Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 г. В СИБИРИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 г. В СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
654
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ИСТОРИЯ / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / LAW / HISTORY / JUDICIAL REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдеева Ольга Анатольевна

Проанализированы проблемы реализации судебной реформы 1864 г. В Сибири. Исследован принцип законодательной новеллизации кадровой политики, разработанной правительством России в отношении представителей «судебного ведомства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REALIZATION OF THE JUDICIAL REFORM 1864 IN SIBERIA

Problems with the implementation of the 1864 judicial reform in Siberia are analyzed. The principle of legislative innovation in personnel policy, developed by the Russian government in regard to the «Department of Justice», is explored.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 г. В СИБИРИ»

O.A. АВДЕЕВА

O.A. АВДЕЕВА

кандидат юридических наук, доцент Сибирского института права, экономики и управления (г. Иркутск)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 г.

В СИБИРИ

Значительной вехой в системе государственно-правовых преобразований второй половины XIX в. явилось принятие 19 октября 1865 г. Положения о ведении в действие Судебных уставов 1864 г., в соответствии с которыми радикальной модернизации была подвергнута общеимперская система судов общей юрисдикции. Согласно статье 1 Учреждения судебных установлений 1864 г. «власть судебная» в России принадлежала мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда». «К составу судебных мест» при рассмотрении уголовных дел «для определения вины и невиновности» предусматривалось «присоединять присяжных заседателей». В штате общих судебных мест состояли присяжные и частные поверенные.

В основу проводимых судебных преобразований наряду с установлением в силу реализации принципа разделения властей многостепенной иерархической системы органов, отправляющих правосудие, был положен принцип законодательной новеллизации кадровой политики, разработанной правительством России в отношении представителей «судебного ведомства».

Так, согласно статье 10 Учреждения судебных установлений 1864 г. кандидатом на должность мирового судьи являлось лицо, состоящее в подданстве России, достигшее возраста 25 лет, имеющее постоянное место жительства в данной мировом округе, среднее или высшее образование, либо «прослужившее не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых могло приобрести практические сведения в производстве судебных дел» и соответствующее установленному законом имущественному статусу. Имущественный ценз предполагал наличие у кандидата на должность мирового судьи или «его родителей и жены» права владения «пространством земли», определяемым утвержденным 1 января 1864 г. Положением о земских учреждениях.

Подробно статьи 200-211 Учреждения судебных установлений 1864 г. регламентировали статус судей окружного суда и судебной палаты. «Должностные лица судебного ведомства» подлежали замещению по непосредственному «определению правительства». При назначении на должность председателя, товарища председателя, членов судебных мест, включая судебных следователей и чинов прокурорского надзора учитывался образовательный ценз, предусматривающий наличие «аттестатов университетов, или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках или же доказавших на службе свои познания по судебной части».

При отсутствии образовательного ценза членами окружного суда назначались лица, служившие в «званиях не ниже секретаря окружного суда не менее трех лет. На должность председателя и товарища председателя окружного суда, членов судебной палаты определялись лица, состоявшие не менее трех лет на должности не ниже членов и прокуроров окружного суда. Должности председателей судебных палат замещались лицами, занимающими не менее трех лет должности прокурора или члена судебной палаты, председателя или товарища председателя окружного суда

Кандидатами в присяжные заседатели являлись «русские подданные в возрасте от двадцати пяти до семидесяти лет, жительствующие не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели» и обладающие установленным законом имущественным цензом, предусматривающим «владение землей в количестве не менее ста десятин или другим недвижимым имуществом», «цена» которого определялась с учетом места жительства. В соответствии со статьей 84 Учреждения судебных установлений цена недвижимости в столицах не должна была быть менее двух тысяч рублей, в губернских городах и градоначальствах — не менее тысячи рублей, в «прочих местах» — не менее

© ОА. Авдеева, 2006

пятисот рублей. Ценз земли и недвижимости мог быть заменен «годовым доходом от жалования, капитала, ремесла или промысла». В столицах годовой доход должен был составлять не менее пятисот рублей. Нижняя граница дохода в «прочих местах» определялась двумястами рублями в год.

Кандидатами на должность присяжного поверенного признавались лица, достигшие двадцати пяти лет, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или «о выдержании экзамена в сих науках», прослужившие не менее пяти лет «по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел» либо «занимающиеся судебною практикою под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников».

Таким образом, в результате принятия Учреждения судебных установлений 1864 г. в России вводилась качественно новая система государственных органов, реализующих судебно-властные полномочия. Между тем, реформирование судоустроительных начал в силу неравномерности социально-экономического и политико-правового развития административно-территориальных единиц происходило с учетом взаимодействия общеимперской и региональной судебной политики.

Поэтапность введения Судебных уставов 1864 г. в масштабе всего государства обусловливалась проблемами, вскрытыми правительственной Комиссией, созданной Указом 11 января 1865 г. для «разрешения вопроса о степени применимости «Основных положений преобразования судебной части». Помимо кавказского региона и Прибалтики серьезные проблемы в сфере реализации положений судебной реформы были выявлены относительно восточного региона страны.

