравоохранения не предусматривают функционирования учреждений с широким применением телемедицинских технологий, поэтому их внедрение — это ломка стереотипов отлаженных производственных процессов, это поиск нестандартных схем взаимодействия между учреждениями, это — риск для руководителя.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 45 ■
ВраЧ E3SE Телемедицина
™ и информационные
технологии
la
> Развитие телемедицины в России пришлось на те годы, когда система здравоохранения в стране многократно реформировалась, и далеко не все изменения оказывались удачными. Естественно, на фоне реформ традиционной медицинской деятельности, наивно было бы ожидать тщательной проработки нормативных документов, регламентирующих внедрение телемедицинских технологий в практику здравоохранения. Тем не менее, проблема назрела и ее предстоит решать как на общефедеральном законодательном, так и на ведомственном уровнях.
Недооснащенность консультируемых медицинских учреждений на местах диагностической аппаратурой, необходимой для представления удаленному консультанту полной объективной информации о состоянии пациента.
Одним из основных парадоксов сегодняшней дистанционной диагностики является тот факт, что специалисты высшей квалификации должны оказывать помощь коллегам на основе неполной информации. Во время консультаций часто звучат советы об уточнении диагноза с помощью конкретных исследований, а их проведение оказывается неосуществимым. Томография и современная биохимия, иммунодиагностика и допплерография, эндоскопия и изотопные исследования, необходимые для точной диагностики, на местах отсутствуют, а состояние больного не позволяет везти его за сотни километров в областной центр.
Таким образом, практическое внедрение дистанционной диагностики неразрывно связано с оснащением медицинских учреждений на местах современной диагностической аппаратурой, снабжением расходными материалами и подготовкой кадров, владеющих соответствующими диагностическими методиками.
Особенно остро проблема недооснащен-ности диагностической аппаратурой стоит в малонаселенных местностях, где на сотни километров нет ни одного врача, а не только кардиографа или томографа.
Нерешенность вопроса о статусе консультанта при телеконсультировании (права, обязанности, ответственность, оплата и др).
В соответствии с действующими нормативными актами ответственность за результаты лечения несет лечащий врач. Привлечение консультанта любого уровня квалификации для дистанционного консультирования не снимает этой ответственности. Консультант может помочь разобраться в ситуации, может посоветовать, но не может реально повлиять на действия коллеги (коллег), запросивших консультацию. Просто не имеет прав, даже когда ему очевидна ошибочность их позиции.
В ряде социально-значимых ситуаций это влечет за собой негативные (как медицинские, так и юридические) последствия. Особенно это касается спорных случаев в медицинской экспертизе: определении группы инвалидности, определения годности к воинской службе и т.п. Заключения профессоров медицины и даже академиков РАМН могут быть проигнорированы на том основании, что они лично не присутствовали на освидетельствовании, а статус дистанционного консультанта юридически не определен.
Отсутствие в бюджете медицинских учреждений, местных и региональных органов здравоохранения статей расходов, связанных с телемедициной.
Очевидно, что провести дистанционную консультацию с применением средств видеоконференцсвязи гораздо дешевле, чем пригласить профильного консультанта, оплатив ему дорогу и проживание (для некоторых регионов — в десятки раз). Тем не менее, с нормативной точки зрения, руководителю медицинского учреждения нередко проще найти деньги на приглашенного консультанта, чем на 10-20 телеконсультаций за те же деньги.
Аналогичная ситуация и с дистанционным повышением квалификации.
Особенно «непонятной» позицией для бухгалтерий является «оплата трафика» при про-
' 46 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Т елемедицина
ведении консультаций и лекций. А ведь на один сертификационный цикл может потребоваться до ста часов видеоконференций! Слушатели в интерактивном режиме нередко выходят со своими вопросами далеко за рамки отведенного времени. А у бухгалтера медицинского учреждения нет статьи расходов для оплаты таких услуг операторов связи. И тот факт, что это — малая часть от возможных затрат на поездку специалистов в столицу с той же целью, не помогает решить финансово-юридическую проблему.
