СУДЬБА РОССИИ В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕСПЕКТИВЫ
)
Д. А. Гриднев
ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОПЫТ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
В статье проанализирован ход проводимой в настоящее время реформы военного образования в России с использованием структурно-функционального метода. В результате анализа выявлены проблемы, решение которых позволит не допустить возможные отклонения на последующих этапах реформирования данной системы образования.
Ключевые слова: военное образование, реформа образования, ценностные ориентации, Вооруженные Силы.
Происходящие перемены в экономической, культурной, политической сфере, наблюдаемые в нашей стране, не могли не сказаться на системе российского образования и, в частности, на такой его подсистеме, как военное образование. Поэтому реформирование военного образования необходимо рассматривать во взаимосвязи с изменениями, происходящими в обществе в целом. Применение социологического анализа состояния трансформации военного образования позволяет выявить взаимовлияние и взаимосвязь образования и общества, так как образование включено в высшую систему под названием общество. А военное образование тесно взаимосвязано с таким институтом общества, как армия, и должно отвечать тем требованиям, которые она предъявляет к выпускникам военных вузов. С другой стороны, общество, в целом, должно реагировать на потребности военного образования.
Кроме того, социологию интересует влияние на образование ценностных ориентаций индивидов. Спецификой социологического подхода к изучению проблем образования является анализ степени удовлетворенности различных социальных общностей, как входящих в систему, так и находящихся за её пределами1.
Изучение трансформации военного образования имеет и прикладной характер, так как сегодня обеспечение защиты государства, общества и личности в современном мире остается одной из актуальных задач, в решении которой принимают уча-
стие все государственные институты и, в первую очередь, Вооруженные Силы. Для строительства современных Вооруженных Сил РФ проявляется необходимость совершенствования военно-профессиональных знаний, умений и навыков офицерского корпуса.
Все это обуславливает необходимость улучшения качества образования офицерского состава, которое осуществляется в системе военного образования - одном из государственных институтов, являющемся частью общей системы образования.
В настоящее время идет трансформация системы военного образования. Возникают нетрадиционные структуры подготовки военных кадров - учебные военные центры при гражданских вузах.
Изменения системы военного образования связаны с несоответствием между потребностями в кадровом потенциале и материальными, материально-техническими, социально-экономическими условиями и средствами его воспроизводства2.
В данной статье проанализирован ход реформирования системы военного образования с использованием структурно-функционального метода. Представителями структурно-функционального метода являются такие видные учёные, как Э. Дюрк-гейм, Т. Парсонс, Радклиф-Браун, Б. Малиновский, Р. Мертон.
Как говорилось выше, образование является относительно самостоятельной подсистемой общества со сложной совокупностью внутренних структур, насыщенными отношениями3.
Под системой образования понимается вид социальной системы, основными элементами которой являются специфические группы людей (обучаемые, обучающие, вспомогательный и управленческий персонал), а также образовательные учреждения и органы управления образованием, на базе которых эти группы функциони-
4
руют, имеющие многоуровневую, иерархичную структуру .
«Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной социальной общности, а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе»5.
Военное образование, являясь составной частью профессионального образования, которое входит в систему всего российского образования, представляет собой его подсистему, целью которой является подготовка высокообразованного, прежде всего, в военном отношении, офицера, обладающего широким военным и общенаучным кругозором и профессиональной компетентностью по кругу задач своей служебной деятельности. Военное образование также является неотъемлемым элементом общества, а потому испытывает на себе все влияния и изменения, с которыми сталкивается само общество.
Характеризовать состояние любой социальной системы необходимо через функции, выполняемые данной системой, которые помогают определить структуру точно так же, как структура помогает определить эффективность, с которой выполняются эти функции6.
Функции - это наблюдаемые последствия, способствующие адаптации или приспособлению к данной системе; а дисфункции - те, которые уменьшают адаптацию или регулировку системы. Явные функции - это объективные результаты, способствующие регулировке или адаптации системы, которые планируют и осознают участники данной системы. Латентные функции - это те, которые участники данной системы не планируют и не осознают. Р. Мертоном определены причины отклонения от норм: недостаточная интеграция институционализированных целей и
средств7. Данные функции присущи любой социальной системе, в том числе и системе военного образования.
Для анализа состояния любой социальной системы Т. Парсонс предлагает использовать оценку функций адаптации, целедостижения, сохранения образа, контроля, а также интеграции системы8.
