Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ В СФЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ В СФЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГРУЗООБОРОТ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА / TRANSPORT / TRANSPORT SYSTEM / AUTOMOBILE TRANSPORT / CARGO TURNOVER / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / AUTOMOBILE TRANSPORT DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурьева Анастасия Александровна

Проблемы реализации транспортной стратегии Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта являются на сегодняшний день особенно актуальными, т.к. автомобильный транспорт является лидером в системе грузоперевозок и является сложной системой экономических отношений. На основании тенденции роста автомобилизации населения необходимы кардинальные изменения подходов к формированию и функционированию транспортной системы. Важными факторами развития, повышения привлекательности общественной и инвестиционной деятельности, являются стремление к высокому уровню жизни и конкурентоспособности, расширение производства, создание инновационной сбалансированной автомобильной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF TRANSPORT STRATEGY IN THE FIELD OF AUTOMOBILE TRANSPORT

The problems of implementing the transport strategy of the Russian Federation in the field of automobile transport are especially relevant today, because automobile transport is a leader in the freight system and is a complex system of economic relations. Based on the growth trend in motorization of the population, it is necessary to cardinal change the approaches to the formation and functioning of the transport system. Important factors in the development, enhancement of the attractiveness of public and investment activities are the desire for a high standard of living and competitiveness, the expansion of production, and the creation of an innovative balanced automobile system.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ В СФЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 338.656

ГУРЬЕВА А.А.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ В СФЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: транспорт, транспортная система, автомобильный транспорт, грузооборот, транспортная инфраструктура, стратегия развития автомобильного транспорта.

Проблемы реализации транспортной стратегии Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта являются на сегодняшний день особенно актуальными, т.к. автомобильный транспорт является лидером в системе грузоперевозок и является сложной системой экономических отношений. На основании тенденции роста автомобилизации населения необходимы кардинальные изменения подходов к формированию и функционированию транспортной системы. Важными факторами развития, повышения привлекательности общественной и инвестиционной деятельности, являются стремление к высокому уровню жизни и конкурентоспособности, расширение производства, создание инновационной сбалансированной автомобильной системы.

GURYЕVА, А.А.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF TRANSPORT STRATEGY IN THE FIELD OF AUTOMOBILE TRANSPORT

Keywords: transport, transport system, automobile transport, cargo turnover, transport infrastructure, automobile transport development strategy.

The problems of implementing the transport strategy of the Russian Federation in the field of automobile transport are especially relevant today, because automobile transport is a leader in the freight system and is a complex system of economic relations. Based on the growth trend in motorization of the population, it is necessary to cardinal change the approaches to the formation and functioning of the transport system. Important factors in the development, enhancement of the attractiveness of public and investment activities are the desire for a high standard of living and competitiveness, the expansion of production, and the creation of an innovative balanced automobile system.

Несмотря на то, что перевозка грузов автомобильным транспортом имеет ряд недостатков (в первую очередь, высок риск сохранности груза вследствие аварий, поломки автомобиля, плохих погодных условий), если рассмотреть структуру грузоперевозок по видам транспорта, стоит отметить, что он по-прежнему, пользуется сегодня наибольшей популярностью (рисунок 1) [6], что привело к большой загруженности автомобильных дорог в России.

бооооо 450000 400000 3 50000 зооооо 250000 200000 150000 юоооо

50000 О

2016 год 2017 год ,2018 г ОД

Рисунок 1. Среднемесячный объем перевозки грузов по видам транспорта 2016 - 2018 гг. (тыс. тонн)

Поскольку автомобильный транспорт является лидером грузоперевозок, развитие автомобильной транспортной инфраструктуры следует нацелить на следующие мероприятия:

- развитие сети автомобильных дорог;

- повышения качества дорожного покрытия автомобильных дорог;

- улучшение инфраструктуры автомобильных дорог;

- совершенствование нормативно-правовой базы автомобильных грузоперевозок;

- развитие сети платных автомобильных дорог и оптимизация их тарифов.

