Научная статья на тему 'Организация информационного обеспечения системы социальной защиты населения в Иркутском регионе'

Организация информационного обеспечения системы социальной защиты населения в Иркутском регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
492
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ОН-ЛАЙН УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ / ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / INFORMATION SUPPORT / AUTOMATION OF SOCIAL SERVICES INFRASTRUCTURE / ON-LINE MANAGEMENT OF SOCIAL PROTECTION / INTEGRATION OF INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федоряк Олег Олегович

Рассматривается необходимость создания развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры социальной сферы, создание модели единого информационного пространства социальной сферы, единой межотраслевой информационной системы. Автор утверждает, что это позволит обеспечить повышение качества и уровня жизни населения за счет совершенствования организации социальной защиты населения посредством широкого использования информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Федоряк Олег Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING INFORMATIONAL SUPPORT SYSTEM FOR SOCIAL SAFETY NET IN IRKUTSK REGION

The author analyzes the necessity of creating a well-developed informational and communicational infrastructure of social safety net, a model of unified information space of social sphere, and a unified interbranch informational system. The author is sure it will help provide higher quality and standards of life due to improvement of social protection organization through widely used information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Организация информационного обеспечения системы социальной защиты населения в Иркутском регионе»

(N

%

О

(N

УДК 364:004 О.О. Федоряк

ББК 60.561.7

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ИРКУТСКОМ РЕГИОНЕ*

Рассматривается необходимость создания развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры социальной сферы, создание модели единого информационного пространства социальной сферы, единой межотраслевой информационной системы. Автор утверждает, что это позволит обеспечить повышение качества и уровня жизни населения за счет совершенствования организации социальной защиты населения посредством широкого использования информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информационное обеспечение, информационнокоммуникационные технологии, автоматизация инфраструктуры социальных услуг, он-лайн управление социальной защитой, интеграция информационных ресурсов.

O.O. Fedoryak

ORGANIZING INFORMATIONAL SUPPORT SYSTEM FOR SOCIAL SAFETY NET IN IRKUTSK REGION

ssi

KS г

€і'

НА

Ой"

%<s ^ 1

5s 1

^ П £

h Е

S I

8s! ИН 25 о

СнО!

£яЦ

E40 I ЙИ-І See

К

H

H

о

H

PQ

CO

H

The author analyzes the necessity of creating a well-developed informational and communicational infrastructure of social safety net, a model of unified information space of social sphere, and a unified interbranch informational system. The author is sure it will help provide higher quality and standards of life due to improvement of social protection organization through widely used information and communication technologies.

Keywords: information support, information and communication technologies (ICT), automation of social services infrastructure, on-line management of social protection, integration of information resources.

В настоящее время в России, наличие и применение информационных технологий в деятельности учреждений социальной зашиты населения становится не инновацией и нововведением, а необходимостью. Информационные технологий применяются на самых различных уровнях, но пока не в полной мере и не в соответствии с возможностями, что не позволяет достичь высокой эффективности их использования. В социальных учреждениях есть определенная материально-техническая база, достаточный уровень развития информационных технологий и существенные финансовые активы, но концепции по внедрению, повышению эффективности и значимости информационных технологий в работе социальных учреждениях не отвечают требованиям информационного общества, имеет место искажение принципиально конструктивных и методически правильных подходов. И, самый негативный фактор — это

* Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Стратегические направления регулирования качества жизни населения крупного сибирского города» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», гос. контракт с Минобрнауки РФ № 14.740.11.0564).

© О.О. Федоряк, 2011

%

СО низкий уровень проработки, а порой даже ошибочная интерпретация, в

виду частных узкоотраслевых целей.

Рассмотрим информационное обеспечение учреждений на примере Министерства социальной поддержки, опеки и попечительства Иркут-^ ской области. Министерство использует в своей деятельности информа-

5^ ционную систему, в задачи которой входит контроль состояния основ-

ных процессов, показателей, связанных с деятельностью организации. Основным назначением информационной системы является предоставление руководителям всех уровней необходимой информации для принятия решений и управления организаций. В состав информационной системы входят все подразделения и службы, которые участвуют в процессах создания, хранения, обмена и переработки информации, относящейся к функционированию организации. В Министерстве организована локальная вычислительная сеть и сеть между его территориальными подразделениями. А так же, например, для организации работы программного обеспечения отдела бюджетного планирования и финансирования организована межорганизационная локально вычислительная сеть с Министерством финансов Иркутской области [2].