Значительные трудности, по мнению членов Комиссии, представляло создание в Сибири мирового суда с учетом вводимых цензов. Практически невозможным признавалось введение общеимперских критериев имущественного статуса кандидатов на должность мирового судьи. Причиной тому служила недостаточная развитость институтов частной собственности и формальная регистрация имеющихся крупных финансовых и промышленных компаний на имя лиц, проживающих в городах Европейской части России. Пробле-

матичным представлялось замещение штата мировых судебных инстанций ввиду наличия в Сибири ограниченного контингента лиц, имеющих соответствующее образование.

В качестве проблемы реализации в Сибири общеимперской системы суда был рассмотрен установленный законом порядок выбора мировых судей. В соответствии с Учреждением судебных установлений мировые судьи подлежали избранию созданными в ходе реализации «Положения о земских учреждениях» 1864 г. Земскими собраниями. Однако земская реформа не получила распространения на восточной окраине страны. В ходе обсуждения данного вопроса председателем Комиссии был сделан официальный запрос в Министерство Внутренних Дел о времени введения земских учреждений на территории Сибири. 22 апреля 1866 г. за подписью статс-секретаря Министерства Внутренних Дел П.А. Валуева был дан ответ, гласивший, что Министерство «еще не входило в соображение о способах и порядке введения законоположения о земстве в частях имперского управления на основании особых установлений, так как положения о сих учреждениях не повсюду введено еще и в европейской России и Сибирь по неразвитости элементов земства не может быть первой на очереди».

Дискуссионным в ходе работы Комиссии был вопрос о создании мировых округов. «Обревизирование» административно-территориального деления Сибири показало крайне низкую по сравнению с Европейской частью России плотность населения, неразвитость путей сообщения и чрезмерную отдаленность друг от друга городских и сельских селений. Таким образом, созданные в соответствии с Основными положениями о преобразовании судебной части 1862 г. мировые округа отличались бы своей протяженностью, что неизбежно породило бы дополнительную проблему, связанную со своевременной явкой судей на Съезд — вторую инстанцию мирового суда.

Острую полемику в ходе работы Комиссии вызвали вопросы о деятельности в Сибири Окружного суда. Оперируя протяженностью судебных округов и неразвитостью коммуникаций, члены Комиссии высказывали сомнения об эффективности отправления правосудия, связанные с медлительностью судебного делопроизводства. Для устранения данной проблемы, исходя из содержания части 1 ста-

Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)

О.А. АВДЕЕВА

тьи 25 Основных положений о преобразовании судебной части 1862 г. члены Комиссии рекомендовали использовать возможность проведения выездных сессий Окружного суда.

Пристальному вниманию членов Комиссии был подвергнут вопрос о подсудности Губернского суда. По мнению Восточно-Сибирского генерал-губернатора в рамках Сибири целесообразным являлось создание одной Судебной палаты в Иркутске, распространявшей юрисдикцию на территории Иркутской и Енисейской губерний, Якутской, Приморской и Амурской областей. При этом Тобольскую и Томскую губернии, область сибирских киргизов предлагалось передать в ведение Казанского судебного округа.

По предложению Западно-Сибирского генерал-губернатора разумным представлялось создание на территории Сибири двух Судебных палат: в Восточной Сибири — в г. Иркутске, в Западной Сибири — в Томске или Тобольске. По мнению В.И. Спасского вторую Судебную палату следовало учредить в г. Омске, дабы проследить результативность деятельности суда при отсутствии в данном центре губернской администрации.

Определенные трудности возникли при рассмотрении вопроса о замещении состава Судебных палат. Так при рассмотрении преступлений против основ государственного строя законодательство устанавливало коллегиальный состав суда и сословное представительство в суде из числа губернского дворянства. Учитывая неразвитость в Сибири дворянских сословных учреждений, Комиссией было высказано мнение о введении в состав суда при рассмотрении указанной категории уголовных дел вместо губернского дворянства представителя губернской администрации в лице председателя Губернского правления, Волостного головы и старшин уезда.

Спорные моменты возникли в работе Комиссии при обсуждении вопроса о создании в Сибири института присяжных заседателей. Подчеркивая положительные стороны учреждения данного института, члены Комиссии обозначили проблематичность реализации в Сибири принципов замещения кадров присяжных заседателей, закрепленных в части 5 статьи 84 Учреждения судебных установлений. Анализируя кадровую политику в общеимперском масштабе и невозможность применения в Сибири установленного законом имущественного и образовательного цензов,

члены Комиссии высказали предложения о включении в общие списки присяжных заседателей, как почетных мировых судей, так и казенных служащих, отставных гражданских и военных чиновников, казаков, городских обывателей и «достаточно развитых» крестьян.

