Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ / COVID-19 / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новоселова А. С., Гордеева С. С.

В статье систематизированы основные проблемы, с которыми столкнулись российские семьи в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Выделены и описаны ограничения (минусы) и точки роста (плюсы) в функционировании семей в условиях пандемии в зависимости от ее типа (нуклеарная, расширенная, неполная, многодетная, бездетная). Сделан вывод, что к числу основных семейных проблем относятся снижение уровня дохода домохозяйств, комфортности проживания членов семьи, трудности совмещения профессиональных и родительских ролей взрослыми членами семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RUSSIAN FAMILIES DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Systematizes the main problems with which faced Russian families during the spread of coronavirus infection COVID-19. Restrictions (minuses) and growth points (pluses) in the functioning of families under pandemic conditions are identified, depending on its type (nuclear, extended, incomplete, large, childless). The main family problems include a decrease in the level of household income, the comfort of living for family members, and the difficulty of combining professional and parental roles for adult family members.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 316.356.2

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СОУГО-19

А. С. Новоселова, С. С. Гордеева

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье систематизированы основные проблемы, с которыми столкнулись российские семьи в период распространения коронави-русной инфекции COVID-19. Выделены и описаны ограничения (минусы) и точки роста (плюсы) в функционировании семей в условиях пандемии в зависимости от ее типа (нуклеарная, расширенная, неполная, многодетная, бездетная). Сделан вывод, что к числу основных семейных проблем относятся снижение уровня дохода домохозяйств, комфортности проживания членов семьи, трудности совмещения профессиональных и родительских ролей взрослыми членами семьи.

Ключевые слова: семья, проблемы семьи, COVID-19, пандемия.

Распространение COVID-19 и введение в связи с этим российским государством ограничительных мер (режимов самоизоляции, карантина и др.) являются, несомненно, экстремальной и кризисной ситуацией, которая выходит за рамки нормального опыта жизнедеятельности семьи. История человечества доказывает, что преодолеть такие кризисы можно лишь объединяясь. Неслучайно К. Ясперс отнес солидарность людей, которая постоянно нарушается и всегда вновь заявляет о своих требованиях, к условиям человеческого бытия [1, с. 20]. Следовательно, в условиях пандемии повышается значимость изучения социальных практик на уровне семьи, которые в сложных жизненных обстоятельствах сталкиваются с проблемами и противостоят им по мере возможностей.

Систематизируем основные проблемы, с которыми столкнулись российские семьи в период распространения коронавирус-ной инфекции COVID-19. К их числу относятся:

© Новоселова А.С., Гордеева С.С., 2022 111

1. Социально-психологические и социально-педагогические проблемы. Перевод одного или обоих родителей на «удаленную» работу не мог не сказаться на отношениях внутри семьи, был нарушен привычный семейный образ жизни и распорядок дел, возникли трудности в реализации запланированных задач, отмечен рост конфликтных ситуаций как между супругами, так между родителями и их детьми. Как отмечают исследователи, все это усиливается тем, что «весь мир оказался в очень травмирующей ситуации» [2, с. 34]. Безусловно, самоизоляция оказала сильное влияние на внутрисемейный климат. Так, если семья собиралась вместе в основном только вечером, за ужином, то в период «заточения дома» семья проводила значительную часть времени в одном помещении. Обострились конфликтные ситуации из-за раздражения, которое возникло из-за тяжелой ситуации в стране и однообразием обыденной жизни. Дистанционный формат обучения также обострил противоречия, связанные с воспитанием и образованием детей.

2. Медико-социальные проблемы. Высокий риск заражения короновирусной инфекцией среди членов семьи, осложнения после перенесенного заболевания, трудности в получении своевременной квалифицированной медицинской помощи - с этими и другими проблемами семья столкнулась в период пандемии СОУГО-19. В тоже время важно отметить, что именно внутрисемейный социальный капитал, поддержка и уход членов семьи друг о друге, позволили справляться с задачей сохранения и поддержания здоровья семьи.

