Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАТЕГОРИАЛЬНОГО ПРИНЦИПА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАТЕГОРИАЛЬНОГО ПРИНЦИПА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2494
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / АДРЕСНЫЙ ПОДХОД / МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / ПРИНЦИП НУЖДАЕМОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терехова А. Н.

В условиях современного социально-экономического и политического развития общества постоянно возникают ситуации, при которых граждане нуждаются в получении социальной поддержки, предоставляемой государством. Причинами этого могут быть: утрата средств существования, появление новых дополнительных статей расходов, непредвиденные трудные жизненные ситуации. В связи с чем одной из приоритетных задач для государства становится поддержание уровня жизни малоимущих лиц, у которых среднедушевой доход является ниже, чем величина прожиточного минимума, который установлен в субъекте Российской Федерации, создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижение уровня социального неравенства. Одной из главных задач системы оказания социальной поддержки населению в социальном государстве является разработанная система оказания социальной помощи таким образом, чтобы было возможно быстро и качественно адаптировать ее к изменениям уровня жизни социально уязвимых слоев населения, но при этом данная система не должна сдерживать экономическое развитие страны. Для решения данной проблемы требуется внедрение новых технологий государственной социальной помощи населению, разработанных с учетом опыта передовых зарубежных стран и национальных особенностей. В статье рассматриваются основные проблемы системы предоставления государственной социальной поддержки населения, а также предлагаются пути решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Терехова А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE MODERN CATEGORICAL PRINCIPLE OF PROVIDING STATE SOCIAL SUPPORT TO THE POPULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF STATE SOCIAL ASSISTANCE MEASURES

In the conditions of modern socio-economic and political development of society, situations constantly arise in which citizens need to receive social support provided by the state. The reasons for this may be: loss of means of subsistence, the emergence of new additional items of expenditure, unforeseen difficult life situations. In this connection, one of the priorities for the state is to maintain the standard of living of poor people whose per capita income is lower than the subsistence minimum, which is established in the subject of the Russian Federation, creating the necessary conditions to ensure universal accessibility and socially acceptable quality of social services, reducing social inequality. One of the main tasks of the system of providing social support to the population in a social state is the developed system of providing social assistance in such a way that it is possible to quickly and efficiently adapt it to changes in the standard of living of socially vulnerable segments of the population, but at the same time this system should not restrain the economic development of the country. To solve this problem, it is necessary to introduce new technologies of state social assistance to the population, developed taking into account the experience of advanced foreign countries and national characteristics. The article discusses the main problems of the system of providing state social support to the population, and also suggests ways to solve these problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАТЕГОРИАЛЬНОГО ПРИНЦИПА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»

Проблемы реализации современного категориального принципа оказания государственной социальной поддержки населения в Российской Федерации в контексте реализации мероприятий государственной социальной помощи

см см о см

О Ш

т

X

3

<

т о х

X

Терехова Анастасия Николаевна

аспирант Департамента общественных финансов, лаборант-исследователь Международного центра развития инноваций и студенческих инициатив Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, [email protected]

В условиях современного социально-экономического и политического развития общества постоянно возникают ситуации, при которых граждане нуждаются в получении социальной поддержки, предоставляемой государством. Причинами этого могут быть: утрата средств существования, появление новых дополнительных статей расходов, непредвиденные трудные жизненные ситуации. В связи с чем одной из приоритетных задач для государства становится поддержание уровня жизни малоимущих лиц, у которых среднедушевой доход является ниже, чем величина прожиточного минимума, который установлен в субъекте Российской Федерации, создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижение уровня социального неравенства. Одной из главных задач системы оказания социальной поддержки населению в социальном государстве является разработанная система оказания социальной помощи таким образом, чтобы было возможно быстро и качественно адаптировать ее к изменениям уровня жизни социально уязвимых слоев населения, но при этом данная система не должна сдерживать экономическое развитие страны. Для решения данной проблемы требуется внедрение новых технологий государственной социальной помощи населению, разработанных с учетом опыта передовых зарубежных стран и национальных особенностей. В статье рассматриваются основные проблемы системы предоставления государственной социальной поддержки населения, а также предлагаются пути решения данных проблем.

Ключевые слова: государственная социальная поддержка, государственная социальная помощь, категориальный принцип, адресный подход, малообеспеченные слои населения, принцип нуждаемости.

Особый интерес в последние годы вызывает у исследователей адресный подход к оказанию социальной поддержки малообеспеченным слоям населения, который представляется в современных условиях эффективным инструментом реализации задач по снижению уровня бедности, повышению благосостояния населения. Значимость данного подхода значительно возрастает в современных социально-экономических условиях, что обусловлено кардинальными изменениями как в правовом поле социальной защиты, так и возрастающей необходимостью борьбы с бедностью.

