ISSN 1998-4812
1435
раздел ПРАВОВЕДЕНИЕ
УДК 32
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
© Р. Ф. Усманов
Башкирский государственный университет, Институт права Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Достоевского, 1З1.
Тел.: +7 (З47) 22S SS 14.
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы, связанные со взаимоотношением государства и религиозных объединений. От направления развития религии, определения ее места в политической и правовой системе Республики Башкортостан во многом зависит ситуация в самой республике, обеспечение стабильности как в Башкортостане, так и в России в целом.
Ключевые слова: право, политика, религиозные объединения, государство.
Какими должны быть взаимоотношения государства и религиозных объединений? Это один из актуальных вопросов, решение которого ведет к регулированию общественных отношений в Республике Башкортостан. От направления развития религии, определения ее места в политической и правовой системе Республики Башкортостан во многом зависит ситуация в самой республике, обеспечение стабильности как в Башкортостане, так и в России в целом.
В последние два десятилетия в Республике Башкортостан произошли и происходят коренные изменения, оказавшие огромное воздействие на значительные слои населения республики. Вопросы правового регулирования религиозной жизни в республике, отношений между государственными органами и религиозными организациями, этноконфес-сионального общения и деятельности религиозных объединений по сей день не получили своего адекватного решения. Вместе с тем потребность в их скором решении возрастает, что обусловлено стремлением ряда политических и религиозных сил придать исламскому фактору, этой мировой религии, значительную роль в правовой и политической жизни Республики Башкортостан.
Мировые религии отрицают национальные границы. Призывая к единой вере и единобожию, они стремятся осуществить мировое единение людей. Функция объединения людей разными религиозными объединениями заключается в том, что она закрепляет в сознании людей веру во Всевышнего, во всемогущего властителя, хотя и по-разному представленного в разных конфессиях. Несмотря на то, что всем религиям присущи общие по содержанию кодексы чести и нравственности, справедливости, грехопадения, величия духа и других человеческих качеств, норм и правил жизнедеятельности людей, при этом каждая из них считала единственно верной свою веру, единственно сущим своего Бога, через миссионеров вовлекала под него верующих, стремилась объединить под ним все человечество. Но этого не удалось добиться ни одной из мировых религий, хотя каждая из них на огромных территориях объединила множество народов. Вера в Бога в современных условиях остается наиболее влиятельной мировоззренческой сферой в жизнедеятельности человека, способной оказывать огромное влияние на переход человеческой цивилизации на конструктивный путь развития.
Для этого необходимо ясно понимать направление развития религии и религиозных конфессий, определение их места в политической и правовой системе общества.
Правовое и политическое регулирование деятельности религиозных объединений в Российской Федерации осуществляется не только на основе федерального законодательства, прежде всего, Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», но и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование конфессиональных отношений в Республике Башкортостан осуществляется на основе двух принципов: с одной стороны, признание самостоятельности религиозных организаций, их независимости от государства при решении внутри-конфессиональных вопросов; с другой - осуществление нормативного правового регулирования их деятельности в том объеме, в каком это необходимо для достижения общегосударственных задач.
Реализация провозглашенной Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан свободы совести обеспечивается посредством нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность религиозных объединений на территории республики. Религиозные объединения имеют широкий круг правомочий, направленных на обеспечение конституционных гарантий свободы совести и свободы вероисповедания. Так, с принятием в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» были сняты ряд ограничений в деятельности религиозных объединений, усилены гарантии реализации их прав, конкретизирована ответственность религиозных объединений.
