Научная статья на тему 'Проблемы реформирования и финансирования образования и науки как базовых элементов общества, основанного на знаниях'

Проблемы реформирования и финансирования образования и науки как базовых элементов общества, основанного на знаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ЭНДАУМЕНТ / ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магута Ольга Викторовна

В современном мире одним из главных факторов развития экономики знаний является образование как основной «производитель» и «распространитель» знаний. Превращение знаний и человеческого капитала в доминантный фактор развития экономики обусловило усиление взаимосвязи образования с экономическими процессами, повышение его роли в условиях формирования экономики знаний. В то же время развитие образования и науки невозможно без модернизации системы финансирования и создания благоприятной институциональной основы. В мировой практике финансовая поддержка образования основывается на сочетании бюджетных и внебюджетных источников. Такое сочетание способно обеспечить финансовую самостоятельность образовательных учреждений. Подчинение сферы образования целям экономики знаний, создание инновационных продуктов и формирование для этого соответствующих институциональной, законодательной и финансовой основ позволят достичь высоких результатов в развитии стран и повышении социальных стандартов для граждан. Особое внимание следует уделить поиску финансовых ресурсов для развития сферы образования, ориентированной на экономику знаний. Наряду с государственными источниками важную роль может сыграть благотворительность и механизм эндаумента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реформирования и финансирования образования и науки как базовых элементов общества, основанного на знаниях»

УДК 336.1 330.3 378

проблемы реформирования и финансирования образования и науки как базовых элементов общества, основанного на знаниях

© 2015

МАГУТА о. в.

УДК 336.1 330.3 378

Магута О. В. Проблемы реформирования и финансирования образования и науки как базовых элементов общества,

основанного на знаниях

В современном мире одним из главных факторов развития экономики знаний является образование - как основной «производитель» и «распространитель» знаний. Превращение знаний и человеческого капитала в доминантный фактор развития экономики обусловило усиление взаимосвязи образования с экономическими процессами, повышение его роли в условиях формирования экономики знаний. В то же время развитие образования и науки невозможно без модернизации системы финансирования и создания благоприятной институциональной основы. В мировой практике финансовая поддержка образования основывается на сочетании бюджетных и внебюджетных источников. Такое сочетание способно обеспечить финансовую самостоятельность образовательных учреждений. Подчинение сферы образования целям экономики знаний, создание инновационных продуктов и формирование для этого соответствующих институциональной, законодательной и финансовой основ позволят достичь высоких результатов в развитии стран и повышении социальных стандартов для граждан. Особое внимание следует уделить поиску финансовых ресурсов для развития сферы образования, ориентированной на экономику знаний. Наряду с государственными источниками важную роль может сыграть благотворительность и механизм эндаумента.

Ключевые слова: институциональный режим экономики, экономика знаний, эндаумент, целевой капитал, благотворительность, внебюджетное финансирование, образование и наука. Библ.: 14.

Магута Ольга Викторовна - соискатель, Институт экономики промышленности НАН Украины (ул. Панаса Мирного, 26, Киев, 01011, Украина) E-mail: steshinao@gmail.com

УДК 336.1 330.3 378 Магута О. В. Проблеми реформування i фнансування ocBimu та науки як базових елеменmiв суспльства, заснованого на знаннях

У сучасному свт одним з головних чиннишв розвитку економки знань е освта - як основний «виробник» i «розповсюджувач» знань. Перетво-рення знань i людського капталу на домнантний фактор розвитку економки зумовило посилення взаемозв'язку освти з економiчними процесами, тдвищення його рол'> в умовах формування економки знань. Водночас розвиток освти та науки неможливо без модертзацп сис-теми фнансування та створення сприятливоi iнституцiйноi основи. У св'товш практиц ф'тансова тдтримка освти (рунтуеться на поед-нанн бюджетних i позабюджетних джерел. Таке поеднання здатне за-безпечити ф'тансову самостшшсть осв'ттх установ. П'дпорядкуван-ня сфери освти цшям економки знань, створення iнновацiйних продук-т'ю i формування для цього в'дпов'дних iнституцiйноi, законодавчо1 та ф'тансовоi основ дозволять досягти високих результат'ю у розвитку кра!н i пiдвищення со^альних стандарт'¡в для громадян. Особливуувагу слiд прид'шити пошуку ф'тансових ресурав для розвитку сфери освти, ор'кнтовано'1 на економкузнань. Порядздержавнимиджерелами важ-ливу роль може зграти благодштсть i мехашзм ендавмента. Ключов'1 слова: нститу^йний режим економки, економка знань, ен-давмент, цльовий каптал, благод'йшсть, позабюджетне ф'тансування, освта та наука. Ббл.: 14.

