О
тН
О
(N
УДК 364-2 ББК 60.561.7
ПРОБЛЕМЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Рассматриваются особенности ресурсного обеспечения социальной работы. Систематизированы виды ресурсов. Раскрыта сущность трудовых, информационных, финансовых, материально-технических ресурсов социальной работы. Дана характеристика издержек трансформации экономики социальной сферы.
Ключевые слова: ресурсы, ресурсное обеспечение социальной работы, модель, издержки трансформации социальной сферы.
O.G. Sedykh ISSUES OF SOCIAL WORK RESOURCE SUPPORT
The article deals with peculiarities of social work resource support. The author systematizes kinds of resources, describes the essence of labour resources, informational resources, financial resources, material and technical resources for social work, and characterizes costs of economic transformation of social sphere.
Keywords: resources, social work resource support, model, costs of economic transformation of social sphere.
SSI
KS г
MhSI
HSS
І
Ой"
%<s ^ 1
5s 1
S I
8s! ИН 25 о
ChO!
£яц
E40 I ЙИ-І Sffle
К
H
H
о
H
PQ
CO
H
Одной из основных системных функций организаций является экономическая функция, сферой реализации которой является ресурсное обеспечение текущей и перспективной деятельности организации и повышение ее эффективности. Именно эта функция является реальной основой выполнения организациями (в том числе и социальными) ряда других институциональных функций.
В настоящее время нет единого методологического подхода к определению и формированию механизма управления совокупными ресурсами социального учреждения или организации, основанного на оптимизации совокупных затрат и направленного на повышение эффективности использования располагаемых ресурсов и повышение результативности деятельности организации. Исследование механизма управления совокупным ресурсным потенциалом имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.
Ресурсы социальной работы — это источники средств и возможностей, с которыми специалист обращается для решения социальных проблем и удовлетворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материальные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал управленческих структур и т.д.
С помощью ресурсов совершаются целесообразные действия, прежде всего, на микроуровне деятельности, в конкретных ситуациях социальной работы. Они позволяют людям успешно адаптироваться во внешней среде.
С точки зрения средств деятельности, помощь специалиста может касаться как создания новых ресурсов, так и активизации уже имеющихся, с целью их более эффективного использования. Оценивая ресурсы,
© О.Г. Седых, 2010
©
тН
О
<М
социальный работник принимает во внимание возможности общества, собственные профессиональные возможности и возможности самих клиентов социального учреждения. Анализируя имеющиеся в экономической литературе исследования, классифицировать ресурсы социальной работы можно по целому ряду оснований (рис. 1).
(X
а
«
с
х
(X
Я
Я
Рис. 1. Классификация ресурсов социальной работы
«531
2я! Яз =
н|р
«31
оК
^ 1
1
«Л*
ь Е
« ЦТ I
8Н! й§ о
ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
Секрет эффективности экономической деятельности любой социальной организации можно свести к следующему правилу: для выработки и реализации собственной стратегии экономическому субъекту необходимо обладать достаточной экономической массой и (или) высокой экономической мобильностью. Экономическая масса дает возможность противостоять ударам динамичной и неопределенной внешней среды. Экономическая мобильность создает условия для эффективного маневрирования в изменяющейся обстановке, используя скрытые возможности внешней среды и скорость передвижения.
Объемом ресурсов социальной организации, в первую очередь, определяются экономическая масса и мобильность. Что касается различных сфер экономики, то они различаются как по объемам, так и по содержанию. Зачастую именно недостаток ресурсов не позволяет экономическим субъектам социальной работы выполнять свои институциональные функции, реализовывать корпоративную стратегию даже при самых благоприятных внешних условиях.
Роль ресурсов принципиально важна не только потому, что без них субъект не достигнет стратегической цели. Ресурсы социальной работы — это потенциал социальной организации. Их стратегическое значение состоит, во-первых, в заключающихся в них возможностях разрабатывать оптимальную для субъекта стратегию (источник формирования), во-вторых, в специфически стратегической постановке цели субъекта (направления действия), в-третьих, в принципиально возможном воздействии на внешнюю среду организации (характер использования).
