Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ: СВОЙ ПУТЬ VS ПРОЦЕДУРА ОППОЗИЦИИ (Статья)'

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ: СВОЙ ПУТЬ VS ПРОЦЕДУРА ОППОЗИЦИИ (Статья) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
товарный знак / регистрация товарного знака / система оппозиции / Роспатент / Евросоюз / trademark / registration of a trademark / the opposition system / Rospatent / the European Union

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р Ф. Гафуров

В настоящей статье автор рассматривает проект Роспатента об изменении действующей системы регистрации товарных знаков в России. Предлагаемый Роспатентом вариант с использованием процедуры оппозиции исследуется автором с точки зрения анализа законодательства Европейского союза о регистрации товарных знаков. Автор находит в предлагаемом проекте как достоинства, так и недостатки, однако приходит к выводу о возможности устранения существующих недостатков без проведения коренных изменений процедуры действующей регистрационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the Russian trademark registration system: own way vs opposition procedure. (Article)

In this article, the author reviews the Rospatent project on changing the current system for registration of trademarks in Russia. The variant proposed by Rospatent using the opposition procedure is examined by the author from the point of view of the analysis of the European Union legislation on the registration of trademarks. The author finds advantages and disadvantages in the proposed project, but comes to the conclusion that it is possible to eliminate existing shortcomings without fundamental changes in the procedure of the current registration system.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ: СВОЙ ПУТЬ VS ПРОЦЕДУРА ОППОЗИЦИИ (Статья)»

Р.Ф. Гафуров

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ: СВОЙ ПУТЬ VS ПРОЦЕДУРА ОППОЗИЦИИ (Статья)

Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает проект Роспатента об изменении действующей системы регистрации товарных знаков в России. Предлагаемый Роспатентом вариант с использованием процедуры оппозиции исследуется автором с точки зрения анализа законодательства Европейского союза о регистрации товарных знаков. Автор находит в предлагаемом проекте как достоинства, так и недостатки, однако приходит к выводу о возможности устранения существующих недостатков без проведения коренных изменений процедуры действующей регистрационной системы.

Ключевые слова: товарный знак; регистрация товарного знака; система оппозиции; Роспатент; Евросоюз.

R.F. Gafurov. Modernization of the Russian trademark registration system: own way vs opposition procedure. (Article)

Abstract. In this article, the author reviews the Rospatent project on changing the current system for registration of trademarks in Russia. The variant proposed by Rospatent using the opposition procedure is examined by the author from the point of view of the analysis of the European Union legislation on the registration of trademarks. The author finds advantages and disadvantages in the proposed project, but comes to the conclusion that it is possible to eliminate existing shortcomings without fundamental changes in the procedure of the current registration system.

Keywords: trademark; registration of a trademark; the opposition system; Rospatent; the European Union.

Действующая отечественная процедура регистрации товарных знаков выглядит вполне работоспособной, однако она не лишена и своих минусов. Во-первых, очень длительные сроки проведения экспертиз, что выливается в торможение экономических процессов на рынке в связи с невозможностью коммерциализировать товарный знак. Во-вторых, загруженность экспертов Роспатента порой приводит к необоснованным отказам в регистрации1, что также затягивает регистрацию. В-третьих, сами правообладатели иногда не против наличия некоторого сходства регистрируемого обозначения с их товарными знаками, они не видят угрозы смешения, тем не менее Роспатент отказывает в регистрации, несмотря на согласие «ущемленной стороны»2.

Основываясь на системе регистрации Европейского союза, Роспатент подготовил и вынес на общественное обсуждение так называемый «проект оппозиции»3, который предусматривает коренное изменение действующей процедуры регистрации товарных знаков.

Европейская система регистрации товарных знаков основана на системе оппозиции, т. е. эксперты проверяют лишь абсолютные основания для отказа в регистрации, тогда как относительные основания не рассматриваются по общему правилу. В отношении относительных оснований свои возражения могут подавать лишь заинтересованные лица.

Регистрацией товарных знаков занимается специализированный орган - EUIPO (European Union Intellectual Property Office), что можно перевести как Бюро по интеллектуальной собственности Европейского союза. До 23 марта 2016 г. этот орган назывался «Office for Harmonization in the Internal Market», или OHIM.

Можно выделить следующие этапы регистрации по системе Европейского союза.

1. Начинается процедура регистрации с подачи заявки в компетентный орган, занимающийся экспертизой и регистрацией заявляемых обозначений. В соответствии со ст. 25, 26 Council

1 См., напр.: Заключение Палаты по патентным спорам от 12.09.2016 (Приложение к решению Роспатента от 17.10.2016 по заявке № 2013744232) // СПС «КонсультантПлюс».

2 См., напр.: Заключение Палаты по патентным спорам от 02.12.2013 (Приложение к решению Роспатента от 22.02.2014 по заявке № 2011734538) // СПС «КонсультантПлюс».

