Научная статья на тему 'Проблемы речевой коммуникации и речевой агрессии в аспекте компетентностного подхода при преподавании дисциплин организации, управления и экономики строительства'

Проблемы речевой коммуникации и речевой агрессии в аспекте компетентностного подхода при преподавании дисциплин организации, управления и экономики строительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД / ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / LINGUISTIC COMMUNICATION / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INTELLECTUAL WORK / ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EDUCATIONAL AND METHODICAL WORK / INTERPERSONAL COMMUNICATION / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясищев Георгий Игоревич, Побегайлов Олег Анатольевич

Рассматриваются проблемы речевой межличностной коммуникации и, как частный случай, проблемы речевой агрессии в коммуникации в условиях модернизации образовательного процесса в высшей школе. Проводится анализ проблем реализации компетентностного подхода в высшем образовании, дается обзор методик, применяемых в этом направлении. Проблемы коммуникации в образовательном процессе стоят остро в современном обществе, их решение во многом способствует эффективности организации образовательного процесса в современном высшем образовании. Переход на новые формы образовательной деятельности и новые образовательные технологии создает значительные трудности и способствует межличностным конфликтам. Их решение находится не только на психологическом, но и на лингвистическом уровне с позиции коммуникативной лингвистики. В статье рассматриваются различные методы и препятствия, возникающие в процессе работы образовательного учреждения, выделяются ключевые моменты являющиеся отправной точкой межличностных конфликтов. Описываемая в статье модель языковой личности педагога и предлагаемые решения возникающих конфликтов на лингвокоммуникативном уровне призваны помочь педагогам и работникам образовательных учреждений в решении конфликтных ситуаций, снижении речевой агрессии, адаптации образовательного учреждения к новым условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of speech communication and speech aggression in terms of competence approach in teaching the disciplines of organization, management and economics of construction

In this article we discuss the problems of speech interpersonal communication and, as a specific case, the problems of verbal agression in communication within the framework of learning process of modernisation in higher educational establishments. We conduct analysis of implementation of competence approach into higher education, and view a range of techniques which are being in use nowadays. The problems of communication in the educational process are acute in modern society, solving these problems will help to increase efficiency in contemporary higher education. The transition to new educational activities and new educational technologies poses significant challenges and encourages to interpersonal conflict. The problems can be solved on not only psychological, but also on the linguistic level within the framework of communicative linguistics. The article dwells on various methods and obstacles which educational institutions may be faced with several key also it lists points which can lead to interpersonal conflicts. The model of linguistic personality which a teacher might stick to and the suggested ways of solving conflicts are described to help educators and teachers to find ways out of conflicts, to decrease agression in speech and to facilitate the shift to new educational conditions.

Текст научной работы на тему «Проблемы речевой коммуникации и речевой агрессии в аспекте компетентностного подхода при преподавании дисциплин организации, управления и экономики строительства»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/119PVN315.pdf DOI: 10.15862/119PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/119PVN315)

УДК 378.126

Мясищев Георгий Игоревич

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет»

Россия, Ростов-на-Дону1 Специалист по УМР E-mail: georgy-2583@yandex.ru Побегайлов Олег Анатольевич ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет»

Россия, Ростов-на-Дону Заведующий кафедрой организации строительства Кандидат экономических наук, доцент E-mail: opobegaylov@mail.ru

Проблемы речевой коммуникации и речевой агрессии в аспекте компетентностного подхода при преподавании дисциплин организации, управления

и экономики строительства

344022, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162, (код подразделения - 18)