Магута Ольга Вiкmорiвна - здобувач, 1нститут економки промисло-вост'> НАНУкрани (вул. Панаса Мирного, 26, Ки1в, 01011, Укртна) E-mail: steshinao@gmail.com

UDC 336.1 330.3 378

Maguta O. V. Problems of Reforming and Financing Education and Science as Fundamental Elements of a Knowledge-Based Society

In today's world, one of the main factors in the development of knowledge economy is education, which is considered as a basic «producer» and «distributor» of knowledge. Conversion of both knowledge and human capital in one dominant factor of economy development determines an increase of synergy between education and economic processes, enhances its role in the formation of knowledge economy. At the same time, further development of education and science is impossible without upgrading the financing system and establishing a conducive institutional framework. In the world practice, financial support for education is based on a combination of budgetary and extra-budgetary resources. This combination is able to provide financial autonomy of educational institutions. Subjection of the education goals to the knowledge economy, creating innovative products and formation with this aim of institutional, legislative and financial frameworks will allow to achieve high results in development of countries and raising social standards for the citizens. Particular attention should be given to finding financial resources for development of education as knowledge economy-oriented sphere. Along with public sources, an important role can be assumed by charity, enhanced by the endowment mechanism.

Key words: institutional mode of economy, knowledge economy, endowment, charity, extra-budgetary financing, education and science. Bibl.: 14.

Maguta Olha V. - Applicant, Institute of Industrial Economics of NAS of Ukraine (vul. Panasa Myrnogo, 26, Kyiv, 01011, Ukraine) E-mail: steshinao@gmail.com

Масштабные изменения в развитии науки и техники, которые стали проявляться в начале 60-х годов прошлого века, оказали огромное влияние на характер мировой хозяйственной деятельности, отразились на ключевых характеристиках технологических процессов, оказали влияние на процессы получения и передачи знаний, а также накопления и использования различной информации. Что, в свою очередь, предопределило признание информации и знаний движущей силой современного мирового экономи-

ческого роста и развития, стало условием повышения конкурентоспособности и инновационности разных стран на международном рынке.

Знания в виде интеллектуального и человеческого капитала дополняют по своей значимости природные ресурсы, которые исторически являются основным двигателем экономического прогресса. Однако на современном этапе развития в экономику внедряются технологии, наука и инновации, а также механизм генерации знаний, включающий в себя четыре основных вида эко-

номической деятельности: высшее образование, научные разработки, а также исследования и программное обеспечение [12 с. 389]. В данном случае следует отметить, что двигателем перечисленных видов экономической деятельности, безусловно, является человек, а его интеллектуальный потенциал приобретает значение главного фактора производства, общественного и экономического развития. Накопление человеческого капитала происходит в результате развития личностных качеств, обретения жизненного и производственного опыта, совершенствования умений и знаний, полученных в процессе обучения. Систематизация и модернизация знаний является главным условием их преобразования в ценную инновационную продукцию. Это условие достигается путем применения новых технологий в развитии, усвоении и распространении знаний.

Государства, в которых знания являются определяющей доминантой, где создаются новые идеи, которые воплощаются в организационные и технологические системы, где развиваются и внедряются новые парадигмы образования, достигают значительных успехов в своем развитии. Однако просто образование без реального воплощения в инновационные процессы, без присутствия благоприятного институционального режима экономики и безграничной информационной инфраструктуры, которая способна пропагандировать не только ценность знания, но и сферы их практического применения, не может реально влиять на развитие экономики государства.

