Научная статья на тему 'Проблемы реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "готов к труду и обороне" (ГТО) в физическом воспитании студентов'

Проблемы реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "готов к труду и обороне" (ГТО) в физическом воспитании студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / COMPLEX GTO / PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева Наталья Валерьевна

В статье представлен анализ ряда проблем реализации комплекса ГТО в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов Вологодского государственного университета. Определены мотивы студентов к выполнению комплекса. Выявлена не достаточная степень готовности преподавателей по физической культуре к собственному самообразованию по вопросам комплекса ГТО, к грамотному информированию студентов и проведению мероприятий повышающих мотивацию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Румянцева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENCE" (GTO) IN PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

The article presents an analysis of a number of problems of the implementation of the complex GTO in the educational process on the physical education of students of Vologda State University. Identified the motives of students to perform the complex. The insufficient degree of readiness of teachers in physical culture to their own self education on the issues of the complex GTO, to competently inform students and conduct activities that increase students' motivation has been identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "готов к труду и обороне" (ГТО) в физическом воспитании студентов»

УДК 796.06

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА

«ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENCE" (GTO) IN PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

Румянцева Наталья Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теоретических основ физического воспитания и спортивных дисциплин»

Вологодский государственный университет

г. Вологда, Россия Rumyantseva Natalia Valeryevna Ph.D., associate professor

department "Theoretical foundations of physical education and sports disciplines"

Vologda State University Vologda, Russia

Аннотация. В статье представлен анализ ряда проблем реализации комплекса ГТО в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов Вологодского государственного университета. Определеныы мотивыы студентов к вы^полнению комплекса. Вы^явлена не достаточная степень готовности преподавателей по физической культуре к собственному самообразованию по вопросам комплекса ГТО, к грамотному информированию студентов и проведению мероприятий повыз/шающих мотивацию студентов.

Abstract. The article presents an analysis of a number of problems of the implementation of the complex GTO in the educational process on the physical education of students of Vologda State University. Identified the motives of students to perform the complex. The insufficient degree of readiness of teachers in physical culture to their own self-education on the issues of the complex GTO, to competently inform students and conduct activities that increase students' motivation has been identified.

Ключевые слова: всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, физическое воспитание студентов.

Key words: complex GTO, physical education of students

Реализация комплекса «Готов к труду и обороне» как программной и нормативной основы системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации, нацелено на активизацию приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта. Реализация Комплекса ГТО в вузах должно быть подкреплено не только содействием администрации

для обеспечения соответствующей материально-технической базы, но и готовностью и профессионализмом преподавателей к реализации целей и задач ВФСК ГТО в процессе физического воспитания студентов. Однако как практика свидетельствует о наличии ряда проблем сдерживающих данный процесс. В этой связи целью нашего исследования выбран анализ результатов реализации Комплекса ГТО в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов Вологодского государственного университета (ВоГУ).

Методы и организация исследования. Применялись методы: анкетного опроса, вычисление процентного отношения. В опросе приняли участие преподаватели кафедр физического воспитания и физической культуры (п=16) и студенты ВоГУ (п=195).

Результаты исследования. Недостаточная степень готовности преподавателей к реализации целей и задач Комплекса ГТО, является одной из проблем, сдерживающих процесс его реализации в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов ВоГУ. Так самооценка степени знания содержания комплекса ГТО преподавателями физической культуры показала, что 50% респондентов оценивают собственные знания как хорошие, 31,25% как удовлетворительные и 18,75% как недостаточные. Оценивая достаточно высоко степень своих знаний содержания комплекса ГТО, не все преподаватели готовы к организации работы по подготовке студентов к выполнению нормативов. Так в полной мере вести работу по внедрению комплекса ГТО в образовательный процесс по физическому воспитанию студентов вуза готовы 6,25% преподавателей, 31,25% оценивает свою готовность как хорошую, а 25% респондентов как удовлетворительную. Удручает факт, что 31,25% преподавателей отмечают частичную готовность к реализации комплекса ГТО в вузе, а 6,25% полностью не готовы к данной деятельности.