На данный период в сети Министерством реализованы корпоративные информационные ресурсы, а именно: электронный документооборот; обмен текстовыми сообщениями, удаленный помощник; автоматизированная информационная система «Получатели ежемесячной денежной выплаты»; автоматизированная информационная система «Льготные платежи за жилищно-коммунальные услуги»; сверка данных, представляемых предприятиями-поставщиками мер социальной поддержки с социальным регистром; форум по темам: автоматизированная информационная система «Получатели ЕДВ», автоматизированная информационная система «Льготные платежи», база данных «О семьях и несовершеннолетних, находящихся в социальном положении», форум §ЦЦ¥ по программному обеспечению и аппаратным средствам.

; Создание региональной корпоративной системы передачи данных

позволило поднять на качественно новый уровень информационное ой § взаимодействие Министерства и подведомственных органов, значи-

^ ^ | тельно повысить оперативность и адресность оказания мер социальной

р?® | поддержки, если раньше обработка заявления или жалобы льготника в

1 среднем занимала 7-10 дней, теперь эти вопросы решаются в среднем

яи| за 1-2 дня.

§к§ Важными моментами, использования информационных технологий

в Министерством социальной поддержки, опеки и попечительства Иркут-

йоэ ской области выступают, во-первых, запуск в эксплуатацию информа-

к®Э ционной системы «Социальный регистр населения Иркутской области»,

обеспечивающая в автоматизированном режиме формирование, ведение и использование единой базы данных лиц, имеющих право на получение 23 мер социальной поддержки.

Во-вторых, реализация мероприятий, связанных с проведением административной реформы, повышения доступности государственных социальных услуг для населения Иркутской области и упрощения ад-11^ министративных процедур их предоставления в 2008 г. Результатом

стала разработка первой версии автоматизированной информационной со системы «Социальная карта жителя Иркутской области». По данному

Н направлению, при участии автора, был разработан паспорт (декларация)

информационной системы персональных данных и проведена работа над

н

о

(N

%

О

(N

SS1

2нё Яч >

MhSI

HSS

«31

НА

ОЙ"

%<S ^ 1

5s 1

«Л* ё§! h Е

« V I

8s! Й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

электронной картой учреждений социальной защиты населения Иркутской области.

Использование информационных технологий позволяет Министерству:

- своевременно производить социальные выплаты гражданам, имеющим на это право в соответствии с федеральными и областными законами;

- предоставлять и учитывать меры социальной поддержки в натуральной форме;

- контролировать правомерность оказания государственной помощи и оптимизировать расходы на социальную поддержку населения.

На протяжении всего времени деятельности, Министерством использовались и внедрялись автоматизированные информационные системы учета, формирования отчетности, базы данных и т.д., но, несмотря на количество и качество используемых автоматизированных информационных систем, автоматизация функций Министерства как организации находится на начальном уровне. Главным препятствием на пути развития информационных технологий является недостаточное финансирование. Кроме того, отмечается низкий уровень защиты веб-узлов, а также нежелание квалифицированных ИТ-специалистов идти на работу в государственный сектор. Общий уровень автоматизации организаций и служб социальной зашиты населения в нашей стране пока находится на самом первом этапе, и говорить о высокой эффективности, ускорении делопроизводства и увеличения доступности информации и услуг не представляется возможным.

Самым первым шагом на пути организации информационного обеспечения системы социальной защиты населения в нашей стране стала Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия на 20022010 годы», она является своеобразной попыткой прорыва в «информационное будущее», которое для развитых стран мира уже стало настоящим. Однако, этого шага было не достаточно.

На основании выше изложенного, считаем, что целенаправленной политикой государства в области информатизации социальной защиты должно стать следующее.

Во-первых, разработать четкую концепции «Автоматизации инфраструктуры служб и ведомств социальной защиты населения», которая позволит разнородным системам и приложениям эффективно взаимодействовать, давая организациям возможность достичь цели автоматизации — интегрирования услуг. Для этого необходимо чтобы государственный социальный сектор и индустрия информационных технологий взаимодействовали и работали над разработкой спецификаций, необходимых для интеграции и упрощения выбранных деловых задач.

Во-вторых, активная работа по созданию «Порталов служб социальной защиты», что подразумевает под собой создание важного компонента автоматизации, который выйдет далеко за пределы простого информационного веб-узла и будет представлять собой целую сеть служб, по типу стран Евросоюза и в частности США (Government Service Network) [3]. В рамках таких порталов организации социальной защиты выглядят как интегрированное единое целое, а не как набор служб и ведомств. В едином месте граждане получают доступ к простым в использовании и персонализированным услугам, и информации. Это также открывает новые возможности для обучения через Интернет.

%

СО В-третьих, основываясь на принципе о предоставлении услуг с помо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щью программного обеспечения в любое время и в любом месте, предложенного корпорацией Microsoft, необходимо коренным образом изменить способ взаимодействия органов социальной защиты и граждан ^ путем интеграции современных компьютерных технологий, возможен ности подключения к Интернету, различных приложений и процессов,

а также веб-услуг. И объединить сотрудников социального сектора, информацию и приложения в единое и разумным образом взаимодействующее целое, что позволит извлечь выгоду из значительно возросшей эффективности [1].

