5
/Р ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Феофилова Т.Ю., Смирнова Ю.А.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: АНАЛИЗ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация. В статье приводится анализ проблем, препятствующих развитию промышленности в Санкт-Петербурге. Исследуется институциональное обеспечение решений, реализуемых государственной властью субъекта федерации. Проанализированы подходы к определению понятия «промышленная политика». Основываясь на положениях стратегии социальноэкономического развития Санкт-Петербурга, законодательных актов и государственных программ Санкт-Петербурга, направленных на развитие промышленности, проанализированы и сопоставлены целевые ориентиры, закрепленные этими документами.
Ключевые слова. Промышленная политика, стратегия социально-экономического развития, государственные программы, проблемы промышленной политики Санкт-Петербурга.
Feofilova T.Yu., Smirnova Yu.A.
IMPLEMENTATION ISSUES OF INDUSTRIAL POLICY OF ST. PETERSBURG: ANALYSIS AND SOLUTIONS
Abstracts. The article highlights the challenges that exist in the industry of St. Petersburg and hinder its development. Also it’s study the institutional support solutions implemented state power of subjects of federation. Analyzed approaches to the definition of “industrialpolicy”. It based on socioeconomic development of St. Petersburg, laws and state programs of St. Petersburg, aimed at the development of industrial policy, analyzed and mapped targets set out in the legal acts with the existing problems in the industry of the city.
Keywords. Industrial policy, the strategy of socio-economic development, state programs, the issues of industrial policy of St. Petersburg.
Изменение макроэкономической ситуации в нашей стране оказывает влияние на региональное хозяйство. С одной стороны - это фактор, который негативно влияет на социально-экономическое развитие субъекта федерации в краткосрочном периоде. С другой - это возможность сформировать условия для качественного улучшения структуры экономики и ее эффективности на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Проблема несовершенства структуры экономики, часто связанная с перекосом в сторону добывающей промышленности, в большей степени характерна для регионов, имеющих запасы углеводородного сырья. Однако и для других регионов актуальность такой проблемы не вызывает сомнения. Ее решение должно исходить не от сиюминутных изменений в межгосударственных отношениях или политической конъюнктуры. Для оптимизации экономической структуры региона целесообразно использовать системный и комплексный подходы, базироваться на взвешенных научно обоснованных решениях. В отече-
ГРНТИ 06.71.03
© Феофилова Т.Ю., Смирнова Ю.А., 2015
Феофилова Татьяна Юрьевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической безопасности и финансового консалтинга в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета.
Смирнова Юлия Андреевна — аспирант кафедры экономической безопасности и финансового консалтинга в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета. Контактные данные для связи с авторами (Феофилова Т.Ю.): 194021, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 50 (Russia, St. Petersburg, Novorossiyskaya str., 50). Тел.:+7 (812) 297-81-12. E-mail: [email protected].
6
Проблемы социально-экономического _развития
ственной практике таким требованиям в большей степени отвечают стратегии социально-экономического развития, которые содержат в числе прочих разделы, посвящённые отраслям промышленности.
В Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года, утверждённой постановлением Правительства Санкт-Петербурга 13.05.2014 г. № 355 (далее - Стратегия), отражено значение промышленности для города, которая составляет основу доходной части регионального бюджета. Ключевым фактором для повышения эффективности промышленности и конкурентоспособности продукции промышленных предприятий выделен рост инвестиционной и инновационной активности. Планируется, что к 2030 году доля инновационной продукции в общем объеме обрабатывающих производств составит 30%, что потребует обновления важнейших производственных фондов.