Стоит отметить, что на сегодняшний день система государственной социальной помощи базируется на категориальном принципе [1,7]. Федеральным и региональным законодательством Российской Федерации выделены категории населения, права которых защищаются правовыми актами по причине того, что без мероприятий социальной помощи граждане окажутся в трудной жизненной ситуации [2]. Основой для получения помощи является такой показатель как нуждаемость. На современном этапе приоритет социальной государственной помощи отдается малоимущему населению (доход которых рассчитывается, исходя из среднедушевого дохода на одного члена семьи, и находиться ниже прожиточного минимума) [3,4,5,6].

При этом важно понимать, что на сегодняшний день существующая категориальная система оказания государственной социальной помощи имеет ряд проблем. Данные проблемы можно разделить на группы.

Основными группами проблемы станут: отожествление категориального принципа с принципом нуждаемости, отсутствие детально проработанной нормативно-правовой базы, которая определяет систему оказания государственной социальной помощи в соответствии с принципом нуждаемости, отсутствие механизмов оценки эффективности системы оказания государственной социальной помощи, сокращение объема доступной государственной социальной помощи в моменты спада экономики государства.

Особое внимание стоит уделить проблеме отожествления категориального принципа и принципа нуждаемости. Для этого стоит понять: что лежит в основе каждого из данных принципов? Если говорить о категориальном принципе, то в его основе лежит законодательство Российской Федерации, которое определяет те группы людей, которые могут является получателями социальной помощи.

Что касается принципа нуждаемости, стоит отметить, что точного определения в российском законодательстве не предусмотрено. В связи с этим под критериями нуждаемости можно понимать и уровень денежных

доходов человека, и его здоровье, и сиротство, и определенный возраст, и статус на определенном промежутке времени.

В большинстве стран мира, где в том или ином объеме был внедрен принцип нуждаемости, под ним подразумевать все же определенный уровень доходов. Если у гражданина страны доход ниже установленного в стане прожиточного минимума, то он считается нуждающимся в государственной помощи и получает ее, а если выше - то гражданин не сможет стать получателе именно государственной социальной помощи [8].

Пршпшп оказания

го су.I.-] к 1 нем н< | п

социальной помощи в Российской Фелергншп

Категориальный принцип

получают федеральные п региональные льготники

получают семьи с доходами ниже прожиточного минимума, граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

Рис. 1. Принципы оказания государственной социальной помощи

Источник: составлено автором на основании проведенного анализа

Исходя из всего вышеуказанного можно сказать, что в Российской Федерации реализуется категориальный принцип оказания государственной социальной помощи, однако это не чистая форма категориального принципа.

Анализируя действующую систему оказания государственной социальной помощи, можно заметить, что на данной стадии происходит попытка перехода от категориального принципа оказания государственной социальной помощи к чистому принципу нуждаемости.

Еще в 2016 году было предусмотрено поручение президента о переводе социальных выплат на принцип нуждаемости. Однако реальный перевод так и не был осуществлен в связи с огромным числом споров и проблем, которые возникли при попытках осуществить данное поручение. На федеральном уровне вопрос до сих пор не решен. Более того неизвестно, когда будут приняты нормативно-правовые документы, которые будут четко регламентировать все процедуры и взаимоотношения при оказании государственной социальной помощи при реализации принципа нуждаемости.

Что касается регионального уровня, то стоит заметить, что некоторые субъекты все же ввели реализацию системы оказания социальной помощи на основании принципа нуждаемости, к примеру Республика Коми. Однако не все субъекты в полной мере отказались от категориального принципа, продолжая и сегодня оказывать социальную помощь на основании двух принципов: принципа нуждаемости и категориального принципа.

В таких условиях становится парадоксальным следующий момент: с одной стороны, послание президента 2016 года, которое говорит, что необходимо перейти на

оказание социальной помощи в соответствии с принципом нуждаемости, с другой стороны, законодательство Российской Федерации до сих пор предусматривает, что субъект в праве самостоятельно определять категории получателей социальной помощи в отдельно взятом регионе. Таким образом, появляется неопределенность при выборе принципа оказания социальной помощи, что в сою очередь приводит к необходимости внесения изменений в действующую нормативно-правовую базу оказания государственной социальной помощи.

Еще одна группа проблем базируется на отсутствии методики оценки системы оказания государственной социальной помощи. Конечно, существует ряд рекомендаций для проведения процедуры оценки, однако в основном все они сводятся к вопросу достижения определённых показателей.

На данный момент оценка эффективности оказания государственной социальной помощи претерпела значительные изменения, что связано в первую очередь с трансформацией мероприятий по предоставлению государственной социальной помощи. Значительные изменения были внесены в декабре 2012 года. С этого момента на законодательном уровне стало предусматриваться внедрение новых технологий оказания государственной социальной помощи для отдельных категорий граждан. Принципиально новым направлением оказания государственной социальной помощи стала помощь, оказываемая на основании социального контракта.