Аннотация. Рассматриваются проблемы речевой межличностной коммуникации и, как частный случай, проблемы речевой агрессии в коммуникации в условиях модернизации образовательного процесса в высшей школе. Проводится анализ проблем реализации компетентностного подхода в высшем образовании, дается обзор методик, применяемых в этом направлении. Проблемы коммуникации в образовательном процессе стоят остро в современном обществе, их решение во многом способствует эффективности организации образовательного процесса в современном высшем образовании. Переход на новые формы образовательной деятельности и новые образовательные технологии создает значительные трудности и способствует межличностным конфликтам. Их решение находится не только на психологическом, но и на лингвистическом уровне - с позиции коммуникативной лингвистики. В статье рассматриваются различные методы и препятствия, возникающие в процессе работы образовательного учреждения, выделяются ключевые моменты являющиеся отправной точкой межличностных конфликтов. Описываемая в статье модель языковой личности педагога и предлагаемые решения возникающих конфликтов на лингвокоммуникативном уровне призваны помочь педагогам и работникам образовательных учреждений в решении конфликтных ситуаций, снижении речевой агрессии, адаптации образовательного учреждения к новым условиям.

Ключевые слова: лингвистическая коммуникация; высшее образование; педагогические технологии; интеллектуальный труд; организация и управление деятельностью образовательного учреждения; учебно-методическая работа; межличностная коммуникация; психология и педагогика в высшей школе.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Мясищев Г.И., Побегайлов О.А. Проблемы речевой коммуникации и речевой агрессии в аспекте компетентностного подхода при преподавании дисциплин организации, управления и экономики строительства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015)

http://naukovedenie.ru/PDF/119PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/119PVN315

В настоящее время происходят кардинальные преобразования всей системы образования России. Идет активное внедрение инновационных компонентов в нормативную оставляющую образования, требующих значительных усилий по реализации идей на практике и предполагающих пересмотр научно-методического сопровождения читаемых дисциплин, реализации новых подходов к преподаванию. Одной из существенных и принципиальных проблем, остро стоящих в настоящее время оказывается речевая агрессия, проявляющаяся на различных уровнях в процессе взаимодействия педагога и аудитории. [1] Как показывает практика, внедрение новой технологии, в частности компетентностного подхода к преподаванию в учреждении высшего профессионального образования, неизбежно приводит к увеличению информационной нагрузки на преподавателя и аудиторию, что само по себе провоцирует более агрессивный стиль речевого поведения преподавателя и студентов. Причинами этого явления оказываются:

1. Остаточная инерция мышления и восприятия, когда массовое сознание общества еще не перестроилось и не готово воспринимать новую информацию;

2. Сохранение прежней пропускной способности информационного канала при увеличении передаваемых объемов информации;

3. Уменьшение относительного отрезка времени для обработки полученных сведений;

4. Изменение требований к качеству предоставляемой и продуцируемой информации;

5. Социальные изменения в составе аудитории (долговременный фактор);

6. Социо-психологические факторы и компетентность преподавателя:

a. профессиональная в области читаемой дисциплины;

b. общекультурная, речевая, в аспекте коммуникации. [2]

Все эти причины и сопутствующие им факторы оказывают огромное влияние на возможность реализации компетентностного подхода в сфере высшего профессионального образования. Как показывает практика, дисциплины организации, управления структурируя собою курс строительных и общепрофессиональных дисциплин, концептуализируют процесс обучения, и потому оказываются наиболее подвержены факторам рисков с точки зрения конфликтности и проявлений агрессии со стороны участников образовательного процесса.

Дисциплины организации, управления и планирования мы рассматриваем как комплекс более частных курсов менеджмента, маркетинга, инженерной подготовки строительства, делопроизводства и документооборота строительной организации, социально-психологических основ управления, управления проектом, собственно организации, планирования и управления строительным производством [3,4,5]. Очевидная тесная связь и преемственность этих курсов требует от профессорско-преподавательского состава глубокой проработки и организованных действий, в рамках изучаемых дисциплин, особенно с учетом компетентностного многоуровневого подхода к образованию.

Анализ образовательных программ, составленных в соответствии с требованиями нового стандарта образования показывает, что проблема формирования актуального учебно-методического сопровождения сохраняется [6,7]. Предлагаемые в учебных планах компетенции, зачастую, имеют достаточно размытые формулировки, в них присутствует эклектика, а содержательная сторона разработанного ответственным преподавателем курса вступает в противоречие с формализованными требованиями компетенций. Даже поверхностный анализ рабочих программ, представленных в публичном доступе в сети

Интернет, показывает те значительные трудности, с которыми сталкиваются разработчики. Причем эти трудности связаны именно с пониманием сущности компетентностного подхода и соотношением его с реальностью [7,8].

