Научная статья на тему 'Проблемы регламентации правового статуса и охраны земель с особым правовым режимом использования'

Проблемы регламентации правового статуса и охраны земель с особым правовым режимом использования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
памятники природы / природопользование / особо охраняемые природные территории / natural monument / environmental management / specially protected natural areas

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Дарья Игоревна, Аверина Людмила Владимировна

Рассмотрены проблемы регламентации правового статуса земель с особым правовым режимом использования на примере памятника природы Федоровская дубрава и археологического памятника Федоровское селище, расположенных на территории Приволжского района Самарской области, и пути их решения. Особое внимание уделено пробелам правового регулирования статуса памятников природы регионального значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE LEGAL REGULATION OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS’ LEGAL STATUS AND OF BIOLOGICAL CONSERVATION

The present article discusses issues of the environmental management regulation as exemplified by natural monuments of Privolghsky district of Samara region. Special attention is given to the most common problems of the legal status of specially protected natural sites of regional significance regulation.

Текст научной работы на тему «Проблемы регламентации правового статуса и охраны земель с особым правовым режимом использования»

Региональное развитие • № 3,4 • 2014

regrazvitie.ru

УДК 339.137.2:63

ПРОБЛЕМЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ С ОСОБЫМ ПРАВОВЫМ РЕЖИМОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

© 2014 Васильева Дарья Игоревна

кандидат биологических наук, доцент

© 2014 Аверина Людмила Владимировна

старший преподаватель

Самарский государственный экономический университет Е-mail: vasilievadi@mail.ru; sseu2013@mail.ru

Ключевые слова, памятники природы, природопользование, особо охраняемые природные территории.

Рассмотрены проблемы регламентации правового статуса земель с особым правовым режимом использования на примере памятника природы Федоровская дубрава и археологического памятника Федоровское селище, расположенных на территории Приволжского района Самарской области, и пути их решения. Особое внимание уделено пробелам правового регулирования статуса памятников природы регионального значения.

PROBLEMS OF THE LEGAL REGULATION OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS’ LEGAL STATUS AND OF BIOLOGICAL CONSERVATION

© 2014 Vasilieva Daria Igorevna

candidate of biological sciences, assistant professor

© 2014 Averina Lyudmila Vladimirovna

senior lecturer

Samara State University of Economics E-mail: vasilievadi@mail.ru; sseu2013@mail.ru

Keywords: natural monument, environmental management, specially protected natural areas.

The present article discusses issues of the environmental management regulation as exemplified by natural monuments of Privolghsky district of Samara region. Special attention is given to the most common problems of the legal status of specially protected natural sites of regional significance regulation.

В настоящее время все большее внимание стало уделяться территориальному планированию муниципальных образований, что подтверждается, в частности, изменением и дополнением норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих данные правоотношения1. Так, двенадцать из тринадцати пунктов статьи 9 Градостроительного кодекса, в которой содержатся общие положения о документах

территориального планирования, уточнены Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» и Федеральным законом от 30.12.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные

206

regrazvitie@yandex.ru

Землеустройство и кадастры

законодательные акты Российской Федерации»3.

Вместе с тем, спектр проблем в этой сфере, требующих дополнительного законодательного регулирования, по-прежнему широк.

Одной из наиболее актуальных проблем в сфере разработки и принятия документов территориального планирования является подготовка генерального плана поселения или городского округа, составной частью которого в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса является карта функциональных зон поселения или городского округа, а также правил землепользования и застройки, соответствующих требованиям, установленным в генеральном плане.

Данные выводы можно сделать на основе анализа судебной практики (Определение ВАС РФ от 01.04.2013 N ВАС-136/13 по делу № А55-23145/2010, Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2012 № 78-АПГ12-19, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от

06.06.2013 по делу № А26-10990/2012, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 по делу № А41-38548/12, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от

30.05.2013 № 09АП-12200/2013-АК по де-

лу № А40-143758/12-150-1170, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 № 18АП-3637/2013 по делу № А76-

21741/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.11.2012 по делу Арбитражного суда Самарской области № А55-23145/2010)4.

Как следует из положений статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», публичные слушания могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образова-

5

ния .

На публичные слушания выносят, в частности, проекты планов и программ развития городского округа Самара, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанная норма содержится в пункте 1.3 статьи 1 Постановления Самарской Городской Думы от 27.10.2005 № 176 «Об утверждении Положения «О публичных слушаниях в городском округе Самара»6.

