УДК 316.356.2
ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СОУГО-19
А. С. Новоселова, С. С. Гордеева
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В статье систематизированы основные проблемы, с которыми столкнулись российские семьи в период распространения коронави-русной инфекции COVID-19. Выделены и описаны ограничения (минусы) и точки роста (плюсы) в функционировании семей в условиях пандемии в зависимости от ее типа (нуклеарная, расширенная, неполная, многодетная, бездетная). Сделан вывод, что к числу основных семейных проблем относятся снижение уровня дохода домохозяйств, комфортности проживания членов семьи, трудности совмещения профессиональных и родительских ролей взрослыми членами семьи.
Ключевые слова: семья, проблемы семьи, COVID-19, пандемия.
Распространение COVID-19 и введение в связи с этим российским государством ограничительных мер (режимов самоизоляции, карантина и др.) являются, несомненно, экстремальной и кризисной ситуацией, которая выходит за рамки нормального опыта жизнедеятельности семьи. История человечества доказывает, что преодолеть такие кризисы можно лишь объединяясь. Неслучайно К. Ясперс отнес солидарность людей, которая постоянно нарушается и всегда вновь заявляет о своих требованиях, к условиям человеческого бытия [1, с. 20]. Следовательно, в условиях пандемии повышается значимость изучения социальных практик на уровне семьи, которые в сложных жизненных обстоятельствах сталкиваются с проблемами и противостоят им по мере возможностей.
Систематизируем основные проблемы, с которыми столкнулись российские семьи в период распространения коронавирус-ной инфекции COVID-19. К их числу относятся:
© Новоселова А.С., Гордеева С.С., 2022 111
1. Социально-психологические и социально-педагогические проблемы. Перевод одного или обоих родителей на «удаленную» работу не мог не сказаться на отношениях внутри семьи, был нарушен привычный семейный образ жизни и распорядок дел, возникли трудности в реализации запланированных задач, отмечен рост конфликтных ситуаций как между супругами, так между родителями и их детьми. Как отмечают исследователи, все это усиливается тем, что «весь мир оказался в очень травмирующей ситуации» [2, с. 34]. Безусловно, самоизоляция оказала сильное влияние на внутрисемейный климат. Так, если семья собиралась вместе в основном только вечером, за ужином, то в период «заточения дома» семья проводила значительную часть времени в одном помещении. Обострились конфликтные ситуации из-за раздражения, которое возникло из-за тяжелой ситуации в стране и однообразием обыденной жизни. Дистанционный формат обучения также обострил противоречия, связанные с воспитанием и образованием детей.
2. Медико-социальные проблемы. Высокий риск заражения короновирусной инфекцией среди членов семьи, осложнения после перенесенного заболевания, трудности в получении своевременной квалифицированной медицинской помощи - с этими и другими проблемами семья столкнулась в период пандемии СОУГО-19. В тоже время важно отметить, что именно внутрисемейный социальный капитал, поддержка и уход членов семьи друг о друге, позволили справляться с задачей сохранения и поддержания здоровья семьи.
3. Финансовые трудности. Из-за экономических трудностей в период самоизоляции многие предприятия оказались невостребованными (торговля, туризм, культура, досуг и другие). Многие закрылись или реорганизовались, в том числе оптимизировали численность работников. Это не могло ни сказаться на росте увольнений и по инициативе работодателей и работников, так как не все имели возможность организовать работу удаленно. Все это напрямую сказалось на снижении уровня дохода семей. В более лучших условиях оказались семьи, где один или оба родителя работают в бюджетной сфере, государственной и муниципальной службе, полиции и т.д. Заработная плата им вы-
плачивается без задержки и в полном объеме, и в условиях работы удалено так же не изменилась.
Вышеперечисленные проблемы также подтверждаются данными ВЦИОМа, а именно российским семьям мешают стать счастливыми такие факторы как материальные трудности (7 %), плохое состояние здоровья и здоровье близких (6 %), безработица (5 %) и отсутствие стабильности (7 %). При этом 34 % россиян отмечают что чувствуют себя счастливыми потому что есть семья, 18 % счастливы потому что есть дети [3].
Российские семьи разного типа не одинаковым образом реагировали на возникающие трудности, изменения в семье и общественной жизни. Представляется необходимым выделить и описать ограничения (минусы) и точки роста (плюсы) в функционировании семьи в условиях пандемии СОУГО-19 в зависимости от ее типа (нуклеарная, расширенная, неполная, многодетная, бездетная) (таблица).
Функционирование семей разного типа в условиях пандемии COVID-19
№ Проблемы Типы семьи
Нуклеарная Неполная Расширенная Многодетная Бездетная
1. Социально-психологические
1.1 Переход Плюсы:
родителей возможность возможность возрастает возможность не влияет
на «удален- более совмещать роль много- более интен- на функцио-
ку» плотного родительские поколенной сивного се- нирование
семейного обязанности семьи мейного об- семьи
общения и рабочие щения
Минусы:
ограниченное не влияет ограниченное ограниченное не влияет
простран- на функцио- простран- простран- на функцио-
ство, невоз- нирование ство, боль- ство, невоз- нирование
можность семьи шое количе- можность семьи
уединения, ство членов провести
возросшие семьи, меж- время в оди-
домашние личностные ночестве,
обязанности конфликты возросшие домашние обязанности, негативный внутрисемейный климат
№ Проблемы Типы семьи
Нуклеарная \ Неполная \ Расширенная \Многодетная \ Бездетная
2. Медико-социальные
2.1 Риск заражения СОУГО-19 по данным ВОЗ, дети болеют гораздо реже и легче переносят инфекцию особая угроза людям пожилого и старческого возраста [5] по данным ВОЗ, дети болеют гораздо реже и легче переносят инфекцию не влияет на функционирование семьи
2.2 Лечение, оказание помощи в целом не влияет при условии хорошего финансового положения семьи не влияет, при условии легкого течения болезни дополнительные трудности в условиях большого количества членов семьи не влияет, при условии легкого течения болезни
3. Социально-педагогические
3.1 Дистанционное образование детей привело к стрессам и конфликтам внутри семьи между детьми, между детьми и родителями, и между родителями [6] не влияет на функционирование семьи
4. Финансовые
4.1 Потеря работы, снижение уровня дохода Чем больше состав семьи, тем больше ощущается снижение уровня дохода семьи [7]
Переход родителей на «удаленку» у всех типов семьи может способствовать развитию и укреплению семейных отношений, снижению конфликтности в семьях и формированию позитивного общения внутри семей.