Стратегическая программа отраслевого развития построена на основе долгосрочного

прогноза развития автомобильного и городского электротранспорта Российской Федерации на период до 2030 года с учетом прогнозных параметров социально-экономического развития транспортного комплекса Российской Федерации [3]. При этом учитывается, что в последние годы

Ж/д трансп-т Воздушный трансп-т Автомобильный трансп-т

эксплуатация автомобильного транспорта столкнулась с серьезными юридическими, организационными и техническими проблемами.

Среди них выделим такие, как:

- недостаточная эффективность и качество предоставляемых транспортных услуг;

- увеличение пробок на дорогах и дорожной сети, что снижает скорость доставки пассажиров и грузов;

- невозможность создания равных и справедливых условий конкуренции на рынке автотранспортных услуг;

- высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП));

- значительное негативное воздействие транспортных средств на окружающую среду и здоровье населения;

- снижение конкурентоспособности российских автотранспортных компаний на международном рынке автотранспортных услуг и снижение транзитного потенциала страны [5].

На основе стратегии установлены государственные программы, направленные на долгосрочное планирование, в которых раскрыты проблемы автомобильных грузовых перевозок и описаны ожидаемые результаты транспортной отрасли от реализации предложенных программ. Кроме того, отмечаются основные проблемы автомобильного транспорта, которые проявляются и в сфере международных перевозок, такие как неконкурентоспособность российских перевозчиков на международном рынке перевозок и низкий уровень развития мультимодальных перевозок грузов, использование новых информационно-навигационных технологий в терминальных транспортных системах [9].

К примеру, поскольку значительная доля перевозок приходится на транспортные системы городов и агломераций, в которых сосредоточена дислокация грузовых и пассажирских терминалов, топливно-энергетических станций, перевозчиков и потребителей транспортных услуг внимание в отрасли все более привлекает производство беспилотных АТС (роботокаров), которое является высшим достижением автопрома в реализации интеллектуальных транспортных систем.

Мировая практика производства и тестирования движения беспилотных АТС определила пять уровней автоматизации (автономности) движения транспортных средств, требования к инновационной модернизации транспортной инфраструктуры, обеспечивающей проезд беспилотных АТС, и необходимость разработки концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования.

При этом цифровая трансформация объектов автомобильно-дорожной инфраструктуры предусматривает реализацию ведомственного проекта Минтранса России «Цифровой транспорт и логистика» в составе нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». Оптимизация функционирования объектов автомобильно-дорожной сферы на основе цифровых технологий и платформенных решений с использованием интеллектуальных транспортных систем в стратегическом развитии определяет новую национальную парадигму (модель) управления и развития автомобильного транспорта [7].

В частности, цифровизация автомобильного транспорта предусматривает наличие электронных паспортов на все транспортные средства (ТС), выпущенные с 1 июля 2018 г. Страховые полисы владельцев ТС оформляются в электронном виде. Предусматривается маркировка RFID-метками на лобовом стекле для считывания радиочастотной идентификации ТС в условиях плохой видимости в системах автоматизированных стационарных постов весогабаритного контроля с функцией фотовидеофиксации на контролируемых автодорогах для взимания платы в системе «Платон» в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.

Альтернативой общественному пассажирскому транспорту в цифровом контуре становятся системы индивидуального заказа «Яндекс. Такси» и каршеринг. Любой тип каршеринга представляет собой альтернативу глобальной автомобилизации, которая сегодня уже переходит в стадию заката в связи с растущим бременем ответственности и затрат на владение, открывая эру беспилотного транспорта с повсеместным внедрением интеллектуальных транспортных систем.

Логистическая доставка мелких партий грузов лёгкими коммерческими автомобилями в условиях городов и агломераций определяется цифровым взаимодействиям отправителей и получателей грузов, а электронный документооборот совмещается в едином грузовом цифровом контуре.

Цифровизация автотранспорта определяет новые системные подходы в развитии инновационных транспортных услуг, основанных на использовании цифровых платформ и технологий [10].

Таким образом, системный подход к инновационному развитию автомобильного транспорта позволил выявить возможности реализации цифровых технологий и сервисов, обеспечивающих оптимизацию пассажирских и грузовых перевозок.