©
тН
©
<М
«К1
2нё Яч >
нйе
«31
Ен^ 1
ой-
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§|
« ЦТ I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
Разработка стратегии организации не ограничивается затратами основного, оборотного капитала, трудовых ресурсов, времени. Огромное значение имеют информационные и интеллектуальные ресурсы. Разработка и реализация стратегических решений предполагают обладание огромной информацией — отбираемой, систематизируемой и анализируемой в течение всего времени деятельности. Без информации нет стратегии, но информационные ресурсы организации тесно связаны с интеллектуальными — организация должна располагать кадрами, которые в состоянии не просто разработать очередной проект, но определить тенденции развития внешней среды, перспективы той или иной деятельности, сформировать направления развития социальной организации, обосновать необходимость концентрации средств в стратегических целях.
Обладание стратегическими, по сути, ресурсами позволяет экономическому субъекту (в нашем случае социальной организации) принципиально определить характер их использования во взаимоотношениях с внешней средой организации. Организация является достаточно сложной системой, приобретающей, соединяющей, потребляющей, воспроизводящей и распределяющей различные виды ресурсов.
Ресурсы, используемые для обеспечения деятельности социальной организации, можно представить в виде схемы (рис. 2). Остановимся подробнее на некоторых видах ресурсов.
Эффективность деятельности социальной организации обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг [5, с. 148]. С точки зрения экономики социальной работы трудовые ресурсы — это люди, работающие в системе социальной защиты населения, выполняющие должностные задачи и наделенные для этого определенными обязанностями, правами и ответственностью [4]. Своеобразно содержание самого труда как целесообразной деятельности человека. Труд социальных работников — это, как правило, сложный психологически, умственно и физически труд, не ограниченный рамками законодательно установленного времени и связанный с высоким нервно-эмоциональным напряжением.
Последнее время в сфере социального обслуживания значительно уже представлены возможности механизации и автоматизации труда, хотя здесь используются компьютеры, создаются автоматические базы данных и т.д. Чрезвычайно велика роль субъективного фактора. Зачастую в совокупных затратах труда преобладает живой, а не овеществленный труд, поэтому существуют трудности в оценке этого вида ресурса.
©
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
НА
ОЙ"
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§! ь Е
« Я41
8Н! Й§ о
ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
Если рассмотреть этот вид ресурсов социальной работы с макроэкономических позиций, то представляется справедливым отметить, что трудовые ресурсы как экономическая категория — это совокупность трудоспособного населения, потенциально готового участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг на рынке труда. Они включают в свой состав все работоспособное, экономически активное население соответствующего территориального, отраслевого или иного уровня, например всей страны, отдельного региона. Таким образом, трудовые ресурсы — это часть населения соответствующего рабочего возраста, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду.
Состав трудовых ресурсов социальной работы характеризуется многими количественными и качественными показателями. Первые отражают численность трудоспособного населения по полу, возрасту или регионам, вторые — по уровню профессионального образования, квалификационному составу, производственному опыту и т.д. Соотношение трудовых ресурсов по отдельным категориям определяет соответствующие их характеристики или показатели по составу и структуре.
Материально-технические ресурсы социальной работы — это здания, сооружения, оборудования, расходные материалы, необходимые для осуществления деятельности социальной организации. Экономическая деятельность социального учреждения предполагает разработку плана материально-технического обеспечения, базирующегося на производственных программах, нормативах и нормах расхода сырья, топлива, энергии, комплектующих изделий, цен на все виды ресурсов.
Отдел материально-технического обеспечения (или специалист, занимающийся данным блоком вопросов) определяет потребность социальной организации в ресурсах, нормы их хранения, а также принимает участие в разработке плана материально-технического обеспечения, мероприятий по экономии, организует складские операции по приему, хранению, учету и выдаче материалов, следит за соответствием их качества и т.д.