Проблемами реформирования и инновационного развития высшего образования, а также вопросами формирования экономики знаний, особенностями и предпосылками его возникновения занимаются отечественные и зарубежные ученые: А. Абалкина, В. Гейц, В. Семиноженко, Е. Либанова, В. Иноземцев, В. Лозовой. Авторами поднимаются вопросы превращения знания и человеческого капитала в доминантный фактор развития экономики, повышения роли образования в условиях формирования экономики знаний. Авторы сходятся во мнении, что основным «производителем» и «распространителем» знаний является образование, а финансовой основой, наряду с государственными и частными средствами, выступают средства различных благотворительных фондов и финансовые ресурсы целевого назначения.

Цель данной статьи - пересмотреть структуру и логику внебюджетного финансирования образовательной и научной сферы Украины за счет использования ресурсов благотворительности, а именно - использования фондов целевого капитала.

Наиболее комплексным расчетом измерения экономики, основанной на знаниях, является мониторинг, предложенный Всемирным банком, программой «Знание для развития» в 2012 г. [5], в котором используются индексы, позволяющие оценивать готовность государства к переходу на модель развития, основанную на знаниях. Одним из ключевых показателей рейтинга является образование, которое показывает степень образованности населения и наличия у него навыков создания,

распространения и использования знаний. Странами-лидерами в мире по уровню индекса образования являются Норвегия (показатель составляет 9,43), Швеция - 8,92, Финляндия - 8,77, Дания - 8,63, США - 8,70. В Украине индекс образования в 2012 г. составлял 8,26, находясь, таким образом, на уровне высокоразвитых государств. Однако на фоне высокого индекса образования индекс знаний в Украине значительно ниже и составляет 6,33, еще ниже индекс экономики знаний -5,73 (самый высокий показатель по индексу знаний и индексу экономики знаний у Швеции - 9,38 и 9,43 соответственно).

Как отмечалось выше, одна из причин такого положения заключается в отсутствии благоприятного институционального режима экономики. Просто образование без реального воплощения в инновационные процессы не может влиять на развитие экономики государства. Индекс институционального режима отображает условия, в которых развиваются экономика и общество в целом, его экономическая и правовая среда, бизнес и частная инициатива. Указывает на способность общества и его институтов к эффективному использованию уже существующего и возможностях создания нового знания. В Украине этот показатель составляет 3,95. В течение всего периода трансформации национальной экономики институциональная среда для развития экономики знаний практически не сформирована. Так, в 1995 г. индекс институционального режима оценивался на уровне 3,05, в 2000 г. - 3,08. Самый благоприятный институциональный режим экономики у Финляндии -9,65, Дании - 9,63, Швеции - 9,58, Норвегии - 9,47.

Очевидно, для того, что бы образование могло реально влиять на экономику, необходимо сформировать благоприятную институциональную среду, обеспечить сферу образования необходимыми финансовыми ресурсами. Наука и образование должны иметь стабильные источники финансового обеспечения, включая государственные и частные инвестиции. Одной из ключевых общемировых тенденций создания различных механизмов организации образования и науки является создание многоканального финансирования, основанного на сочетании бюджетных и внебюджетных источников.

Законодательство Украины определяет образование и науку приоритетными сферами социально-экономического, духовного и культурного развития общества. Это отражается в стремлении к формированию инновационного типа личности, которой присущи такие черты, как: открытость экспериментам, инновациям, изменениям; осознание высокой ценности получаемых знаний, а также естественное влечение к постоянному самосовершенствованию и получению этих знаний; способность находить различные варианты решения нестандартных задач. Среди качеств работника, наряду с компетентностью и квалификацией, значительным становится инициативность и готовность к инновационным изменениям. В то же время мобилизация этих качеств напрямую зависит от готовности и способности учиться, а также от качества самого процесса обучения. Стоит подчеркнуть, что качество

образования невозможно без достаточных финансовых ресурсов, инвестиций в сферу образования.

