Научная статья на тему 'Эффективная реализация уголовной ответственности: проблемы теории и правоприменительной практики'

Эффективная реализация уголовной ответственности: проблемы теории и правоприменительной практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL LIABILITY / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / CRIMINAL PENALTY / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / RELEASE FROM PUNISHMENT SERVING / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / PREVENTION OF CRIMES / RECURRENT CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стромов Владимир Юрьевич, Дворецкий Михаил Юрьевич

Рассматривается проблема повышения эффективности уголовной ответственности посредством создания необходимых условий жизни для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Обосновывается, что законодатель лишь провозглашает право осужденных, освобождаемых от ареста или лишения свободы на трудовое и бытовое устройство, получение других видов социальной помощи. Однако, по факту законодательно не предусматривается преимуществ, или преференций (прежде всего, при устройстве на работу или получении жилья) для реализации этой декларативной уголовно-исполнительной нормы. Предлагаются меры по предупреждению и профилактике рецидива лиц, отбывших наказания, в том числе освободившихся из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective realization of criminal liability: problems of the theory and law-enforcement practice

The problem of increase of efficiency of criminal liability by means of creation of necessary living conditions for the persons which are releasing from places of imprisonment is considered. Locates that the legislator only proclaims the right of condemned, released from arrest or imprisonment on the labor and household device, receiving other types of the social help. However upon legislatively it isn't provided advantages, or preferences (first of all, at employment or receiving housing), for realization of this declarative criminal and executive norm. In this regard, measures for the prevention and prevention of recurrence of the persons served sentences including released from places of imprisonment are offered.

Текст научной работы на тему «Эффективная реализация уголовной ответственности: проблемы теории и правоприменительной практики»

ЭФФЕКТИВНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ СТРОМОВ,

кандидат юридических наук, доцент, проректор по экономико-правовым вопросам и инфраструктурному развитию

Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина;

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ДВОРЕЦКИЙ, кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Тамбовского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: dvoretskiy-68@mail.ru

Аннотация. Рассматривается проблема повышения эффективности уголовной ответственности посредством создания необходимых условий жизни для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Обосновывается, что законодатель лишь провозглашает право осужденных, освобождаемых от ареста или лишения свободы на трудовое и бытовое устройство, получение других видов социальной помощи. Однако, по факту законодательно не предусматривается преимуществ, или преференций (прежде всего, при устройстве на работу или получении жилья) для реализации этой декларативной уголовно-исполнительной нормы. Предлагаются меры по предупреждению и профилактике рецидива лиц, отбывших наказания, в том числе освободившихся из мест лишения свободы.

Ключевые слова: уголовная ответственность, уголовное наказание, рецидивная преступность, освобождение от отбывания наказания, социальная адаптация, профилактика преступлений.

EFFECTIVE REALIZATION OF CRIMINAL LIABILITY: PROBLEMS OF THE THEORY AND LAW-ENFORCEMENT PRACTICE

VLADIMIR YURYEVICH STROMOV,

candidate of law, associate professor, vice President for economic and legal Affairs and the infrastructural development

of Tambov State University named after G.R. Derzhavina;

MIKHAIL YURYEVICHDVOREZKII, candidate of law, associate professor, dean of the law faculty of the Tambov branch of the Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation

Annotation. The problem of increase of efficiency of criminal liability by means of creation of necessary living conditions for the persons which are releasing from places of imprisonment is considered. Locates that the legislator only proclaims the right of condemned, released from arrest or imprisonment on the labor and household device, receiving other types of the social help. However upon legislatively it isn't provided advantages, or preferences (first of all, at employment or receiving housing), for realization of this declarative criminal and executive norm. In this regard, measures for the prevention and prevention of recurrence of the persons served sentences including released from places of imprisonment are offered.

Keywords: criminal liability, criminal penalty, recurrent crime, release from punishment serving, social adaptation, prevention of crimes.