В рамках реализации Стратегии постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 «О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации» принято решение по разработке и реализации 17 государственных программ субъекта федерации, сформированных по отраслевому принципу в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития города. Из этого перечня на развитие промышленности Санкт-Петербурга направлены программы: «Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге»; «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге»; «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге». Анализируя содержание программ, можно выделить сдерживающий фактор их успешной реализации. Он заключается в требуемом высоком уровне гармонизации деятельности в указанной области различных органов государственной власти и их структурных подразделений, представителей отраслей промышленности, инвесторов и других заинтересованных лиц. Однако, как свидетельствует опыт, пока высокого уровня взаимодействия в Санкт-Петербурге достичь не удалось.
Главная задача принятых программ - повысить степень автономности региона, снизить зависимость его экономики от внешних неблагоприятных факторов. Выгодное географическое положение, развитая городская и транспортная инфраструктура, наличие инновационных центров - все это формирует условия стабильного позитивного развития Санкт-Петербурга. Промышленную основу города составляют более 730 крупных и средних предприятий. По состоянию на 2014 г. на их долю приходится около 97 процентов всей промышленной продукции и более 74 процентов численности работников отрасли. Хозяйственную деятельность в этой сфере также осуществляют свыше 23 тысяч малых предприятий, включая микропредприятия [4]. В промышленности Санкт-Петербурга преобладают машиностроение, производство пищевых продуктов (включая напитки) и табака, металлургия и производство готовых металлических изделий, производство электроэнергии, а также распределение ее, газа и воды.
Санкт-Петербург является одним из крупнейших научных, образовательных и производственных центров Российской Федерации. В городе сосредоточено свыше 320 организаций, выполняющих научные исследования и разработки, что составляет более 10 процентов научного потенциала страны. Это обеспечивает ему место в тройке крупнейших российских инновационных центров. Несмотря на то, что внешне складывается впечатление о достаточно благополучной ситуации в регионе, промышленные предприятия города испытывают серьёзные трудности, которые только усилились в последний год.
Большой проблемой промышленных предприятий является износ основных производственных фондов. Так, например, в обрабатывающем производстве Санкт-Петербурга степень износа по состоянию на 01.01.2013 г. и на 01.01.2014 г. составляет 43,4% и 47,9% соответственно. В том числе износ в разрезе отдельных отраслей по состоянию на 01.01.2013 г. и на 01.01.2014 г.: производство пищевых продуктов (включая напитки) и табака - 55,1% и 56,5%; производство транспортных средств и оборудования - 32,2% и 50,5%; производство машин и оборудования -40,9% и 41,7%; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 44,8% и 41,6%; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 40, 5% и 36,2%. Таким образом, прослеживается негативная тенденция «старения» основ-
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (26). 2015.
7
ных производственных фондов. При этом в общем объеме основных фондов удельный вес полностью изношенных в 2014 г. составил 12,3 %, что на 3,6% больше, чем в 2013 г.
Следовательно, предприятия вновь стали экономить на модернизации средств производства. Одной из причин является снижение доли прибыли в доходах промышленных предприятий. Прибыль, полученная промышленностью, составила 30,7% от совокупного объема дохода в экономике Санкт-Петербурга по итогам 2014 г. Промышленные предприятия города показали прибыль в 154,1 млрд рублей, что составляет 80,5% от доходов в 2009 году и 47,8% от показателя 2013 года (295,3 млрд рублей). На уровень прибыли предприятий повлияли внешние факторы - разрыв экономических связей с контрагентами других стран, девальвация национальной валюты. Однако нельзя говорить, что ситуация в промышленности сложилась только в результате внешних факторов. Напротив, такое значительное ухудшение результатов деятельности свидетельствует о наличии внутренних проблем, которые с нашей точки зрения носят системный характер.
Так с 2008 по 2013 гг. доля убыточных предприятий в промышленности выросла с 16,9% до 19,0%. Рентабельность проданных товаров, продукции, услуг в обрабатывающих производствах Санкт-Петербурга (без учета производства нефтепродуктов) в этот период снизилась с 14,5% до 10,3%. По оценке экспертов на снижение рентабельности значительное влияние оказывает рост цен на сырье и материалы, во многом обусловленный ростом тарифов на продукцию (услуги) естественных монополистов.