В отличие от многих европейских стран и США, в Украине основным источником поддержки сферы образования и науки является государство, т. е. бюджетное финансирование, которое характеризуется ограниченностью и недостаточной эффективностью. Хотя на протяжении последнего десятилетия доля государственного финансирования системы образования в Украине увеличивается, продуктивность использования этих средств остается достаточно низкой. Общие расходы на образование в Украине в 2007 г. составили 53,47 млрд грн, в 2008 г. -70,39 млрд грн, в 2009 г. - 77,41 млрд грн, в 2010 г. -91,07 млрд грн, в 2011 г. - 97,60 млрд грн, в 2012 г. -111,18 млрд грн , в 2013 г. - 115,96 млрд грн [10]. С учетом индикаторов социальной безопасности Украины финансирование образования из бюджета должно быть на уровне не менее 7 % ВВП [9], что в 2013 г. практически соответствовало параметрам - 6,4 % ВВП [10]. Но, к сожалению, это не означает, что поступающих средств для обеспечения образовательного процесса на качественно новом уровне, ориентированном на создание инновационных продуктов, достаточно. Следует учесть, что основные статьи расходов направлены на содержание структур учебных учреждений, коммунальные платежи, выплаты заработной планы профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам. Существующий уровень бюджетного финансирования не создает достаточной ресурсной основы для инновационного развития системы образования, не обеспечивает их креативное развитие и модернизацию. Важным является то, что отсутствует система надлежащего контроля за целевым использованием бюджетных средств, что, в свою очередь, приводит к их безответственному использованию в личных интересах определенного уровня распорядителей вышеуказанных бюджетов.

Ключевыми проблемами, возникающими при недостаточном финансировании и неэффективном использовании имеющихся средств, является оторванность отечественной системы образования от мировых тенденций развития образования и отсутствие связей с рынком труда.

В Украине не существует комплексного подхода к прогнозированию потребностей производственных и непроизводственных сфер в квалифицированных специалистах и рабочих с учетом структуры национальной экономики. Проблемой является и отсутствие достоверной статистики о реальном соотношении спроса и предложения на рынке труда Украины. А несогласованность рынка образовательных услуг с рынком труда приводит к тому, что подготовленные специалисты остаются невостребованными [7 с. 30]. В Украине не по специальности работает 70 % населения, получивших физическое, математическое и техническое образование, а это, прежде всего, сферы, где формируется научно-технический прогресс [12, с. 43].

Проблемой является и недостаточное привлечение работодателей к образовательному и научному

процессу [14, с. 167]. Отчасти это вызвано причинами, которые выходят за пределы образовательной сферы: слабым развитием гражданского общества и, соответственно, отсутствием практики создания механизмов эффективного сотрудничества между общественными институтами; несформированным в обществе пониманием необходимости и экономической эффективности инвестиций в развитие человеческого капитала; низким уровнем инновационной составляющей в экономике страны. Необходимо отметить, что решение этой группы проблем является глобальной стратегической задачей развития государства, которое требует длительного времени и значительных согласованных усилий всего общества [7, с. 8].

Опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что достижение сбалансированности образовательной системы и потребностей экономики может быть достигнуто лишь при условии тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон: государственных органов, системы профессионального образования и обучения, работодателей и работников [7, с. 31]. Государство нуждается в таких «партнерских отношениях», посредством которых все стороны могут открыто сотрудничать для достижения взаимных целей, их деятельность должна быть максимально успешной, где они параллельно работают, приспосабливаются, учитывают потребности друг друга.