10 октября 2018 года Министерство транспорта РФ опубликовало проект «Стратегии развития автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ на период до 2030 г.». Однако данная Стратегия не предполагает существенных улучшений в соответствующих сферах транспорта в средне- и долгосрочной перспективе. Более того, содержание данного документа явно свидетельствует о формальном подходе к стратегическому планированию.

1. В Стратегии фактически изначально закладывается вариант бездействия и сохранения текущих проблем.

Новая Стратегия Минтранса предполагает два сценария: базовый и оптимистичный. В качестве целевого сценария в Стратегии берется оптимистичный вариант. Однако условием реализации данного сценария указывается «выход российской экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых». Предполагается, что темпы роста ВВП страны увеличатся до 3,1% в 2020 г. и до 4,5-5,5% в год в 2020-2030 г.

Проблема заключается в том, что в перспективе после 2020 г. МЭР не ожидает темпов роста экономики выше 3,3%. Таким образом, при реализации прогноза МЭР Стратегия будет реализована в лучшем случае в ее базовом (самом пессимистичном) сценарии. А в нем прямо заявлено, что в случае его реализации сохранятся проблемы на рынке перевозок грузов, в сфере пассажирского транспорта общего пользования и его финансирования, в сфере развития дорожной и улично-дорожной инфраструктуры. Более того, в базовом сценарии предполагается «обострение транспортных проблем во всех крупных городах» и сохранение недостаточного уровня безопасности дорожного движения и экологической безопасности.

Таким образом, по сути, данная Стратегия заранее не предполагает решения сложившихся проблем. И нереализация оптимистичного (да и базового) сценария всегда может быть «удобно» объяснена невысокими темпами роста российской экономики. Более того, базовый сценарий предполагает сохранение и таких проблем, которые с ростом ВВП связаны не в полной мере. Например, почему более низкие темпы роста экономики предполагают сохранение «отсутствия координации транспортной и градостроительной политик», остается непонятным.

2. Ряд значений целевых показателей Стратегии занижен в сравнении с предыдущими планами Минтранса. Снижению подверглись целевые значения ключевых показателей по транспортной мобильности (подвижности) населения. Так, значение показателя мобильности населения на автомобильном транспорте общего пользования в 2030 г. было снижено на 21% по сравнению с консервативным сценарием, и на 35% - по сравнению с инновационным сценарием «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г.». Для показателя мобильности населения на городском наземном электрическом транспорте целевые значения были снижены на 55% и 57% соответственно.

3. Стратегия составлена с большим количеством неточностей, что вызывает сомнения в степени ее проработки.

В частности, в тексте Стратегии указано, что она «базируется на уточненном прогнозе социально-экономического развития транспортного комплекса на 2018 г. и на плановый период 2019-2020 гг.» МЭР. Однако в списке использованных при разработке Стратегии документов указан устаревший прогноз на 2016 г. и на плановый период 2027-2019 гг. При этом существует уже и прогноз МЭР до 2024 г., который в Стратегии не упоминается.

Целевые показатели сведены лишь по одному - оптимистичному - сценарию. При этом по базовому сценарию значения целевых показателей представлены в тексте, однако в единую

таблицу не сведены. Более того, ряд целевых показателей непонятен и неточно сформулирован. Например «доля протяженности участков магистральных улиц и городских автомобильных дорог, в утренний пиковый период работающих в режиме перегруженности в общей протяженности магистральных улиц и городских автомобильных дорог не превышает 5%».

4. Стратегия еще раз подчеркивает необходимость изменения подхода к стратегическому планированию в стране в целом.

Новый проект Стратегии Минтранса наглядно показывает накопившиеся проблемы стратегического планирования в стране, в частности, проблемы несогласованности стратегических документов между собой и с имеющимися прогнозами. Длительные сроки утверждения стратегий приводят к тому, что к моменту их принятия использованные прогнозы и экономические показатели уже устарели и становятся обоснованием для невыполнения стратегий. При этом более новые проекты и разрабатываемые стратегии в них тоже не вносятся и не учитываются.

Так, в данной Стратегии Минтранса никак не упоминаются и не учитываются нацпроекты в области развития транспортной инфраструктуры, принятые в соответствии с майскими указами.

