Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ В РФ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, СХОДНЫХ С ИМЕНЕМ ИЗВЕСТНОГО В РОССИИ ЛИЦА'

ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ В РФ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, СХОДНЫХ С ИМЕНЕМ ИЗВЕСТНОГО В РОССИИ ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баконина Мария Владимировна /, Котенева Ольга Евгеньевна, Николаев Андрей Сергеевич

В статье рассмотрены проблемы, возникающие при регистрации в РФ товарных знаков, сходных с именем, фамилией или псевдонимом известного в России лица. На практических примерах показано отсутствие единого подхода к самой возможности регистрации известных фамилий в качестве товарных знаков. Материалы статьи подготовлены в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, а все рассмотренные примеры являются достаточно известными в профессиональной среде спорными ситуациями. Авторами сформировано предложение о необходимости подготовки однозначной трактовки вопроса, связанного с тем, что фамилия, давно ставшая достоянием общественности и входящая в основу национальной культуры, может стать охраняемым элементом товарного знака. В противном случае правообладатель данного товарного знака получит монопольное право использования имени и фамилии известного в стране деятеля политики, культуры, науки и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION OF TRADEMARKS SIMILAR TO THE NAME OF A WELL-KNOWN PERSON IN RUSSIA

The article deals with the problems that arise when registering trademarks in the Russian Federation that are similar to the name, surname or pseudonym of a well-known person in Russia. Practical examples show the lack of a unified approach to the possibility of registering well-known surnames as trademarks. The materials of the article are prepared in accordance with the current regulatory legal acts, and all the examples considered are quite well-known in the professional environment disputable situations. The authors have formed a proposal on the need to prepare an unambiguous interpretation of the issue related to the fact that the surname, which has long become public property and is the basis of national culture, can become a protected element of a trademark. Otherwise, the copyright holder of this trademark will receive a monopoly right to use the name and surname of a well-known figure of politics, culture, science and art in the country.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ В РФ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, СХОДНЫХ С ИМЕНЕМ ИЗВЕСТНОГО В РОССИИ ЛИЦА»

Экономика. Право. Инновации. 2021. № 2. С. 56-62 Управление инновациями и интеллектуальной собственностью Economics. Law. Innovation. 2021. No. 2. P. 56-62_Innovation and intellectual property management

Научная статья УДК 330.322.54

doi: 10.17586/2713-1874-2021-2-56-62

ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ В РФ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, СХОДНЫХ С ИМЕНЕМ ИЗВЕСТНОГО В РОССИИ ЛИЦА

Мария Владимировна Баконина1, Ольга Евгеньевна Котенева2, Андрей Сергеевич Николаев3В

1,3Университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия

2ПАО «Техприбор», Санкт-Петербург, Россия, olg_spb@mail.ru

1bakonona_maria@mail.ru

3nikand@itmo.ruH

Язык статьи - русский

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы, возникающие при регистрации в РФ товарных знаков, сходных с именем, фамилией или псевдонимом известного в России лица. На практических примерах показано отсутствие единого подхода к самой возможности регистрации известных фамилий в качестве товарных знаков. Материалы статьи подготовлены в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, а все рассмотренные примеры являются достаточно известными в профессиональной среде спорными ситуациями. Авторами сформировано предложение о необходимости подготовки однозначной трактовки вопроса, связанного с тем, что фамилия, давно ставшая достоянием общественности и входящая в основу национальной культуры, может стать охраняемым элементом товарного знака. В противном случае правообладатель данного товарного знака получит монопольное право использования имени и фамилии известного в стране деятеля политики, культуры, науки и искусства.

Ключевые слова: товарные знаки, исключительное право, основания для отказа в государственной регистрации товарного знака, интеллектуальная собственность, управление интеллектуальной собственностью

Ссылка для цитирования: Баконина М.В., Котенева О.Е., Николаев А.С. Проблемы регистрации в РФ товарных знаков, сходных с именем известного в России лица // Экономика. Право. Инновации. 2021. № 2. С. 5662. http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2021-2-56-62.