В течение последних 10 лет расходы на науку в передовых странах мира растут более высокими темпами, в 1,5-2 раза быстрее, чем рост мировой экономики [4]. Стремительно растет наукоемкость ВВП, увеличивается количество занятых в научно-технической сфере, наука и научно-техническая сфера начинают играть определяющую роль в качественном улучшении жизни населения мира. В Украине же ситуация совершенно противоположная. За годы независимости наука окончательно утратила функцию влияния на социально-экономическое развитие государства, до критического уровня снизился показатель отечественного научно-технического потенциала, что стало угрозой национальной безопасности Украины [1]. В 2013 г. удельный вес общего объема расходов на научно-техническую сферу в Украине составил 0,77 % ВВП, а на 2014 г. расходы были запланированы на уровне 0,27 % ВВП [1]. Это самый низкий показатель финансирования науки за все время независимости Украины. Общие расходы на научные исследования и разработки (из всех источников) за последние 20 лет не превышали 1,3 % ВВП [4]. Среди стран Европейского Союза наибольшие доли затрат на исследования и разработки характерны для Финляндии - 3,55 %, Швеции - 3,41 %, Дании - 2,99 %, Германии - 2,92 % [1].

В Украине имеет место деградация интеллектуали-зированных видов деятельности, потребность в знаниях замещается необходимостью в работе, но уже без потребностей в получении знаний. Как следствие - в 2013 г. среди занятого населения Украины удельный вес ученых (исследователей, техников, вспомогательного персонала) составил 0,49 %, что в 3,5 раза меньше, чем 20 лет назад [1]. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что

снижается научный потенциал, а также теряется связь поколений в перспективе современного развития науки. По сравнению с отдельными европейскими странами, занимающими лидирующие позиции в сфере образования и науки, количество ученых среди занятого населения Украины выглядит более чем скромно. В 2011 г. удельный вес ученых среди занятого населения в Финляндии составил 3,27 %, в Дании - 3,16 %, Исландии - 2,96 % [1].

Наука и образование - взаимодополняющие сферы развития человечества. Они играют важную роль во всех аспектах современной жизни, воспроизводят и наращивают интеллектуальный, духовный и экономический потенциалы общества. А недостаточное бюджетное финансирование этих сфер влечет за собой поиск дополнительных источников денежных средств.

Общемировые тенденции создания различных механизмов организации и финансирования высшего образования и науки - это:

+ ориентация на персонификацию финансирования;

+ развитие автономии высших учебных заведений; + создание многоканального финансирования образования и науки, основанного на сочетании бюджетных и внебюджетных источников, которые включают в себя: взимание платы за предоставление дополнительных образовательных услуг, выполнение научно-исследовательских работ (услуг) по заказу предприятий, организация на платной основе; реализация продукции учебно-производственных мастерских; добровольные денежные взносы или материальные ценности, полученные в виде благотворительности.

Все вышеперечисленные источники финансирования образования и науки определены Законом Украины «Об образовании» [3] и являются актуальным дополнением к бюджетному финансированию.

На сегодняшний день в Украине не менее актуален и вопрос использования благотворительных средств как альтернативных и значимых источников финансирования сферы образования и науки. Во всем мире благотворительные взносы получают достаточно широкое распространение. Например, американское благотворительное сообщество представляет собой значительную часть гражданского общества, выполняющего ряд социально важных функций. Рыночная стоимость его благотворительных активов в 2011 г. составила 590,2 млрд долл. США [11].

В Украине отношение к благотворительности как к профессиональному и системному занятию только начинает формироваться. Но следует отметить, что роль благотворительности в жизни общества и в информационном пространстве заметно возрастает. Происходит обмен и освоение различных идей и технологий между организациями и благотворителями. В первую очередь это касается крупного бизнеса, его доходность и возможность долгосрочного планирования деятельности являются основным побудительным мотивом участия в благотворительности. Добровольные пожертвования коммерческих структур для решения проблем

в социальной сфере - реалии современных рыночных условий. Руководство компаний, предприятий мотивирует принятие решений о пожертвованиях желанием быть современными, прогрессивными, инновационными, желанием вложить свои капиталы в перспективные проекты, улучшить репутацию и надежность компаний, предприятий, а также стремлением быть публичными и иметь социально ответственный бизнес.