Большое число неточностей и использование устаревших прогнозов вызывает вопросы к обоснованности установленных значений целевых показателей. А производящееся регулярно снижение значений целевых показателей не является проблемой для органов власти и не влечет за собой никакой ответственности для лиц, принимающих решения. В результате, большое количество принимаемых в стране стратегий все больше носит лишь формальный характер и не ориентировано на реальное развитие российской экономики.

Изменение же подхода к стратегическому планированию требует сокращения числа стратегических документов, приведения их к единообразию, прежде всего в части мер и целевых показателей, а также ускорения процесса принятия таких документов. Вероятно, необходима также «цифровизация» современных стратегий, когда документы представляют собой интерактивный онлайн-формат со свободным и удобным доступом к мерам и целевым показателям Стратегий, с возможностями мониторинга достижения установленных целевых показателей и реализованных мер в онлайн-режиме [12].

Стратегические программы по развитию автотранспортной отрасли занимают важную нишу и являются крайне необходимым условием в обеспечении оптимистичного социального и экономического развития регионов и страны в целом.

Создание усовершенствованной концепции, разработка различных вариантов путей для принятия новой программы, предложение новых правил и норм, выдвижение новых решений для развития транспортного комплекса является необходимым аспектом в условиях современного мира.

Формирование стратегического плана начинается с принципов, которые требуют тщательное внимание. Такими принципами на автомобильном транспорте являются устойчивое развитие субъектов, ориентация на улучшение качества жизни населения, данные о показателях, раннее сформулированные выводы по каждому показателю.

Важным фактором развития, повышения привлекательности общественной и инвестиционной деятельности, стремление к высокому уровню жизни и конкурентоспособности, расширение производства, повышение на новый уровень сферы обслуживания заключается в создании инновационной сбалансированной автомобильной системы.

Стратегической целью развития транспортной инфраструктуры для удовлетворения потребностей общества и развития экономики является повышение уровня качества транспортных услуг, высокая эффективность транспортной структуры и возведение транспортной отрасли республики в единое пространство Российской Федерации [11].

Подводя итог, стоит отметить, что на основе проведенного анализа объема грузовых перевозок различными видами транспорта были предложены направления развития автомобильного транспорта. Предложенные направления будут способствовать качественному развитию транспортной инфраструктуры РФ и эффективности ее использования в процессе грузоперевозок, что будет положительно влиять на развитие экономики РФ в целом.

Литература и источники

1. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 N 1596 (ред. от 26.11.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"» // СЗ РФ. 01.01.2018, N 1 (Ч.П), ст. 340.

2. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // СПС Констультант Плюс

4. План деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2019-2024 годы (утв. Минтрансом России 25.09.2019) // СПС Констультант Плюс

5. Авагян Э.А. Транспортная стратегия России на период до 2030 года// Совершенствование методологии познания в целях развития науки. - М., 2018. - С. 64-66.

6. Илдарханов Р.Ф., Басыров А.В., Хабибуллин Д.Р. Тенденции развития рынка автомобильных перевозок // Наука и бизнес: пути развития. - 2019. - №2(92). - С.16-18.

7. Капустина Н.В. Стратегия развития автомобильной и железнодорожной транспортной инфраструктуры // Потенциал роста современной экономики: возможности, риски, стратегии/ Под ред. А.В. Семенова, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко. - М., 2018. - С. 1230-1234.

8. Макаров И.Н. Теоретико-методологический подход к разработке стратегии и инструментария оптимизации транспортных систем крупных городов и агломераций // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2018. - Т.22. -№ 10 (141). - С. 189-202.

9. Невелев В.А. Маркетинговый подход к трансформации разработки и реализации стратегий развития транспортного комплекса России (на примере автомобильного транспорта) // Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта сборник научных трудов. - М., 2018. - С. 140-142.

10. Пугачев И.Н., Куликов Ю.И., Казарбина С.А. Инновационные основы стратегического развития автомобильного транспорта// Прогрессивные технологии в транспортных системах. - М., 2019. - С. 501-506.

11. Шимакович Е.В., Володькин П.П. Проблема развития автомобильных грузовых перевозок // Автомобильный транспорт Дальнего Востока. - 2018. - № 1. - С. 321-324.