Формальный подход к учебно-методическому сопровождению дисциплин приводит к парадоксальной ситуации виртуализации учебного процесса, когда нормативно-регламентирующая и методико-сопроводительная документация и реальный учебный процесс сосуществуют друг с другом, нигде не пересекаясь, не имея ничего общего между собой [9]. В этой ситуации, кроме очевидной невозможности соблюдения элементарных принципов контроля качества учебного процесса, возникает потенциальный конфликт, дезавуирующий само понятие образования. В середине 90-х - начале нулевых годов ХХ - XXI веков с этой проблемой столкнулось школьное образование, а сейчас она постепенно появляется и в вузах.

В учебном процессе преподаватель, особенно не имеющий большого опыта педагогической деятельности, оказывается перед дилеммой, когда формальные требования, указанные в рабочей программе, сугубо декларативны или вовсе не соответствуют реальной специфике читаемого курса и необходимостью вести качественное преподавание дисциплины, проводить аттестацию обучающихся в соответствии с требованиями дисциплины. Попытка интуитивно сочетать формальные требования и фактическую реальность приводит к внутреннему конфликту, проявляющемуся в агрессивном поведении, снижении качества работы педагога, препятствующему реализации образовательного процесса.

В школьном образовании эта ситуация на практике решается тремя способами:

• непродуктивным, выражающемся в отказе от фактического выполнения требований по реализации современных образовательных технологий и соблюдения только правильного документооборота, не подкрепленного действительной практикой;

• компетенностный - образовательное учреждение формирует постоянно действующую методическую комиссию или методическое объединение, занимающееся комплексной оценкой разрабатываемых учебных планов, их редактированием, утверждением, разработкой актуального учебно-методического сопровождения, реальным методическим сопровождением работы педагога;

• избирательный - учебно-методическая подготовка в соответствии с новыми требованиями осуществляется только по некоторым, важнейшим для ОУ направлениям ( как правило, это обязательные дисциплины ЕГЭ), по остальным предпета сохраняется формальный подход, при котором обеспечивается правильный документооборот, но не практическая реализация.

Разумеется, наиболее актуальным и эффективным является компетентностный подход к учебно-методическому сопровождению курса, но он сталкивается с рядом препятствий:

• недостаточное финансирование, при котором значительная учебно-методическая и методико-сопроводительная работа не оплачивается и не стимулируется администрацией за недостатком средств.

• отсутствие компетентных, опытных и подготовленных для такой работы кадров;

• отсутствие мотивации у сотрудников ОУ для данной работы.

Проблема, связанная с финансовым обеспечением учебно-методической работы самая тенденциозная в настоящее время. Переход на новую систему, реальное воплощение требований к образовательному процессу требует значительных усилий от преподавателей и

сотрудников методических подразднлений, работа эта никак не компенсируется, поскольку заложенная в бюджете компенсация рассчитывается только на сопровождение уже отлаженного процесса, где затраты значительно меньше, и не предполагает компенсацию затрат на внедрекние новых стандартов и педагогических технологий [10].

Отсутствие компетентных кадров также значительно сказывается на качестве образования. Как показывает практика, даже специалисты, имеющие значительный стаж или документы о соответствующей квалификации, на практике, оказываются не готовы к работе во вновь изменившихся условиях. Если даже исключить несоответствие преподавателя заявленным в документах сведениям, то и в этом случае значительной части педагогов трудно перестроится к новым требованиям за счет естественной инерции мышления, нежелания тратить время на освоение нового подхода. Отсюда возникают ситуации, когда новые педагогические технологии формализируются настолько, что оказываются значительно хуже уже существующей практики [11].

Наконец, успешной реализации компетентностного похода препятствует непонимание сущности нового метода, традиционное неприятие технологий, воспринимающихся как экспериментальные, неоправданные практикой.