У расширенной семьи появляется возможность «сохранить преемственность, передачу традиционных ценностей от прародителей внукам, что благоприятно отразится на аксиологической картине мира в узком смысле и на будущем личности в широком» [4]. А вот у бездетных семей переход на «удаленку» скорее не имеет ни положительных, ни отрицательных факторов функционирования семьи в условиях самоизоляции.
Онлайн формат обучения дает неполноценную образовательную нагрузку, дети не в полной мере усваивают получаемые знания, часто не готовы к онлайн-формату, учеба им дается сложнее. Существующее неравенство между семьями и по уровню дохода, который позволяет нанять репетитора одним и не позволяет дру-
гим, и по уровню образования родителей, и по уровню загрузки, и по тому, живет ли ребенок с одной мамой, которая работает на двух работах, или в полной семье, увеличивается [6].
Не всем семьям хватало компьютерной техники, чтобы организовать профессиональную занятость взрослым членам семьи, а также развлечение дошкольникам и учебу школьникам.
Среди малообеспеченных доля тех, кому не хватало компьютерной техники и компьютерной грамотности, достигала трети [6]. По данным ФОМ, 86 % опрошенных хотят, чтобы после окончания эпидемии школьное образование вернулось к очному формату.
В семьях где один или оба родителя работают в бюджетной сфере, финансовых трудностей меньше. И чем меньше членов семьи, детей тем проще пережить финансовые трудности, включить режим экономии.
Проведенный анализ позволяет выделить основные источники напряженности в российских семьях в условиях пандемии: недостаточная площадь квартиры, которая не позволила семьям с комфортом находится длительное время дома; отсутствие нужного количества компьютерной техники, позволяющее всем членам семьи в полном объеме выполнять свои обязанности по учебе и работе. Также существенными проблемами для семей стало сокращение уровня доходов, тяжелое течение болезни членов семьи, что негативным образом отразилось на семейном благополучии и эффективном ее функционировании.
Итак, пандемия COVID-19 оказала как положительное, так и отрицательное влияние на взаимоотношении внутри семьи.
Библиографический список
1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
2. Голубева Н.В., Иванов Д.В., Троицкий М.С. Панические расстройства во внутрисемейных отношениях как последствия воздействия коронавирусной инфекции (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. 2020. № 2. С. 32-38. DOI: https://doi.org/10.24411/2075-4094-2020-16629
3. Индекс счастья - 2020 / ВЦИОМ. 2020. 16 нояб. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/indeks-schastja-2020 (дата обращения: 25.08.2022).
4. Ростовская Т.К., Безвербная Н.А. Влияние многопоколенной семьи на качество жизни россиян // Сбережение населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни: сб. материалов общерос. науч.-практ. конф. «I Римашевские чтения» / под ред. В.В. Локосова (Москва, 27 марта 2018 г.). М.: ИП Вишняков А.В., 2018. URL: http://www.isesp-ras.ru/images/monograph/ 2018_1_rimashevskie _ chte niya_ sber_nasel_rossii.pdf (дата обращения: 25.08.2022).
5. Ткачева О.Н., Котовская Ю.В., Алексанян Л.А., Мильто А.С.
и др. Новая коронавирусная инфекция SARS-CoV-2 у пациентов пожилого и старческого возраста: особенности профилактики, диагностики и лечения. Согласованная позиция экспертов российской ассоциации геронтологов и гериатров // Кардиоваску-лярная терапия и профилактика. 2020. Т. 19, № 3. С. 127-150. DOI: https://doi.org/10.15829/1728-8800-2020-2601
6. Разговор о семье, судьбе и браке в пандемических тонах / ФОМ. 2020. 29 июн. URL: https://covid19.fom.ru/post/razgovor-o-seme-sudbe-i-brake-v-pandemicheskih-tonah (дата обращения: 25.08.2022).
7. Семья на карантине: стабильность в период повышенных рисков? // Социодиггер / ВЦИОМ. 2020. Сентябрь. Т. 1, вып. 2: Семья и родительство. С. 31-33.
PROBLEMS OF RUSSIAN FAMILIES DURING THE COVID-19 PANDEMIC
A.S. Novoselova, S.S. Gordeeva
Perm State University
Systematizes the main problems with which faced Russian families during the spread of coronavirus infection COVID-19. Restrictions (minuses) and growth points (pluses) in the functioning of families under pandemic conditions are identified, depending on its type (nuclear, extended, incomplete, large, childless). The main family problems include a decrease in the level of household income, the comfort of living for family members, and the difficulty of combining professional and parental roles for adult family members.
Keywords: family, family problems, COVID-19, pandemic.