PROBLEMS OF REGISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION OF TRADEMARKS SIMILAR TO THE NAME OF A WELL-KNOWN PERSON IN RUSSIA

Maria V. Bakonina1, Olga E. Koteneva2, Andrei S. Nikolaev

1,3ITMO University, Saint Petersburg, Russia

2PJSC «Techpribor», Saint Petersburg, Russia, olg_spb@mail.ru

1bakonona_maria@mail.ru

3nikand@itmo.ruH

Article in Russian

Abstract: The article deals with the problems that arise when registering trademarks in the Russian Federation that are similar to the name, surname or pseudonym of a well-known person in Russia. Practical examples show the lack of a unified approach to the possibility of registering well-known surnames as trademarks. The materials of the article are prepared in accordance with the current regulatory legal acts, and all the examples considered are quite well-known in the professional environment disputable situations. The authors have formed a proposal on the need to prepare an unambiguous interpretation of the issue related to the fact that the surname, which has long become public property and is the basis of national culture, can become a protected element of a trademark. Otherwise, the copyright holder of this trademark will receive a monopoly right to use the name and surname of a well-known figure of politics, culture, science and art in the country.

Keywords: trademarks, exclusive rights, grounds for refusal for state registration of a trademark, intellectual property, intellectual property management

For citation: Bakonina M.V., Koteneva O.E., Nikolaev A.S. Problems of Registration in the Russian Federation of Trademarks Similar to the Name of a Well-Known Person in Russia. Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2021. No. 2. pp. 5662. (in Russ.). http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2021-2-56-62.

Введение. Товарные знаки играют значительную роль в продвижении на рынке товара или услуги конкретного производителя, помогая потребителю отличить один товар от другого. Покупая продукт, отмеченный товарным знаком, потребитель рассчитывает на определенные качество и свойства этого товара. Производитель, в свою очередь, заинтересован идентифицировать свой товар максимально доходчиво и ярко. Поэтому весьма востребованы товарные знаки, сходные с фамилиями известных в России лиц, например, писателей, композиторов, космонавтов или персонажей. Практика показала, что подобные бренды, например, «Достаевский», «Чай-кофский», «Гагаринский» пользуются большей популярностью, легче запоминаются и требуют меньше затрат на рекламу, чем нейтральные товарные знаки.

Чтобы иметь законное право размещать товарный знак на своем товаре и запрещать это всем остальным, необходимо его зарегистрировать. Однако регистрации подлежат не любые товарные знаки, а только те, которые удовлетворяют определенным требованиям, прописанным в 4-й части Гражданского кодекса РФ, в статье 1483.

Следует отметить, что в общем случае, регистрация товарных знаков, сходных с фамилиями известных в России лиц, запрещена согласно пункту 9 той же статьи. В качестве оснований для отказа в регистрации указывается тождественность известному имени или псевдониму. Однако присутствует и оговорка, что для подобной регистрации требуется согласие носителя данного известного имени или псевдонима либо его наследника.

Тем не менее, Роспатент нередко регистрирует товарные знаки, содержащие наименования объектов или имена людей, широко известных в России.

Цель настоящей работы - исследовать возможность регистрации товарных знаков, подпадающих под условия отказа в регистрации, изложенные в статье 1483 ГК РФ, выявить основные проблемы и дать рекомендации по их сокращению.

Материалы и методы исследования. Проанализированы случаи судебной практики, связанные с регистрацией в качестве товарного знака фамилий, ставших достоянием отечественной истории и ее оспаривания.

Проведен сравнительный анализ административных и судебных решений как pro, так и contra по данной тематике и сделаны соответствующие выводы.

Степень разработанности темы исследования. Законодательство по товарным знакам стало формироваться в мире во второй половине XIX в. Необходимость защиты товарных знаков в мире отражена в Парижской конвенции 1883 г. [1]. В Советской России охрана товарных знаков практически не предусматривалась. Она возобновилась только после развала СССР, когда в 1992 г. вышел Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [2].

С вступлением в силу четвертой главы Гражданского кодекса РФ [3] в РФ были уточнены и конкретизированы правила регистрации товарных знаков, которые сегодня подробно описаны в ст. 1483 ГК РФ.

Значительный вклад в создание и развитие нормативно-правовой базы в сфере охраны товарных знаков вносит Роспатент, создавший целый ряд документов, регламентирующих предоставление государственной услуги по регистрации товарных знаков [4, 6, 7].

Регистрация товарных знаков является одним из важных этапов коммерциализации. Отсутствие правовой охраны товарного знака может приостановить процесс выведения нового продукта на рынок, снизить эффективность проводимых маркетинговых мероприятий, а также затруднить международную дистрибуцию продукции. Именно поэтому тема правильной и своевременной регистрации товарных знаков широко освещена в научных статьях, монографиях и учебных изданиях [4, 5, 9, 10].