Педагоги отмечают ряд сдерживающих реализацию комплекса ГТО в вузе условий. В комплекс ГТО в подавляющем большинстве входят упражнения, измеряющие уровень развития ведущих двигательных качеств и не требующие применение специальных технических устройств, и двигательные навыки, предусматренные программами физического воспитания обучающихся. Однако недостаточность материально-технического оснащения образовательного процесса по физкультуре отмечает 43,8% респондентов.

Так как Комплекс является программно-нормативной основой системы физического воспитания населения страны, его реализация в вузе на наш взгляд должна быть органично включена в образовательный процесс по физическому воспитанию студентов. Преподаватель по физкультуре, в рамках рабочей программы и нормативах своей учебной нагрузки, на теоретических и практических занятиях может полноценно информировать студентов о целях и задачах Комплекса, его структуре и содержании, познакомить с процедурой регистрации на официальном сайте Комплекса и сайте муниципального центра тестирования, о процедуре допуска к выполнению нормативов Комплекса и т.п. Тем не менее, 43,8% педагогов считают, что данная деятельность обременяет преподавателя дополнительной нагрузкой и со стороны администрации вуза должны быть предусмотрены материальные стимулы для ее выполнения.

Следует отметить, что 12,5% педагогов отмечают отсутствие у себя необходимой подготовки по вопросам ВФСК ГТО. Однако не следует забывать,

что самообразование преподавателя является необходимым условием его профессиональной деятельности. Потребность к самообразованию вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности. В этой связи, работа преподавателя по физической культуре, направленная на расширение и углубление своих теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений в свете современных достижений физической культуры и спорта, должна осуществляться систематически.

На данный момент подробную информацию о Комплексе можно получить на телевидении, в прессе и сети Интернет. Работает официальный сайт ВФСК «Готов к труду и обороне» - ГТО.ру. Данные источники информации оказывают большую помощь в проведении теоретических занятий по физкультуре, направленных на знакомство с идей престижности комплекса ГТО, его общественной значимостью, достоинствами и положительным влиянием на здоровье.

В соответствии с метрологическими требованиями выполнение нормативов комплекса ГТО строго регламентировано, право принимать нормативы комплекса «ГТО» у населения имеют только сотрудники Центров Тестирования, однако 18,75% преподавателей считают, что невозможность выполнения Комплекса на учебных занятиях по физической культуре является сдерживающим условием внедрения его в вузе. Однако, предусмотренное рабочими программами по физкультуре выполнение контрольных тестов в начале и в конце учебного года не пополнило число студентов получивших знаки отличия ГТО в 2016-2018 уч.гг. Мы считаем, что пробное выполнение норм Комплекса обязательно должно присутствовать на занятиях по физической культуре, но с цель знакомства студентов с процедурой выполнения упражнений. Студенты должны иметь ориентиры собственной готовности к выполнению норм соответствующей ступени, знать слабые и сильные стороны физической подготовленности.

Следует отметить, что 37,5% преподавателей одним из сдерживающих условий отмечают отсутствие у обучающихся заинтересованности в выполнении нормативов. Опрос студентов показал, что только 32,3% студентов положительно относятся к выполнению нормативов Комплекса, 19,5% скорее положительно, 47,2% скорее отрицательно и 1% нейтрально. При этом 37,4% студентов отмечают, что не выполняли нормативы Комплекса, и выполнять в будущем не планируют. Эта проблема отмечается многими авторами, отмечающими низкую мотивацию студенческой молодежи. В нашем случае у подавляющего числа студентов зарегистрирована внешняя мотивация. Так 18,5% обучающихся ВоГУ предполагают, что выполнение нормативов и присвоение знака отличия ГТО позволит студенту получить зачет автоматом по предмету физическая культура, 40% обучающихся предполагают, что за счет этого смогут отработать пропуски занятий по физической культуре, а 32,3% -получить дополнительные баллы для спортивной стипендии. В то же время радость и гордость за свои успехи как проявление внутренней мотивации не отметил ни один студент.

Показательно распределение ответов респондентов на вопрос значимости лично для них участия в движении Комплекса ГТО. Так, только одна треть

студентов (32,2%) указала значимость мотива физического самоутверждения, отмечая, что осуществляя подготовку к выполнению норм комплекса, они укрепляют собственное здоровье.

