УДК 343.848-058.57
Косовский Владислав Борисович
преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России
ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
https://doi.org/10.24158/tipor.2019.7.7 Kosovskiy Vladislav Borisovich
Lecturer, Special Subjects Department, Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
PROBLEMS OF RESOCIALIZATION OF PEOPLE RELEASED FROM PRISON
Аннотация:
Статистические данные Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации свидетельствуют о том, что при уменьшении общего числа виновных, которые по решению суда впервые приговорены к лишению свободы, наблюдается увеличение количества осужденных во второй, третий раз и более. Рассматривая факт, что свыше 15 % взрослого населения нашей страны ранее находилось в местах заключения, можно сделать вывод, что социальная реабилитация освобождающихся и освободившихся из мест отбывания наказаний - это общезначимый вопрос в сфере обеспечения общественной и государственной безопасности России. При этом поиск пути решения проблем, связанных с ресоциализа-цией указанной категории лиц, будет одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. В статье исследуются возможные способы преодоления основных трудностей, связанных с повторной социализацией ранее судимых лиц, освобожденных из мест отбывания наказаний.
Summary:
Statistics of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation show that although the total number of perpetrators who have been sentenced to imprisonment for the first time has decreased, there is an increase in the number of twice, third, or more convicted criminals. Considering the fact that more than 15% of the adult Russians have been previously imprisoned, it can be concluded that the social rehabilitation of convicts who are about to be released and have been released is a common issue in the field of Russia's public and state security. At the same time, finding a solution to the problems of re-socialization of this category of people will be a priority for the state social policy. The study discusses the possible ways to overcome the main difficulties related to the re-socialization of previously convicted criminals released from prison.
Ключевые слова:
Федеральная служба исполнения наказаний, ресо-циализация, ранее судимые, рецидивная преступность, подготовка осужденных к предстоящему освобождению.
Keywords:
Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, resocialization, previously convicted criminals, recidivism, preparing prisoners for release.
Согласно статистическим данным МВД о криминогенной обстановке в динамике в регионах Российской Федерации за период с января по апрель 2019 г., лидером по числу зарегистрированных преступлений является Москва - 47 266 происшествий, что на 1,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. На втором месте находится Московская область с 25 963 криминальными инцидентами (+0,6 %). Третью позицию занимают Санкт-Петербург и Ленинградская область, где зафиксировано 25 287 эпизодов (+4,4 %) [1].
Далее следует рассмотреть общую характеристику лиц, совершивших преступления, за указанный период. По информации МВД, количество ранее совершавших уголовно наказуемые деяния - 169 663 человека, из них ранее судимы 88 704, что в процентном соотношении от общего числа выявленных лиц, совершивших правонарушения, составляет 55,9 и 52,3 % соответственно [2]. При этом лидерами среди регионов с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных людьми, ранее судимыми за аналогичные действия, выступают Республика Ингушетия, Московская область и город федерального значения Севастополь [3].
В настоящее время политика государства направлена на удержание уровня преступности в рамках социально терпимых показателей и строится с учетом криминологических особенностей отдельных видов преступлений - совершенных несовершеннолетними, наркозависимыми, страдающими алкоголизмом, ранее судимыми. Однако, несмотря на все усилия государственной системы, уровень рецидивных правонарушений, субъектами которых являются ранее осужденные, продолжает повышаться. Исходя из этого, целью статьи выступает определение вариантов решения проблем, направленных на скорейшую адаптацию бывших заключенных к нормальной жизни и недопущение нарушения ими действующего законодательства.
Э.Э. Бараш подчеркивает, что развитие правового государства требует реального утверждения принципа верховенства права, укрепления законности и правопорядка, обеспечения прав и свобод граждан. Для достижения этой цели необходимы, с одной стороны, усиление правоохранительной функции государства, активизация борьбы с правонарушениями, с другой - реформирование пенитенциарной системы, которая должна соответствовать международным стандартам и гарантировать скорейшую адаптацию заключенного к нормальной жизни [4, с. 41].
По мнению П.А. Бровского, применение уголовного наказания в виде лишения свободы приводит к ослаблению социальных связей осужденного, а чаще всего к их полному разрыву, что нередко становится причиной совершения новых преступных деяний. Также автор отмечает, что при отсутствии или дефиците надлежащей информации и возможности ее получения, постоянном соприкосновении с негативной средой в местах отбывания наказания у осужденных начинает происходить деформация личности, обусловливающая формирование особенностей поведения, противоречащих общепринятым нормам и взглядам на жизненные ситуации [5].