Закон Республики Башкортостан «О свободе совести и религиозных объединениях в Республике Башкортостан» от 16 июля 1998 г. подтверждает право каждого на свободу совести и вероисповедания, а также равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, важность содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и вероисповедания [1]. Согласно Закону «О свободе совести и религиозных объединениях в РБ» от 16 июля 1998 г., Республика Башкортостан является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
1436
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Согласно закону, в соответствии с конституционным принципом государство гарантирует отделения религиозных объединений от государства:
1) не вмешивается в вопросы определения гражданином своего отношения к религии, религиозной принадлежности;
2) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной и местной власти;
3) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству;
4) обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
При реализации этих прав сложная этническая и конфессиональная структура в Республике Башкортостан может вызвать ситуацию конфликтности. Любая экономическая, политическая или социальная проблема может приобрести религиозно-политическое значение. Поэтому органы государственной власти Республики Башкортостан призваны решить ряд этноконфессиональных и внутриконфессио-нальных проблем. К ним, в частности, относятся противоречия при оценке роли религиозного фактора в социальных отношениях, появление в республике религиозных течений, приведших к обострению ситуации в религиозной сфере.
Поэтому многие положения как федерального законодательства, так и законодательства Республики Башкортостан нуждаются в конкретизации и подробном научном анализе. Это, прежде всего, относится к вопросам правового статуса религиозных организаций, обеспечения целостности правового регулирования на всей территории Российской Федерации, гарантии свободы совести и статуса религиозных объединений. В связи с этим актуализируется проблема обеспечения соответствия федеральному законодательству нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе и Республики Башкортостан.
В настоящее время мы нуждаемся в теоретико-методологических и прикладных разработках вопросов правового регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Башкортостан, необходимости глубокого анализа конституционно-правовых начал деятельности религиозных объединений на территории республики, в важности исследования путей их развития, форм и методов противодействия проявлениям религиозного и религиозно-политического экстремизма.
Следует отметить, что проблемы правового и политического регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Башкортостан, совершенствования законодательства в этой области недостаточно исследованы. Также необходим анализ различных сторон практической деятельности органов государственной власти Российской Федерации
и ее субъектов по урегулированию взаимоотношений государства и религиозных объединений.
Исследования вопросов теории и практики правового и политического регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Башкортостан, а также роль религиозного фактора в современных социальных отношениях свидетельствуют об отсутствии целостной концепции, которая учитывала бы специфику осуществления исследуемых процессов в Республике Башкортостан. В научной литературе не в полной мере исследованы и освещены виды религиозно-политических конфликтов, где рассматривались бы причины их возникновения, юридические и политические механизмы разрешения. Практически отсутствуют научные исследования по проблематике правового и политического регулирования деятельности религиозных объединений в Российской Федерации и ее субъектах.
В связи с этим мы считаем, что необходим комплексный анализ вопросов правового и политического регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Башкортостан, оценка современного состояния конфессиональной обстановки в самой республике, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности религиозных объединений на территории Республики Башкортостан. Для этого необходимо исследовать историю становления и современное состояние конституционно-правовых основ регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Башкортостан, а также дать правовую и политическую оценку состояния этноконфессиональных отношений в Республике Башкортостан, определить тенденции и перспективы их правового и политического регулирования. Все это требует разработки методологических оснований и принципов к анализу правовых мер, направленных на разрешение этноконфессиональных конфликтов в Республике Башкортостан и исследования форм и юридических и политических методов закрепления статуса религиозных объединений в Конституции Республики Башкортостан, иных нормативных правовых актах. Только тогда мы сможем дать конкретные предложения по совершенствованию законодательной базы взаимоотношений государственных органов и религиозных объединений в Республике Башкортостан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Республики Башкортостан от 16 июля 1998 г. №171-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Башкирской ССР «О свободе совести и религиозных организациях Башкирской ССР» // Советская Башкирия. 1998. 28 июля. С. 3.
2. Мусульмане изменяющейся России. М.: РОССПЭН, 2002. 336 с.
3. Мухин А. Религиозные конфессии и секты. М.: Алгоритм, 2005. 288 с.
4. Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999. 352 с.
5. Юнусова А. Б. Системообразующие межконфессиональ-ного согласия и толерантности в поликонфессиональном Башкортостане // Башкортостан - евразийская модель межконфессионального согласия и толерантности. Уфа: изд-во БашГУ, 2002. С. 33-42.
Поступила в редакцию 25.11.2011 г.