Поскольку эффективность реализации уголовной ответственности фактически непосредственно связана с преступностью как исторически устойчивым социально-негативным массовым явлением, реально обусловленной оценкой государством совершенного деяния, фиксирующей отчуждаемость и неадаптацию индивида к официально декларируемой ценностно-нормативной системе, постольку именно данное обстоя-

тельство проявляется в формализации отдельных антисоциальных форм. В свою очередь, вследствие приобретения деянием характера и степени общественной опасности, это находит свое выражение как в совершении преступлений, так и в их совокупности, т.е. преступности. Нам необходимо констатировать, что рецидивная преступность, представляющая систему преступлений, совершаемых лицами, регулярно веду-

щими антиобщественный образ жизни, фактически зависит от непосредственных процессов маргинализации современного российского общества, реально происходящих в стране и в психологической структуре отдельной личности, постоянно находящейся в так называемом «пограничном состоянии». По нашему мнению, именно поэтому данный вид преступности представляет повышенный интерес в контексте исследования основополагающей уголовно-правовой категории «уголовная ответственность», будучи обусловленной тремя факторами:

1) характером общественной опасности;

2) степенью общественной опасности;

3) стабильными тенденциями увеличения количества преступлений, совершаемых рецидивистами.

Как нам представляется, статистически значимый фактор вызывает вполне обоснованное беспокойство отечественных криминологов, так как ежегодно фактически возрастает удельный вес ранее судимых лиц непосредственно из числа тех осужденных, кто реально уже совершал преступления с 23,3% в 2006 г. до 29,5% в 2012 г. На наш взгляд, данные официальной статистики о совершении преступления вновь почти 60% лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение первого года после своего освобождения, взаимосвязаны и полностью соотносятся с составляющей 60% так называемой «маргинальной преступностью» в общей совокупности всех преступлений, совершаемых в Российской Федерации.

Поскольку фактическая повышенная общественная опасность рецидивной преступности также непосредственно проявляется при изучении личности, прежде всего, особо опасного рецидивиста, то наиболее характерными обстоятельствами для него реально являются следующие типичные черты:

1) постоянность преступной деятельности, постепенно переходящая в антисоциальную профессию;

2) регулярное пренебрежение к правовым нормам;

3) систематическая нечувствительность виновного в совершении преступления лица к неоднократному осуждению к наказанию, в том числе к лишению свободы и иным мерам уголовно-правового характера.

Нам необходимо констатировать, что наибольшую общественную опасность из категории рецидивистов представляют субъекты, которые устойчиво сопротивляются их вовлечению в общественно-полезную деятельность, получению образования и специальности, сочетают свое неповиновение требованиям

администрации исправительно-трудового учреждения с уже сформировавшимся пенитенциарным поведением, стойким к любому внешнему воздействию как со стороны государства, так и членов общества. По нашему мнению, в контексте эффективной реализации уголовной ответственности необходимо исследовать воздействие, фактически оказываемое государством на лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, меры, непосредственно приводящие к их реальному исправлению, трудоустройству, решению бытовых проблем, являющиеся залогом оптимальной социальной адаптации в общественной жизни и выступающие ключевым фактором в предупреждении совершения новых преступлений. Вследствие того, что деятельность системы государственных органов Российской Федерации по подготовке разных категорий осужденных к освобождению хронологически начинается задолго до того момента, когда происходит данное событие, то согласно положениям ч. 1 ст. 180 УИК РФ: «Не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора суда в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства об его предстоящем освобождении, о наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях». Как нам представляется, наиболее детальнее именно данная деятельность регламентируется в Инструкции № 2 «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 13 января 2006 г. Так, на основании положений этого ведомственного документа предусматривается целый комплекс последовательно осуществляемых администрацией ИУ предупредительно-профилактических подготовительных мероприятий, которые начинаются не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы, включающих в себя следующие этапы:

1) проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после своего освобожде-

ния из мест лишения свободы; имеется ли у него связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними; его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, учреждение, организацию, где он работал до осуждения;

2) проведение занятий с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;

3) получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;

4) рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.

