теория образования
педагогические инновации
Проблемы реализации педагогических инноваций в образовании*
В период перехода России к инновационной парадигме развития ее экономики особый интерес представляет интеграция педагогической науки и профессионального образования, так как именно благодаря этим компонентам социально-экономической структуры российского общества и их интеграции может быть решена проблема обеспечения безопасности определяющего звена инновационного развития России: образование — исследования — венчурные проекты — массовое освоение инноваций. Именно они призваны предотвратить застревание российской экономики во вчерашнем дне, способствовать реализации в сфере образования основных черт инновационной экономики и информационной цивилизации.
зеер
Эвальд Фридрихович,
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии профессионального развития РГППУ,
Екатеринбург
Интеграция дает гарантированный положительный эффект лишь на основе теоретико-методологического осмысления ее предпосылок и условий реализации с учетом ее практической направленности.
результаты педагогических исследований не всегда могут быть непосредственно внедрены в образовательную практику. Именно инновации являются механизмом их трансформации и трансляции в практику.
1. Инновации как форма интеграции педагогической науки и образовательной практики
Интеграция теории и практики, науки и образования всегда была актуальной. Очевидно, что интеграция приводит к созданию нового целого, характеризующегося новым качеством, и одновременно к обогащению прошедших процедуру интеграции составляющих этого целого. При этом следует иметь в виду, что интеграция дает гарантированный положительный эффект лишь на основе теоретико-методологического осмысления ее предпосылок и условий реализации с учетом ее практической направленности.
Именно недостаточное понимание, недооценка этих предпосылок ожидаемого успеха интеграции привели к тому, что, несмотря на очевидную и, казалось бы, не требующую специальных доказательств взаимосвязь науки и образования, многие российские исследователи, руководители и управленцы различных уровней регулярно отмечают недостаточный уровень вне-
* Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации 2014/393; НИР № 1134.
дрения научных продуктов в образовательную практику.
Под инновационной деятельностью в образовании понимается педагогическая деятельность, направленная на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений, а также объектов интеллектуальной собственности в новый или усовершенствованный педагогический продукт, в новый или усовершенствованный образовательный процесс, в практическую педагогическую деятельность, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. При этом сам процесс реализации должен соответствовать экономическим условиям и закономерностям развития экономико-правовой структуры общества, например, актуальным условиям рынка образовательного труда, образовательных продуктов и услуг. Исходя из этого, педагогическая инновация представляет собой результат педагогической инновационной деятельности, обеспечивающий получение нового образовательного эффекта, включая его экономические, управленческие, социальные, экологические, здоровьесберегающие и иные аспекты.
2. Инновационные проекты как технологии внедрения научных достижений в образовательную практику
Результаты педагогических исследований не всегда могут быть непосредственно внедрены в образовательную практику. Именно инновации являются механизмом их трансформации и трансляции в практику. Смыслообразующим звеном между наукой и инновациями выступает инновационный проект — целенаправлен-
педагогические инновации
теория образования
ное изменение сложившейся образовательной практики с целью ее совершенствования, модернизации или реформирования.
в инновационном проекте можно выделить три этапа:
• проектирование инновации, результатом которого является модель и программа;
• технологический этап — внедрение, реализация программы на практике;
• рефлексивный этап — оценка инновационной деятельности.
Инновации направлены на изменение, обновление различных сторон образования: социально-педагогические преобразования, совершенствование учебно-воспитательного и профессионально-образовательного процессов; формирование нового содержания образования, разработка новых психолого-педагогических технологий воспитания, обучения и развития обучающихся, проектирование новых информационно-коммуникационных технологий, учебно-пространственной среды и т. п. основными направлениями инновационной образовательной деятельности являются: обеспечение максимальной гибкости и нелинейности организационных форм, включение процессов обновления знания во все компоненты образовательных систем, развитие важнейшего ресурса социального и экономического развития — человеческих талантов, креативности и инициативности, непрерывное, основанное на мониторинге изменений социально-экономической и образовательной среды обновление образовательных технологий; обеспечение взаимодействия двух инновационных контуров (первый — порождение и продвижение инноваций, второй — их отбор и освоение).
Преобразования научных достижений через инновационную деятельность педагогов схематически представлены на рисунке.
Таким образом, инновационные проекты в образовании являются технологиями внедрения научных достижений в образование и его развитие.