В Ростовском государственном строительном университете предпринят ряд мер для предотвращения подобных ситуаций и деформализации образовательного процесса. Изучение дисциплин организации, планирования, управления и экономики строительства организуется таким образом, чтобы компетентностный подход реализовывался на практике, при сохранении деловой и доброжелательной атмосферы в учебном процессе [12].

Основой учебно - методического сопровождения образовательного процесса на кафедре организации строительства является методическое объединение, включающее в свой состав высококлассных специалистов различного профиля по читаемым кафедрой курсам. Для успешной работы кафедры сформирован образ языковой и профессиональной личности педагога кафедры. Существует четкое представление о том, какими компетенциями на различных уровнях должен обладать преподаватель кафедры для соответствия качеству образования при практической реализации читаемых дисциплин.

На практике деятельность кафедры структурирована по следующим направлениям:

1. Методическое и учебно-методическое сопровождение разрабатываемых учебно-методических комплексов, их оценка и приведение в соответствие формальных и фактических требований дисциплин. Эту работу осуществляют два доктора наук - В. В. Костюченко и В. А. Погорелов, а также кандидаты наук, доценты по званию Л.К. Петренко, В. В. Новикова, О. В. Ключникова. Общее руководство осуществляет заведующий кафедрой к.э.н., доцент О. А.Побегайлов

2. Воспитательная работа включает в себя компетентностный подход к изучаемым дисциплинам, разработку и реализацию учебно-воспитательных и общекультурных мероприятий, призванных исключить формализацию учебного процесса, разрыв целостного представления о месте и роли науки в общей культуре цивилизации. Воспитательную работу проводят ответственные сотрудники кафедры, кураторы, О.М. Николаева, М. Ю. Аляева, к.э.н. О. А. Филь. Институт кураторства, существующий в вузе в течение многих лет, позволяет постоянно наблюдать за ситуациями в группах и разрешать возникающие конфликты наиболее быстрым и эффективным способом.

3. На кафедре реализуется принцип наставничества, когда более опытные педагоги осуществляют методическое сопровождение молодых специалистов. Руководство вуза, принимая во внимание необходимость воспитания и

подготовки квалифицированных кадров, поощряет преемственность педагогического опыта.

4. На кафедре разработана методика речевой подготовки преподавателей и методика формирования эффективной коммуникации в учебной аудитории при изучении читаемых кафедрой дисциплин.

Сущность предлагаемой методики заключается в том, что она направлена на предупреждение проявления речевой агрессии, путем ряда мер организационного, психологического и методического характера, применяемых комплексно и целостно, с учетом динамики развития ситуации и индивидуально-личностного подхода. Проявление речевой агрессии происходит только тогда, когда коммуникация между участниками взаимодействия неэффективна. Обе стороны не могут обменяться необходимой информацией, поскольку ни одна из сторон не оправдывает коммуникативные ожидания другой стороны. Поскольку любой речевой акт является результатом психо-эмоциональной деятельности и мышления, то препятствия в установлении эффективной коммуникативной связи в большинстве случаев имеют эмотивную или ментальную природу [13,14].

Большинство эмотивных реакций происходит достаточно стремительно и оказывается вне рациональой оценки говорящего, что порождает уже ответную реакцию у собеседника, и может служить причиной речевой агрессии. Как правило, первопричиной негативной реакции является личная, возможно неосознаваемая, неудовлетворенность собеседником или ситуацией в целом. В условиях стресса, когда преподаватель вынужден работать по новой для себя методике, имеющей значительные вопросы к ее реализации ( в основном, связанные с недостаточной проработанностью этой методики в ОУ), стресс оказывается перманентным фактором, приводящим к эмоциональным двусторонним проблемам восприятия. Поэтому необходимо выяснить первопричину проблемы проявления речевой агрессии со стороны педагога или аудитории (либо двустороннюю, если процесс зашел достаточно далеко) и определить в достаточно ли мере преподаватель владеет методикой преподавания курса. Возможно, что причина кроется еще и в отсутствии необходимого сопроводительного, методического материала, когда педагог вынужден буквально на ходу создавать необходимые ему элементы, решать вопросы, лежащие вне его компетенции или образовательного уровня (например, чисто методические проблемы соответствия компетенций уровням разработанного сторонними специалистами теста) [15].