Нарастающий дефицит консультантов: чем больше консультируемых ТМЦ и ТМП, тем сложнее найти консультанта.
Самым дефицитным ресурсом телемедицины является рабочее время специалистов высшей квалификации. Они и без того востребованы, загружены как клинической, так и преподавательской работой, а привлекать в качестве консультантов специалистов средней и низкой квалификации нецелесообразно. А длительность консультации варьирует в широких пределах в зависимости от подготовленности информации о пациенте и сложности клинического случая: по нашему опыту от пяти до пятидесяти двух минут.
Пока количество функционирующих ТМП и ТМЦ в регионах едва перевалило за сотню, два десятка консультирующих столичных ТМЦ могут справиться с потоком заявок. А если телемедицинские консультации станут массовыми?
По данным прессы ежегодно в столичные институты и клиники за консультативной помощью обращается свыше миллиона иногородних. Даже если треть от миллиона проконсультировать дистанционно, ежедневно (с учетом количества рабочих дней в году) придется консультировать по 1333 человек. Учитывая, что один ТМЦ обычно проводит не более 20 консультаций в день (больше не получается по организационным причинам), понадобится 67 консультирующих центров. А пока их не более двадцати.
www.idmz.ru 2005, N“ 5
А если поток заявок возрастет?
Остроту ситуации могли бы снять автоматизированные системы поддержки принятия решений (ведь не секрет, что значительная часть запросов на консультирование являются следствием недостаточной квалификации лечащих врачей), однако создание таких систем на местном уровне нереально из-за сложности формирования баз знаний, а централизованная работа в этом направлении в стране давно не проводится.
Отсутствие единой системы/ совместимых Медицинских информационных систем (МИС), а зачастую отсутствие самих МИС как таковых.
Подготовка информации о пациенте для представления консультанту сегодня напоминает подготовку интерна к профессорскому обходу в клинике. Как лучше структурировать информацию, чтобы обосновать консультанту свое видение ситуации? Как не упустить чего-то важного, отодвинув незначимые детали на второй план? Лихорадочно сканируются бумажные документы и рентгеновские пленки, огромные объемы данных пересылаются через FTP-серверы (так при подготовке одной из консультаций общий объем рентгеновских и томографических изображений превысил 270 мегабайт, что невозможно переслать по электронной почте).
Однако всей этой длительной кропотливой разовой работы можно избежать, если в медицинском учреждении работает МИС, созданная с учетом действующих де-факто стандартов медицинской информатики, а в электронной истории болезни используются унифицированные форматы данных. В таком случае лечащему врачу достаточно на время сеанса связи открыть удаленный защищенный доступ к конкретной истории болезни консультируемого пациента и вместе с консультантом синхронно пролистать ее содержимое.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 47"
ВраЧ E3SE Телемедицина
™ и информационные
технологии
la
>Непроработанность вопроса о методиках и правовом статусе дистанционного обучения и повышения квалификации для различных специализаций медицинского персонала.
Медицина — особый род деятельности, и далеко не по всем медицинским специальностям при повышении квалификации можно ограничиться только дистанционным лекционным курсом. Для некоторых необходима стажировка на рабочем месте.
Как должны быть построены дистанционные интерактивные программы и методики обучения, чтобы минимизировать отрыв врачей от профессиональной деятельности для переподготовки и сертификации? Как должны быть оснащены учебные аудитории и кабинеты преподавателей при такой форме обучения? Можно ли принимать экзамены дистанционно (с использованием видеоконференцсвязи) и как это оформить юридически? Кто и как должен лицензировать учебные заведения, применяющие такие технологии?
Непроработанность вопроса о защите персональных данных и достоверности передаваемой информации.