Для социальной сферы характерно многоканальное финансирование. Описывая финансовые ресурсы любого социального учреждения, необходимо четко определить направления и объемы финансовых потоков (средства государственного бюджета, внебюджетных фондов, благотворительных организаций или собственные средства социального учреждения от осуществления им предпринимательской деятельности и предоставления платных социальных услуг населению).
В условиях нашей динамично меняющейся социально-экономической обстановки, значимость и роль информационных ресурсов в жизни современного общества трудно переоценить. В ходе развития и совершенствования информационных технологий, увеличивается и число направлений, по которым их можно использовать. Так, социальная работа в России по мере своего становления и развития в качестве социального института стала постепенно включаться в процесс информатизации.
Как показывает практика, информационные ресурсы субъекта РФ развиваются по ведомственному признаку. Подразделения федеральных органов власти, органы местного самоуправления, крупные предприятия и социальные организации для решения своих функциональных задач самостоятельно создают и ведут собственные базы данных. В работе социальных служб компьютеризация и информационная поддержка
%
Ю занимают достаточно важную роль. Каждая социальная организация
разного профиля использует в своей работе определенные пакеты прикладных программ, имеющих профессиональную специфику.
© | Представляется важным отметить, что все современные организа-
^ ции, как коммерческие, так и государственные не могут обойтись без
5^ информационных ресурсов (информационных технологий), так как они
позволяют повысить эффективность деятельности и существенно сократить временные и финансовые затраты. Все организации в той или иной степени используют информационные ресурсы, в зависимости от корпоративной политики, целей и, конечно, уровня финансовых возможностей. Практика показывает, что для социальных учреждений информационные технологии тоже не являются нововведением и применяются на самых различных уровнях, но пока не в полной мере, что в свою очередь, не дает высокой эффективности использования данного вида ресурса.
Проблемы ресурсного обеспечения социальных организаций в современной России в значительной мере обусловлены предшествующими десятилетиями тотального господства государственной собственности, когда хозяйствующие субъекты обменивались ресурсами (в том числе и товарными) в рамках и по правилам единого собственника и вся ответственность за потери ложилась не на их руководителей, а на государство. Такие организации в принципе не могли обанкротиться, поэтому управление ресурсным обменом и ресурсным обеспечением как специфическая деятельность не рассматривалось ни в теоретическом, ни в практическом аспектах.
В настоящее время в России экономические субъекты (в том числе и социальные учреждения в форме автономных организаций) перешли на новые условия обмена принадлежащими им ресурсами и вынуждены полностью отвечать за принятые управленческие решения своими активами. Однако единого мнения по поводу теории ресурсного обеспечения пока не сложилось. Многие экономисты сужают сущность этой ; категории, сводя ее лишь к финансовому обеспечению каких-либо про-
цессов. Другие сводят проблему управления ресурсами к ресурсному ой § обмену, движению материальных потоков, объектом которого являет-
ся произведенная продукция, а область исследования является преро-й;! гативой логистики.
ор Ресурсное обеспечение представляет собой одну из важнейших фун-
в ^ | кций, реализация которых определяет уровень развития любого хозяйств | твующего субъекта и эффективность его функционирования. Исследовало в ние его закономерностей требуется для рационального, эффективного и
йо 1 своевременного формирования и распределения ресурсов, необходимых
к®Э для функционирования и развития любой социальной организации.