Еще одна из проблем - дефицит квалифицированных кадров, в большей степени рабочих специальностей. Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге значительное количество профессиональных образовательных учреждений, подготовку кадров для отраслей промышленности ведет незначительная их часть. Поэтому те предприятия, которые имеют возможность, создают на своих базах образовательные центры. Тогда возникает вопрос о рациональности использования образовательной инфраструктуры города.
Значительно тормозит развитие промышленности ограниченность доступа к внешнему финансированию. Усложнена процедура одобрения субсидий и долгосрочных кредитов, что не позволяет предприятиям пополнить оборотные средства и воспользоваться эффектом финансового левериджа. Повсеместное распространение отечественного парадокса финансирования инвестиционных программ за счет собственных источников в равной степени относится и к предприятиям промышленности Санкт-Петербурга.
Из перечисленных наиболее острых проблем, характерных для многих промышленных предприятий Санкт-Петербурга, следует вывод об ограниченном участии города в создании условий для развития отраслей промышленности. Следует отметить, что примерно такая же ситуация - и в других регионах. Недостаточное институциональное обеспечение промышленности прослеживается на федеральном и региональных уровнях управления. К примеру, основные положения промышленной политики сформулированы в нашей стране только в последний день 2014 г. То есть до этого момента у государственной власти не было представления о направлениях, путях, методах и т.п. поддержки и развития основного элемента реального сектора экономики.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» определяет промышленную политику как комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции. В Санкт-Петербурге промышленная политика разработана и принята на пять лет раньше, чем на федеральном уровне. В Законе Санкт-Петербурга от 13 мая 2009 г. № 221-47 «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» (далее - Закон) под промышленной политикой понимается система правовых, экономических, социальных, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Санкт-Петербурга в целях повышения эффективности деятельности в сфере промышленности Санкт-Петербурга с учетом федеральной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, социально-экономической политики Санкт-Петербурга, интересов субъектов деятельности в сфере промышленности и жителей Санкт-Петербурга.
8
Проблемы социально-экономического _развития
С нашей точки зрения, в этой трактовке расширены границы понятия «промышленная политика» практически до уровня «региональной политики». В экономической литературе также предприняты попытки определить рассматриваемое понятие. В.О. Завадников промышленную политику трактует как совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т. д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции [2]. В данном определении допущена не вполне корректная трактовка государства как института. По Д. Норту институт - это набор правил. Институты - это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие [3]. Кроме этого, сделана ссылка на «некоторые аспекты деятельности», что требует уточнения.
Обобщенный подход к определению промышленной политики отражен в современном экономическом словаре, в котором исследуемое понятие трактуется как политика государства и промышленных корпораций, имеющая целью рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и конкурентоспособности, содействие технико-технологическому процессу [6]. Из этого определения следует, что промышленная политика затрагивает только промышленные корпорации, и не совсем ясно каким образом распространяет свое действие на другие виды хозяйствующих субъектов.
Проанализировав подходы к определению промышленной политики, предлагаем следующую - уточненную - трактовку: под промышленной политикой региона понимаем совокупность скоординированных действий органов государственной власти и экономических субъектов, направленных на повышение эффективности отраслей промышленности, конкурентоспособности предприятий и продукции, основанных на использовании и воспроизводстве инновационного и экономического потенциала региона.
Нами проведен анализ основных документов, в которых изложены целевые ориентиры, меры поддержки и проблемы промышленности. Результаты сопоставления целей реализации отдельных элементов промышленной политики региона представлены в таблице. Основными целевыми ориентирами Стратегии, Закона и государственных программ является содействие инновационно-технологическому развитию промышленности и повышению ее эффективности. Цели Стратегии дублируются в программах и подпрограммах и, по большому счету, коррелируют с целями, закрепленными в Законе. Однако цели, закрепленные в промышленной политике города, с одной стороны, соотносятся со всеми отраслями промышленности, а с другой -имеют более детальное раскрытие. Однако правильно сформулированные цели, как показывает опыт, не обеспечивают требуемый результат. Несмотря на заявленные меры финансовой поддержки, фактически регион оказывает промышленности незначительную помощь.
