Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТОКА НА ООПТ НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТОКА НА ООПТ НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ (ООПТ) / РЕГУЛИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИОННАЯ НАГРУЗКА / РЕКРЕАЦИОННАЯ ЁМКОСТЬ / ПРИРОДНЫЙ ПАРК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Меньшакова М. Ю., Гайнанова Р. И.

Развитие туризма рассматривается как один из инструментов интеграции ООПТ в социально-экономическое развитие регионов. Данный подход ставит задачу поиска баланса между рекреационным освоением и реализацией природоохранных функций ООПТ. Эффективным механизмом обеспечения устойчивого развития территорий является нормирование рекреационных нагрузок при развитии туристического потенциала с учетом специфики каждой ООПТ. В статье приведён анализ нормативно-правовой базы в сфере регулирования туристского потока, нормирования рекреационных нагрузок и определения рекреационной ёмкости природных территорий. Показано, что значимость устойчивого развития туризма и рекреации отражена в законодательстве о туристской деятельности, в сфере лесных отношений и ООПТ. Установлено, что методические подходы для определения рекреационной ёмкости разработаны преимущественно для территорий, расположенных в лесной зоне РФ, что ограничивает возможности их применения для наиболее аттрактивных ООПТ Мурманской области с горными и тундровыми ландшафтами. Регулирование рекреационных нагрузок в Арктической зоне требует разработки адаптированных методик определения рекреационной ёмкости с учетом соответствующих типов ландшафтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY CHALLENGES IN TOURISM REGULATION ON PROTECTED AREAS OF THE MURMANSK REGION

The development of tourism is considered as one of the tools for integrating protected areas into the socio-economic development of the regions. This approach sets the task of finding a balance between recreational development and the implementation of environmental protection functions of protected areas. An effective mechanism for ensuring the sustainable development of territories is the regulation of recreational loads in the development of tourism potential, taking into account the specifics of each protected area. The article provides an analysis of the regulatory framework in the field of regulation of the tourist flow, regulation of recreational loads and determination of the recreational capacity of natural areas. It is shown that the importance of sustainable development of tourism and recreation is reflected in the legislation on tourism activities, in the field of forest relations and protected areas. It has been established that methodological approaches for determining the recreational capacity have been developed mainly for territories located in the forest zone of the Russian Federation, which limits the possibility of their application for the most attractive protected areas of the Murmansk region with mountain and tundra landscapes. The regulation of recreational loads of the territory in the Arctic zone requires the development of adapted methods for determining the recreational capacity, taking into account the corresponding types of landscapes.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТОКА НА ООПТ НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 502.4

М. Ю. Меньшакова Р. И. Гайнанова2

1

Проблемы регулирования туристского потока на ООПТ на примере Мурманской области_

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», г. Мурманск, Российская Федерация 1e-mail: [email protected] 2e-mail: [email protected]

Аннотация. Развитие туризма рассматривается как один из инструментов интеграции ООПТ в социально-экономическое развитие регионов. Данный подход ставит задачу поиска баланса между рекреационным освоением и реализацией природоохранных функций ООПТ. Эффективным механизмом обеспечения устойчивого развития территорий является нормирование рекреационных нагрузок при развитии туристического потенциала с учетом специфики каждой ООПТ. В статье приведён анализ нормативно-правовой базы в сфере регулирования туристского потока, нормирования рекреационных нагрузок и определения рекреационной ёмкости природных территорий. Показано, что значимость устойчивого развития туризма и рекреации отражена в законодательстве о туристской деятельности, в сфере лесных отношений и ООПТ. Установлено, что методические подходы для определения рекреационной ёмкости разработаны преимущественно для территорий, расположенных в лесной зоне РФ, что ограничивает возможности их применения для наиболее аттрактивных ООПТ Мурманской области с горными и тундровыми ландшафтами. Регулирование рекреационных нагрузок в Арктической зоне требует разработки адаптированных методик определения рекреационной ёмкости с учетом соответствующих типов ландшафтов.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории (ООПТ), регулирование, устойчивое развитие, экологический туризм, рекреационная нагрузка, рекреационная ёмкость, природный парк.