Тем не менее ни в одном из вышеуказанных документов и изданий не дается однозначного ответа на вопросы, связанные с регистрацией в качестве товарного знака фамилии известных лиц, давно ставших российской историей. Так, например, в Руководстве Роспатента [8], подробно и на конкретных примерах рассматривающем все нюансы регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, вопрос, являющийся темой настоящего исследования, вообще не рассматривается.

Результаты исследования. Исследование возможностей регистрации и аннулирования товарных знаков, сходных с фамилиями известных в России лиц, представляет экономический и юридический интерес ввиду их востребованности на рынке РФ и высокой коммерческой значимости.

В ходе исследования выявлено два основных пути регистрации товарных знаков, сходных с именами известных в России лиц или персонажей:

1. Регистрация в качестве товарного знака фамилии известного лица, не оставившего наследников, которые могли бы опротестовать такую регистрацию.

2. Регистрация комбинированного товарного знака, содержащего помимо фамилии изобразительные элементы. Сама фамилия при этом представляется заявителями как фантазийное, семантически нейтральное слово.

Рассмотрим подробнее первый из них.

Регистрация в качестве товарного знака фамилии известного лица, давно ставшей историей. Согласно подпункту 2 пункта 9 статьи 1483 ГК РФ в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы имена, а также псевдонимы известных в нашей стране личностей, а также все производные от них. Интересно, что известность личности должна быть обеспечена на дату подачи заявления известности человека. Известное лицо или его наследники могут дать свое согласие на подобную регистрацию. В этом случае конфликта не будет.

Следует отметить, что под именем человека понимается его фамилия, имя и отчество, что отражено в статье 19 ГК РФ.

Казалось бы, запрет на регистрацию без согласия лица или его наследников очевиден, но на деле существует множество примеров, когда Роспатентом были зарегистрированы в качестве товарных знаков известные фамилии. Приведем несколько примеров таких товарных знаков.

- «Кафе Пушкинъ», свидетельство № 304402, 2006 г., для услуг 43 класса МКТУ;

- «Ресторан Пушкин», свидетельство № 600732, 2016 г. по 43 классу МКТУ;

- «Достоевский», свидетельство № 296797, 2006г. для услуг 43 класса МКТУ;

- «DOSTOEVSKIY», свидетельство № 438329, 2010 г. по 33 классу МКТУ;

- «Есенин», свидетельство № 702778, 2018 г., для услуг 43 класса МКТУ;

- «Есенин», свидетельство № 601949, 2015 г, для товаров 33 класса МКТУ;

- «Чайкофский», свидетельство № 598191, 2015 г., для товаров 30 класса МКТУ;

- «Чайковский», свидетельство № 450210, 2011 г., для услуг 43 класса МКТУ.

Все эти и многие другие подобные товарные знаки официально зарегист-рированны Роспатентом, в том числе и в последние годы. Причем фамилия в них является охраняемым элементом.

Это означает, что правообладатель товарного знака, например, «Есенин» обладает исключительным правом на использование этой фамилии для маркировки товаров, обозначения услуг и прочей рекламной деятельности и никто другой, кроме него не может использовать обозначение «Есенин» в соответствующем классе МКТУ.

Запрет на использование всеми желающими добросовестными предпринимателями имен, которые могут считаться общественным достоянием и культурным наследием России представляется некорректным.

Возникает резонный вопрос, можно или нельзя регистрировать в России товарные знаки типа «Пушкин», «Достоевский» и т.п., то есть знаки, состоящие или включающие в себя фамилию общеизвестного российского деятеля в качестве охраняемого элемента.

Чтобы попытаться на него ответить, вернемся к пункту 9 статьи 1483 ГК РФ. Этот пункт относится к так называемым относительным основаниям для отказа в регистрации товарных знаков. Условия отказа в регистрации делят на две категории: абсолютные, когда не регистрируется обозначение само по себе и относительные, когда заявленное обозначение не регистрируется из-за тождественности или сходства с уже существующими чужими объектами интеллектуальной собственности: товарными знаками, промышленными образцами, объектами авторского права и т.п.

Существует определенная неоднозначность положений пункта 9, приводя-

щая к возможности разнообразного толкования рассматриваемой нормы. Не совсем ясно, рассматривается ли в контексте данной статьи имя любого известного лица, или речь идет о лицах, срок действия авторских прав которых не истек, то есть лицо живо или не прошло 70 лет после его смерти.