Однако механизмы безвозмездной финансовой помощи учебным заведениям, в частности, высшим учебным заведениям и научно-исследовательским институтам, которые включают публичный сбор денежных средств, спонсорскую помощь, взносы меценатов и многое другое, применяются не достаточно уверенно. Согласно мировому рейтингу благотворительности, разработанному гуманитарной организацией Charities Aid Foundation (далее - CAF), Украина в 2013 г. заняла 102-е место из 135 стран (в 2012 г. - 111-е место, из 145) [6]. Вышеуказанная статистика говорит о необходимости изучения и внедрения опыта передовых стран в благотворительной сфере, таких как США, Канада, Великобритания, которые находятся в лидерах рейтинга CAF. Так, США занимает 1-е место, Канада - 2-е, Великобритания -6-е место. Примечательно, что высокие места они заняли в результате развития «институциональной благотворительности», составляющими которой являются частные и корпоративные фонды, фонды местного сообщества, фонды целевого капитала, фонды помощи и т. п.

Как отдельную и очень важную тенденцию развития благотворительности многие эксперты выделяют возникновение нового кластера - фондов целевого капитала - эндаументов. Именно с ними связаны ожидания новых прорывов в благотворительности [2, с. 64].

Эндаумент активно используется в зарубежной практике как инструмент осуществления благотворительной деятельности, который является действенным рыночным механизмом реализации социальных проектов и программ. Его сущность заключается в том, что собранные за счет пожертвования средства формируются в неприкосновенный фонд. Эти средства при содействии управляющей компании в дальнейшем образуют инвестиционный доход. Полученный доход должен использоваться исключительно на определенные цели, направляться на решение актуальных задач бла-гополучателей, в том числе на создание и реализацию новых проектов в социальной сфере. Наиболее положительным является то, что такой механизм позволяет аккумулировать разрозненные денежные потоки дарителей и одновременно использовать механизм целевого финансирования. Как свидетельствует мировой опыт, эндаументы создаются, прежде всего, для поддержки образования, то есть учебных заведений. Именно в этой сфере накоплен наибольший опыт благотворительности и сконцентрированы самые крупные целевые взносы. Анализ опыта использования благотворительных фондов и функционирования эндаументов в образовательных учреждениях США свидетельствует о том, что главным инициатором сбора пожертвований выступает университет, который для образовательных, научно-

исследовательских целей или социальной поддержки и перспективного развития создает отдельный фонд. В отчете английского банка «СоиИз & Со» приведены выводы о пожертвованиях в сферу образования. В нем говорится: «...университеты - это учреждения с многомиллионными бюджетами, способные освоить пожертвования, объем которых достигает семизначных цифр, и университетская среда представляет собой широкое поле для благотворительной деятельности: от поддержки передовых научных исследований до строительства новых объектов материальной базы или выплаты стипендий, поддержки успешных выпускников» [8, с. 30].

Как уже отмечалось, наибольшее развитие эндау-мент получил в США, где он выступает весомым фактором инновационного развития страны и системы образования. Рыночная стоимость американских университетских эндаументов за 2013 финансовый год составила 448,6 млрд долл. США [2].

Эндаумент широко применяется не только в США, но и Великобритании, Австралии, Японии, Казахстане, России. Следует подчеркнуть, что эндаумент относится к негосударственному механизму, однако по своей сути обеспечивает реализацию социальных функций государства. Их развитие необходимо контролировать и стимулировать, но существенную роль в этом должна играть поддержка государства. Опыт поддержки государством модели целевого капитала накоплен во многих странах, как в тех, где эндаументы существуют уже много лет и где благотворительность давно стала неотъемлемой частью общественной жизни, так и в странах, где филантропия только развивается [13, с. 70].

Средства, получаемые из фондов целевого капитала, должны являться дополнительными источниками финансирования, но они не могут заменять собой другие источники. Тем не менее, за эндаументами - будущее, и те вузы, которые привлекают средства в данные фонды, будут иметь значительные преимущества, что позволит более активно проводить научно-исследовательскую деятельность и конкурировать с другими вузами.