В Российской Федерации устойчивое развитие регионов все чаще связывают с развитием внутреннего туризма. Наиболее актуально это для тех регионов, в которых социально-экономическое развитие обеспечивалось за счет функционирования узко специализированных промышленных предприятий, зачастую являющихся градообразующими. Спад производства или закрытие таких предприятий становятся критическими факторам для экономического положения таких муниципалитетов. В Мурманской области действует целый ряд предприятий, играющих ключевую роль в социально-экономическом развитии территорий их присутствия: АО «Кольская ГМК» для города Мончегорск и Печенгского муниципального округа, АО «Олкон» для города Оленегорск с подведомственной территорией, АО «Ковдорский ГОК» для города Ковдор, ООО «Ловозерский ГОК» для п.г.т. Ревда и с. Ловозеро, АО «Апатит» и АО «СЗФК» для городов Апатиты, Кировск и н.п. Коашва. Закрытие плавильного цеха

Введение

АО «Кольская ГМК» в пгт Никель в 2019 году привело к необходимости разработки новой концепции развития муниципального образования, и в качестве одного из направлений предложено развитие и продвижение туристского продукта на территории присутствия предприятия. Таким образом, реализация туристского потенциала может рассматриваться как альтернатива промышленному производству в условиях необходимости принятия мер по стабилизации социально-экономической ситуации территорий.

Примечательно, что в приведенном примере с закрытием плавильного цеха концепция социально-экономического развития муниципального образования предусматривает реализацию туристического потенциала находящегося на его территории природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний» - одной из наиболее популярных ООПТ региона, где в качестве турпродукта предлагается экстремальный туризм.

Мурманская область в целом имеет значительные возможности для развития туристической отрасли, что обусловлено географическим положением, транспортной доступностью, высоким разнообразием природных аттрактантов. Привлекательность региона связана с возможностью наблюдения за северными сияниями, пребывания на территории в период полярной ночи и полярного дня, посещения самой северной точки европейской части России, организации лыжных, горных, водных и рыболовных туров, бердвотчинга, геологических, ботанических и этнографических экскурсий. Туристский потенциал региона позволяет сформировать туристские продукты на самый разный вкус и бюджет.

Высокая оценка аттрактивности региона дана в целом ряде работ [1-4]. ООПТ Мурманской области имеют значительный потенциал для развития экологического туризма [5, 6]. Данное направление туризма оценивается как наиболее щадящий, природоориентированный, вид туризма, не наносящий существенного вреда экосистемам Тем не менее, туризм, связанный с отдыхом в природных экосистемах, неизбежно создает угрозы для их состояния и зачастую приводит к различным повреждениям, количественное определение степени опасности и ущерба от которых затруднительно.

Отводя туризму роль драйвера социально-экономического развития, региональные власти создают предпосылки для увеличения туристского потока. Это осуществляется за счет продвижения региональных турпродуктов, а также государственной поддержки субъектов туриндустрии Правительством Мурманской области. Благодаря принятым мерам за последние пять лет число туристов, посетивших регион, возросло с 330 тыс. до 486,2 тыс. человек, в том числе увеличивается поток туристов на ООПТ. Долгое время развитие туризма на охраняемых территориях сдерживалось за счет их труднодоступности, отсутствия инфраструктуры туристского назначения (объектов размещения, общественного питания и т.д.). Для наиболее популярных природных парков Мурманской области «Териберка» и «Полуострова Рыбачий и Средний» влияние данных факторов постепенно снижается за счет увеличения количества турфирм, строительства на граничащих с ООПТ участках объектов инфраструктуры.