Большинство юридических источников придерживаются прямой трактовки этого пункта безотносительно к сроку действия права (см., например, [3, 8]). Но прямая трактовка подразумевает согласие наследников. Очевидно, что на практике это положение не применимо по отношению к давно умершим историческим личностям. Даже наследники многодетного Александра Сергеевича Пушкина не претендуют на свои права, что уж говорить о бездетных Чайковском и Достоевском.

Очевидно, что Роспатент, регистрируя товарные знаки типа «Пушкин» и «Достоевский», либо имеет ввиду только имена известных людей, срок действия авторского права на которое не истек, либо всерьез рассчитывает получить согласие от их несуществующих прямых наследников. Как показывает практика разбирательств в отделе по патентным спорам, и в самом Роспатенте нет единого мнения по этому вопросу [5, 8].

Рассмотрим конкретные примеры, которые наглядно иллюстрируют то, как в аналогичных и равноправных ситуациях Роспатент принимает противоположные решения: в одних случаях регистрирует в качестве товарного знака знаменитую фамилию, а в других отказывает в регистрации.

История с регистрацией товарного знака «DOSTOEVSKIY». В 2008 году ООО «Русские Традиции» подало заявку на регистрацию товарного знака

«DOSTOEVSKIY» № 2008725433/50 в отношении товаров 33 класса МКТУ, в том числе алкогольных напитков.

Роспатент первоначально отказал обозначению в регистрации, на основании несоответствия требованиям ГК РФ, но не в части пункта 9, а по пункту 3 статьи 1483 Кодекса. В качестве основания для отказа указывалось то, что творчество писателя

Достоевского, как и его фигура являются достоянием отечественной истории. Это обстоятельство делает неэтичным регистрацию товарного знака с его именем, так как подобные действия противоречат интересам общества [5].

В 2010 году ООО «Русские Традиции» подало возражение на решение Роспатента об отказе в регистрации в Палату по патентным спорам.

Заявитель выразил несогласие с оценкой регистрации товарного знака

«DOSTOEVSKIY» как «неэтичной» и «противоречащей общественным

интересам». В качестве аргумента было отмечено, что общественные интересы обычно связаны с понятиями безопасности и устойчивого общественного развития. Этичность также, по мнению заявителя, связана с соблюдением правил поведения в обществе. Руководствуясь данными соображениями, заявитель полагает, что регистрация данного товарного знака не подрывает устойчивое развитие страны, а также не нарушает общепринятые нормы поведения.

Кроме того, в своей позиции заявитель ссылается на ранее выданные Роспатентном свидетельства на товарные знаки в отношении 33 класса МКТУ (алкоголь) «Tchaikovski», «Волконский», «Есенин», «Пушкин». Исходя из данного обстоятельства, заявитель полагает, что создание связи между великими именами и алкогольной продукцией не является неэтичной.

Также компания-заявитель привела доказательства своего активного участия в работе по сохранению наследия Ф.М. Достоевского и представила официальное согласие Государственного литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского на регистрацию заявленного обозначения.

Палата по патентным спорам сочла доводы убедительными. В результате товарный знак «DOSTOEVSKIY» был зарегистрирован с выдачей свидетельства № 438329, 2010 г. [11].

Учитывая, что в 2010 г. палата по патентным спорам была дочерней структурой, а сегодня является отделом Роспатента, можно сделать вывод об от-

сутствии единого мнения в отношении возможности регистрации интересующих нас товарных знаков даже в стенах патентного ведомства.

Люксембургская компания и «Солнце русской поэзии». В 2006 году без каких-либо проблем и вопросов на имя компании Pampero International Finance Sarl, зарегистрированной в Люксембурге, Роспатент выдал свидетельство № 300442 на знак обслуживания «Кафе Пушкинъ», в отношении услуг 43 класса МКТУ, кафе и рестораны.

Компания решила воспользоваться своим исключительным правом «на Пушкина» и устранить конкурентов, использующих имя великого поэта.

В 2018 г. правообладатель знака «Кафе Пушкинъ» подал иск в московский арбитражный суд о взыскании 500 тысяч рублей компенсации за нарушение права на товарный знак к ООО «Ресторан Отель», которое использовало вывеску «Трактир «Пушкин», сходную до степени смешения со знаком истца.