В Украине на сегодняшний день механизм эндау-

мента используется в ограниченном формате. На

законодательном уровне нет единого определения понятия «эндаумент», не определен механизм его действия, не предусмотрены разработка и порядок его внедрения в образовательную и научную сферы. Для того, чтобы эндаумент получил свое развитие в Украине, в первую очередь необходимо сформировать понятийный аппарат, а также разработать проект единого закона в части регулирования механизма эндаумента. Это создаст условия для функционирования в Украине механизма целевого капитала и расширения его финансовой базы с использованием различных источников. Это, по нашему мнению, в дальнейшем позволит формировать и предметно использовать целевой капитал в сфере образования и науки и повысить уровень конкурентоспособности национальной экономики.

Также рекомендуется изучить мировой опыт использования механизма эндаумента. Опыт университетов мира в создании и управлении эндаументами тре-

бует всестороннего изучения, сравнительного анализа имеющихся преимуществ и недостатков. Не вызывает сомнения, что создание и функционирование в Украине механизма целевого капитала возможно при наличии как правовой, так и финансовой базы. В интересах государства поддержка такого механизма, который частично приведет сферы образования и науки к независимости от государственного финансирования. Поэтому надлежащая мотивация к действию для эффективной работы механизма должна инициироваться государством. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Висновок Головного науково-експертного управлшня апарату Верховно! Ради Укра'ни на проект Постанови Верховно! Ради Украхни «Про стан та законодавче забезпечення розвитку науки та науково-техычно''' сфери держави» (реестр. № 2039 вщ 05.02.2015 року) [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http:// blogs.korrespondent.net/blog/events/3460421/

2. Доклад о состоянии и развитии фондов в России: доклад форума доноров. - М. : Форум Доноров, 2011. - 98 с.

3. Закон Укра'ни «Про освггу» № 1060-Х11 вщ 23.05.1991 р. [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon4.rada.gov. ua/laws/show/1060-12

4. Лозовий В. С. Застосування проектного пщходу в сфе-рi науки як ресурс модершзацп i розвитку Укра'ни. Анал™чна записка 1нституту стратепчних дослщжень при Президенте^ Укра'ни [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www. niss.gov.ua/articles/1225/

5. Методология оценки знаний. Расчеты Всемирного банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.urenio.org/2006/07/17/world-bank-knowledge-assessment-methodology/

6. Мировой рейтинг благотворительности 2013: глобальные тенденции благотворительности // CAF 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://philanthropy.ru/ wpcontent/uploads/2013/12/WGI2013_RUS.pdf

7. Освгга й наука в шновацшному розвитку сучасно'' £в-ропи : зб.наук.-експерт. матерiалiв / За ред. С. I. Здюрука. - К. : Н1СД, 2014. - 124 с. - (Серiя «Гуманггарний розвиток», вип. 2). [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.niss.gov. ua/articles/1614/

8. Отчет банка «Coutts & Co». Миллионы на благо: исследование частной благотворительности в России-2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://philanthropy.coutts. com/media/49391/MDDReport_russ_Final_Oct13.pdf

9. Наказ МУстерства економки Укра'ни вщ 29.10.2013 р. № 1277 «Про затвердження Методичних рекомендацм розрахун-ку рiвня економiчноl' безпекип Укра'ни» [Електронний ресурс]. -Режим доступу : http://cct.com.ua/2013/29.10.2013_1277.htm

10. Сайт Державного комтету статистики Укра'ни [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://ukrstat.org

11. Highlights of foundation yearbook (Сайт ежегодных отчетов фондов США) [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.nacubo.org

12. Стратегические вызовы XXI века обществу и экономике Украины : в 3-х томах. Т. 1: Экономика знаний - модер-низационный проект Украины / Под ред. акад. НАН Украины В. М. Гейца, акад. НАН Украины В. П. Семиноженко, чл. -кор. НАН Украины Б. Е. Кваснюка. - К. : Феникс, 2007. - 544 с.