Одной из составляющих комплекса мероприятий по предупреждению совершения повторных преступлений ранее судимыми лицами является административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел Российской Федерации, а также Федеральной службой исполнения наказания. Принятая вновь в 2011 г., данная мера не стала нововведением для действующего законодательства, так как до середины 1990-х гг. подобный контроль практиковался на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1966 г. № 5364^1 «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [6, с. 77]. Однако реализация этой меры в отношении указанной категории граждан не всегда способствует исправлению ранее судимого.
В результате изменений государственного устройства в Республике Крым данные проблемы получили усложненную форму, в частности из-за отсутствия паспортизации граждан, освободившихся из мест лишения свободы. В свою очередь, это порождает ряд других проблем, таких как невозможность получения бесплатной медицинской помощи, образования, пенсионных выплат, трудоустройства, оформления социальных льгот, что не дает ранее осужденному человеку полноценно вступить в общественные отношения уже без изоляции от социума.
По статистическим данным, среди основных причин, побуждающих к совершению повторных противоправных действий, можно выделить социальную неудовлетворенность. В связи с этим необходимо упростить и активизировать процесс трудоустройства, оптимизировать работу центров занятости населения при постановке на учет данных граждан.
Большая часть представителей обозначенной категории за время отбывания срока наказания, находясь в изоляции от общества, утрачивают социально полезные связи, им некуда идти, у многих возникают проблемы с жильем, документами, особенно в Республике Крым и Севастополе. Лица, которые были осуждены за совершение преступлений и заключены под стражу до проведения референдума в Крыму, были гражданами Украины, а теперь освобождаются с паспортами граждан иного государства, при этом имея регистрацию на территории Республики Крым и Севастополя. Они сталкиваются с трудностями при получении паспорта гражданина Российской Федерации, что не позволяет им официально трудоустроиться, а значит, лишает возможности пройти полноценный адаптационный период. У многих нет родных и близких, при этом оставшиеся не стремятся помогать бывшему преступнику. Осознавая всю сложность социализации, не зная законодательства РФ, своих гражданских прав, такие люди снова возвращаются в места лишения свободы, где, по сути, за них многое решено: не нужно думать о содержании себя, тратить время на поиск работы. Жизнь в колонии для них упрощается.
Необходимость повышенного внимания к данной категории граждан обусловлена объективными и субъективными причинами, в частности нравственно-правовыми и психологическими особенностями личности, вступившей в конфликт с законом. Отсюда вытекает требование обязательного адаптационного воздействия на всех без исключения освобожденных из мест отбывания наказаний. Подобную работу следует проводить не только после освобождения заключенного, она должна начинаться с подготовки осужденного еще в колонии и логически завершаться в адаптационном центре на свободе, где обеспечивается поддержка при адаптации в гражданском обществе.
При ознакомлении с практикой иностранных государств по решению указанных вопросов можно обратить внимание, что для реализации комплексного подхода к профилактике преступлений и социальной адаптации правонарушителей образованы организации, известные как службы пробации. Анализируя деятельность этих государственных структур, заметим, что они не ставят в качестве своей основной задачи решение социально-реабилитационных проблем подопечных, а обеспечивают осуществление действующих программ.
Уже на стадии досудебного разбирательства ведется работа с нарушителем, во время которой изучаются его личностные качества, выясняются причины и обстоятельства, побудившие его совершить преступление, а также мотивы, способствующие возможности отказа от противоправных намерений. Кроме того, формируются рекомендации по принятию мер уголовно-процессуального пресечения. Для доклада в суде готовится материал о социальной безопасности подсудимого в целях вынесения приговора, не связанного с лишением свободы.
Ведется активная работа в рамках социальной помощи людям, отбывшим наказание. Оказывается содействие в получении регистрационных документов, поиске постоянного места жительства, устройстве на работу и т. д. Таким образом, еще до освобождения сотрудники службы осуществляют подбор оптимальной программы адаптации и возвращения к условиям нормальной жизни после завершения срока наказания.
Рассматривая ситуацию на территории Республики Крым и Севастополя, можно констатировать, что до сих пор на полуострове не существует специализированных учреждений для лиц, нуждающихся во временном размещении до момента их трудоустройства. Также отсутствуют программы и организации реабилитационного характера, необходимые для оказания помощи в адаптации ранее судимых граждан.
В частности, М.Н. Федоров пишет, что среди многих причин, отрицательно влияющих на решение обозначенных вопросов, важной является отсутствие у руководителей органов местного самоуправления четкого понимания задач и целей комплексной социальной адаптации лиц указанной категории. Их позиция не выходит за рамки деятельности существующих государственных учреждений - уголовно-исполнительных инспекций, служб участковых - уполномоченных полиции, комиссий по профилактике преступлений и иных правонарушений [7, с. 1056].