В этой связи возникает острая необходимость нормирования туристского потока. И если в заповедниках, имеющих наиболее строгий природоохранный режим, исключающий возможность посещения территории без сопровождения сотрудника и предусматривающий запрет на посещение наиболее ценных участков, то риски, связанные с нерегулируемой рекреацией, в национальных и

природных парках, заказниках и памятниках природы, на которых возможно самостоятельное пребывание туристов, становятся все более очевидными. Важность оценки таких рисков и урегулирования конфликта между развитием туризма и охраной окружающей среды на ООПТ подчеркивается многими авторами [7-12].

Для разработки мер по нормированию туристического потока большое значение имеет определение рекреационной ёмкости территории. Корректная оценка рекреационной ёмкости является обязательным условием принятия рациональных решений по регулированию рекреационных нагрузок. Существуют различные подходы к оценке этого параметра [13], при этом специфика территорий, расположенных в Арктической зоне РФ, как правило, не учитывается. Тем не менее определение рекреационной емкости не является обязательным требованием, закрепленном на уровне нормативно-правовых актов, регулирующих создание и функционирование ООПТ.

Цель данной работы заключалась в анализе нормативно-правовой базы нормирования туристического потока и определения рекреационной ёмкости территорий, расположенных в Мурманской области.

Материалы и методы

Были проанализированы нормативно-правовые акты и ведомственные документы, определяющие государственную политику в области туризма, развития, функционирования и управления ООПТ, а также нормативные документы в сфере лесных отношений, регулирующие рекреационное освоение лесов.

Результаты и обсуждение

Анализ нормативно-правовых документов выявил пробелы и несоответствия в действующем законодательстве, которые не позволяют создать работающие механизмы оценки рекреационной ёмкости туристических территорий. В Стратегии развития туризма до 2035 года [14] проведение такой оценки фактически отражено как обязанность органов власти и хозяйствующих субъектов. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [15] декларирует необходимость нормирования рекреационных нагрузок.

Лесное законодательство РФ предусматривает обязательную оценку рекреационной ёмкости при использовании лесов в рекреационных целях с помощью Временной методики [16], которая содержит классификацию видов рекреационной деятельности и позволяет определять рекреационную емкость лесных территорий. Временная методика является на данный момент единственным утвержденным документом в сфере нормирования рекреационных нагрузок. Она применяется с 1987 года и не учитывает появившиеся в последнее время виды рекреационной деятельности, например, популярные в горных и тундровых, но относящихся к лесному фонду, районах Мурманской области снегоходные туры, которые не могут быть отнесены ни к спортивному туризму, ни к экскурсиям. Однако такой вид деятельности способен оказывать достаточно значительное воздействие на окружающую среду, которое выражается в уплотнении снегового покрова, негативно сказывающееся на зимующих

растениях и животных: при тонком снеговом покрове повреждаются ветки тундровых кустарников, также происходит загрязнение выхлопными газами двигателей и нефтепродуктами.

Также утвержденная методика ориентирована на применение в лесных экосистемах РФ и не позволяет делать оценки для тундровых, горных, приморских и других ландшафтов. Определение рекреационной ёмкости в лесных сообществах Кольского полуострова по Временной методике может привести к некорректной оценке воздействия, поскольку для бореальных лесов характерны крайне низкая мощность почв и поверхностное залегание корневых систем. По этой причине даже очень интенсивные рекреационные нагрузки приводят не к разрушению почвы до минеральной материнской породы, а обнажению корней древесных растений, которые располагаются очень плотно в поверхностном слое почвы.

К уязвимым экосистемам в Мурманской области можно отнести морские литорали, которые обладают высокой аттрактивностью, а в ряде случаев служат единственным возможным местом проезда к определенным туристическим объектам на побережье. Произвести оценку повреждений с использованием Временной методики на литорали не представляется возможным.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2020 года № 1039 [17] содержит нормы, направленные на повышение доступности объектов рекреации для туристов, в том числе маломобильных граждан. Документом рекомендовано при установлении платы за посещение ООПТ учитывать спрос, сезонность, наличие инфраструктуры, достопримечательных и ценных в природоохранном отношении объектов. Обязательное требование оценки рекреационной ёмкости ООПТ при обустройстве туристических маршрутов для посещения их разными категориями туристов указанным постановлением не предусмотрено.

