Научная статья на тему 'Системный подход к воспитательной работе в вузе'

Системный подход к воспитательной работе в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / КУРАТОР / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / УЧЕБНАЯ ГРУППА / STUDY GROUP / НАУЧНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / SCIENTIFIC AND METHODICAL WORK / SUPERVISOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Побегайлов О.А.

Излагается опыт воспитательной работы Ростовского государственного строительного университета (РГСУ) как университета в целом, так и кафедры организации строительства (ОС), в частности. На кафедре ОС ведётся комплексная воспитательная работа, включающая в себя не только организацию досуга, но и приобщение студентов к научной и методической работе. Системный подход к воспитанию обучающихся включает проведение преподавателями лекций по истории страны вообще, истории строительства и архитектуры; участие студентов в подготовке методических указаний, научных исследованиях, завершающихся написанием научной статьи или (и) регистрацией патента на изобретение (полезную модель) или программы для ЭВМ. Анализ опыта воспитательной работы по новой схеме позволил вывести новые критерии оценки работы кураторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system approach to educational work in the University

Educational institutions of Russia, including the universities, the task of improving the efficiency of educational work. In this regard, an interesting experience, Rostov state construction University (RSSU) as the University in General and the Department of construction management (OS), in particular. RSSU from 2014 introduced the obligation of all teachers to report specific educational work along with the statement of methodical and scientific works. Depending on the type of educational event is assigned a certain number of hours. The Department OS is a comprehensive educational work, which includes not only leisure activities, but also to involve students in scientific and methodical work. A systematic approach to the education of students involves performing teachers lectures on the history of the country in General, the history of construction and architecture; the participation of students in the preparation of guidelines, research, culminating in the writing of scientific articles and / or registration of a patent for an invention (utility model) or computer programs. Analysis of the annual experience of educational work under the new scheme, led to the conclusion that the best curators, as a rule, are teachers whose scope of training load significantly above average 1,3-1,5 bets, or pensioners. The analysis of the educational work of the Department OS also launched another criterion for evaluating the work of the curator, if he works at the Department. This is the number of students who are registered to perform the final work to the Department, a representative of which is the curator. A systematic approach to educational work allows even at the beginning of training to select students wishing to do research, to identify young talents and to improve academic achievement in the educational process.

Текст научной работы на тему «Системный подход к воспитательной работе в вузе»

Системный подход к воспитательной работе в вузе

О.А. Побегайлов Ростовский государственный строительный университет

Аннотация. Излагается опыт воспитательной работы Ростовского государственного строительного университета (РГСУ) как университета в целом, так и кафедры организации строительства (ОС), в частности. На кафедре ОС ведётся комплексная воспитательная работа, включающая в себя не только организацию досуга, но и приобщение студентов к научной и методической работе. Системный подход к воспитанию обучающихся включает проведение преподавателями лекций по истории страны вообще, истории строительства и архитектуры; участие студентов в подготовке методических указаний, научных исследованиях, завершающихся написанием научной статьи или (и) регистрацией патента на изобретение (полезную модель) или программы для ЭВМ. Анализ опыта воспитательной работы по новой схеме позволил вывести новые критерии оценки работы кураторов.

Ключевые слова: воспитательная работа, куратор, системный подход, учебная группа, научная и методическая работа.

Ныне образовательным учреждениям России, в т. ч. вузам, ставится задача повышения эффективности воспитательной работы. В связи с этим интересен опыт Ростовского государственного строительного университета (РГСУ) как университета в целом, так и кафедры организации строительства (ОС), в частности.

Воспитательная работа в вузах осуществляется, в основном, через институт кураторов учебных групп. Она ведётся также посредством воздействия на студентов деканата во внеурочное время и преподавателями в ходе проведения занятий.

Зачастую возникает ошибочное мнение, что куратор должен заниматься только организацией досуга студентов - походами в театры, музеи, выставки, агитировать записываться в различные кружки и т д., а

научной и учебно-воспитательной работой куратор заниматься не должен. И, напротив, преподаватель, ведущий обычные занятия и не являющийся куратором, должен, мол, вести только учебную, а, иногда и научную работу, но расширением кругозора студентов по темам, не относящимся к проводимым занятиям, заниматься не обязан. Такой подход приводит к однобокости в воспитательной работе, и, кроме того, когда преподавателя, несколько лет занимавшегося только учебной работой, вдруг назначают куратором, он просто теряется, не зная с чего начинать воспитательную работу и вообще как её проводить.