Но есть и специфические функции, относящиеся к конкретной системе, не исключение и система военного образования. Под функцией системы военного образования понимаются основные виды деятельности по реализации стоящих перед ней задач для достижения определенных целей. Задачи и функции взаимосвязаны, вернее, из задач вытекают функции системы и воплощаются в жизнь посредством реализации этих функций9.
Система военного образования обладает как внешними, так и внутренними функциями.
К внешним функциям системы военного образования можно отнести:
- обеспечение Вооруженных Сил РФ офицерскими кадрами в полном объеме;
- подготовка и переподготовка для Вооруженных Сил РФ квалифицированных офицеров;
- организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение обороноспособности страны;
- организация и проведение работ по военно-профессиональной ориентации и последующего поступления молодежи в военные вузы.
К внутренним функциям системы военного образования относится:
- подготовка научно-педагогических и научных кадров для военных вузов;
- переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
- удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном развитии посредством получения высшего образования или послевузовского.
Функции, предложенные в качестве оценки эффективности социальных систем Т. Парсонсом, теснейшим образом взаимосвязаны с функциями, возложенными на систему военного образования.
Например, функция достижения цели и адаптации, которую выполняет экономическая подсистема, является в настоящее время определяющей, т. к. без достаточного финансового обеспечения не приходится говорить о качественном выполнении каких либо функций вообще. А из финансовых возможностей системы вытекают качество выполняемых функций (качество выпускаемых системой офицерских кадров), их количество, способы выполнения поставленных перед системой задач (при недостаточном финансировании возникают альтернативы в производстве).
Функция сохранения образца, функция интеграции и контроля также являются фундаментальными и влияют на все функции системы военного образования. Так, функция сохранения образа влияет на качество абитуриентов и мотивированность овладения обучаемыми военно-профессиональными навыками и умениями.
Функция интеграции является связующим элементом взаимодействия субъектов, входящих в систему военного образования. Раньше эту функцию выполняли традиции, в настоящее время заявлено, что связующим элементом должно стать правовое поле. От того, насколько оно будет качественным, ясным, понятным, а главное, принятым обществом, будет зависеть обеспечение (качественное и количественное) Вооруженных Сил РФ офицерскими кадрами, обеспечение военных вузов профессорско-преподавательскими кадрами, удовлетворение обучаемых качеством образовательных услуг, предоставляемых системой военного образования.
Поэтому для анализа реформирования системы военного образования использован инструментарий Т. Парсонса.
В октябре 2007 года автором был проведен социологический опрос среди профессорско-преподавательского состава вузов готовящих офицеров. В опросе приняли участие 25 вузов Московского, Северо-Кавказского, Приволжско-Уральского, Дальневосточного военных округов, всего 285 респондента.
Функция достижения цели и адаптации касается структур, механизмов и процессов, участвующих в таких отношениях10. Адаптивная функция определяется как обеспечение средств и ресурсов для достижения цели. Эту функцию выполняет экономическая подсистема11.
Проанализировав экономическую составляющую проводимой реформы, мы пришли к выводу, что основное достоинство перехода системы военного образования на подготовку специалистов при гражданских вузах - это то, что такой источник комплектования Вооруженных Сил офицерами наукоемких специальностей малозатратен. Но экономия в настоящем может очень дорого стоить в будущем.
Специалисты высказались о нецелесообразности подготовки военных кадров в учебных военных центрах (63 %). О том, что цель создания учебных военных центров - экономия средств, высказались 57 % респондентов. Причём 45 % опрошенных, высказали предположение, что это мера временная и связанная с определенным мнением в Министерстве Обороны. Поддержка и понимание среди профессорско-преподавательского состава в новом структурообразовании не значительны, а ведь эффективные «собственные структуры системы могут выстраиваться и изменятся лишь благодаря собственным операциям, которые выполняют функцию установления исторического состояние системы, из которого эта система должна исходить в своих следующих операциях. Это возможно благодаря самоорганизации»12.
Вместе с тем, с 1 января 2008 года приступили к своей деятельности 37 учебных военных центров, созданных на базе военных кафедр гражданских вузов. В перспективе Министерство обороны планирует, а это 2012 год, получать из УВЦ порядка 3000 офицеров. По заявлениям Министерства обороны, УВЦ должны стать новым источником комплектования офицерских кадров. Если военные вузы восполняют не более 50 % потребного заказа Министерства Обороны (порядка 15 тыс. выпускников), то УВЦ не могут стать панацеей в решении кадрового вопроса, касающегося комплектования офицерских должностей, по крайней мере, в количественном отношении.