3. Оценка качества образовательных инноваций
осмысление потенциала образовательных инноваций, их влияния на ход социального и экономического развития россии привело к актуализации проблемы оценки качества педагогических инноваций, разработки необходимых для этого критериев, решения задачи организации экспертизы педагогических инноваций. Эта проблема требует системного решения — разработки системы оценки качества педагогических инноваций.
опираясь на известные определения понятия «качество», мы предлагаем понимать под качеством образовательной инновации степень ее соответствия (т. е. соответствия совокупности присущих ей характеристик) актуальным требованиям, которые общество предъявляет к этой инновации. Можно также говорить о соответствии произошедших в результате нововведения изменений в образовательном процессе или системе тем ожиданиям общества, которые оно связывало с данным нововведением [3].
Таким образом, для определения качества образовательной инновации в обществе должен быть сформирован определенный взгляд на совокупность ее свойств, характеристик, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности общества и личности в соответствии с назначением объекта инновации. А на основании этого должен быть предложен механизм оценки качества педагогических инноваций, который вместе с тем будет выполнять функцию регулиро-
Осмысление потенциала образовательных инноваций, их влияния на ход социального и экономического развития привело к актуализации проблемы оценки качества педагогических инноваций.
Должен быть предложен механизм оценки качества педагогических инноваций, который вместе с тем будет выполнять функцию регулирования инновационной активности работников образования.
Преобразование результатов научных исследований в объекты образовательной практики
теория образования
педагогические инновации
вания инновационной активности работников образования.
в качестве объектов педагогического творчества могут выступать:
1. Педагогический процесс как способ организации образования, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних и внутренних факторов развития участников образовательных отношений.
Признаками педагогического процесса являются цели, принципы, содержание, методы, средства и формы в их взаимосвязи, их количество и объем, их внутренняя структура, последовательность и чередование.
2. Содержание образования и воспитания как часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Признаками содержания являются знания (понятия, категории, принципы, законы, закономерности, факты, атрибуты, события, символы, идеи, проблемы, концепции, гипотезы, теории), простые умения, навыки, сложные умения, отношения и оценки различных сторон жизни и деятельности, их объем и структура, их последовательность и взаимосвязи [2].
3. Методы образования и воспитания как способы осуществления практической деятельности педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания образования и воспитания как общественного опыта.
Признаками методов образования и воспитания являются действия педагога и учащихся, выполняемые ими операции, параметры выполнения этих действий и операций (например, их продолжительность и интенсивность), их последовательность и чередование.
4. Педагогические средства как материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.
Признаками педагогических средств являются узлы и детали материальных объектов, предназначенных для организации и осуществления педагогического процесса, и их взаимосвязь.
новые педагогические средства могут быть признаны одновременно и техническими изобретениями.
5. Педагогическая форма как устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве его компонентов.
Соответствие образовательной инновации критерию новизны предполагает наличие хотя бы одного существенного признака, которым данная инновация отличается от наиболее близкого по своей сущности объекта инновационной или традиционной образовательной деятельности из числа известных.
Образовательная инновация неочевидна, если она для специалиста явным образом не следует из уровня развития образования и педагогической науки.
Признаками педагогической формы являются параметры (временные, количественные, объемные, весовые, психологические и прочие) структурных единиц педагогического процесса в их устойчивой взаимосвязи.
4. Критерии оценки качества образовательных инноваций
для определения творческого уровня инновации используются следующие критерии:
Новизна. образовательная инновация признается новой, если она не известна из уровня развития образования и педагогической науки. При этом уровень развития образования и педагогической науки включает любые сведения о результатах и достижениях образования и педагогической науки в мире, ставшие общедоступными. соответствие образовательной (педагогической) инновации критерию новизны предполагает наличие хотя бы одного существенного признака, которым данная инновация отличается от наиболее близкого по своей сущности объекта инновационной или традиционной образовательной (педагогической) деятельности из числа известных. существенным признаком объекта образовательной инновации называется признак, влияющий на достижение положительного эффекта, пользы от внедрения инновации в образовательном процессе.
Неочевидность инновации. образовательная (педагогическая) инновация неочевидна, если она для специалиста явным образом не следует из уровня развития образования и педагогической науки. Этот критерий требует, в частности, чтобы содержащаяся в образовательной (педагогической) инновации новая комбинация известных признаков позволяла получать новый положительный эффект, который бы не являлся суммой положительных эффектов входящих в новую комбинацию компонентов, а представлял бы собой новое качество, не присущее ни одному из составляющих комбинацию компонентов. При этом компоненты новой комбинации признаков могут содержаться в разных объектах инновационной или традиционной образовательной деятельности, аналогичных по своей сущности и решаемой образовательной задаче.