В РГСУ с 2014 г. введена обязанность всех преподавателей отчитываться о проделанной конкретной воспитательной работе наряду с отчётом о методической и научной работах. В зависимости от вида воспитательного мероприятия ему присваивается определённое количество часов. Также различное количество часов засчитывается за тот или иной вид методической и научной работы. Каждый преподаватель, работающий на 1 ставку и более, должен набрать сверх своей учебной нагрузки не менее 612 таких часов в учебный год. Причём, преподаватели, занимающие должности ассистента, должны набирать почти половину от этого количества именно воспитательной работой (300 часов).

Кроме того, с сентября 2014 г. в РГСУ введена дифференциация доплаты за работу кураторам. Они теперь ежемесячно отчитываются о состоянии дел в курируемой учебной группе и о проделанной ими воспитательной работе. Таким образом, лучшие кураторы получают доплату к зарплате в большем размере, худшие кураторы - в меньшем, «середнячкам» надбавка выплачивается примерно в том же размере, в котором раньше она платилась всем кураторам (2000 руб.).

Кафедра ОС - пока единственная кафедра РГСУ, заведующий которой сам является куратором. На кафедре ОС ведётся комплексная воспитательная

работа, включающая в себя не только организацию досуга, но и приобщение студентов к научной и методической работе. Системный подход к воспитанию обучающихся включает проведение преподавателями лекций по истории страны вообще, истории строительства и архитектуры; участие студентов в подготовке методических указаний, научных исследованиях, завершающихся написанием научной статьи или (и) регистрацией патента на изобретение (полезную модель) или программы для ЭВМ. В этой работе принимают участие как кураторы, так и другие преподаватели.

Особенно на этом поприще преуспела доцент Петренко Л.К., только за первое полугодие 2014 г. подготовившая к регистрации 3 патента и 1 программу для ЭВМ в соавторстве со студентами [1, 2, 3, 4].

Лучшие кураторы 2-го курса института ПГС Николаева О.М. и Аляева М.Ю., руководя элитными учебными группами, также занимаются научной работах в курируемых группах [5, 6]. Эти кураторы, кроме того, уделяют первостепенное внимание установлению и поддержанию в группах собственных традиций.

Мастер 1Т-технологий Мельников Л.М. ведёт в своих группах не только компьютерные кружки, но и занимается повышением культуры речи

[7, 8].

Благодаря разносторонности интересов заведующего кафедрой ОС Побегалова О. А. студенты его групп с первого курса получают углублённые знания не только по организации и управлению в строительстве, но и по истории, экономике, основам права в области ЖКХ и недвижимости в целом [5, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16].

Системный подход к воспитательной работе позволяет ещё в начале обучения выделить студентов, желающих заниматься научной работой, выявить молодые таланты и добиться улучшения успеваемости в учебном

процессе. Наиболее преуспела в научной и методической работе на кафедре ОС студентка Голотайстрова Е.Ю. [17, 18, 19].

Анализ годового опыта воспитательной работы по новой схеме, позволил сделать вывод, что лучшими кураторами, как правило, являются преподаватели, чей объём выполняемой учебной нагрузки значительно выше среднего - 1,3-1,5 ставки, либо пенсионеры. Следовательно, бытующая точка зрения, что при большей учебной нагрузке куратор хуже справляется со своими обязанностями, не соответствует действительности [20, 21]. Дело в том, что преподаватели, работающие только на 1 ставку, зачастую испытывают нехватку заработной платы и стараются подработать в других организациях, в т. ч. в вузах. Отсюда им недостаёт времени на воспитательную работу. А полностью сосредоточенные на работе в данном вузе (в частности, в РГСУ) сотрудники могут посвятить этой сфере деятельности столько времени, сколько нужно. Таким образом, проводимая в РГСУ третий год политика по увеличению учебной нагрузки, приходящейся на одного штатного преподавателя, и, соответственно, увеличения зарплаты, принесла свои положительные плоды и в воспитательной работе.

В результате анализа воспитательной работы на кафедре ОС также выведен ещё один критерий оценки работы куратора, если он работает на выпускающей кафедре. Это - количество студентов, записавшихся для выполнения выпускной работы на кафедру, представителем которой является куратор. Ведь какой хорошей не была бы организация досуга студентов куратором, лучше всего он должен знать то, в чём заключается специфика его кафедры, какие преимущества даёт углублённая подготовка именно на этой кафедре. А если из курируемой группы никто на кафедру куратора не записывается, это говорит о том, что куратор совершенно не занимался со студентами не только научной, но даже учебно-воспитательной работой, а последнее - главное в работе куратора учебной группы.