С начала 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О персональных данных». В соответствии с его положениями, передача персональных диагностических данных по открытым каналам связи и их обсуждение лечащим врачом и консультантом стали возможными только при использовании сертифицированных на территории Российской Федерации средств защиты информации.
В то же время, практически все ТМП и ТМЦ используют импортную технику видеоконференцсвязи, имеющую зарубежные средства криптозащиты, применение которых не разрешено российским законодательством.
Однако сказанное относится не только к видеоконференциям. Выписки из историй болезни и заключения консультантов также пересылаются по открытым каналам связи. Несмотря на наличие Федерального закона
«Об электронной подписи», практики ее применения в отечественной телемедицине не существует в связи с отсутствием инфраструктуры удостоверяющих центров и ведомственных подзаконных нормативных актов, регламентирующих ее внедрение [10, 11].
Неразвитость персональной телемедицины и недостаточное участие страховой медицины во внедрении методик дистанционной медицинской помощи.
Уровень развития современных телекоммуникационных технологий позволяет ставить вопрос о возможности массового внедрения технологий персональной телемедицины. Платежеспособные пациенты могли бы иметь портативные телемедицинские терминалы дома и на даче, в офисе и в автомобиле. Напряженный ритм работы многих бизнесменов приводит к хроническим стрессам, что, в свою очередь, требует динамического наблюдения функционального состояния вне зависимости от места пребывания пациента. Технические возможности для этого есть. Экономические расчеты показывают, что такая организация медицинской помощи может быть выгодна всем участникам процесса: самим пациентам, страховым компаниям, в которых они имеют полисы добровольного страхования, медицинским учреждениям. Однако успешных российских проектов персональной телемедицины нам сегодня не известно [5, 6, 7].
Вторым вариантом персональной телемедицины может быть модель распределенного стационара, когда пациента с хроническим заболеванием или беременную женщину дистанционно патронирует в домашних условиях их лечащий врач с применением средств видеоконференцсвязи и надомного диагностического оборудования. Такая модель так же может быть разносторонне эффективной, но и ее внедрение пока не выходит за рамки перспективных планов.
Причиной такого положения является необходимость внедрения новой модели
' 48 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Т елемедицина
функционирования медицинского учреждения, требующей круглосуточного дежурства специалистов, четко функционирующей технической поддержки и др.
В качестве отдельной острой проблемы можно выделить стихийность оснащения ТМЦ и ТМП техническими средствами телемедицинских технологий.
Поставщики (коммерческие структуры) заинтересованы в сбыте аппаратуры тех фирм-производителей, с которыми у них выгодные партнерские отношения. При этом зачастую не учитываются реальные потребности медицины в телемедицинских технологиях. В результате такой деятельности в медицинских учреждениях некоторых регионов появляются устаревшие аппаратно-программные средства, обладающие ограниченной функциональностью, которые, к тому же, передаются в эксплуатацию необученному персоналу. Интероперабельность (взаимная функциональная совместимость) таких технических средств достаточно условна и качество видеоконференцсвязи при обращении за соответствующей диагностической помощью к ведущим медицинским учреждениям, как и за образовательными программами к учебным заведениям, не выдерживает критики.
Все это может дискредитировать среди части региональных и муниципальных руководителей здравоохранения эффективный инструмент оказания дистанционной консультативной помощи и дистанционного повышения квалификации медицинского персонала.
Для изменения сложившейся ситуации, по нашему мнению, необходимо изменение государственной политики целевого финансирования телемедицинских программ и координация работ по внедрению телемедицинских технологий на федеральном уровне. Необходима разработка и утверждение в установленном порядке новых нормативных документов, регламентирующих финансирование,
www.idmz.ru 2005, N“ 5
кадровое обеспечение, оснащение и функционирование телемедицинских подразделений в практическом здравоохранении от местного до федерального уровня. Необходим переход от стихийности к унификации и стандартизации телемедицинских технологий и средств их технического обеспечения. Необходимо массовое внедрение унифицированных МИС, соответствующих принятым дефакто в России международным стандартам медицинской информатики.