3 Процедура оппозиции по товарным знакам. - Режим доступа: Шр^/^^ш. rupto.ru/press/news_archive/inform2016/Proekt_oppozit

Regulation (EC) N 207/2009 в заявке должны быть представлены документы: заявление на регистрацию, указание товаров и услуг, в отношении которых должен быть зарегистрирован товарный знак, и т.д. После подачи заявки EUIPO проверяет соответствие заявки формальным требованиям, предъявляемым к ней законом.

2. Если заявка соответствует требованиям, EUIPO проводит экспертизу обозначения на наличие абсолютных оснований для отказа в регистрации товарного знака, что указано в ст. 37 Council Regulation (EC) N 207/20091. Сами основания перечислены в ст. 7, и они фактически идентичны отечественным абсолютным основаниям. Например, заявленное обозначение не подлежит регистрации, если товарный знак не обладает различительной способностью, противоречит принципам морали и нравственности и т. д.

3. После проведения указанной экспертизы в случае отсутствия абсолютных оснований для отказа заявитель вправе, руководствуясь ст. 38 Council Regulation (EC) N 207/2009, попросить регистрирующий орган провести экспертный поиск и по относительным основаниям, для предотвращения возможных споров о возможности смешения с уже зарегистрированными товарными знаками третьих лиц. Результат такого поиска оформляется в виде отчета и направляется заявителю, а также правообладателям товарных знаков, с которыми может возникнуть угроза смешения. Этот отчет не является самим по себе отказом в регистрации, он выполняет лишь информирующую функцию.

4. С данного этапа начинается сама процедура оппозиции. После указанных действий заявка официально публикуется для ознакомления с ней всех третьих лиц.

5. С даты публикации у заинтересованных лиц есть три месяца на подачу возражений против регистрации заявляемого обозначения. Оснований для подачи такого заявления можно выделить два: 1) товарный знак не подлежит регистрации по абсолютным основаниям; 2) товарный знак не подлежит регистрации по относительным основаниям. Стоит особо отметить, что на данном этапе позволяется подавать возражения и по абсолютным основаниям в том числе. В этом случае EUIPO направляет заявителю сообщение о получении возражения и еще раз проверяет обозна-

1 Council Regulation (EC) N 207/2009 of 26 February 2009 on the European Union trade mark (codified version). - Mode of access: https://www.oami.europa.eu/ ohimportal/trade-marks

чение на отсутствие абсолютных оснований. Информирование заявителя возражения о результатах экспертизы не проводится.

Второй случай, если подается возражение по относительным основаниям. Подать такое возражение имеют право лица, которые являются правообладателями товарных знаков с ранним приоритетом, и которые считают, что регистрация такого обозначения сможет привести к смешению товарных знаков в обороте.

6. Согласно ст. 41, 42 Council Regulation (EC) N 207/2009, в случае подачи возражения по относительным основаниям у заявителя возражения есть два месяца на предоставление аргументов и доказательств заявителю обозначения о том, что заявленный товарный знак не может быть зарегистрирован. После получения аргументов у заявителя обозначения, в свою очередь, есть два месяца на предоставление аргументов заявителю возражения в защиту заявляемого обозначения. У заявителя возражения также есть возможность предоставить контраргументы. Обычно на этом данная процедура заканчивается, однако регистрирующий орган вправе дать возможность сторонам продолжить дискуссию.

7. В конце концов регистрирующий орган прерывает такие «переговоры» сторон и принимает одно из трех возможных решений: 1) заявляемое обозначение не вызовет смешение с товарным знаком другого лица и подлежит регистрации, в таком случае лицо, подавшее возражение, должно возместить расходы заявителю обозначения, связанные с процедурой оппозиции; 2) заявляемое обозначение может вызвать сходство до степени смешения с другими товарными знаками и не подлежит регистрации, в этом случае заявитель обозначения возмещает расходы заявителю возражения; 3) заявляемое обозначение может вызвать сходство до степени смешения в отношении части товаров и услуг, для которых оно регистрируется, в этом случае заявляемое обозначение подлежит регистрации, за исключением тех товаров, которые могут вызвать смещение, все издержки делятся пополам.

8. После принятия положительных решений для заявителя по процедуре оппозиции или если возражений в течение трех месяцев с даты публикации заявления не поступило, заявленное обозначение регистрируется, заявителю выдается свидетельство в соответствии со ст. 45 Council Regulation (EC) N 207/2009.

Таким образом, оппозиционная система отличается от отечественной системы тем, что регистрирующий орган по своей инициативе не проверяет относительные основания для отказа в реги-

страции, поэтому в случае отсутствия возражений срок регистрации товарных знаков значительно сокращается.