Полагаем, что опыт системного подхода к воспитательной работе был бы полезен всем высшим учебным заведениям страны.

Литература

1. Петренко Л.К., Карандина Е.В. Программа для построения зависимостей от прочностных характеристик для различных типов зданий «Стоимость-износ-1» // Программа для ЭВМ № 2014612077 от 17.02.2014.

2. Петренко Л.К., Побегайлов О. А., Манжилевская С.Е., Шутовская А. А. Устройство комплексной герметизации деформационных швов в полах // Патент № 139079 от 11 марта 2014 г.

3. Петренко Л.К., Побегайлов О.А., Манжилевская С.Е., Богачёва Ю.В. Стык ножевой части и днища опускного колодца // Патент № 141977 от 15 мая 2014 г.

4. Петренко Л.К., Шутовская А.А., Побегайлов О.А., Манжилевская С.Е. Покрытие площадок для конно-спортивных сооружений // Патент № 144323 от 15 июля 2014 г.

5. Воронин А. А., Побегайлов О.А., Аляева М.Ю. Диагностика факторов внешней и внутренней угрозы в строительстве // Научное обозрение. 2014. № 10. С. 786-790.

6. Новикова В.Н., Николаева О.М. Проектирование календарного плана строительства комплекса жилых домов с учетом очерёдности поточной застройки комплекса // Интернет-журнал «Науковедение», 2013. - № 5. URL: naukovedenie.ru/PDF/49trgsu513.pdf.

7. Мельников Л.М. Расчет параметров и опциональной оптимизации сетевого графика строительства // Программа для ЭВМ № 2014611157 от 27 января 2014 г.

8. Мельников Л.М., Мясищев Г.И. Роль лингвистической коммуникации при реализации компетентностного подхода при изучении организационно-

управленческих дисциплин строительной отрасли // Инновации в науке. 2015. № 44. С. 94-99.

9. Побегайлов О.А. Управление рисками в условиях нестабильности российской экономики // Известия РГСУ. 2009. № 13. С. 62-69.

10. Побегайлов О.А. История СССР и союзных республик на вершинах власти. 1953-1993: монография. - Ростов-на-Дону: Новая книга, 2006. - 152 с.

11. Побегайлов О.А. Расчёт нормативной и планируемой численности персонала по категориям сотрудников для предприятий сферы услуг, производства и строительства // Программа для ЭВМ № 2009614026 от 30 июля 2009 г.

12. Побегайлов О.А. Программный комплекс определения стоимости объекта // Программа для ЭВМ № 2005610553 от 2 марта 2005 г.

13. Побегайлов О.А., Карандина Е.В. Программа обобщённой модели зависимости от прочностных характеристик износа «Стоимость-износ-2» // Программа для ЭВМ № 2014611514 от 04 февраля 2014 г.

14. Побегайлов О.А. Планирование городского строительства в условиях неопределенности: монография. - Саарбрюккен: Lap LAMBERT, 2011. - 124 с.

15. Побегайлов О.А. Планирование городской деятельности: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: РВИ РВ, 2009. - 80 с.

16. Побегайлов О.А. Правовые основы недвижимости и риэлтерской деятельности. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2013. - 148 с.

17. Петренко Л.К., Побегайлов О.А., Погорелов В.А., Петренко С.Е., Голотайстрова Е.Ю. Методические указания для практических занятий по дисциплине «Основы организации и управления в строительстве» для подготовки бакалавров по направлению «Строительство». - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2013. - 40 с.

18. Побегайлов О. А., Голотайстрова Е.Ю. Инновационное развитие строительного производства и его риски // Инженерный вестник Дона, 2013. № 2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1684.

19. Побегайлов О.А., Голотайстрова Е.Ю. Инновационный бизнес -двигатель прогресса // Инженерный вестник Дона, 2013. № 3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1894.

20. Boykova K.D. Encouraging Students' Self-Study Through the Use of Blogs in EFL Teaching // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology, I (7), Issue: 14, 2013. pp.8-10

21. Бауцал А., Цамоаа-ИгаатовиЬ Т., Тркула М. [и др.]. Процена ефеката гра^анског васпитааа. Београд: Гра^анске инициативе, 2009. - 166 с.

References

1. Petrenko L.K., Karandina E.V. Programma dlja postroenija zavisimostej ot prochnostnyh harakteristik dlja razlichnyh tipov zdanij «Stoimost'-iznos-1» [Program to build dependencies on the strength characteristics for different types of buildings "the Cost-depreciation-1"]. Programma dlja JeVM № 2014612077 ot 17.02.2014.