3. Финансовые трудности. Из-за экономических трудностей в период самоизоляции многие предприятия оказались невостребованными (торговля, туризм, культура, досуг и другие). Многие закрылись или реорганизовались, в том числе оптимизировали численность работников. Это не могло ни сказаться на росте увольнений и по инициативе работодателей и работников, так как не все имели возможность организовать работу удаленно. Все это напрямую сказалось на снижении уровня дохода семей. В более лучших условиях оказались семьи, где один или оба родителя работают в бюджетной сфере, государственной и муниципальной службе, полиции и т.д. Заработная плата им вы-

плачивается без задержки и в полном объеме, и в условиях работы удалено так же не изменилась.

Вышеперечисленные проблемы также подтверждаются данными ВЦИОМа, а именно российским семьям мешают стать счастливыми такие факторы как материальные трудности (7 %), плохое состояние здоровья и здоровье близких (6 %), безработица (5 %) и отсутствие стабильности (7 %). При этом 34 % россиян отмечают что чувствуют себя счастливыми потому что есть семья, 18 % счастливы потому что есть дети [3].

Российские семьи разного типа не одинаковым образом реагировали на возникающие трудности, изменения в семье и общественной жизни. Представляется необходимым выделить и описать ограничения (минусы) и точки роста (плюсы) в функционировании семьи в условиях пандемии СОУГО-19 в зависимости от ее типа (нуклеарная, расширенная, неполная, многодетная, бездетная) (таблица).

Функционирование семей разного типа в условиях пандемии COVID-19

№ Проблемы Типы семьи

Нуклеарная Неполная Расширенная Многодетная Бездетная

1. Социально-психологические

1.1 Переход Плюсы:

родителей возможность возможность возрастает возможность не влияет

на «удален- более совмещать роль много- более интен- на функцио-

ку» плотного родительские поколенной сивного се- нирование

семейного обязанности семьи мейного об- семьи

общения и рабочие щения

Минусы:

ограниченное не влияет ограниченное ограниченное не влияет

простран- на функцио- простран- простран- на функцио-

ство, невоз- нирование ство, боль- ство, невоз- нирование

можность семьи шое количе- можность семьи

уединения, ство членов провести

возросшие семьи, меж- время в оди-

домашние личностные ночестве,

обязанности конфликты возросшие домашние обязанности, негативный внутрисемейный климат

№ Проблемы Типы семьи

Нуклеарная \ Неполная \ Расширенная \Многодетная \ Бездетная

2. Медико-социальные

2.1 Риск заражения СОУГО-19 по данным ВОЗ, дети болеют гораздо реже и легче переносят инфекцию особая угроза людям пожилого и старческого возраста [5] по данным ВОЗ, дети болеют гораздо реже и легче переносят инфекцию не влияет на функционирование семьи

2.2 Лечение, оказание помощи в целом не влияет при условии хорошего финансового положения семьи не влияет, при условии легкого течения болезни дополнительные трудности в условиях большого количества членов семьи не влияет, при условии легкого течения болезни

3. Социально-педагогические

3.1 Дистанционное образование детей привело к стрессам и конфликтам внутри семьи между детьми, между детьми и родителями, и между родителями [6] не влияет на функционирование семьи

4. Финансовые

4.1 Потеря работы, снижение уровня дохода Чем больше состав семьи, тем больше ощущается снижение уровня дохода семьи [7]

Переход родителей на «удаленку» у всех типов семьи может способствовать развитию и укреплению семейных отношений, снижению конфликтности в семьях и формированию позитивного общения внутри семей.

У расширенной семьи появляется возможность «сохранить преемственность, передачу традиционных ценностей от прародителей внукам, что благоприятно отразится на аксиологической картине мира в узком смысле и на будущем личности в широком» [4]. А вот у бездетных семей переход на «удаленку» скорее не имеет ни положительных, ни отрицательных факторов функционирования семьи в условиях самоизоляции.