Важным документом, содержащим указание на необходимость проведения оценки предельно допустимых нагрузок и определения путей минимизации негативного воздействия на природные экосистемы, является действующая Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года [18]. В Концепции ООПТ отведена особая роль в создании условий для развития регулируемого туризма и рекреации.

Законом Мурманской области «Об особо охраняемых природных территориях» [19], а также Концепцией развития ООПТ Мурманской области до 2025 года и на перспективу до 2035 года [20] в качестве одной из целей функционирования и развития сети ООПТ Мурманской области определена реализация социально-экономических интересов региона через развитие природного и экологического туризма. Концепция в качестве правового механизма обеспечения устойчивого рекреационного освоения территорий предусматривает утверждаемый положением об ООПТ природоохранный режим.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие создание и функционирование ООПТ, не содержат требований по проведению оценки рекреационной ёмкости при подготовке обоснований придания территориям статуса ООПТ в Мурманской области [21-23].

Выводы

Анализ нормативно-правовой базы нормирования туристического потока и определения рекреационной ёмкости ООПТ, расположенных в Мурманской области показал, что в действующем правовом поле оценка рекреационной ёмкости территорий является обязательным требованием только для земель лесного фонда. При этом действующая Временная методика не позволяет корректно оценивать рекреационную ёмкости не только в горных, тундровых и приморских экосистемах, но и в северной тайге и лесотундре. Для ООПТ оценка рекреационной ёмкости территорий не является обязательным требованием ни на этапе создания, ни на этапе функционирования. Такая ситуация создает риски нерационального установления границ функциональных зон, режимов охраны таких территорий, и в конечном итоге превышения рекреационных нагрузок.

Таким образом, как федеральном, так и на региональном уровнях признается важность регулирования рекреационных нагрузок, однако методические подходы и механизмы реализации этой задачи разработаны не достаточно.

Исследование выполнено в рамках инициативного проекта МАГУ «Мониторинг растительного и животного мира Арктики».

Литература

1. Sevastyanov D. V. Рекреационное природопользование и туризм в планах нового освоение севера России // Арктика и север [Arctic and North], 2018. № 30. С. 23-39. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32756142

2. Петрова О. В., Боровичев Е. Экотуризм в Зеленом поясе Фенноскандии: предпосылки, проблемы и особенности (на примере Мурманской области). // Труды Карельского научного центра РАН. 2019. № 4. с. 166-181. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekoturizm-v-zelenom-poyase-fennoskandii-predposylki-problemy-i-osobennosti-na-primere-murmanskoy-oblasti/viewer

3. Yakovchuk A. A. 2020. Tourism industry development issues in the Arctic zone of the Russian Federation. // Арктика и север [Arctic and North]. 2020. № 38. S. 5572. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42579699

4. Huber M., Iakovleva O., Zhigunova G., Menshakova M., Gainanova R Can the Arctic be saved for the next generations? Study of examples and internships in Murmansk region // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Сер. «Scientific and Technical Findings of the Arctic Exploration 2020: Present and Future». 2021. С. 012031. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/678/1/012031

5. Гайнанова Р. И., Поторочин Е. О. Бёрдвотчинг как направление развития туризма на ООПТ Мурманской области. В сборнике: Проблемы развития индустрии туризма. Сборник статей V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2019. С. 112-117. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42908923.