В Российской Федерации все больше внимания уделяется оказанию государственной помощи на основании социального контракта. Заключение социального контракта в России может осуществляться между гражданином и органом социальной защиты населения, находящемся по месту прописки или месту проживания гражданина.

В соответствии с социальным контрактом лицам, являющимся отдельными категориями граждан, предоставляется государственная социальная помощь не только в определенном размере, но и имеющая определенную качественную характеристику. Причем данная характеристика может варьироваться в зависимости от формы оказания помощи и возможностей региона, в котором непосредственно предоставляется данная помощь. При этом особое внимание уделяется и времени предоставления данной помощи. На сегодняшний день срок действия контракта может достигать от трех до шести месяцев. При этом предусматриваются случаи, когда контракт может быть продлен. Таким образом, в данном случае оценка эффективности оказания государственной социальной помощи включает в себя больше факторов: размер льгот, качество предоставляемых услуг, объем и время выполнения мероприятий по оказанию государственной социальной помощи, предусмотренных социальным контрактом.

Кроме того, внедрение новых форм оказания государственной социальной помощи предполагает, что будут вноситься изменения в методику оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области оказания социальной помощи. На сегодняшний день под эффективностью исполнения мероприятий в рамках оказания социальной помощи принято понимать такой показатель как успешность в достижении цели.

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

см см о см

О Ш

т

X

3

<

т о х

X

Предусмотренная министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методика дает возможность оценить степень распространения использования различных социальных контрактов во всех субъектах Российской Федерации. Основываясь на получаемых статистических данных, существует возможность оценки размера и видов оказываемой социальной помощи.

Стоит отметить, что не все методы оказания государственной социальной помощи осуществляются в соответствии с социальным контрактом (в большей степени речь идет о социальных выплатах). При этом методики оценки эффективности таких методов оказания социальной помощи не предусматривается. А ведь оценка эффективности в таких случаях должна показывать целесообразность единоразовых выплат, введения универсального базового дохода, а также способствовать отмене выплат, которые уже не являются приоритетными или нуждаются в частичном изменении.

Последняя группа проблем формируется за счет появления ограничений доступности оказания государственной социальной помощи в моменты спада экономики государства.

Для периода экономического спада характерно объективное увеличение числа лиц, являющихся получателями государственной социальной помощи. В связи с чем в такие периоды государство должно наращивать свои усилия в области оказания социальной помощи, на основании чего реализуется институт социальной помощи гражданам.

В моменты экономического спада государственная социальная политика, которая базируется на экономике, в условиях снижения доступных ресурсов, начинает активно менять подходы к осуществлению мероприятий по оказанию государственной социальной помощи.

В таких случаях государство начинает искать пути оптимизации расходов на оказание государственной социальной помощи, в связи с чем нередко происходят изменения условий, на основании которых предоставляется социальная помощь отдельным категориям граждан.

Исходя из представленных выше проблем, которые сопровождают процесс оказания государственной социальной помощи в Российской Федерации, можно сформулировать следующие направления по совершенствованию системы оказания социальной помощи:

1. усовершенствовать правовое обоснование элементов финансирования государственной социальной помощи;

2. определить параметры качественной оценки оказания государственной социальной помощи;

3. разработать на региональном уровне способы сохранения уровня оказания государственной социальной помощи в моменты экономического спада;

4. изучить существующий зарубежный опыт и разработать отечественный подход в рамках обеспечения стабильных социальных выплат нуждающимся гражданам.

Важно отметить, что реализующаяся сегодня система государственной социальной поддержки в России, направленная на снижение уровня бедности, в настоящее время не может радикально решить данную проблему в силу комплекса существующих проблем, к которым нужно отнести:

1. недостаточность финансирования региональных программ социальной поддержки населения;

2. сложную методику проверки нуждаемости и невысокие размеры предоставляемой социальной помощи;

3. сложность системы льгот, пособий, компенсаций, дотаций, которые в основном предоставляются некоторым категориям граждан без учета их реальной нуждаемости.

Вышеуказанное приводит к распределению значительного объема средств не в пользу реальных нуждающихся, что обусловлено в первую очередь тем, что более половины получателей социальных выплат не относятся к категории нуждающихся, при этом численность реально нуждающихся составляет менее 50% от общей численности получателей.

Таким образом, проблема бедности в стране продолжает оставаться нерешенной. В этой связи усиление адресности оказания помощи социально незащищенным слоям населения представляется одним из самых результативных инструментов социальной защиты и способно принести следующие эффекты:

1. повысится уровень жизни населения в целом, что соответствует сути принципа адресности;

2. повысится эффективность бюджетных расходов на социальную защиту вследствие исключения тех граждан, которые в действительности в ней не нуждаются;

3. произойдет обеспечение должного уровня транспарентности адресного применения мер социальной защиты, что в свою очередь повысит доверие населения к проводимой социальной политике.