Российская ассоциация телемедицины проводит большую работу по консолидации усилий наиболее активных участников телемедицинского сообщества, однако любых усилий общественной организации недостаточно для решения общегосударственных проблем, требующих финансового и правового обеспечения.
Появление более года назад Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи вселило надежду на возможность централизованной координации работ в области внедрения телемедицинских технологий в масштабах страны. Однако прошедшие месяцы показали, что надежды вряд ли оправдаются. Агентство занято организационными и финансовыми вопросами дорогостоящих видов медицинской помощи и упорно не хочет замечать, что внедрение телемедицинских технологий — это инструмент снижения расходов в том же самом «дорогостое», что показала многолетняя практика Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН и Российской ассоциации телемедицины в целом.
По нашему мнению, в сложившейся ситуации для решения названных проблем на федеральном уровне в Минздравсоцразвития необходимо создать координирующую структуру, при которой следует сформировать экспертный совет из наиболее квалифицированных и активных представителей профессионального сообщества. Именно эта структура должна заниматься экспертизой проектов по телемедицине, финансируемых из бюджета.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 49 ■
ВраЧ E3SE Телемедицина
™ и информационные
технологии
la
> Именно эта структура должна организовывать в профессиональном сообществе публичное обсуждение нормативных актов в области телемедицины до их юридического прохождения через палаты Федерального собрания.
Конечно, это не гарантирует стопроцентной безошибочности принимаемых решений и исключение нецелевого расходования государственных средств, однако даст надежду на большую практическую отдачу от развития нового направления внедрения высоких технологий в здравоохранении и более эффективное расходование финансов.
Некоторые направления развития можно сформулировать уже сейчас.
Оснащение ТМЦ и ТМП должны осуществляться на базе отечественных средств ВКС, имеющих интегрированные сертифицированные средства защиты персональных данных, обеспечивающие конфиденциальность при их передаче по открытым каналам общедоступного интернета [10, 11]. При этом должна быть обеспечена гарантированная функциональная совместимость телекоммуникационного оборудования при работе по любым каналам связи (наземным, спутниковым, сотовым).
Проведение диагностических и образовательных телемедицинских сеансов часто требует применения режима двухпотокового видео. Соответственно, технические средства ВКС должны обеспечивать как синхронную передачу в обоих направлениях двух видеопотоков, так и параллельную передачу видеопотока с презентацией (или иным статичным образом (документом) высокого разрешения) [3].
Должны быть созданы региональные и муниципальные удостоверяющие центры и внедрено использование электронной подписи при обмене электронными документами.
Унифицированные МИС должны быть созданы во всех медицинских учреждениях от уровня Центральных районных больниц и выше.
Технические средства ВКС, применяемые в телемедицине, должны позволять при дистан-
ционном консультировании подключение аппаратно-программных комплексов функциональной диагностики и/или визуализирующей медицинской техники к терминалам с целью обеспечения непосредственного участия консультанта в процессе обследования пациента.
Внедрение схем домашней и персональной телемедицины возможно на условиях частно-государственного партнерства между медицинскими учреждениями, страховыми компаниями, операторами связи и ИТ-компа-ниями [7].
Проблема внедрения медицинских (и телемедицинских, в частности) технологий в малонаселенных местностях уже успешно решается ведомственной медициной ОАО «РЖД». Медицинские поезда с современнейшим оборудованием, квалифицированным персоналом и каналами спутниковой связи, позволяющими проводить видеоконференции даже в движении, уже обследуют и лечат население Сибири и Крайнего Севера, проживающее вдоль железных дорог. Однако дороги есть не везде. Поэтому необходима разработка мобильных переносных телемедицинских комплексов, включающих терминал видеоконференцсвязи, терминал спутниковой связи, портативное диагностическое медицинское оборудование, автономные источники энергоснабжения. Такие комплексы должны позволять транспортировку на вездеходах и вертолетах, на катерах и аэросанях. Отечественные разработчики диагностической аппаратуры производят практически всю необходимую аппаратуру неинвазивной диагностики в портативном исполнении: электрокардиографы и реографы, электроэнцефалографы и многофункциональные ультразвуковые приборы, пневмотахометры и мобильные цифровые рентгеновские комплексы. Недостающие мобильные автоматизированные гематологические и биохимические анализаторы и расходные материалы к ним поставляются рядом зарубежных производителей.