В свою очередь, в соответствии с поступившим письменным заявлением осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желании трудоустроиться администрация, ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Также предварительные результаты, полученные по переписке, доводятся до заявителя. На основании полученных результатов проведенной работы, при освобождении лица из мест лишения свободы, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, ему выдается соответствующее письмо в службу занятости, предприятие, учреждение или организацию.

Поскольку фактически цель и задачи непосредственно осуществляемых государственными органами действий реально являются вполне обоснованными и достаточно логичными, то исходя из уже имеющейся детальной правовой регламентации данного процесса, вызывает интерес оптимальность форм, содержания и эффективности именно этих занятий в контексте реализации уголовной ответственности. Вследствие того, что занятия проводятся в группе социальной защиты осужденных ИУ Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ, являющейся структурным подразделением учреждения, положение о группах, определяющее назначение и содержание ее деятельности, цели, задачи, функции, права и обязанности сотруд-

ников, утверждены Приказом ведомства от 30 декабря 2005 г. № 262. Согласно именно данному Положению устанавливается порядок оказания администрацией ИУ содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, в том числе имеющего перед собой достижение следующих целей:

1) создание предпосылок для исправления и ре-социализации осужденных;

2) создание предпосылок для успешной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы.

В свою очередь, этот ведомственный акт предполагает также комплексную реализацию создаваемыми группами следующих задач:

1) подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в «Школе подготовке осужденных к освобождению», привлечение к их проведению заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб;

2) содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных, в их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных;

3) оказание консультативной помощи осужденным в подготовке необходимых документов для получения паспорта, а также принятие мер по получению документов, подтверждающих их право на социальное обеспечение;

4) привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения.

В свою очередь, процесс освобождения из ИУ лиц, отбывших наказание, согласно положениям Инструкции № 2 «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 13 января 2006 г., также предусматривает их обеспечение:

1) бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда, единовременным денежным пособием;

2) при реальном отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осуж-

денные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет государства;

3) продукты питания, одежда, выдача единовременного денежного пособия, оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрациями ИУ, исполняющих наказание.

На наш взгляд, аналогичные правовые нормы фактически были непосредственно закреплены отечественным законодателем и в ст. 181 УИК РФ, а также их исполнение регламентировано в положениях двух актов федерального органа исполнительной власти:

1) постановление Правительства РФ «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания» от 24 октября 1997 г. № 1358;

2) постановление Правительства РФ «О размере единовременного денежного пособия, которое должно быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» от 25 декабря 2006 г. № 800.

В свою очередь, необходимо констатировать, фактическую декларативность целого ряда уголовно-исполнительных норм в отечественной системе отраслевых правовых актов, непосредственно регламентирующих оказание содействия в реальном разнообразном устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, тем самым затрудняя эффективную реализацию уголовной ответственности. Так, по нашему мнению, на основании ст. 182 УИК РФ отечественный законодатель нелогично только лишь провозглашает право осужденных, освобождаемых от ареста или лишения свободы на трудовое и бытовое устройство, получение других видов социальной помощи исходя из положений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. Однако, при этом им законодательно не предусматривается сколько-нибудь определенных преимуществ или конкретных преференций, столь бесспорно необходимых для отбывших наказание лиц для реализации именно этой чисто декларативной уголовно-исполнительной нормы, прежде всего, при устройстве на работу или получении жилья. Как нам представляется, фактическое решение данной актуальной проблемы непосредственно предполагает комплексный подход к правовому регулированию именно этой сферы как на федеральном уровне, путем внесения соответствующих изменений и дополнений отраслевого законодательства, так и корреляции нормативной базы субъектов Рос-

сийской Федерации и их муниципальных образований. Так, на наш взгляд, наиболее перспективными и унифицированными предупредительно-профилактическими формами воздействия, целенаправленными на данную категорию лиц в целом, могут выступать:

1) создание постоянно действующих комиссий по социально-правовой помощи гражданам, нуждающимся в социальной адаптации;

2) систематическое ведение учета разных категорий граждан, освобожденных от отбывания наказания и (или) иных мер уголовно-правового характера, нуждающихся в социальной адаптации;

3) разнообразное стимулирование деятельности организаций, предприятий, учреждений различных организационно-правовых форм собственности, предоставляющих рабочие места гражданам, нуждающимся в социальной адаптации, создающих и содержащих ночлежные дома, иные специализированные объекты;

4) регулярное проведение государственного мониторинга условий трудового и бытового устройства граждан, нуждающихся в социальной адаптации, обратившихся за этим видом социальной помощи;

5) комплексное проведение воспитательной работы с разными категориями граждан, освобожденных от отбывания наказания и (или) иных мер уголовно-правового характера, нуждающихся в социальной адаптации.

Нам необходимо констатировать, что фактическая реализация данных предупредительно-профилактических форм воздействия должна осуществляться посредством проведения следующих мероприятий в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы:

1) систематическое содействие в положительном решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудовой занятости, медицинского обслуживания, социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации к новым условиям жизни;

2) постоянное ведение целенаправленного правового воспитания для корректировки и изменения устойчивой антиобщественной позиции граждан, освобожденных от отбывания наказания и (или) иных мер уголовно-правового характера, на нейтральную или социально полезную.

Поскольку фактически порядок оказания лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, регламентируется в Российской Федерации только лишь декларативно, то, безусловно, именно они непосредст-

венно относится к категории особо нуждающихся граждан в постоянной социальной защите, так как реально не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда, систематически испытывая трудности в поиске работы. По нашему мнению, в организациях, учреждениях, на предприятиях должны систематически резервироваться рабочие места по отдельной целевой квоте для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, число которых необходимо определять специально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области труда и занятости населения и его органами местного самоуправления. В свою очередь, как нам представляется, фактическое исключение из этого правила непосредственно составляют те организации, учреждения, предприятия, где рабочие места для указанных категорий граждан реально не могут резервироваться согласно их имеющемуся правовому статусу и занимаемому положению в государстве и обществе:

1) органы государственной власти разного уровня и органы местного самоуправления;

2) правоохранительные и контролирующие органы;

3) общественные объединения инвалидов;

4) юридические лица, в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение об их ликвидации.

На наш взгляд, предлагаемые нами меры социальной адаптации и превенции возможного продолжения преступной деятельности в дальнейшем лицами, освобожденными, из мест лишения свободы позволит комплексно и эффективно реализовывать уголовную ответственность поэтапно:

1) существенным образом снизить долю лиц, ранее уже осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу;

2) регулярно увеличивать долю трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в общем количестве лиц, обратившихся в центры занятости населения за социальной помощью;

3) многократно увеличить долю лиц, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальную помощь, в общем количестве лиц обратившихся за ее получением;

4) окончательно сформировать общефедеральную постоянно действующую и максимально дей-

ственную систему социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, основанную на межведомственной координации и взаимодействии органов государственной власти разного уровня, органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий;

5) привлечь на регулярной основе государственные институты, общественные организации и религиозные конфессии к решению актуальных проблем борьбы с преступностью, в том числе ресоциализа-ции лиц, освободившихся из мест лишения свободы, предупреждению совершения ими и иными лицами новых преступлений.

Нам необходимо констатировать, что фактически крайне негативное влияние лица, отбывшие уголовное наказание в виде лишения свободы, оказывают непосредственно на состояние законности и общественной безопасности в стране. В свою очередь, реальное же отсутствие надежных, закрепленных в отраслевом законодательстве социальных гарантий для лиц с криминальным прошлым, имеющих трудности в бытовом и трудовом устройстве осложняют процесс их ресо-циализации, приводя к повторным правонарушениям со стороны данной категории граждан.