В ходе проводимой реформы реально увеличилось поступление денежных средств в учебные заведения, готовящие офицеров (50 %). По сравнению с недофинансированием в 90-е годы, прослеживается увеличение финансирования, но оно не обеспечивает удовлетворения всех потребностей вузов, закрепление и усиление мотивации преподавательского состава, обновление материальной базы и т. д.
На первом этапе реформирования предполагалось решить проблему с закрепления преподавательского состава в учебных заведениях. Отток профессорско-преподавательского состава продолжается, такое мнение высказали 44 % опрошенных. Причинами, оттока ППС являются низкое материальное вознаграждение (48 %) и отсутствие условий для занятий научной работой (12 %).
Что же касается эффективности использования денежных средств, то только 45% респондентов уверены в эффективном их использовании.
Функция сохранения образца соответствует императиву сохранения стабильности образцов институционализированной культуры, определяющих структуру системы. С точки зрения индивида, входящего в социальную систему, можно было бы назвать его мотивационным побуждением. Соответственно, центральное место в
сохранении образца занимает структурная категория ценностей13. Эту функцию выполняет подсистема религиозных верований и морали. Кроме того, она выполняет функции снятия напряжения14. В 90-е годы произошло значительное ослабление моральных и недостаточное укрепление религиозных мотивов, что сделало наше общество маргинальным и, в большей своей массе, циничным. Превалирующая ценность сегодня - это материальное положение индивида, а поскольку уровень жизни военнослужащих, начиная с 90-х годов, не дотягивает до достойного уровня, отсюда и непривлекательность военной службы.
Так, по данным фонда общественного мнения, 78 % молодых людей хотели бы иметь много денег, а результаты социологического исследования, проведенного
В. В. Гаврилюк среди старшеклассников, показали, что, в большинстве своём, они склонны считать богатство критерием жизненного успеха (63,8 %)15. Р. В. Дубровский так же отмечает, что «лидирующее положение в мотивации военнослужащих занимает вопрос денежного довольствия, обеспечения жильём. Если ранее высокий статус военнослужащих поддерживался и обеспечивался властью, государственно-политическими и идеологическими мерами, то в современных условиях это осуществляется в значительной степени за счет материального вознаграждения, причем ориентированное на элементарное выживание»16.
Главной причиной текучести кадров из Вооруженных Сил РФ являются: слабые социальные гарантии (89 %), отсутствие одобрения со стороны общества (50 %). На лицо явная дисфункция проводимой реформы, которая сводит на «нет» все усилия реформирования военного образования.
Уровень престижа офицерской службы в Советской армии был высокий (100 %). Напротив, уровень престижа офицерской службы в Российской армии в период с 1991 по 1999 год оценили как низкий 92 % респондентов. В 1999-2003 тенденция сохраняется. Уровень престижа военной службы низок (80 %). В период с 2003 года по конец 2007 года, всё еще низкий (53 %). В настоящее время материальное благополучие во главу угла ставит 69 % респондентов; проблемы обеспечения жильём - 50 %, слабую социальную защищенность со стороны государства отметили 59 % опрошенных.
Значительное ослабление влияния культурных ценностей и недостаточная материальная составляющая в мотивации деятельности службы офицера сводят к минимуму результаты деятельности системы военного обучения.
Функция контроля, иногда её называют регулированием напряжения. Естественно, что в реформенный период такая функция должна усилиться. Количество проверок функционирования вузов в реформенный период, естественно, значительно увеличился - так ответило 56 % респондентов. Особое внимание в ходе деятельности вузов обращено на: состояние учебно-материальной базы вуза (19,7 %), на проверку уровня знаний обучаемых (18 %), на целевое расходование средств (15 %), на уровень профессиональной подготовки преподавательского состава (15 %), на научно-методическую работу (11 %). Излишнее количество проверок вносит определенную нервозность в деятельность вузов, что, в свою очередь, немедленно скажется на качестве обучения.