При первом рассмотрении дела суд отклонил заявление истца и отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд указывал на то, что словесный элемент «Пушкин» не является охраняемым, поскольку представляет собой простое написание фамилии известного поэта, что, согласно позиции суда, противоречит интересам общества [12].

Люксембургская компания подала апелляцию на решение арбитражного суда в апелляционный суд, который оставил решение первой инстанции без изменения. Правообладатель на этом не успокоился и подал кассацию в Суд по интеллектуальным правам.

СИП не согласился с доводами нижестоящих судов и в результате все судебные акты по этому спору были отменены, а требования истца о компенсации удовлетворены.

Однако СИП исходил лишь из формальных фактов. По факту регистрации словесный элемент «Пушкин» является охраняемым, знак обслуживания истца официально зарегистрирован, а значит и требования его законны. Своего отношения к самому факту

регистрации знака «Кафе Пушкинъ», а, следовательно, возникновения исключительного права на имя Пушкина у люксембургской компании СИП никак не выразил [13].

Выводы. Многим экспертам и судьям представляется неправильной и невозможной регистрация в качестве ТЗ имен великих российских исторических личностей. При этом возможным и вполне логичным считается использование таких фамилий в качестве неохраняемого элемента товарного знака. Авторы статьи поддерживают эту точку зрения.

Обозначения типа «Кафе Пушкинъ» или «Трактир Пушкин» или «Ресторан Пушкин» только способствуют популяризации наших знаменитостей и повышают интерес молодежи к отечественной истории. Чем больше будет подобных обозначений и вывесок, тем лучше для общества. При этом потребители вовсе не решат, что все заведения принадлежат одному владельцу.

В тоже время отдавать исключительное право использования великой фамилии единственному заявителю только потому, что он первый догадался это сделать, представляется несправедливым.

Снова вернемся к статье 1483 ГК РФ, в которой прописаны все возможные условия регистрации товарных знаков.

Как видно из практики, регистрируя в качестве товарных знаков такие фамилии, как Пушкин, Достоевский, Есенин, Чайковский, Менделеев и т.п., эксперты Роспатента игнорируют пункт 9 статьи 1483 ГК РФ, запрещающий такую регистрацию без согласия наследников.

При этом они довольно часто (но далеко не всегда) руководствуются пунктом 3 статьи 1483, в котором говорится, что не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Очевидно, что однозначно признать регистрацию таких знаков, как «DOSTOEVSKIY» и «Кафе Пушкинъ» противоречащей общественным интересам не в состоянии даже эксперты.

При проведении экспертизы заявленного на регистрацию обозначения эксперты

Роспатента руководствуются документом «Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках [...] государственной регистрации товарного знака [...]».

Проверке заявленных обозначений по основаниям для отказа посвящена глава 2 раздела IV руководства, занимающая более 200 страниц.

Однако по интересующему нас вопросу информации в руководстве содержится весьма мало. Подпункты 1 и 2 пункта 9 статьи 1483 вообще никак не прокомментированы. Пункт 3 в части, касающейся имен, затрагивает запрет регистрации распространяется не на использование имен известных лиц как таковых, а только на неэтичное их использование. При этом понимание

Список источников

1. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] .-Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5111/

2. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 № 3520-1 // СПС «Консуль-тантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.consultant. ru/document/ cons_doc_LAW_996/

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 4) с изменениями от 26 июля 2019 г. № 230-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consul tant.ru/document/

4. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, вып. XXXII- М.: 1978 г.- 583 с.

5. Обобщение судебной практики Судов общей юрисдикции в качестве суда первой и кассационной инстанций с учетом практики Верховного Суда Российской Федерации, по вопросам, возникающим при применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации // СПС «Консуль-тантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

6. Административный Регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания,

Роспатентом понятия «неэтичное использование» вызывает вопросы, так как многие товарные знаки-фамилии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зарегистрированы по классу крепких алкогольных напитков.

Очевидно, что ясности и

однозначности в вопросе регистрации в России в качестве товарных знаков фамилий исторических личностей нет. В результате исследования представляется необходимым внесение дополнений если не в саму статью 1483 ГК РФ, то в Руководство по проведению экспертизы в Роспатенте. Необходимо добиваться формирования единого решения по вопросу использования фамилии широко известной российской исторической личности в качестве охраняемого элемента товарного знака.