Мотив эмоционального удовольствия как стремление, отражающее радость движения и физических усилий выражен у 14,9 % респондентов, Возможность получить знак отличия ГТО как проявление мотива достижения успеха и улучшения личных спортивных результатов выражен у 14,4% студентов. Гражданско-патриотический мотив как выражение собственной гражданской позиции «я готов к труду и обороне» на благо России отмечен у 10,8%.

Социально-эмоциональный мотив выражен у 9,7% студентов, для них участие во Всероссийском общественном движении ВФСК ГТО расширяет круг знакомств и контактов. Материальный мотив как возможность получить дополнительные баллы на повышенную стипендию проявляется у 7,2% респондентов.

Мотив социального самоутверждения как стремление проявить себя, продемонстрировать свой успех и, конечно же, получить одобрение и признание их значимости, повышения личного престижа, уважения со стороны родственников, друзей, знакомых представлен в рассматриваемой выборке не значительно. Так возможность продемонстрировать свои спортивные успехи отметили 3,6% студентов, а повышение личного престижа, уважения со стороны окружающих 1,5%.

Мотив подготовки к профессиональной деятельности как возможность проверить собственную готовность к будущей профессиональной деятельности (к службе в армии) выражен у 4,6%. Отрадно отметить, что только 3,6% студентов отметили, что комплекс ГТО для них ничего не значит.

Как отмечают специалисты, для эффективного решения данной проблемы актуальна реализация системы грамотной и целенаправленной пропаганды направленной на вовлечение молодежи в комплекс ГТО [1]. В данной связи следует отметить, что 12,5% преподавателей отмечают малую информированность студентов о ВФСК ГТО, что, несомненно, свидетельствует и о пробелах в деятельности самих педагогов, их самообразования. Так только 14,5% студентов узнали информацию о Комплексе от преподавателя по физической культуре в вузе, в то же время 41% респондентов получил эти знания в школе, 25,6% от друзей, 8,7% из телевидения, 9,2% их сети Интернет. При этом информация, которой владеют студенты ВоГУ достаточно поверхностная, бессистемная, что подтверждается ниже приведенными фактами ограниченности знаний студентов о Комплексе:

^ только 15,4% респондентов знают, что выполнять нормы ГТО может любой житель страны, без ограничений в возрасте и гражданстве;

^ только 44,6% респондентов знают, что к выполнению нормативов комплекса «ГТО» допускаются граждане, относящиеся к основной группе здоровья;

^ только 42,6% респондентов знают, что в награду студент, успешно выполнивший комплекс «ГТО» получает знак отличия, а не значок и не медаль, еще меньшее число студентов 30,3% знают достоинства знаков отличия (золото-серебро-бронза);

S только половина респондентов знают (53%), что претендовать на знак отличия может только тот, кто успешно выполнил нормативные требования комплекса ГТО для своей ступени, при этом 42,6% неверно считают, что для достижения данной цели необходимо пройти все испытания предусмотренные соответствующей ступенью;

S только 30,8% респондентов знают число ступеней в структуре комплекса «ГТО», а 44,1% респондентов правильно определяют свою возрастную ступень;

S ни один студент не знает правильный алгоритм заявки на выполнение норм ГТО;

S ни один студент не знает, кто имеет право принимать нормативы комплекса «ГТО» у студентов ВоГУ.

Таким образом, одной из серьезных проблем сдерживающих внедрение ВФСК ГТО в образовательный процесс по физическому воспитанию студентов ВоГУ является не достаточная степень готовности преподавателей по физической культуре к собственному самообразованию по вопросам ВФСК ГТО, к грамотному информированию студентов и проведению мероприятий повышающих мотивацию студентов в Комплексе ГТО.

Литература

1. Гриднев В. А., Шпагин С. В. Новый комплекс ГТО в ВУЗе : учебное пособие для студентов высших учебны/х заведений всех специальностей дневной формы/ обучения. Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. 80 с.

References

1. Gridnev V. А., Shpagin S. V. Novyj kompleks GTO v VUZe [New complex of the TRP in the university]. Tambov, TSTU Publ, 2015, 80p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.