Для реализации поставленных целей по организации информационного обеспечения системы социальной защиты населения, необходимо:

- создать единые стандарты информатизации социальной защиты населения;

- обеспечить эффективное, оперативное управление и контроль над процессами информатизации социальной защиты населения на всех уровнях;

- привлечь независимых специалистов с целью контроля качества разработок и процессов информатизации, не связанных с процессом создания программ, приложений и комплексов информационных систем;

- интегрировать имеющейся информационной системы социальной защиты в общую систему информатизации РФ;

- создать методическое обеспечение изучения информационных технологий и разработка эффективных средств компьютерной деятельности;

- обеспечить комплексное внедрение информационных технологий во все формы деятельности сферы социальной защиты населения, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях

- обеспечить приобретение всеми специалистами, работающими в

§ЦЦ¥ сфере социальной защите населения знаний в области компьютериза-

; ции, навыков их применения в профессиональной деятельности;

- создать условия и обеспечить средства для индивидуального повы-

ой § шения квалификации специалистов.

^1 Изложенные предложения направлены на устранение современных

| проблем информатизации деятельности социальных служб. Их устра-

og 1 нение также может быть достигнуто путем предоставления доступа ко

в всем данным и приложениям пользователя из любого места и с любого

устройства.

но в Автоматизацию работы учреждений и служб социальной защиты на-

kMs МО I

к®! На первом из них, на базе уже имеющегося централизованного хра-

нилища информации «Социального регистра», необходимо дальнейшее совершенствование и внедрение комплекса программ позволяющих ав-23 томатизировать и оперировать бизнес-процессами социальной защиты.

На следующем этапе, необходимо реализовать в Интернете веб-узел органов социальной защиты, позволяющий гражданам непосредственно взаимодействовать с данным программным комплексом и получать необходимые им социальные услуги. Далее, с целью обеспечения информационной безопасности предоставления гражданам социальных услуг, следу-со ет внедрить систему электронно-цифровых подписей с предоставлением

Н каждому получателю услуг сертификата безопасности, который позволит

идентифицировать его в электронной системе социальной защиты.

со

%

о

со

SS1

2нё Яч >

MhSI

HSS

«31

НА оК %<s ^ 1

5к 1

^ Л £ g§! h Е

« V I

8s! Й§ о

ЕнО а

£мц

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Для служащих организаций и учреждений социальной защиты населения, вышеизложенное означает, что в их распоряжении появятся унифицированные средства просмотра, редактирования и авторинга; широкие возможности обмена информацией, а также мощные средства управления информацией и инструменты, которые может использоваться как для внутренних, так и для Интернет-услуг. Внедрение новых технологий позволит избавить людей от необходимости думать о том, как им нужно взаимодействовать с учреждениями социальной защиты, а позволит им сосредоточиться на том, как использовать это взаимодействие для решения своих задач и достижения поставленных целей. В результате будет сокращен объем бумажной работы, а проведение необходимых процедур значительно ускорится. То, что раньше требовало от граждан долгого стояния в очередях, общения с государственными чиновниками, а также написания и перемещения большого количества бумажных документов, будет происходить теперь за несколько минут.

На основании изложенных и проанализированных данных, делаем вывод, что главной целью информатизации социальной защиты населения должно стать повышения качества и уровня жизни населения, за счет использования информационных ресурсов и технологий.

Список использованной литературы

1. Интеграция государственных информационных систем и организация межведомственного взаимодействия [Электронный ресурс] // Информационный бюллетень Microsoft. 65 c. — URL: http://www.microsoft.com/rus/government/ newsletters/.

2. Официальный сайт Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. — URL: http://www.sobes.admirk.ru/.

3. Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт [Электронный ресурс] // Информационный бюллетень Microsoft. 67 c. — URL: http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/.

Referenses

1. Integratsiya gosudarstvennykh informatsionnykh sistem i organizatsiya mezhvedomstvennogo vzaimodeistviya [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi byulleten’ Microsoft. 65 c. — URL: http://www.microsoft.com/rus/government/ newsletters/.

2. Ofitsial’nyi sait Ministerstva sotsial’nogo razvitiya, opeki i popechitel’stva Irkutskoi oblasti. — URL: http://www.sobes.admirk.ru/.

3. Realizatsiya proektov elektronnogo pravitel’stva. Mirovoi i otechestvennyi opyt [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi byulleten’ Microsoft. 67 c. — URL: http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/.

Информация об авторе

Федоряк Олег Олегович — аспирант, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: k_sociology@isea.ru.

Author

Fedoryak Oleg Olegovich — post-graduate student, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: k_sociology@isea.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.