Грамотное методическое обеспечение преподаваемого курса в значительной мере снижает информационную и эмоциональную нагрузку на участников образовательного процесса. Поэтому, разрабатываемой кафедрой учебно-методические комплексы изначально ориентируются на разноуровневый комплексный подход к преподаванию дисциплины. Их материал разрабатывается таким образом, чтобы в процессе обучения между педагогом и аудиторией устанавливалась постоянная коммуникативная связь и шел процесс взаимообогащения. Формирование позитивного мышления и восприятия со всех сторон оказывается достижимым, если компетентностный подход к обучению оказывается не искусственной градационно-оценочной мерой, а естественным образом вытекает из всего образовательного цикла, и переход между ступенями оказывается ментальным переходом в личностном развитии всех сторон. Согласно принятой методики, кафедра в образовательном процессе отказалась от восприятия педагога как априори достигшего высшей ступени познания. педагог в образовательной системе рассматривается как такое познающее начало, но несколько иного порядка, призванное не столько накопить знания, сколько совершенствовать преподаваемую дисциплину - шире науку в целом. Для этого каждый педагог выступает не только как сугубо воспроизводящее лицо, но прежде всего как соавтор постоянно дополняемого и обновляемого курса [16].

Вторым важным фактором является повышение внимания преподавателей к культуре речи. Авторы полагают, что невозможно обучить студентов общекультурныи компетенциям невозможно, если преподаватель сам не обладает должным культурным уровнем. В первую очередь, репрезентующим фактором педагога является его речь. Установление культурного коммуникационного порога оказывается принципиальным и ключевым для создания в аудитории благоприятной деловой атмосферы и формирования эффективной коммуникационной связи[17]. Кафедрой организации строительства разработана методика самоподготовки педагога, опирающаяся на традиции академического красноречия и риторики, и способствующая формированию коммуникативного образа-педагога оратора как культурного объекта. Языковая личность педагога рассматривается авторами как двусторонний объект воздействия языковой среды[11]. С одной стороны педагог формирует речевую (коммуникативную) ситуацию, позиционирует себя определенным образом. С другой стороны, в учебном процессе педагог не может игнорировать речевую подготовку аудитории, и вынужден определенным образом приспосабливаться к ней. Поэтому мы рассматриваем языковую личность как динамическое явление, а не как традиционный статический образ академического оратора. Это позволяет проводить мониторинг речевого взаимодействия педагога, выявлять принципиальные речевые и коммуникативные недочеты и разрабатывать рекомендации для их устранения индивидуально, применительно к каждому конкретному педагогу.

Для этого используется абсолютная модель идеального оратора, построенного на основе комплексной композиции из лучших текстов и аудированных записей ведущих педагогов -мастеров слова [18,19].

Анализ деятельности педагога, проводимый сотрудниками кафедры во время открытых лекций и взаимопосещения позволяет выявить объективные недостатки в речевом поведении педагога - оратора и в комплексе с самоподготовкой способствовать качественному изменению речи оратора.

Работа в данном направлении ведется постоянно, накапливается и обобщается опыт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Побегайлов О.А., Мясищев Г.И. Формирование риторического образа преподавателя дисциплин экономики, организации и управления производством в аспекте использования терминологии// Научное обозрение. 2014. № 9-3.- С. 1003-1006.

2. Побегайлов О.А., Мясищев Г.И. Проблемы коммуникации, терминологии и текста в образовательном процессе в высшей школе (на материале курса экономики, организации и управления в строительстве) Научное обозрение. 2014. № 10-2.- С. 598-601.

3. Погорелов В.А., Побегайлов О.А., Исмаилов Р.И. Генезис и логика развития научного понимания качества в строительстве//Научное обозрение. 2014. № 7-2.-С. 741-744.

4. Новикова В.Н. Оценка социально-психологического климата в коллективе строительных организаций //Повышение эффективности и качества строительного производства. Межвузовский сборник. - Ростов-на-Дону: РИСИ, 1979.- С. 76-79.