Серьезные проблемы были вскрыты членами Комиссии при изучении вопроса об учреждении в Сибири института присяжных поверенных. Существующая проблема кадрового замещения предопределила много-вариативность разрешения данного вопроса. Наряду с предложением создать в рамках судебной системы Сибири институт коронного поверенного, назначаемого Правительством при окружных судебных инстанциях, высказывались суждения, связанные со снижением установленного стажа работы до двух лет, с замещением присяжных поверенных из числа лиц, имеющих высшее не юридическое профессиональное образование и состоявших не менее пяти лет на службе в чине выше девятого класса, и введением для кандидатов в присяжные поверенные специальных испытаний, проведение которых возлагалось на Судебную палату.

Деятельность Комиссии по реорганизации в Сибири административно-судебной системы в результате обстоятельного изучения проблем реализации на востоке страны основных положений судебной реформы 1864 г. предопределила поэтапную разработку законодательных актов. Так, 25 февраля 1885 г. были приняты «Временные правила о некоторых изменениях по судоустройству и судопроизводству в губерниях Тобольской и Томской, Восточной Сибири и Приамурском крае», ограничивающие реализацию в Сибири института мировых судей и судебных следователей.

В качестве следующей меры явилась разработка Министерством юстиции проекта по разграничению Сибири по территориальному признаку на три региона и введению Судебных уставов 1864 г. сообразно особенностям социально-экономического и политико-правового развития. Введение общеимперских принципов судоустройства в полном объеме предусматривалось провести на территории Западной Сибири, относимой к первому региону. Второй регион представляла Восточная Сибирь, на территории которой предлагалось осуществить поэтапное введение Судебных уставов 1864 г. посредством установления взаимодействия действующих согласно Си-

Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)

бирскому учреждению 1822 г. норм и «новых правил судоустройства».

К третьему региону относили территорию, простиравшуюся вдоль Северного Ледовитого и Тихого океанов: Туруханский край, Верхоянский и Колымский округа, Анадырь, Камчатку, Охотско-Гижигинский край, часть Приморской области, Сахалин и Командорские острова. На указанной территории ввиду низкой плотности населения, малочисленности и разбросанности поселений, неразвитости путей сообщения признавалось оправданным сохранить систему управления и суда, введенную Сибирским учреждением и Уставом об управлении инородцами 1822 г.

В феврале 1896 г. законопроект после согласования штатного расписания сибирских судов в Министерстве юстиции был передан в Государственный Совет. 13 мая 1896 г. главой государства были приняты «Временные правила о применении судебных уставов в губерниях и областях Сибири». В юридическую силу «Временные правила о применении судебных уставов в губерниях и областях Сибири» вступили 1 июля 1897 г. В соответствии с Временными правилами в Сибири с учетом особенностей социально-экономического и политико-правового развития региона была создана многостепенная система органов общей юрисдикции.

Н.Н. ДАЛБАЕВА

ассистент

ПРАВОВОЙ статус постоянно проживающих граждан по договору коммерческого найма жилого помещения

В правоотношениях, возникающих из договора коммерческого найма жилого помещения, помимо наймодателя участвуют наниматель и постоянно проживающие с ним граждане, которые приобретают право пользования жилым помещением.

Причем п. 2 ст. 677 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ)1 устанавливает положение, в силу которого граждане, постоянно проживающие с нанимателем имеют равные с ним права по пользованию жилым помещением. Невольно возникает вопрос: как соотносятся понятия «права по пользованию жилым помещением», которым обладает гражданин, постоянно проживающий с нанимателем и «права, вытекающие из договора», принадлежащие нанимателю. Правомочие пользования одна из составляющих права собственности определяется как юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления (если речь идет о жилом помещении, то полезные свойства из него извлекаются, например, путем сдачи его в наем за плату). Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения. Суть возникновения правоотношений, возникающих из договора коммерческого найма жилого помещения, заключается в передаче последнего во владение и пользование для проживания в нем

нанимателю, что следует из содержания п. 1 ст. 671 ГК РФ.

Кроме того, все права, которыми обладают наниматель и постоянно проживающие с ним граждане вытекают из правомочия пользования жилым помещением и не могут выходить за рамки этого правомочия.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что граждане, постоянно проживающие с нанимателем, имеют равные с ним права и обязанности, вытекающие из договора коммерческого найма жилого помещения. В связи с этим следует внести уточнения в п. 2 ст. 677 ГК РФ, касающиеся установления равенства именно прав и обязанностей указанных субъектов во избежание излишней путаницы. Закон устанавливает зависимость осуществления некоторых прав нанимателем по договору от наличия либо отсутствия согласия постоянно проживающих с ним граждан. Так, их согласие необходимо на вселение других лиц, в качестве постоянно проживающих, временных жильцов, замену нанимателя на одного из постоянно проживающих граждан, расторжение договора коммерческого найма по инициативе нанимателя. В ряде других статей законодатель отходит от принципа равенства прав нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих. В соответствии со ст. 681, 685 ГК РФ на вселение поднанимателей, а также осуществление переоборудования жилого дома, в котором

© Н.Н. Далбаева, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.