При этом согласно нормам статьи 28 Градостроительного кодекса в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

Из анализа судебной практики следует, что публичные слушания будут являться действительными, если в их процессе:

- предприняты все возможные меры по извещению заинтересованных лиц;

- установлены все существующие мнения и проведена их полная, объективная фиксация в протоколе слушаний;

- выявленные мнения рассмотрены и оценены органом, принимающим управленческое решение;

- оценка выявленных мнений с мотивированным согласием/несогласием органа, принимающего управленческие решения, задокументирована;

- в случае выявления существенных конфликтов интересов от планируемого управленческого решения создана согласительная комиссия с участием заинтересованных лиц для доработки проекта управленческого решения;

207

Региональное развитие • № 3,4 • 2014

regrazvitie.ru

- интересы населения учтены, например, посредством ограничения планируемой деятельности публичными сервитутами7.

Следует отметить, что принятые по результатам проведения публичных слушаний решения носят, по сути, рекомендательный характер, поскольку ни федеральное, ни региональное, ни муниципальное законодательство не содержит каких-либо норм, обязывающих компетентные органы власти действовать в полном соответствии с принятыми по итогам публичных слушаний решениями, отраженными в соответствующих протоколах.

Рассмотрим данное положение на примере нормативно-правовых актов городского округа Самара.

В пункте 4.12 статьи 4 Постановления Самарской Городской Думы от 27.10.2005 № 176 указано, что решения, принятые на публичных слушаниях, подлежат обязательному рассмотрению Думой и (или) Главой городского округа.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре", результаты публичных слушаний оглашаются на заседаниях Комиссии по застройке и землепользованию и учитываются при принятии Комиссией соответствующих решений, а также подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации8.

Указанные выводы следуют, в том числе, из положений федерального законодательства. Так, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 32 Градостроительного кодекса, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект

правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

В судебных актах, как правило, указывается, что публичные слушания являются составным (промежуточным) элементом градостроительной деятельности и их результаты учитываются компетентным органом при принятии решения об утверждении того или иного документа территориального планирования или зонирования.

В связи с этим заинтересованное лицо вправе оспорить не результаты публичных слушаний, а принятый на их основании акт органа власти (например, правила землепользования и застройки).

Нельзя не отметить, что особое значение документы территориального планирования и градостроительного зонирования имеют для городского округа Самара в свете проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Принятие Правил землепользования и застройки в новой, актуальной редакции, должно способствовать развитию различных территориальных зон города, в том числе, давать потенциальным инвесторам понимание того, какие территории являются наиболее перспективными с точки зрения застройки и (или) дальнейшей эксплуатации. Генеральный план города предусматривает общие направления развития городского округа, в то время как правила землепользования и застройки городского округа подробно регулируют механизм достижения такого развития.

Вместе с тем, срок утверждения новых правил землепользования и застройки города неоднократно переносился из-за разногласий по содержанию документа, которые не были устранены при проведении публичных слушаний и общественного обсуждения на официальном интернет - портале.

Анализ городских периодических изданий позволяет прийти к выводу о том, что при проведении публичных слушаний по вопросу принятия новых правил землепользования и застройки городского округа Самара не осуществляется в достаточном объеме разъяснительная работа с гра-

208

regrazvitie@yandex.ru

Землеустройство и кадастры

жданами; при разработке проекта правил не учитываются инициативы граждан и юридических лиц (более 150), в силу чего согласование проекта правил носит фор-

9

мальныи характер .

В этой связи представляется целесообразным внесение в законодательство норм, определяющих единый порядок проведения публичных слушаний, обязательность решений лиц, принявших в них участие, при наличии кворума и соблюдении процедуры проведения слушаний, для органов местного самоуправления. 1 2 3

1 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СПС «Консультант Плюс URL:

http://consultantplus.ru/

2

Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» // СПС «Консультант-Плюс» URL:

http://consultantplus.ru/

3

Федеральный закон от 30.12.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градо-

строительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

4Официальный сайт Высшего Арбитражного суда РФ URL: http://www.arbitr.ru/ 5Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантП-люс» URL: http://consultantplus.ru/

^Постановление Самарской Городской Думы от 27.10.2005 № 176 «Об утверждении Положения «О публичных слушаниях в городском округе Самара» // СПС «Кон-сультантПлюс URL: http://consultantplus.ru/ 7Буров В. Процедура публичных слушаний / В.Буров // ЭЖ-Юрист. -2012.- N 28. С. 6.

8Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре"// СПС «КонсультантП-люс» URL: http://consultantplus.ru/

9Малюк А. Бессильные правила / А.Малюк // Новости рынка недвижимости. - 2013. - 11 ноября. - № 40 (818).

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.