13. Целевой капитал: как его создать и что нужно знать о функционировании данной модели : сборник практических рекомендаций / Под общ. ред. А. А. Барковец. - М. : Форум Доноров, 2014. - 118 с.

14. Людський розвиток в Укра'шк iнновацiйний BMMip : ко-лективна монографiя / За ред. Е. М. Лiбаново''. - К. : 1нститут демографа та со^альных дослщжень НАН Украши, 2008. - 383 с.

REFERENCES

Doklad o sostoianii i razvitii fondov v Rossii: doklad foruma do-norov [Report on the status and development of assets in Russia: report online donors]. Moscow: Forum Donorov, 2011.

Highlights of foundation yearbook. http://www.nacubo.org [Legal Act of Ukraine] (1991). http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/1060-12

Lozovyi, V. S. "Zastosuvannia proektnoho pidkhodu v sferi nauky iak resurs modernizatsii i rozvytku Ukrainy. Analitychna zapyska Instytutu stratehichnykh doslidzhen pry Prezydentovi Ukrainy" [The use of project-based approach in science as a resource for modernization and development of Ukraine. A snapshot of the Institute of Strategic Studies under the President of Ukraine]. http://www.niss.gov.ua/articles/1225/

[Legal Act of Ukraine] (2013). http://cct.com. ua/2013/29.10.2013_1277.htm

Liudskyi rozvytok v Ukraini: innovatsiinyi vymir [Human development in Ukraine: innovative dimension]. Kyiv: Instytut demohrafii ta sotsialnykh doslidzhen NAN Ukrainy, 2008.

"Metodologiia otsenki znaniy. Raschety Vsemirnogo banka" [Knowledge Assessment Methodology. World Bank estimates]. http://www.urenio.org/2006/07/17/world-bank-knowledge-as-sessment-methodology/

"Mirovoy reyting blagotvoritelnosti 2013: globalnye ten-dentsii blagotvoritelnosti" [World Giving Index 2013: Global

Trends charity]. CAF 2013. http://philanthropy.ru/wpcontent/ uploads/2013/12/WGI2013_RUS.pdf

"Osvita i nauka v innovatsiinomu rozvytku suchasnoi lev-ropy" [Education and science in the innovation of modern Europe]. http://www.niss.gov.ua/articles/1614/

"Otchet banka «Coutts & Co». Milliony na blago: issledo-vanie chastnoy blagotvoritelnosti v Rossii-2013" [The report of the bank «Coutts & Co». Millions on the benefit: a study of private philanthropy in Russia 2013]. http://philanthropy.coutts.com/ media/49391/MDDReport_russ_Final_Oct13.pdf

Strategicheskie vyzovy XXI veka obshchestvu i ekonomike Ukrainy [Strategic Challenges of the XXI century society and economy of Ukraine]. Kyiv: Feniks, 2007.

Sait Derzhavnoho komitetu statystyky Ukrainy. http:// ukrstat.org

Tselevoy kapital: kak ego sozdat i chto nuzhno znat o funkt-sionirovanii dannoy modeli : sbornik prakticheskikh rekomendatsiy [Endowment: how to create and what you need to know about the functioning of the model: a collection of practical recommendations]. Moscow: Forum Donorov, 2014.

"Vysnovok Holovnoho naukovo-ekspertnoho upravlinnia aparatu Verkhovnoi Rady Ukrainy na proekt Postanovy Verkhovnoi Rady Ukrainy «Pro stan ta zakonodavche zabezpechennia rozvytku nauky ta naukovo-tekhnichnoi sfery derzhavy»" [Conclusion Central Scientific Experts Office of the Verkhovna Rada of Ukraine on the draft resolution of the Verkhovna Rada of Ukraine ". On the State and legislative support of science and scientific-technical sphere of the state"]. http://blogs.korrespondent.net/blog/events/3460421/

<

m о о

<

S

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.