6. Петрова О. В. Оценка экотуристического потенциала особо охраняемых природных территорий Мурманской области. // Вестник Кольского научного центра РАН. 2020. Т. 12. № 4. С. 5-13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ekoturisticheskogo-potentsiala-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriy-murmanskoy-oblasti

7. Масилевич Н. А. Методические основы экологического нормирования туристической нагрузки на особо охраняемые природные территории // Труды БГТУ. 2010. № 7. С. 67-70. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22151754

8. Плотникова В. С., Васильева А. В. Рекреационная емкость как организационно-экономический инструмент развития экологического туризма на особо охраняемой природной территории // Экономические отношения. 2019. Том 9. № 3. С. 2191-2202. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41243702

9. Yuxi Z., Linsheng Zh., Wang L., Hu Y. Measuring the conflict tendency between tourism development and ecological protection in protected areas: A study on National Nature Reserves in China. // Applied Geography. 2022. 142(2). 102690. D01:10.1016/j.apgeog.2022.102690 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/359905611_Measuring_the_conflict_tende ncy_between_tourism_development_and_ecological_protection_in_protected_areas _Astudy_on_National_Nature_Reserves_in_China

10. Меньшакова М. Ю., Гайнанова Р. И., Поторочин Е. О. Распространение редких видов растений на территории природного прка «Полуострова Рыбачий и Средний» (Мурманская область) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2022. № 2. С. 71-77. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48702808

11. Гайнанова Р. И., Меньшакова М. Ю. Ценопопуляции горечавочки золотистой (Gentianella aurea (L.) H. Smith) на территории природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний» // Естественные науки. 2017. № 4 (61). С. 27-31. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32423429

12. Гайнанова Р. И., Меньшакова М. Ю. Ценопопуляции родиолы розовой на территории природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний» // Естественные и технические науки. 2016. № 11 (101). С. 46-49. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28153362

13. Экологическая ёмкость туристских территорий: подходы к оценке, индикаторы и алгоритмы расчета: коллективная монография / Д. Ю. Землянский, О. А. Климанова, О. А. Илларионова, Е. Ю. Колбовский. Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. М.: ВАВТ, 2020. 120 с.

14. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/

15. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-Ф3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/

16. Временная методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы при организации туризма, экскурсий, массового повседневного отдыха и временные нормы этих нагрузок. М.: Изд-во Госкомлеса СССР, 1987, 35 с.

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2020 года № 1039 «Об утверждении Правил определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357206/92d969e26a4326c5d0 2fa79b8f9cf4994ee5633b/

18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года № 2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и плана мероприятий по реализации по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124870/

19. Закон Мурманской области от 10.07.2007 №871-01-ЗМО «Об особо охраняемых природных территориях в Мурманской области»/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/913512021

20. Постановление Правительства Мурманской области от 3 марта 2022 г. № 135-ПП «Об утверждении Концепции функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения Мурманской области до 2025 года и на перспективу до 2035 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5100202203090016?index=0&rang eSize=1

21. Постановление Правительства Мурманской области от 15.10.2020 №701 -ПП «Об утверждении порядка подготовки и состава материалов, обосновывающих создание особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменение режима их особой охраны». Консультант-Плюс: дата обращения 09.05.2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5100202010190005?rangeSize= 10

22. Приказ Минприроды РФ от 19 марта 2012 года № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Консультант-Плюс: дата обращения 09.05.2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _128517/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb 1 ddafdaddf518/

23. Приказ ФГБУ «ВНИИ Экология» от 09.08.2016 №18 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных государственных бюджетных учреждений (государственных природных заповедников, национальных парков, объединенных дирекций ООПТ) по подготовке и представлению сведений для ведения государственного кадастра ООПТ федерального значения». Консультант-Плюс: дата обращения 09.05.2021.

M. Yu. Menshakova1

2

R. I. Gajnanova

Regulatory challenges in tourism regulation on protected areas of the Murmansk region

Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russian Federation 1e-mail: [email protected] 2e-mail: [email protected]

Abstract. The development of tourism is considered as one of the tools for integrating protected areas into the socio-economic development of the regions. This approach sets the task of finding a balance between recreational development and the implementation of environmental protection functions of protected areas. An effective mechanism for ensuring the sustainable development of territories is the regulation of recreational loads in the development of tourism potential, taking into account the specifics of each protected area. The article provides an analysis of the regulatory framework in the field of regulation of the tourist flow, regulation of recreational loads and determination of the recreational capacity of natural areas. It is shown that the importance of sustainable development of tourism and recreation is reflected in the legislation on tourism activities, in the field of forest relations and protected areas. It has been established that methodological approaches for determining the recreational capacity have been developed mainly for territories located in the forest zone of the Russian Federation, which limits the possibility of their application for the most attractive protected areas of the Murmansk region with mountain and tundra landscapes. The regulation of recreational loads of the territory in the Arctic zone requires the development of adapted methods for determining the recreational capacity, taking into account the corresponding types of landscapes.