Функция интеграции является ключевой для системы военного образования. Посредством этой функции осуществляется взаимодействие целеполагающих субъектов, согласование их воли и интересов, обеспечение прав различных групп. Для того, чтобы нормы стали естественным механизмом воспроизводства стабильности в социальной системе, необходим перевод этих норм из принудительного режима в добровольный. Этот перевод должна осуществлять культура, для которой главная её функция - это сохранение структуры и снятие напряжения. Основной функцией, с этой
точки зрения, является сохранение культурной стабильности институционализированных ценностей, достигаемое посредством сочленения ценностей с системой убеждений, куда входят религиозные верования, идеология и т. п. Внутреннюю функцию интеграции системы обеспечивают правовые институты, нормы и обычаи17.
Следует подчеркнуть, старая культура нормативного поведения в обществе низложена, а новая не создана.
Существующая нормативно-правовая база, регулирующая функционирование системы военного образования не проработана (44 %) и не структурирована (6 %). В настоящее время в нашем государстве отсутствует единая стратегия национальной безопасности, которая должна быть утверждена Президентом РФ, и быть обязательной для исполнения всеми государственными органами исполнительной власти. Этот долгосрочный стратегический план должен четко формулировать национальные приоритеты безопасности развития нашего государства. В данный момент вопросы национальной безопасности регулируются более чем 75 законами, 6 доктринами и 10 концепциями. Некоторые из них противоречат друг другу, во всяком случае, нет единого мнения, понимания стратегии развития нашей страны, не определены источники опасности целостности нашего государства. Отсюда отсутствие чёткого прослеживания функций и задач военного образования.
Сам порядок прохождения военной службы по контракту, введенный в 1993 году, законодательно предоставил офицерам возможность увольнения с военной службы через 5 лет после окончания военно-учебного заведения. Это не компенсирует затраты на их подготовку в военно-учебных заведениях, которые в несколько раз превышают расходы на подготовку гражданских специалистов по аналогичным специальностям. Одновременно существенно расширен перечень оснований для досрочного увольнения офицеров с военной службы.
Сейчас в военных вузах выдают диплом, в котором указана как военная специальность, так и гражданская. При совпадении профиля гражданского и военного особых проблем не возникает (32,5 %). Но в некоторых случаях не хватает часов на гражданские предметы (21,8 %). А в некоторых вузах, подготовка специалистов идет с нехваткой часов на военные специальные предметы (49,6 %). То есть реально подготовить специалиста двойного назначения без ущерба для военной или гражданской составляющей удается редко. Значит, при несовпадении профилей обучения должен увеличиться срок учебы, а он не может быть безграничным, да и затраты на обучение при несовпадении профилей значительно возрастают, поэтому во многих вузах присвоение гражданской специальности происходит формально.
Получается, что система военного образования признает тот факт, что её выпускники не будут связаны с армией всю свою жизнь и готовит в своих стенах специалистов для гражданских отраслей в ущерб собственным интересам.
Раньше система военного образования была относительно закрытой и вполне самодостаточной, а «если система достаточно жестко изолирует себя от окружающего мира, то только тогда она обретает способность отличать себя от окружающего мира благодаря внутренней собственной упорядоченности в сопряжении элемен-тов»18. Нареканий со стороны заказчика в лице Министерства обороны на качество и количество выпускников военных вузов не возникало. «Всякая система изначально приспособлена к своему окружающему миру (или её вовсе не существует)»19. Превращение военного образования в открытую систему создало угрозу её существованию, по крайней мере, значительно страдает качество возложенных на неё функций.
Классическая система военного образования не справляется с возложенными на неё обязанностями по подготовке офицерских кадров. Система военного образо-
вания, испытывает, с одной стороны, недостаточное финансирование, не эффективно выполняется функция адаптации системы и как следствие качество и количество выпускников не соответствует современным требованиям армии. Практически половину требуемых кадров Вооруженные Силы черпают из нетрадиционных источников комплектования (УВЦ, краткосрочные офицерские курсы). Всё это происходит на фоне сокращения военных вузов. Не достаточное финансирование неблагоприятно сказывается на материально-техническом состоянии военных вузов и мотивации деятельности профессорско-преподавательского состава.
При выполнении функции сохранения образа, как было сказано выше, её основой является категория ценностей. Значимая ценность в нашем обществе в настоящее время это материальное состояние. Отсюда значительный процент выпускников военных вузов, не желающий связывать свою судьбу со службой в армии, так как произошло значительное ослабление влияния культурных ценностей и недостаточная материальная составляющая в мотивации деятельности службы офицера.