' 50 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Т елемедицина
Для решения проблемы нехватки рабочего времени консультантов высокого уровня должны быть созданы интернет-порталы с автоматизированными системами поддержки принятия решений, доступ к которым должен быть открыт только для профессионалов. [9] Создание таких систем и их регулярное поддержание в соответствии с текущим уровнем медицинской науки и практики должно финансироваться из федерального бюджета (например, в рамках национального проекта «Здоровье») и осуществляться комплексными коллективами специалистов из ведущих медицинских учреждений объединяемых, например, на базе Кафедры медицинской кибернетики и
www.idmz.ru 2005, N“ 5
информатики РГМУ. На тех же профессиональных порталах может вестись работа по организации (диспетчеризации) телемедицинских консультаций и образовательных мероприятий, а также медико-просветительская работа в общедоступном режиме.
Резюмируя можно сказать, что только комплексное решение организационных, правовых, финансовых и технических вопросов на государственном уровне под непосредственным контролем Минздравсоцразвития и с активным участием профессионального сообщества способно перевести телемедицину в разряд общедоступных и эффективных технологий здравоохранения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Федоров В.Ф. , Емельянов А .В. Оснащение телемедицинского пункта//Кремлев-ская медицина. Клинический вестник. — № 3. — 2002. — С. 87-91.
2. Федоров В.Ф, Столяр В.Л. Изображения в телемедицине. Статика или динами-ка?//Визуализация в клинике. — № 24-25. — декабрь, 2004. — С. 52-54.
3. Эльчиян Р.А, Федоров В.Ф, РешетнякВ.К, Турзин П.М. Проблемы и перспективы электронного образования в медицине//Кремлевская медицина. Клинический вестник. — № 2. — 2004. — С. 90-95.
4. Ehi'chijan R.A, Emelin I.V, Fedorov V.F., MironovS.P, Stol/ar V.L. Telemedicine in Rus-sia//Medinfo. — 2004. — pp. 953-955. IOS Press. Amsterdam.
5. Аведьян Э.Д, Федоров В.Ф. Ведомственная и домашняя телемедицина (тезисы)// Материалы Международной конференции «Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья», посвященной 50-летию медицинской кибернетики и информатики в России. — М., 25-27 октября, 2005 г. — С. 182.
6. Федоров В.Ф. Персональная телемедицина (тезисы)//Труды 1-ой Международной конференции «Телемедицина и дистанционное образование». — М., 28-30 сентября, 2005 г. — С. 33-36.
7. Федоров В.Ф, Аведьян Э.Д. Персональная телемедицина. Проблемы и реше-ния//Кремлевская медицина. Клинический вестник. — № 4. — 2005. — С. 25-31.
8. Федоров В.Ф. Российские услуги связи с точки зрения телемедицины//В сб. научно-практической конф. «Мобильные телемедицинские комплексы. Домашняя телемедицина». — Ростов-на-Дону. — 2005. — С. 75-82.
9. Емелин И.В, ЛебидькоЛ.М, Федоров В.Ф. Обеспечение проведения телемедицинских мероприятий с помощью Интернет-портала//Кремлевская медицина. Клинический вестник. — № 3. — 2006. — С. 92-95.
10. Закон РФ от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
11. Закон РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ ■ ■■■ ■ ■ ■