Ресурсное обеспечение нельзя сводить лишь к формированию источников деятельности хозяйственного субъекта. Этот процесс намного 23 шире и оказывается сквозным по отношению к стратегическому управ-
лению деятельностью в целом. От стратегии ресурсного обеспечения социальной организации зависит возникновение или устранение важнейших проблем менеджмента организации, например, предотвращение 1^ формирования организационных барьеров или конфликта интересов,
стимулирование повышения эффективности. со Исследование механизмов ресурсного обеспечения деятельности ор-
Нганизации создает необходимую основу для выработки концепции управления ресурсами. Механизм ресурсного обеспечения представляется
н
о
©
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
«31
Ен А
оК
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§| ^1
I
8Н! й§ о
ЕнО а
*МЦ
МО I
%К
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
как система институциональных элементов, необходимых для распределения и перераспределения ресурсов хозяйствующими субъектами и их структурными подразделениями, а также трансформации ресурсов из одной формы в другую.
Практика последних десятилетий показывает, что, реформируя социальную сферу, импортируя (зачастую, эффективные) иностранные социальные институты и модели ресурсного обеспечения социальной работы, реформаторы и хозяйствующие организации не задаются вопросами издержек трансформации экономики социальной сферы и не оценивают их.
Вместе с тем, издержки, которые понесло российское общество ради получения позитивных результатов, оказались настолько значительными, что обусловили формирование в России глубокого общего системного кризиса. Данные издержки трансформации экономики социальной сферы не только очень велики, но и многообразны, в результате чего их, на наш взгляд, можно объединить в отдельные группы и подгруппы, чтобы систематизировать представления о масштабах и характере понесенных «затрат». В качестве наиболее важных групп издержек можно, на наш взгляд, выделить следующие: экономические, социальные, моральные и институциональные (рис. 3). При этом приведенную последовательность в перечне издержек не следует считать результатом их ранжирования.
Снижение реальных доходов населения
Социальные / Утрата национальных систем бесплатного образования и медицинского обслуживания
Появление устойчивой безработицы
Огромный разрыв в уровне доходов у разных слоев населения
Пессимизм, разрушение традиционных моральных ценностей
Деформации социальной сферы, формирование «институциональных ловушек»
Неприятие новых институтов большей частью населения страны
5
03 Й Ф
4
ж
я
и
н
Со
м
аз
Я
оу
О
и
н
Рис. 3. Издержки трансформации экономики социальной сферы
%
Ю В первой группе, т.е. в составе экономических издержек трансформа-
ции экономики социальной сферы и импорта моделей ресурсного обеспечения организации, следует, на наш взгляд, выделить в качестве основ© ных следующие:
- сокращение объемов производства и качества социальных благ;
5^ - снижение уровня производительности труда и фактический пере-
ход от расширенного к суженному процессу воспроизводства;
- рост доли импорта в структуре товарооборота до значений, составляющих угрозу продовольственной безопасности страны;
- вывоз в огромных масштабах российского капитала за границу (без инвестиционных целей) и формирование глубокого инвестиционного кризиса;
- сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет и, соответственно, почти полное «свертывание» отраслей, производящих «общественные блага».
К социальным издержкам трансформации экономики социальной сферы следует, прежде всего, отнести резкое снижение уровня доходов населения и небывалый рост разрыва между рождаемостью и смертностью в стране.
В результате даже в (столь благополучном) 2005 г. реальные доходы населения составили к уровню 1990 г. лишь 60% [3, с. 5]. Одновременно сформировалась огромная «прослойка» населения (включая даже значительную часть работающего) с доходами ниже прожиточного минимума.
К социальным издержкам трансформации социальной сферы относятся также резко усугубившееся трудности приобретения жилья, которое теперь стало платным, причем продается в основном по монопольно высоким, недоступным для большинства граждан ценам, трудности получения платного образования, платного медицинского обслуживания и т.п.
О том, что данного рода изменения в социальной сфере являются, прежде всего, результатом перехода предприятий к частной собственен ности, говорят выводы Счетной палаты: «как показывают контрольные
мероприятия Счетной палаты, приватизация не способствовала усиле-^ | нию социальной защищенности работников приватизируемых предпри-
ятий и развитию объектов социальной инфраструктуры, а, напротив, в о^1 ряде случаев ускорила их разрушение. Средства от приватизации на раз-
| витие объектов социальной инфраструктуры практически не поступали.