Снижение доходов бюджета оправдывает неэффективную деятельность региональной власти. Однако проблема может решаться и при минимальных финансовых потоках. В частности, за счет гармонизации промышленной и торговой политики, а также оказания содействия региональным производителям в сбыте продукции на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области и в других регионах. Опираясь на административный ресурс, регион способен взять на себя функцию по налаживанию экономических связей как минимум с предприятиями СевероЗападного федерального округа. Для реальной помощи и поддержки промышленности необходим более тесный контакт власти и бизнеса, снижение трансакционных издержек при взаимодействии предприятий со структурными подразделениями органов власти. Диалог должен быть налажен и с образовательными организациями, многие из которых заинтересованы в таком контакте и готовы оказывать предприятиям помощь, модернизируя содержание образовательных программ и изменяя профили подготовки.
Таким образом, в результате исследования определены ключевые проблемы промышленных предприятий Санкт-Петербурга, установлено, что современные меры поддержки не позволяют им не только развиваться, но и снизить темп деградации. Выбрав путь протекционизма для по-
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (26). 2015.
9
лучения желаемых результатов, необходимо создать минимальные условия отечественным предприятиям для развития. Согласованная с представителями бизнеса промышленная политика и меры по ее реализации, жесткий контроль за распределением и использованием бюджетных средств, борьба с коррупцией могут дать результаты в ближайшее время и обеспечить потенциал для последующего развития.
Таблица
Сопоставление целевых ориентиров, закрепленных в нормативных правовых актах Санкт-Петербурга
Стратегия социальноэкономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года Промышленная политика Санкт-Петербурга, отраженная в Законе Государственные программы и подпрограммы Санкт-Петербурга
• содействие инновационнотехнологическому развитию промышленности и повышению ее эффективности • повышение конкурентоспособности промышленности Санкт-Петербурга • развитие и эффективное использование инновационного потенциала Санкт-Петербурга • создание благоприятных условий для развития агропромышленного комплекса Санкт-Петербурга в целях обеспечения населения Санкт-Петербурга качественными и безопасными продуктами питания • инновационное развитие промышленности Санкт-Петербурга • повышение конкурентоспособности промышленности Санкт-Петербурга в экономике Российской Федерации и мировой экономике • увеличение доходов бюджета Санкт-Петербурга • обеспечение занятости, рост доходов, повышение качества жизни населения Санкт-Петербурга • обеспечение благоприятных условий для развития субъектов деятельности в сфере промышленности • содействие инновационно-технологическому развитию промышленности и повышению ее эффективности • повышение конкурентоспособности промышленности Санкт-Петербурга • развитие и эффективное использование инновационного потенциала Санкт-Петербурга • создание благоприятных условий для развития агропромышленного комплекса Санкт-Петербурга в целях обеспечения населения Санкт-Петербурга качественными и безопасными продуктами питания
ЛИТЕРАТУРА
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.
2. Завадников В. О промышленной политике Российской Федерации // Общество и экономика. 2007. № 2/3. С. 5-39.
3. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 180 с.
4. Отчет Комитета по промышленной политике и инновациям. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2015/10/05/Prom_SPb_2010-2014_%D0%9E%D0%BA.pdf (дата обращения 27.10.2015 г.).
5. Плотников В.А. Государственное стимулирование инновационного производства // Экономика и политика России в переходный период. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. С. 208-213.
6. Современный экономический словарь / под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2011. 512 с.
7. Феофилова Т.Ю., Литвиненко А.Н. Развитие малого предпринимательства в обеспечении экономической безопасности региона // Вопросы безопасности. 2014. № 6. С. 98-149.