5. Новикова В.Н.Комплекс оценки системы факторов, влияющих на организацию труда руководства// Повышение эффективности и качества строительного производства. Межвузовский сборник - Ростов-на-Дону: РИСИ,1982.- С.95-110

6. Новикова В.Н.Концепции современного менеджмента управления персоналом// Материалы студенческой региональной научно-практической конференции -Ростов-на-Дону: РГСУ, ИПГС, 2009.- С. 34-35

7. Терентьев В. А.Проблемные вопросы качества подготовки инженеров строителей // II съезд инженеров Дона: сборник докладов. - Ростов-на-Дону:ФГБОУ ВПО РГУПС, 2011.- С.174-178

8. Терентьев В. А. Качество подготовки инженеров-строителей // Материалы ЕНПК РГСУ, - Ростов-на-Дону: РГСУ,2012. - С.48-50

9. Костюченко В.В., Николаева О.М. Методика планирования и оценки надежности организации строительного производства//Научное обозрение. 2014. № 9-3.- С. 784-786.

10. Мельников Л.М., Мясищев Г.И. Роль лингвистической коммуникации при реализации компетентностного подхода при изучении организационно-управленческих дисциплин строительной отрасли//Инновации в науке. 2015. № 44. - С. 94-99.

11. Мясищев Г.И. Комплексные причины модификации концепта «образ ритора» в современном академическом красноречии// Литература в диалоге культур-10. Материалы международной научной конференции.- Ростов-на-Дону. 2012. С. 119-122

12. Т.П.Сальникова «Педагогические технологии»- М.: «Сфера», 2008. - С.45-50

13. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества - М., 1989.- С.46-49

14. Надибаидзе О.Ш. Речевая компетенция говорящего - М., 2009

15. Казачек И.А. Теория и методика формирования речевой культуры - Спб.,2007 -С. 171-172

16. Семченко Е.Е. Цивилизационные аспекты развития системы образования// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2012. №1 (10), http://naukovedenie.ru/sbornik10/10_12.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

17. Алимова Н.К. Основные направления развития современной системы высшего образования// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2012. №1 (10), http://naukovedenie.ru/sbomik10/10_18.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

18. Бичева И.Б. Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/45PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Рецензент: Гайбарян Ольга Ервандовна, к.фил.н., доц., доцент кафедры Теории и истории мировой литературы Южного федерального университета, Россия, Ростов-на-Дону.

Myasischev George Igorevich

Rostov State University of Civil Engineering Russia, Rostov-na-Donu E-mail: georgy-2583@yandex.ru

Pobegaylov Oleg Anatolievich

Rostov State University of Civil Engineering Russia, Rostov-na-Donu E-mail: opobegaylov@mail.ru

Problems of speech communication and speech aggression in terms of competence approach in teaching the disciplines of organization, management and economics of construction

Abstract. In this article we discuss the problems of speech interpersonal communication and, as a specific case, the problems of verbal agression in communication within the framework of learning process of modernisation in higher educational establishments. We conduct analysis of implementation of competence approach into higher education, and view a range of techniques which are being in use nowadays. The problems of communication in the educational process are acute in modern society, solving these problems will help to increase efficiency in contemporary higher education. The transition to new educational activities and new educational technologies poses significant challenges and encourages to interpersonal conflict. The problems can be solved on not only psychological, but also on the linguistic level - within the framework of communicative linguistics. The article dwells on various methods and obstacles which educational institutions may be faced with several key also it lists points which can lead to interpersonal conflicts. The model of linguistic personality which a teacher might stick to and the suggested ways of solving conflicts are described to help educators and teachers to find ways out of conflicts, to decrease agression in speech and to facilitate the shift to new educational conditions.

Keywords: linguistic communication; higher education; educational technology; intellectual work; organization and management of educational institutions; educational and methodical work; interpersonal communication; psychology and pedagogy in higher education.