Полезность (наличие положительного образовательного эффекта). Показателями соответствия образовательной (педагогической) инновации критерию полезности являются:
• повышение качества образовательного процесса, зафиксированное с использованием современных психолого-педагогических методик.
• повышение интеллектуальной активности обучаемых, их мотивации учения, зафиксированное с использованием современных психолого-педагогических методик.
• позитивное изменение интеллектуального и эмоционального фона в классе, группе и т.п., зафиксированное с использованием современных психолого-педагогических методик.
• подтверждение эффективности результатами анкетирования субъектов образовательного процесса.
педагогические инновации
теория образования
Для уточнения уровня представленной образовательной инновации необходимо проанализировать дополнительную информацию и документы, подтверждающие эффективность педагогической инновации.
Воспроизводимость. Образовательная (педагогическая) инновация соответствует критерию воспроизводимости, если воспроизведение любым компетентным педагогом всех перечисленных в образовательной инновации признаков в указанных автором взаимосвязях и условиях приводит к заявленному в педагогической инновации положительному эффекту.
Отсутствие побочных отрицательных эффектов. Обязательным условием регистрации и охраны образовательной (педагогической) инновации является подтверждение факта отсутствия побочных отрицательных эффектов, связанных с инновацией (например, таких как ухудшение здоровья учащихся или педагогов, ухудшение экологической ситуации, ограничение проявлений познавательной активности и творчества учащихся и т.п.).
Уровень реализации (внедрения). Обязательным условием регистрации и охраны образовательной инновации является подтверждение факта ее реализации (внедрения) в образовательный процесс. Выделены следующие уровни реализации (внедрения) образовательной (педагогической) инновации:
- международный — инновация реализована в образовательных системах и учреждениях зарубежных стран и России;
- российский — инновация реализована в образовательных системах и учреждениях России (не менее чем в 10% регионов);
- региональный — инновация реализована в образовательных системах и учреждениях региона (не менее чем в 5% учреждений образования региона);
- муниципальный — инновация реализована в образовательных системах и учреждениях муниципального образования (не менее чем в 5% учреждений образования муниципального подчинения);
- уровень учреждения образования — инновация реализована в образовательной системе конкретного учреждения образования [1].
5. Творческая направленность педагога
как основной фактор
реализации инноваций в образовании
Современный педагог является субъектом инновационной деятельности, за любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. В то же время можно предположить, что любые инновации отомрут или их смысл исказится до неузнаваемости, если преподаватель не увидит пользы для себя от инновационного процесса. Необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.
Успешность реализации инноваций во многом определяется лично-профессиональной позицией педагогов, их отношением к нововведениям, готовностью к изменениям, способностью к преодолению стереотипов в профессиональной деятельности. Эффективность нововведений в образовании определяется формированием и развитием инновационной культуры педагогических работников. Носителями педагогических инноваций выступают творческие личности, которые способны на:
- рефлексию, которая характеризует способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности;
- саморазвитие как творческое отношения индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного влияния на внешний и внутренний мир;
- самоактуализацию как фактор непрерывного стремления человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;
- профессиональное самосовершенствование, которое осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание — целеустремленная деятельность человека относительно систематического формирования и развития в себе позитивных и устранения негативных качеств личности, в соответствии с осознанными потребностями соответственно социальным требованиям в личностной стратегии; самообразование — обновление и усовершенствование имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков,
с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.
Литература
1. Зеер Э. Ф., Новоселов С. А., Сыманюк Э. Э. Институциональный подход к инновациям в образовании // Инновации в образовании. 2010. № 1.
2. Зеер Э. Ф., Новоселов С. А. Правовая охрана педагогических инноваций как фактор развития российского рынка образовательных услуг // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. № 4 (46).
3. Новоселов С. А., Сыманюк Э. Э. Система оценки качества педагогических инноваций // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. № 5 (62).
Образовательная (педагогическая) инновация соответствует критерию воспроизводимости, если воспроизведение любым компетентным педагогом всех перечисленных в образовательной инновации признаков в указанных автором взаимосвязях и условиях приводит к заявленному в педагогической инновации положительному эффекту.
За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога.
Любые инновации отомрут или их смысл исказится до неузнаваемости, если преподаватель не увидит пользы для себя от инновационного процесса.