Онлайн формат обучения дает неполноценную образовательную нагрузку, дети не в полной мере усваивают получаемые знания, часто не готовы к онлайн-формату, учеба им дается сложнее. Существующее неравенство между семьями и по уровню дохода, который позволяет нанять репетитора одним и не позволяет дру-

гим, и по уровню образования родителей, и по уровню загрузки, и по тому, живет ли ребенок с одной мамой, которая работает на двух работах, или в полной семье, увеличивается [6].

Не всем семьям хватало компьютерной техники, чтобы организовать профессиональную занятость взрослым членам семьи, а также развлечение дошкольникам и учебу школьникам.

Среди малообеспеченных доля тех, кому не хватало компьютерной техники и компьютерной грамотности, достигала трети [6]. По данным ФОМ, 86 % опрошенных хотят, чтобы после окончания эпидемии школьное образование вернулось к очному формату.

В семьях где один или оба родителя работают в бюджетной сфере, финансовых трудностей меньше. И чем меньше членов семьи, детей тем проще пережить финансовые трудности, включить режим экономии.

Проведенный анализ позволяет выделить основные источники напряженности в российских семьях в условиях пандемии: недостаточная площадь квартиры, которая не позволила семьям с комфортом находится длительное время дома; отсутствие нужного количества компьютерной техники, позволяющее всем членам семьи в полном объеме выполнять свои обязанности по учебе и работе. Также существенными проблемами для семей стало сокращение уровня доходов, тяжелое течение болезни членов семьи, что негативным образом отразилось на семейном благополучии и эффективном ее функционировании.

Итак, пандемия COVID-19 оказала как положительное, так и отрицательное влияние на взаимоотношении внутри семьи.

Библиографический список

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

2. Голубева Н.В., Иванов Д.В., Троицкий М.С. Панические расстройства во внутрисемейных отношениях как последствия воздействия коронавирусной инфекции (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. 2020. № 2. С. 32-38. DOI: https://doi.org/10.24411/2075-4094-2020-16629

3. Индекс счастья - 2020 / ВЦИОМ. 2020. 16 нояб. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/indeks-schastja-2020 (дата обращения: 25.08.2022).

4. Ростовская Т.К., Безвербная Н.А. Влияние многопоколенной семьи на качество жизни россиян // Сбережение населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни: сб. материалов общерос. науч.-практ. конф. «I Римашевские чтения» / под ред. В.В. Локосова (Москва, 27 марта 2018 г.). М.: ИП Вишняков А.В., 2018. URL: http://www.isesp-ras.ru/images/monograph/ 2018_1_rimashevskie _ chte niya_ sber_nasel_rossii.pdf (дата обращения: 25.08.2022).

5. Ткачева О.Н., Котовская Ю.В., Алексанян Л.А., Мильто А.С.

и др. Новая коронавирусная инфекция SARS-CoV-2 у пациентов пожилого и старческого возраста: особенности профилактики, диагностики и лечения. Согласованная позиция экспертов российской ассоциации геронтологов и гериатров // Кардиоваску-лярная терапия и профилактика. 2020. Т. 19, № 3. С. 127-150. DOI: https://doi.org/10.15829/1728-8800-2020-2601

6. Разговор о семье, судьбе и браке в пандемических тонах / ФОМ. 2020. 29 июн. URL: https://covid19.fom.ru/post/razgovor-o-seme-sudbe-i-brake-v-pandemicheskih-tonah (дата обращения: 25.08.2022).

7. Семья на карантине: стабильность в период повышенных рисков? // Социодиггер / ВЦИОМ. 2020. Сентябрь. Т. 1, вып. 2: Семья и родительство. С. 31-33.

PROBLEMS OF RUSSIAN FAMILIES DURING THE COVID-19 PANDEMIC

A.S. Novoselova, S.S. Gordeeva

Perm State University

Systematizes the main problems with which faced Russian families during the spread of coronavirus infection COVID-19. Restrictions (minuses) and growth points (pluses) in the functioning of families under pandemic conditions are identified, depending on its type (nuclear, extended, incomplete, large, childless). The main family problems include a decrease in the level of household income, the comfort of living for family members, and the difficulty of combining professional and parental roles for adult family members.

Keywords: family, family problems, COVID-19, pandemic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.