Предприятия и местные органы власти отказались от содержания «не-^ов профильных активов». Поэтому объекты социальной сферы по занижений 1 ным ценам приобретались предпринимательскими структурами в целях
к®! последующего перепрофилирования» [1, с. 27].
Произошедшие изменения в экономике и в социальной сфере не могли не породить у населения страны ощущения глубокого морального 23 ущерба. Резкое усиление чувства незащищенности, бесперспективности,
ненужности обществу, ощущение беспросветности существования могут »- N быть расценены как прямые проявления этого ущерба. Косвенным его
отражением является, на наш взгляд, повышение доли лиц, подверженных алкогольной зависимости, наркомании и токсикомании (в первую очередь — среди молодежи), лиц, совершающих преступления (включая преступления повышенной тяжести), лиц, кончающих жизнь само-
Н убийством. Как известно, по всем этим показателям в России произошел
многократный рост за годы реформ.
ю
©
тН
О
(N
Издержки, как известно, необходимо сопоставлять с полученными благодаря ним результатами. Поскольку в российском обществе произошло резкое расслоение в связи с реформами, то и результаты оцениваются в разных социальных слоях неодинаково. Все же, если учесть круг и характер отмеченных издержек, то нельзя, очевидно, не признать, что пока издержки трансформации экономики социальной сферы в России намного превышают фактические позитивные результаты (наличие которых, по разным оценкам, признается не более чем 10-20% населения) [2, с. 10-13].
Появившаяся в последние годы положительная динамика в отдельных направлениях развития (некоторое повышение темпов роста ВВП, увеличение притока инвестиций) пока не позволяет делать выводы о качественном переломе сложившейся ситуации.
Список использованной литературы
1. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 гг. (экспертно-аналитическое мероприятие) // Юридический мир. — 2005. — № 1.
2. Левада Ю. Власть, элита и масса: параметры взаимоотношений в российских кризисах / Ю. Левада // Вестник общественного мнения. — 2006. — Янв.-февр. — С. 10-13.
3. Мау В. Экономическая политика в 2005 г.: определение приоритетов / В. Мау // Вопросы экономики. — 2006. — № 2.
4. Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации: федер. закон от 10 дек. 1995 г. № 195. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Пантелеева Т.С. Экономические основы социальной работы: учеб. / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. — М.: ВЛАДОС, 2007.
SS1
2нё ЯЧ г
MhSI
HSS
нД
НА
ОЙ"
%<S ^ 1
1
^ Л £
h Е
« Я41 8s! ЕнО а
£мц
МО I
нее
н
н
о
н
Р5
со
н
Bibliography (transliterated)
1. Analiz protsessov privatizatsii gosudarstvennoi sobstvennosti v Rossiiskoi Federatsii za period 1993-2003 gg. (ekspertno-analiticheskoe meropriyatie) // Yuridicheskii mir. — 2005. — № 1.
2. Levada Yu. Vlast’, elita i massa: parametry vzaimootnoshenii v rossiis-kikh krizisakh / Yu. Levada // Vestnik obshchestvennogo mneniya. — 2006. — Jan-Febr. — S. 10-13.
3. Mau V. Ekonomicheskaya politika v 2005 g.: opredelenie prioritetov / V. Mau // Voprosy ekonomiki. — 2006. — № 2.
4. Ob osnovakh sotsial’nogo obsluzhivaniya naseleniya Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 10 dek. 1995 g. № 195. [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».
5. Panteleeva T.S. Ekonomicheskie osnovy sotsial’noi raboty: ucheb. / T.S. Panteleeva, G.A. Chervyakova. — M.: VLADOS, 2007.
Информация об авторе
Седых Ольга Геннадьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Sedykh Olga Gennadiyevna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].