Роспатент предлагает изменить процедуру и перейти на оппозиционную систему регистрации. Предлагается проводить регистрацию по следующей процедуре: 1) подача заявки; 2) проведение формальной экспертизы в течение одного месяца; 3) экспертиза обозначения (проводится в течение трех месяцев в отношении соответствия товаров и услуг требованиям МКТУ), а также проверка обозначения на соответствие «абсолютным» основаниям, предусмотренным п. 1-5 ст. 1483 ГК РФ; 4) если нарушения «абсолютных» оснований не выявлено, то осуществляется публикация в открытом источнике информации о проведении экспертизы обозначения с положительным результатом, но не проводится государственная регистрация; 5) после появления публикации в течение трех месяцев заинтересованные лица имеют право подать возражения против регистрации товарного знака по всем основаниям, предусмотренным в законе; если такое возражение подано, сторонам дается шесть месяцев для урегулирования спора; если стороны к согласию так и не приходят, Роспатент в рамках административной процедуры принимает окончательно решение о регистрации товарного знака или об отказе в регистрации.

Сопоставляя законодательное регулирование процедуры регистрации в Европейском союзе и представленном проекте, можно заметить много сходств даже по срокам. Однако слепое перенесение норм иностранного права в отечественный правопорядок может повлечь больше отрицательных последствий, чем положительных. К тому же в проекте ничего не говорится об очень важном инструменте процедуры оппозиции - возможности заявителя обозначения просить регистрирующий орган о проведении экспертного поиска и по относительным основаниям, чтобы предотвратить возможные будущие споры.

Юридическое сообщество в целом очень прохладно встретило проект, например, в своем правовом заключении1 юридическая фирма «Городисский и партнеры» выделила следующие недостатки проекта: 1) упрощение экспертизы может привести к регрессу отечественной «школы экспертов»; 2) существующая система, предусматривающая возможность оспаривания заявки в любой

1 Процедура оппозиции по товарным знакам - мнение. - Режим доступа: http://www.gorodissky.ru/publications/articles/protsedura-oppozitsii-po-tovarnym-znakam-nashe-mnenie/

момент после ее поступления в Роспатент (ст. 1493 ГК РФ), функционирует лучше, чем будет функционировать процедура оппозиции; 3) увеличится количество споров; 4) фактически время регистрации товарных знаков может и увеличиться в результате введения шестимесячного срока на урегулирование спора, а также возможного его продления в рамках принятия решения самим Роспатентом.

Эти опасения обоснованны. В проекте действительно содержится множество пробелов и недосказанностей, например не совсем понятно, как будут сочетаться новые положения об оппозиции со ст. 1493 ГК РФ; почему в данный момент возражения против регистрации может подать «любое» лицо, а в проекте упоминается только «заинтересованное», это сознательная замена или всего лишь пренебрежения к терминам?

Однако, на мой взгляд, проект имеет и серьезные положительные черты. Во-первых, при некоторой его доработке время для регистрации товарных знаков действительно может существенно сократиться (например, если уменьшить срок самостоятельного урегулирования спора сторонами с шести до трех месяцев).

Во-вторых, наибольшее количество споров по регистрации товарных знаков возникает в связи с п. 6 ст. 1483 ГК РФ, к тому же проверка по данному основанию является наиболее сложной и длительной. Проект исходит из того, что теперь Роспатент не будет обращать внимание на возможные сходства до степени смешения, а предоставит возможность самим правообладателям спорных товарных знаков в случае, если они считают свои права нарушенными, оспаривать их.

В-третьих, новая процедура стимулирует правообладателей к мониторингу ситуаций с заявками на товарные знаки, что даст правообладателям возможность оспаривать товарные знаки недобросовестных конкурентов, сходные до степени смешения с их товарными знаками, еще до момента государственной регистрации. В итоге это поможет им предотвратить возникновение многочисленных убытков как денежных, так и репутационных.

Таким образом, «проект оппозиции» нуждается в серьезной доработке, еще до конца не решен вопрос целесообразности его введения, однако при должном внимании и помощи со стороны юридического сообщества многие проблемы, связанные с длительностью регистрации, могут быть решены.

В то же время Роспатент ведет работу по сокращению процедуры регистрации и по другим направлениям, например по

словам заместителя заведующего отделом регистрации средств индивидуализации Роспатента Елены Орловой1, начиная с лета 2016 г. этот срок сократился до девяти месяцев благодаря расширению штатного состава экспертов, а также обновлению программного обеспечения ведомства.

Таким образом, на мой взгляд, если у Роспатента есть возможность сохранить действующую, устоявшуюся процедуру регистрации товарных знаков и разрешить проблемы длительности без коренного изменения самой процедуры, необходимо действовать именно в этом направлении.

1 Цит. по: Добрикова Е. Сроки регистрации товарных знаков планируется сократить с девяти до шести месяцев. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ news/1094961/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.