REFERENCES

1. Pobegaylov O.A., Myasishchev G.I. Formirovanie ritoricheskogo obraza prepodavatelya distsiplin ekonomiki, organizatsii i upravleniya proizvodstvom v aspekte ispol'zovaniya terminologii// Nauchnoe obozrenie. 2014. №2 9-3.- S. 1003-1006.

2. Pobegaylov O.A., Myasishchev G.I. Problemy kommunikatsii, terminologii i teksta v obrazovatel'nom protsesse v vysshey shkole (na materiale kursa ekonomiki, organizatsii i upravleniya v stroitel'stve) Nauchnoe obozrenie. 2014. № 10-2.- S. 598-601.

3. Pogorelov V.A., Pobegaylov O.A., Ismailov R.I. Genezis i logika razvitiya nauchnogo ponimaniya kachestva v stroitel'stve//Nauchnoe obozrenie. 2014. № 7-2.- S. 741-744.

4. Novikova V.N. Otsenka sotsial'no-psikhologicheskogo klimata v kollektive stroitel'nykh organizatsiy //Povyshenie effektivnosti i kachestva stroitel'nogo proizvodstva. Mezhvuzovskiy sbornik.- Rostov-na-Donu: RISI, 1979.- S. 76-79.

5. Novikova V.N.Kompleks otsenki sistemy faktorov, vliyayushchikh na organizatsiyu truda rukovodstva// Povyshenie effektivnosti i kachestva stroitel'nogo proizvodstva. Mezhvuzovskiy sbornik - Rostov-na-Donu: RISI,1982.- S.95-110

6. Novikova V.N.Kontseptsii sovremennogo menedzhmenta upravleniya personalom// Materialy studencheskoy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii - Rostov-na-Donu: RGSU, IPGS, 2009.- S. 34-35

7. Terent'ev V. A.Problemnye voprosy kachestva podgotovki inzhenerov stroiteley // II s"ezd inzhenerov Dona: sbornik dokladov. - Rostov-na-Donu:FGBOU VPO RGUPS, 2011.- S.174-178

8. Terent'ev V. A. Kachestvo podgotovki inzhenerov-stroiteley // Materialy ENPK RGSU, - Rostov-na-Donu: RGSU,2012. - S.48-50

9. Kostyuchenko V.V., Nikolaeva O.M. Metodika planirovaniya i otsenki nadezhnosti organizatsii stroitel'nogo proizvodstva//Nauchnoe obozrenie. 2014. № 9-3.- S. 784-786.

10. Mel'nikov L.M., Myasishchev G.I. Rol' lingvisticheskoy kommunikatsii pri realizatsii kompetentnostnogo podkhoda pri izuchenii organizatsionno-upravlencheskikh distsiplin stroitel'noy otrasli//Innovatsii v nauke. 2015. № 44. - S. 94-99.

11. Myasishchev G.I. Kompleksnye prichiny modifikatsii kontsepta «obraz ritora» v sovremennom akademicheskom krasnorechii// Literatura v dialoge kul'tur-10. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii.- Rostov-na-Donu. 2012. S. 119-122

12. T.P.Sal'nikova «Pedagogicheskie tekhnologii»- M.: «Sfera», 2008. - S.45-50

13. Shumilin A T. Problemy teorii tvorchestva - M., 1989.- S.46-49

14. Nadibaidze O.Sh. Rechevaya kompetentsiya govoryashchego - M., 2009

15. Kazachek I.A. Teoriya i metodika formirovaniya rechevoy kul'tury - Spb.,2007 - S. 171172

16. Semchenko E.E. Tsivilizatsionnye aspekty razvitiya sistemy obrazovaniya// Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» 2012. №1 (10), http://naukovedenie.ru/sbornik10/10_12.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus., angl.

17. Alimova N.K. Osnovnye napravleniya razvitiya sovremennoy sistemy vysshego obrazovaniya// Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» 2012. №1 (10), http://naukovedenie.ru/sbomik10/10_18.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus., angl.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Bicheva I.B. Kitov A.G. O gotovnosti prepodavateley k innovatsionnym preobrazovaniyam v uchebno-professional'noy deyatel'nosti // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/45PVN614.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus., angl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.