References

1. Convention for the Protection of Industrial Property (concluded in Paris on 20.03.1883). SPS «Con-sultantPlus». Available at: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_5111/ (in Russ.).

2. The Law of the Russian Federation «On Trademarks, Service Marks and Appellations of Origin of Goods»of23.09.19920 No. 3520-1. SPS «Consultant-Plus». Available at: http://www.consul tant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_996/ (in Russ.).

3. Civil Code of the Russian Federation (Part 4) as amended on July 26, 2019,No. 230-FZ. SPS «Con-sultantPlus». Available at: http://www.consul tant.ru/document/ (in Russ.).

4. Collection of Existing Treaties, Agreements and Conventions Concluded with Foreign States. Vol. XXXII. Moscow. 1978. 583 p. (in Russ.).

5. Summary of the Judicial Practice of Courts of General Jurisdiction as a Court of First Instance and Cassation, Takinginto Account the Practice of the Supreme Court of the Russian Federation, on Issues Arising in the Application of the Norms of the Civil Code of the Russian Federation.SPS «Consultant-Plus». Available at: http://www.consultant.ru/ (in Russ).

6. Administrative Regulations for the Provision by the Federal Service for Intellectual Property of State Services for the State Registration of a Trademark, Service Mark, Collective Mark and the Issuance of Certificates for a Trademark, Service Mark, Collective Mark and their Duplicates. Approved by Order No. 483 of the Ministry of

коллективный знак и их дубликатов. Утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 483 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/

7. Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков. Утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/

8. Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака. - М.: Роспатент, 2020. - 296 с.

9. Куприянов А.Д.Историческое развитие концепции товарного знака как средства индивидуализации и недобросовестного использования товарных знаков // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2020. № 4 (20). С. 25-30.

10. Львова И.В. Роль товарных знаков в продвижении товаров на рынке и особенности экспертизы товарных знаков в России // В сборнике: Интеллектуальные права: вызовы 21-го века. Материалы Международной конференции. 2019. С. 101-108.

11. Федеральныйинститут промышленной собственности // Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.msp-pa-tent.ru/baza-tovarnyh-znakov.html?base=RU&id= uk7b4e3a22

12. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) // Официальный сайт[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospatent.gov.ru/

13. Судебное решение по делу № А40-22778/2018 от 17 мая 2019 года // Официальный сайт Арбитражного суда г. Москвы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://msk. arbitr.ru/

Economic Development of the Russian Federation dated 20.07.2015. SPS «ConsultantPlus». Available at: http://www.consultant.ru/ (in Russ.).

7. Rules for Drawing up, Filing and Reviewing Documents that are the Basis for Performing Legally Significant Actions for the State Registration of Trademarks, Service Marks, and Collective Marks. Approved by Order No. 482 ofthe Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated 20.07.2015. SPS «ConsultantPlus». Available at: http://www.consultant.ru/ (in Russ.).

8. Guidelines for the Implementation of Administrative Procedures and Actions within the Framework of the Provision of State Services for the State Registration of a Trademark. Moscow. Rospatent. 2020. 296 p. (in Russ.).

9. Kupriyanov A.D. Historical Development of the Trademark Concept as a Means of Individualization and Unfair Use of Trademarks. Zhurnal predprini-matelskogo i korporativnogoprava. 2020. No. 4 (20), pp. 25-30. (inRuss.).

10. L'vova I.V. The Role of Trademarks in the Promotion of Goods on the Market and the Features of Trademark Examination in Russia. V sbornike: Intel-lektualniye prava: vysovy 21 veka. Materialy Mezhdunarodnoy konferencii. 2019. pp. 101-108. (in Russ).

11. Federal Institute of Industrial Property. Official website. Available at: https://www.msp-patent.ru/ baza-tovarnyh-znakov.html?base=RU&id=uk7b4e3a 22 (in Russ.).

12. Federal Service for Intellectual Property (Rospatent). Official website. Available at: https://rospa-tent.gov.ru/ (in Russ.).

13. Court decision on case No. A40-22778/2018 of May 17, 2019. Official website of the Arbitration Court of Moscow. Available at: https://msk.arbitr.ru/ (in Russ.).

Статья поступила в редакцию 16.06.2021; одобрена после рецензирования 28.06.2021; принята к публикации 29.06.2021. The article was submitted 16.06.2021; approved after reviewing 28.06.2021; accepted for publication 29.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.