Таким образом, для того, чтобы осуществить совершенствование отечественной системы социальной поддержки населения должен быть внедрен адресный подход предоставления мер социальной помощи. Именно такой подход будет способствовать базированию и концентрации финансовых ресурсов государства на удовлетворении потребностей малоимущих граждан (которые реально нуждаются в предоставлении государственной социальной помощи).

В настоящее время адресная социальная поддержка недостаточно отражает принцип адресности, что обусловлено охватом большого круга адресатов, значительное число которых не относится к категории малообеспеченных, отсутствием единой методики определения нуждаемости, что не способствует снижению уровня бедности и эффективному использованию бюджетных средств, направляемых на оказание социальной помощи, а также не позволяет выработать адекватные меры социальной защиты на основе дифференцированного подхода.

В условиях увеличения спроса на меры социальной защиты, вызванного экономической нестабильностью, сохраняющимися рисками снижения бюджетного финансирования, необходимо создать гибкую систему адресной социальной поддержки, способную оперативно адаптироваться к изменениям социально-экономической ситуации в стране. Внедрение и развитие инновационных технологий, использование успешного зарубежного опыта в организации адресной поддержки нуждающихся, учитывая национальные особенности, позволит значительно повысить эффективность отечественной системы социальной помощи населению.

Литература

1. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ги

2. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

3. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-Ф3 (ред. от 01.04.2019) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. Постановление Правительства РФ от 29.01.2013 № 56 (ред. от 06.12.2013) «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 (ред. от 28.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.11.2004 № 195 (ред. от 20.11.2009) «О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.12.2004 № 6209) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

8. Бурцева Е.М. Адресная социальная помощь // В сборнике: Актуальные вопросы развития мировой и модернизации российской экономики. Сборник научных трудов. Под научной редакцией С.Г. Ерохина, Ю.В. Су-наевой. 2017. С. 127-131

Problems of implementation of the modern categorical principle of providing state social support to the population in the Russian Federation in the context of the implementation of state social assistance measures

Terekhova A.N.

Financial University under the Government of the Russian Federation

In the conditions of modern socio-economic and political development of society, situations constantly arise in which citizens need to receive social support provided by the state. The reasons for this may be: loss of means of subsistence, the emergence of new additional items of expenditure, unforeseen difficult life situations. In this connection, one of the priorities for the state is to maintain the standard of living of poor people whose per capita income is lower than the subsistence minimum, which is established in the subject of the Russian Federation, creating the necessary conditions to ensure universal accessibility and socially acceptable quality of social services, reducing social inequality. One of the main tasks of the system of providing social support to the population in a social state is the developed system of providing social assistance in such a way that it is possible to quickly and efficiently adapt it to changes in the standard of living of socially vulnerable segments of the population, but at the same time this system should not restrain the economic development of the country. To solve this problem, it is necessary to introduce new technologies of state social assistance to the population, developed taking into account the experience of advanced foreign countries and national characteristics. The article discusses the main problems of the system of providing state social support to the population, and also suggests ways to solve these problems.

Keywords: state social support, state social assistance, categorical principle, targeted approach, low-income segments of the population, the principle of need.

References

1. Federal Law No. 178-FZ of July 17, 1999 (as amended on April 1, 2019)

"On State Social Assistance" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru

2. Federal Law of April 5, 2003 No. 44-FZ (as amended on July 2, 2013) "On

the procedure for accounting for income and calculating the average per capita income of a family and the income of a single citizen for recognizing them as poor and providing them with state social assistance" [Electronic resource] . - Access mode: http://www.consultant.ru

3. Federal Law of October 24, 1997 No. 134-FZ (as amended on April 1,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019) "On the subsistence minimum in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru

4. Decree of the President of the Russian Federation of May 5, 1992 No. 431

(as amended on February 25, 2003) "On measures for social support of large families" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru

5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 56 dated January

29, 2013 (as amended on December 6, 2013) "On approval of the Rules for calculating the subsistence minimum per capita and for the main socio-demographic groups of the population as a whole in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru

6. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 N

296 (as amended on March 28, 2019) "On approval of the state program of the Russian Federation "Social support for citizens" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru

7. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian

Federation dated November 16, 2004 No. 195 (as amended on November 20, 2009) "On the Procedure for Maintaining the Federal Register of Persons Eligible for State Social Assistance" (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on December 17, 2004 No. 6209) [Electronic resource] . - Access mode: http://www.consultant.ru

8. Burtseva E.M. Targeted social assistance // In the collection: Topical issues

of the development of the world and modernization of the Russian economy. Collection of scientific papers. Under the scientific editorship of S.G. Erokhin, Yu.V. Sunaeva. 2017. S. 127-131

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.