Keywords: protected areas, regulation, sustainable development, ecological tourism, recreational load, recreational capacity.

References

1. Sevastyanov D. V. Rekreacionnoe prirodopol'zovanie i turizm v planah novogo osvoenie severa Rossii. // Arktika i Sever [Arctic and North], 2018. № 30. S. 23-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32756142

2. Petrova O. V., Borovichev E. A. Ecoturizm v v Zelenom poyase Fennoskandii: predposylki, problemy i osobennosti (na primere Murmanskoj oblasti). // Trudy Karel'skogo nauchnogo centra RAN. 2019. № 4. S. 166-181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekoturizm-v-zelenom-poyase-fennoskandii-predposylki-problemy-i-osobennosti-na-primere-murmanskoy-oblasti/viewer (in Russian)

3. Yakovchuk A. A. 2020. Tourism industry development issues in the Arctic zone of the Russian Federation // Arktika i Sever [Arctic and North]. 2020. № 38. S. 55-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42579699 (in Russian)

4. Huber M., Iakovleva O., Zhigunova G., Menshakova M., Gainanova R Can the Arctic be saved for the next generations? Study of examples and internships in Murmansk region // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Сер. «Scientific and Technical Findings of the Arctic Exploration 2020: Present and

Future». 2021. S. 012031. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/678/1/012031

5. Gajnanova R. I., Potorochin E. O. Byordvotching kak napravlenie razvitiya turizma na OOPT Murmanskoj oblasti. // Problemy razvitiya industrii turizma. Sbornik statej V Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 112-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42908923 (in Russian)

6. Petrova O. V. Ocenka ekoturisticheskogo potenciala osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij Murmanskoj oblasti // Vestnik Kol'skogo nauchnogo centra RAN. 2020. T. 12. № 4. S. 5-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ekoturisticheskogo-potentsiala-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriy-murmanskoy-oblasti (in Russian)

7. Masilevich N. A. Metodicheskie osnovy ekologicheskogo normirovaniya turisticheskoj nagruzki na osobo ohranyaemye prirodnye territorii // Trudy BGTU. 2010. № 7. S. 67-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22151754 (in Russian)

8. Plotnikova V. S., Vasil'eva A.V. Rekreacionnaya emkost' kak organizacionno-ekonomicheskij instrument razvitiya ekologicheskogo turizma na osobo ohranyaemoj prirodnoj territorii // Ekonomicheskie otnosheniya. 2019. Tom 9. № 3. S. 2191-2202. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41243702 (in Russian)

9. Yuxi Z., Linsheng Zh., Wang L., Hu Y. Measuring the conflict tendency between tourism development and ecological protection in protected areas: A study on National Nature Reserves in China. // Applied Geography. 2022. 142(2). 102690. DOI: 10.1016/j. apgeog.2022.102690. URL: https://www.researchgate.net/publication/359905611_Measuring_the_conflict_tende ncy_between_tourism_development_and_ecological_protection_in_protected_areas _Astudy_on_National_Nature_Reserves_in_China

10. Menshakova M. YU., Gajnanova R. I., Potorochin E. O. Rasprostranenie redkih vidov rastenij na territorii prirodnogo prka «Poluostrova Rybachij i Srednij» (Murmanskaya oblast') // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Geografiya. Geoekologiya. 2022. № 2. S. 71-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48702808 (in Russian)