Также налицо невыполнение системой функции интеграции: воля и интересы взаимодействующих субъектов явно не согласованны, нестыковки культурных ценностей традиционного общества и нового для нас так называемого гражданского общества, где во главу угла ставятся, прежде всего, интересы личности, а затем общества и государства. Причем вместо традиций действия должны происходить в рамках правового поля, а оно слабо структурировано, во многих случаях не проработано, а порой и противоречиво.
Во времена СССР военная служба в офицерском звании была почетной и уважаемой в обществе профессией, она поддерживалась государством на высоком социальном уровне. В настоящее время государство пытается перейти к принципам наемной армии, не желая при этом много тратить на её функционирование, а в условиях рыночной экономики за работу принято платить. Цели субъектов данных отношений не совпадают, отсюда значительная утечка молодых кадров из Вооруженных Сил РФ.
Если при реформировании системы военного образования не учитывать явных и латентных процессов происходящих в этой системе, это превратит реформу в социальный ритуал20, а результат реформы вряд ли будет, достигнут в указанные сроки без потери качества и дополнительных затрат.
Примечания
1 См.: Зборовский, Г. Е. Образование : от XX к XXI веку / Г. Е. Зборовский. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 301 с.
2 См.: Фильков, С. «Оптимизация» военных кафедр / С. Фильков // Высш. образование в России. - 2005. - № 2. - С. 80
3 См.: Современная социология образования. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - С. 6-10.
4 См.: Глущенко, В. В. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов / В. В . Глущенко,
И. И. Глущенко. - Железнодорожный : Крылья, 2000. - С. 143.
5 Осипова, Г. В. Система социальная / Г. В. Осипова // Российская социологическая энциклопедия. - М. : НОРМА-ИНФА, 1998. - С. 467.
6 См.: Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М. : АСТ : ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С. 183.
7 Там же. - С. 143.
8 См.: Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс ; под ред. В. Ф. Чесноковой и
С. А. Белановского. - М. : Академ. проект, 2002. - С. 15.
9 См.: Атаманчук, В. Г. Теория государственного управления : курс лекций / В. Г. Атаманчук. - М., 1997. - С. 48.
10 См.: Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М. : АСТ : ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С. 567.
11 См.: Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс ; под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. - М. : Акад. Проект, 2002. - С. 569.
12 Осипова, Г. В. Система социальная / Г. В. Осипова // Российская социологическая энциклопедия. - М. : НОРМА-ИНФА, 1998. - С. 99-100.
13 См.: Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс ; под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. - М. : Акад. Проект, 2002. - С. 565.
14 См.: Парсонс, Т. Общетеоретические проблемы социологии / Т. Парсонс // Социология сегодня : проблемы и перспективы. - М., 1965. - С. 25-67.
15 См.: Бондаренко, Т. А. Социальные механизмы формирования престижа службы в Вооруженных Силах России / Т. А. Бондаренко, В. Е. Талынев // Социология образования. - 2007. - № 5. - С. 89.
16 Там же. - С. 89.
17 См.: Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс ; под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. - М. : Акад. Проект, 2002. - С. 16-20.
18 Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман ; пер. с нем. А. Антоновского. - М. : Логос, 2004. - С. 146.
19 Там же. - С. 106.
20 См.: Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М. : АСТ : ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С. 183.
О. В. Понукалина
ВИРТУАЛЬНАЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДОСУГА» РОССИЙСКОЙ
ПРОВИНЦИИ
В статье анализируются изменения, наблюдаемые в сфере досуга российской провинции, произошедшие под воздействием социокультурных трансформаций -смены ценностных установок, коммерциализации досуговой инфраструктуры, появления новых информационных технологий. Исследуются причины сближения и взаимопроникновения практик досуга и потребления, выявляются реальные и предпочитаемые способы проведения досуга жителями провинции.
Ключевые слова: социология досуга, потребление услуг досуговых сервисов, развлечения, изменения в сфере досуга, свободное время.
В концепциях общества постмодерна сфера досуга рассматривается как важнейшая подсистема. Направленность на развлечения, игру, гедонизм приводит к росту спроса и предложений в сфере сервиса, досуга и туризма. Как результат - сфера досуга во многих странах мира, в том числе и в России становится одним из крупных секторов экономики, сферой вложения капитала, получения прибыли и больших дивидендов.
Многие годы ценность досуга ставилась в зависимость от того, способствует ли он эффективному труду или нет. Вся жизнедеятельность, выходящая за рамки