2. Petrenko L.K., Pobegaylov O.A., Manzhilevskaja S.E., Shutovskaja A.A. Ustrojstvo kompleksnoj germetizacii deformacionnyh shvov v polah [Integrated Device sealing of expansion joints in floors] . Patent № 139079 ot 11 marta 2014 g.

3. Petrenko L.K., Pobegaylov O.A., Manzhilevskaja S.E., Bogachjova Ju.V. Styk nozhevoj chasti i dnishha opusknogo kolodca [The Junction of the knife portion and a bottom sunk wel] . Patent № 141977 ot 15 maja 2014 g.

4. Petrenko L.K., Shutovskaja A.A., Pobegaylov O.A., Manzhilevskaja S.E. Pokrytie ploshhadok dlja konno-sportivnyh sooruzhenij [The turf for horse-racing facilities]. Patent № 144323 ot 15 ijulja 2014 g.

5. Voronin A.A., Pobegaylov O.A., Aljaeva M.Ju. Nauchnoe obozrenie. 2014. № 10, PP. 786-790.

6. Novikova V.N., Nikolaeva O.M. Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2013. № 5. URL: naukovedenie.ru/PDF/49trgsu513.pdf.

7. Mel'nikov L.M. Raschet parametrov i opcional'noj optimizacii setevogo grafika stroitel'stva sooruzhenij [The calculation parameters, and optionally optimizing network construction schedule]. Programma dlja JeVM № 2014611157 ot 27 janvarja 2014 g.

8. Mel'nikov L.M., Mjasishhev G.I. Innovacii v nauke. 2015. № 44. P. 94-99.

9. Pobegaylov O.A. Izvestija RGSU. 2009. № 13, PP. 62-69.

10. Pobegaylov O.A. Istorija SSSR i sojuznyh respublik na vershinah vlasti. 1953-1993: monografija [The history of the USSR and the Union republics on the heights of power. 1953-1993]. Rostov-na-Donu: Novaja kniga, 2006, 152 p.

11. Pobegaylov O.A. Raschjot normativnoj i planiruemoj chislennosti personala po kategorijam sotrudnikov dlja predprijatij sfery uslug, proizvodstva i stroitel'stva [the Calculation of the regulatory and planning headcount by employee category for service businesses, manufacturing and construction]. Programma dlja JeVM № 2009614026 ot 30 ijulja 2009 g.

12. Pobegaylov O.A. Programmnyj kompleks opredelenija stoimosti obekta [the Software system of determining the value of the object]. Programma dlja JeVM № 2005610553 ot 2 marta 2005 g.

13. Pobegaylov O.A., Karandina E.V. Programma obobshhjonnoj modeli zavisimosti ot prochnostnyh harakteristik iznosa «Stoimost'-iznos-2» [The program is a generalized model based on the strength characteristics of wear-and-tear «Cost-wear-2»] Programma dlja JeVM № 2014611514 ot 04 fevralja 2014 g.

14. Pobegaylov O.A. Planirovanie gorodskogo stroitel'stva v uslovijah neopredelennosti: monografija [Planning urban development under uncertainty]. Saarbrjukken: Lap LAMBERT, 2011, 124 p.

15. Pobegaylov O.A. Planirovanie gorodskoj dejatel'nosti: ucheb. posobie [Urban planning activity]. Rostov-na-Donu: RVI RV, 2009, 80 p.

16. Pobegaylov O.A. Pravovye osnovy nedvizhimosti i rijelterskoj dejatel'nost. -Rostov n/D: Rost. gos. stroit. un-t, 2013, 148 p.

17. Petrenko L.K., Pobegaylov O.A., Pogorelov V.A., Petrenko S.E., Golotajstrova E.Ju. Metodicheskie ukazanija dlja prakticheskih zanjatij po discipline «Osnovy organizacii i upravlenija v stroitel'stve» dlja podgotovki bakalavrov po napravleniju «Stroitel'stvo» [Legal framework of real estate and realtor activity]. Rostov n/D: Rost. gos. stroit. un-t, 2013, 40 p.

18. Pobegaylov O.A., Golotajstrova E.Ju. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013. № 2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1684.

19. Pobegaylov O.A., Golotajstrova E.Ju. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013. № 3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1894.

20. Boykova K.D. Encouraging Students' Self-Study Through the Use of Blogs in EFL Teaching. Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology, I (7), Issue: 14, 2013, PP.8-10

21. Baucal A., yamoaa-Igaatovih T., Trku^a M. [i dr.]. Procena efekata gra^anskog vaspitaaa. Beograd: Gra^anske inicijative, 2009,166 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.