12. Проблемы стратегического планирования на примере транспортных стратегий //https://icss.ru/qtrasli-i-ryinki/infrastruk1:ura-i-strqitelstvq/prqblemy-strategicheskqgq-planirqvaniya-na-primere-1:ranspqrtnykh-strategiy

13. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru. (дата обращения: 29.02.2020).

References and Sources

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.12.2017 N 1596 (red. ot 26.11.2019) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie transportnoj sistemy"» II SZ RF. 01.01.2018, N 1 (CH.II), st. 340.

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22.11.2008 N 1734-r (red. ot 12.05.2018) «O Transportnoj strategii Rossijskoj Federacii» II SPS Konsul'tant Plyus

3. Prognoz dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii) II SPS Konstul'tant Plyus

4. Plan deyatel'nosti Ministerstva transporta Rossijskoj Federacii na 2019-2024 gody (utv. Mintransom Rossii 25.09.2019) II SPS Konstul'tant Plyus

5. Avagyan E.A. Transportnaya strategiya Rossii na period do 2030 goda/I Sovershenstvovanie metodologii poznaniya v celyah razvitiya nauki. - M., 2018. - S. 64-66.

6. Ildarhanov R.F., Basyrov A.V., Habibullin D.R. Tendencii razvitiya rynka avtomobil'nyh perevozok II Nauka i biznes: puti razvitiya. - 2019. -№2(92). - S.16-18.

7. Kapustina N.V. Strategiya razvitiya avtomobil'noj i zheleznodorozhnoj transportnoj infrastruktury // Potencial rosta sovremennoj ekonomiki: vozmozhnosti, riski, strategiiI Pod red. A.V. Semenova, M.YA. Parfenovoj, L.G. Rudenko. - M., 2018. - S. 1230-1234.

8. Makarov I.N. Teoretiko-metodologicheskij podhod k razrabotke strategii i instrumentariya optimizacii transportnyh sistem krupnyh gorodov i aglomeracij II Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2018. - T.22. - № 10 (141). - S. 189-202.

9. Nevelev V.A. Marketingovyj podhod k transformacii razrabotki i realizacii strategij razvitiya transportnogo kompleksa Rossii (na primere avtomobil'nogo transporta) // Nacional'nye i mezhdunarodnye finansovo-ekonomicheskie problemy avtomobil'nogo transporta sbornik nauchnyh trudov. - M., 2018. - S. 140-142.

10. Pugachev I.N., Kulikov YU.I., Kazarbina S.A. Innovacionnye osnovy strategicheskogo razvitiya avtomobil'nogo transporta/I Progressivnye tekhnologii v transportnyh sistemah. - M., 2019. - S. 501-506.

11. Shimakovich E.V., Volod'kin P.P. Problema razvitiya avtomobil'nyh gruzovyh perevozok II Avtomobil'nyj transport Dal'nego Vostoka. - 2018. - № 1. - S. 321-324.

12. Problemy strategicheskogo planirovaniya na primere transportnyh strategij //https://icss.ru/otrasli-i-ryinki/infrastruktura-i-stroitelstvo/problemy-strategicheskogo-planirovaniya-na-primere-transportnykh-strategiy

13. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs]. - URL: http:IIwww.gks.ru. (data obrashcheniya: 29.02.2020).

ГУРЬЕВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - главный бухгалтер в ООО «Монтаж-Сервис» г. Новороссийске, магистрант Государственного морского университета им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова (г.Новороссийск). GURYЕVА, А^8ТА81А А. - ^f ассои^аМ in ООО "MONTAZH-SERVIS" Nоvоrоssiysk, student of the State Maritime University. Admiral F. F. Ushakov, Novorossiysk (аliеvа052011@mаil.ru).

УДК 332.1:338.49

ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р., ЯКОВЕНКО Е.А. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА К ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ «ИНДУСТРИИ 4.0»

В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ1

Ключевые слова: четвертая промышленная революция, хозяйственная деятельность региона, внутренний региональный продукт.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Севастополя в рамках научного проекта № 20-410-925001 р_Наставник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.