11. Gajnanova R. I., Menshakova M. YU. Cenopopulyacii gorechavochki zolotistoj (Gentianella aurea (L.) H. Smith) na territorii prirodnogo parka «Poluostrova Rybachij i Srednij» // Estestvennye nauki. 2017. № 4 (61). S. 27-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32423429 (in Russian)

12. Gajnanova R. I., Men'shakova M. YU. Cenopopulyacii rodioly rozovoj na territorii prirodnogo parka «Poluostrova Rybachij i Srednij» // Estestvennye i tekhnicheskie nauki. 2016. № 11 (101). S. 46-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28153362 (in Russian)

13. Ekologicheskaya yomkost' turistskih territorij: podhody k ocenke, indikatory i algoritmy rascheta: kollektivnaya monografiya / D. YU. Zemlyanskij, O. A. Klimanova, O. A. Illarionova, E. YU. Kolbovskij. Vserossijskaya akademiya vneshnej torgovli Minekonomrazvitiya Rossii. M.: VAVT, 2020. 120 s. (in Russian)

14. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 20.09.2019 № 2129-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/ (in Russian)

15. Federal'nyj zakon «Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» ot 24.11.1996 №132-FZ. URL:http://www.consultant.ru/ cons_doc_LAW_12462 (in Russian)

16. Vremennaya metodika opredeleniya rekreacionnyh nagruzok na prirodnye kompleksy pri organizacii turizma, ekskursij, massovogo povsednevnogo otdyha i vremennye normy etih nagruzok. M.: Izd-vo Goskomlesa SSSR, 1987, 35 s. (in Russian)

17. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13.07.2020 goda № 1039 «Ob utverzhdenii Pravil opredeleniya platy dlya fizicheskih lic, ne prozhivayushchih v naselennyh punktah, raspolozhennyh v granicah osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij, za poseshchenie osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij i ustanovleniya sluchaev osvobozhdeniya ot vzimaniya platy». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357206/92d969e26a4326c5d0 2fa79b8f9cf4994ee5633b/ (in Russian)

18. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22.12.2011 goda № 2322-r «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya sistemy osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij federal'nogo znacheniya na period do 2020 goda i plana meropriyatij po realizacii po realizacii Koncepcii razvitiya sistemy osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij federal'nogo znacheniya na period do 2020 goda». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124870/ (in Russian)

19. Zakon Murmanskoj oblasti ot 10.07.2007 №871-01-ZM0 «Ob osobo ohranyaemyh prirodnyh territoriyah v Murmanskoj oblasti»/ URL: https://docs.cntd.ru/document/913512021 (in Russian)

20. Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoj oblasti ot 3 marta 2022 g. № 135-PP «Ob utverzhdenii Koncepcii funkcionirovaniya i razvitiya seti osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij regional'nogo znacheniya Murmanskoj oblasti do 2025 goda i na perspektivu do 2035 goda». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 5100202203090016?index=0&rangeSize= 1 (in Russian)

21. Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoj oblasti ot 15.10.2020 №701-PP «Ob utverzhdenii poryadka podgotovki i sostava materialov, obosnovyvayushchih sozdanie osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij regional'nogo znacheniya, izmenenie rezhima ih osoboj ohrany». Konsul'tant-Plyus: data obrashcheniya 09.05.2021. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/510020201019 0005?rangeSize=10 (in Russian)

22. Prikaz Minprirody RF ot 19 marta 2012 goda № 69 «Ob utverzhdenii Poryadka vedeniya gosudarstvennogo kadastra osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij». Konsul'tant-Plyus: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 128517/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (in Russian)

23. Prikaz FGBU «VNII Ekologiya» ot 09.08.2016 №18 «Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendacij dlya federal'nyh gosudarstvennyh byudzhetnyh uchrezhdenij (gosudarstvennyh prirodnyh zapovednikov, nacional'nyh parkov, ob"edinennyh direkcij OOPT) po podgotovke i predstavleniyu svedenij dlya vedeniya gosudarstvennogo kadastra OOPT federal'nogo znacheniya» (in Russian).

Поступила в редакцию 20.10.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.