Кроме того, практически отсутствует какое-либо взаимодействие Федеральной службы исполнения наказаний, органов внутренних дел с государственными и муниципальными учреждениями, призванными обеспечивать оказание государственных услуг и помощь населению. Работа с бывшими осужденными сведена к минимуму или вообще является формальной, не проводятся учет и анализ результатов деятельности организаций уголовно-исполнительной системы по социальной реабилитации и адаптации отбывших наказание. Исходя из этого, можно сделать вывод, что большинство бывших заключенных остаются один на один со своими проблемами без поддержки государства.
Проанализировав ситуацию, сложившуюся в отношении данной категории граждан на территории Республики Крым и города Севастополя, мы полагаем, что для предупреждения совершения повторных преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и изменения положения в лучшую сторону в целом целесообразно принять следующие меры:
- создание государственной программы помощи гражданам, освободившимся из мест лишения свободы;
-формирование и внедрение комплексных программ по реабилитации ранее судимых граждан и утверждение соответствующих нормативно-правовых актов;
- рассмотрение вопроса о возможном создании многофункционального центра, работа которого будет представлять собой единый и надежный механизм, объединяющий в себе ресурсы как государственных органов и различных организаций, так и физических лиц; деятельность подобных учреждений должна быть направлена на профилактику рецидивной преступности в рамках уголовно-правовой политики на территории полуострова.
Такие центры должны реализовывать функции обучения и оказания помощи человеку, отбывшему наказание, на свободе, чтобы он постепенно привыкал к нахождению в социуме, не возвращался к преступной деятельности, а жил полноценной жизнью, принося пользу обществу. Кроме того, перед центрами социальной адаптации нужно поставить задачу по задействованию структур, на которые возможно законодательно возложить определенные должностные обязанности: изготовление наглядной информации по вопросам получения государственных услуг, в том числе раздаточного материала; оказание психологической и юридической помощи, содействующей нравственному развитию личности; организацию профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; оформление и замену документов, в частности обязательного медицинского страхования; помощь в трудоустройстве. Следует отметить необходимость тесного сотрудничества всех ведомств и организаций в обозначенной области.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция бывших осужденных в нормальную жизнь после отбывания наказаний - сложный и многогранный во всех отношениях процесс. Его результативность во многом зависит от ряда условий, из которых, на наш взгляд, нужно выделить основной - расширение взаимодействия Федеральной службы исполнения наказания с органами внутренних дел, службами занятости, учреждениями здравоохранения, религиозными, благотворительными и другими организациями в вопросах применения социально-педагогических технологий, целью которых является изменение социально-нравственных ориентиров
и установок человека еще до выхода на свободу. Кроме того, немаловажна реализация мероприятий, благоприятным образом влияющих на создание реальных условий для социальной адаптации в обществе указанной категории лиц после освобождения.
Ссылки:
1. Краткая характеристика состояния преступности в РФ за январь - апрель 2019 г. [Электронный ресурс] // МВД РФ : официальный сайт. 2019. 20 мая. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/16945572 (дата обращения: 01.07.2019).
2. Там же.
3. Там же.
4. Бараш Э.Э. Сютема установ виконання покарень // Право i безпека : науковый журнал. 2005. Т. 4, № 1. С. 41-43.
5. Бровский П.А. Проблемы социальной адаптации осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы: тендерный аспект // Женщина в российском обществе. 2009. № 2. С. 56-65.
6. Козаченко И.Я., Сергеев Д.Н. Постпенитенциарный контроль и борьба с рецидивной преступностью // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 2. С. 74-80.
7. Федоров М.Н. Заключенный вышел на свободу - что его ждет? // Экономика и социум. 2016. № 12 (31). С. 1055-1058.
References:
'A Brief Description of the State of Crime in the Russian Federation in January-April 2019' 2019, Official Website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, May 20, viewed 01 July 2019, <https://xn--b1aew.xn--p1ai/re-ports/item/16945572>, (in Russian).
Barash, EE 2005, 'The System of Enforcement Agencies', Pravo i bezopasnost': nauchnyy zhurnal, vol. 4, no. 1, pp. 41-43, (in Ukrainian).
Brovsky, PA 2009, 'Problems of Social Adaptation of Convicts Released from Prison: a Gender Aspect', Zhenshchina v ros-siyskom obshchestve, no. 2, pp. 56-65, (in Russian).
Fedorov, MN 2016, 'The Prisoner Was Released. What Awaits Him?', Ekonomika isotsium, no. 12 (31), pp. 1055-1058, (in Russian). Kozachenko, lYa & Sergeev, DN 2013, 'Post-Penitentiary Control and Fight against Recidivism', Kriminologichesky zhurnal Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava, no. 2, pp. 74-80, (in Russian).