Фактически значительная часть граждан, непосредственно освободившихся из мест лишения свободы, реально не имеет постоянного места жительства, нуждается в систематической социальной адаптации в специализированных учреждениях, основывающих свою деятельность на специальных методиках и индивидуальном подходе. По нашему мнению, основными причинами и условиями массовости бездомности лиц, освободившихся из мест лишения свободы, является целый ряд следующих объективных и субъективных обстоятельств:

1) тюремное заключение, когда исходя из положений отечественного отраслевого законодательства, действовавших вплоть до 1995 г., каждый осужденный на срок более шести месяцев подлежал обязательному, т.е. автоматическому выписыванию с места постоянного жительства;

2) постоянные мошеннические махинации с недвижимостью данной категории граждан, при отсутствии каких-либо определенных государственных гарантий, закрепленных в нормах отраслевого законодательства;

3) систематические семейно-бытовые проблемы и регулярные конфликты, приводящие, как правило,

к потере социально полезных связей с родственниками, близкими людьми, коллегами по работе;

4) предварительный личный осознанный выбор индивида, фактически в пользу непосредственно маргинализации, реально включающей в себя, в том числе алкоголизацию, наркотизацию, «постоянное одалживание и жизнь в долг», устойчивый антиобщественный образ жизни, постоянное совершение правонарушений и в дальнейшем преступлений;

5) обязательное увольнение с предприятия, из организации, или учреждения, предоставившего работнику ведомственное жилье на время работы, с последующим его изъятием у уволенного лица.

Как нам представляется, фактически в отношении именно данной категории граждан, освободившихся из мест лишения свободы, необходимо комплексно непосредственно осуществлять следующие предупредительно-профилактические мероприятия по их реальной социальной адаптации:

1) постоянная государственная помощь в установлении оснований назначения пенсий, пособий, определении групп инвалидности;

2) официальное направление в дома-интернаты лиц из данной категории граждан, подлежащих, согласно действующему отраслевому законодательству РФ, обязательному интернированию;

3) регулярное оказание помощи в восстановлении социально-полезных контактов с родственниками,

близкими людьми, коллегами по прежней работе, возвращение в имеющиеся неполные семьи;

4) систематическая подготовка высококвалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием, их переподготовка с присвоением более высоких разрядов с гарантированным после освобождения трудоустройством по полученной специальности;

5) создание унифицированной общефедеральной постоянно действующей информационно-аналитической системы учета осужденных, освобождающихся от отбывания наказания, в том числе из мест лишения свободы и (или) иных мер уголовно-правового характера, на основании разработки персонифицированных данных социальной карты осужденного.

На наш взгляд, фактически предлагаемый нами комплекс мер по предупреждению рецидива лиц, отбывших наказания, в том числе освободившихся из мест лишения свободы, и (или) иные меры уголовно-правового характера должен позитивным образом повлиять на улучшение состояния законности и общественного правопорядка в РФ. Нам необходимо констатировать, что оптимизация стратегии уголовно-правовой сферы правовой политики в направлении эффективной реализации уголовной ответственности следует последовательно обращать к защите прав и свобод личности в той мере, в какой это соответствует принципам справедливости и гуманизма.

р

ж ■ЯГу

'-

УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ

■ПРАВО : г.> 1 юс ш^цлы-е

Ж

ТЬ--

Уголовно-исполнительное право: учеб. пособие / под ред. С.Я. Лебедева, С.М. Иншакова; 7-е изд., пе-рераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и предмета уголовно-исполнительного права, системы уголовно-исполнительного законодательства, правового положения лиц, в отношении которых исполняется наказание, общих принципов исполнения наказания.

Освещены вопросы исполнения всех видов уголовных наказаний (обязательные работы, ограничение свободы, арест) и наказаний, применяемых в отношении осужденных военнослужащих. Рассмотрены освобождение от отбывания наказания, участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека, тюремные системы зарубежных стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.