2.Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Блинова Марина Георгиевна, доцент Уфимцева Надежда Федоровна, к.пед.н., доцент
Российский государственный профессионально- педагогический университет
В статье рассматриваются вопросы отношения общества к проблемам людей с ограниченными возможностями, а также законодательное закрепление форм социальной защиты указанной категории граждан и проблемы, связанные с реализацией и практическим осуществлением прав и свобод.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения лиц с ограниченными возможностями здоровья в структуре российского общества, что актуализирует проблему реализации и защиты конституционных прав и свобод указанной категории населения. По данным Международной организации инвалидов каждый десятый человек на Земле инвалид, что составляет примерно 500 млн. По данным Минтруда России, сейчас в РФ насчитывается 12,8 млн. инвалидов, из них более 2,5 млн. находятся в трудоспособном возрасте, но, при этом, работает только 817,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет примерно 1,75 млн. человек (68,1% от общего количества трудоспособных инвалидов). На долю лиц пенсионного возраста приходится 70% от числа всех инвалидов, инвалидов ВОВ около 15%, растёт численность инвалидов вследствие военных травм - почти 42 200. По другим источникам инвалиды составляют 1115млн., более 30% из них в возрасте от 20-55 лет и из этой массы, примерно 50% - молодёжь, таким образом, прослеживается тенденция качественного изменения их состава. Анализ структуры распределения инвалидности показывает, что на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы, далее следуют злокачественные образования, затем - травмы, болезни органов дыхания и туберкулёз, психические расстройства.
В течение последних тридцати лет коренным образом изменилось отношение общества к проблемам инвалидности, что привело к качественным изменениям социальной политики в этой сфере. Начинает доминировать социальная модель инвалидности, использование которой приводит к высокому уровню интеграции людей с инвалидностью в общество .
7 Копнина О.О. Развитие педагогической культуры родителей детей с ограничениями слуха в условиях неформального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2008. - С. 4.
Однако, несмотря на смену на международном уровне парадигм восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается низкий уровень толерантного отношения общества к ним и наличие устойчивых социально-психологических барьеров, что мешает успешной адаптации людей с ограниченными возможностями в социум.
Согласно Федеральному Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В свою очередь, ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. С целью снижения воздействия таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов8.
Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Установление статуса «инвалид» в Российской Федерации осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности9. Уже на этом этапе, при наличии всей нормативной базы существуют проблемы, требующие дополнительного законодательного подтверждения и разработки: определение критериев физических и других ограничений возможностей самостоятельного обслуживания. Нет четкости в рекомендациях Медико-социальной экспертизы по осуществлению инвалидами трудовой деятельности, четких рекомендаций для работодателя по организации условий труда для работника с ограниченными возможностями, особенно, для инвалидов второй и третьей группы. Существуют определенные трудности при оформления индивидуальной программы реабилитации инвалида (раз в 2 года). Хотя, ИПР (индивидуальная программа реабилитации) преследует цель - улучшить качество жизни инвалидов, устранить экономические, психологические и другие барьеры между здоровыми людьми и инвалидами, что является важным
8 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563
9 Мачульская Е.Е., Горбачёва Ж. А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. М., 2012.- С. 112.
фактором обеспечения интеграции и реинтеграции в обычные условия, не разработаны алгоритмы выполнения этой программы в вопросах трудоустройства инвалидов, включения их в активную социальную среду. Следует учитывать также, что наиболее положительный результат дает комплексная реабилитация, которая, к сожалению, в большинстве случаев либо недостаточна, либо отсутствует.
Одним из факторов, влияющих на эффективность реабилитационных мероприятий, является своевременность и оперативность их проведения. В настоящее время, когда ответственность за исполнение индивидуальной программы реабилитации по сути, возложена на самого инвалида и лиц, представляющих его интересы, нередко возникают серьезные затруднения в проведении реабилитационных мероприятий. Так, если индивидуальная программа реабилитации разрабатывается инвалиду на определенный срок, например, на год, то в течение календарного года ему необходимо пройти все реабилитационные мероприятия, указанные в индивидуальной программе реабилитации. Зачастую, даже потратив много сил, люди с ограниченными возможностями не могут ее реализовать. Однако даже в тех случаях, когда индивидуальная программа реабилитации составлена согласно закону, ее практическая реализация затруднена, поскольку определенные ею мероприятия и услуги могут быть представлены только в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации феде-
10 о
ральным перечнем . В некоторых случаях инвалиды по разным причинам вообще не занимаются реализацией реабилитационных мероприятий или подходят к этому вопросу избирательно.
Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», каждый инвалид имеет право на бесплатное обеспечение, в соответствии с медицинскими показаниями, техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Несмотря на позитивные изменения, направленные на решение вопроса обеспечения инвалидов ТСР, по-прежнему люди, получающие технические средства реабилитации, не всегда довольны их качеством, а также тем, что необходимо самостоятельно производить сборку полученного ТСР, что, как правило, непосильно людям с ограниченными возможностями.
Сложнее решить ситуацию, когда у инвалида возникнет необходимость в течение указанного срока включить в ИПР дополнительно какое-либо реабилитационное средство (изделия, протезы, вспомогательные средства), ему для этого необходимо проходить вновь всю процедуру освидетельст-
10 Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Утверждено постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4798.
вования, что для многих из них очень сложно. Разработка индивидуальной программы реабилитации тесно связана с возможностью инвалидов проходить реабилитацию и реализовывать положенное им право.
Другая проблема, с которой сталкиваются инвалиды - при разработке индивидуальной программы реабилитации не указывается конкретная модель технического средства реабилитации, и ее основные параметры.
В большинстве случаев МСЭ вписывает в индивидуальную программу реабилитации инвалидов лишь те средства технической реабилитации, которые предусмотрены Федеральным перечнем, что заведомо незаконно и является нарушением прав инвалидов, так как помимо указанного перечня есть медицинские показания, в соответствии с которыми может быть рекомендовано ТСР. Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным ТСР или видом реабилитации. В данном случае, приобретение изделий за свой счет и последующее получение предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации компенсаций, доступно далеко не всем семьям, в которых есть инвалид, часто возникает ситуация безальтернативности в выборе технических средств и протезно-ортопедических изделий. Проблемы качества или получения ТСР носят скрытый характер, поскольку инвалиды не всегда придают огласке нарушения своих прав или жалуются, чтобы не иметь «проблемы» в последующем.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение физической и информационной доступности для инвалидов является одним из принципиальных положений российского законодательства о социальной защите инвалидов, а также Конвенции ООН о правах инвалидов. Между тем, как показывает практика, в настоящее время физическая и информационная доступность окружающей среды для инвалидов в нашей стране находится не на должном уровне. В этих условиях любые, самые высокоэффективные решения и мероприятия в области экспертизы и реабилитации, не принесут ощутимых результатов. Реализация права на получение необходимой информации является актуальной проблемой в первую очередь для людей с нарушениями слуха и зрения. В большинстве случаев не могут реализовать указанное право также инвалиды, имеющие в соответствии с заболеванием, I и II группы инвалидности. Очень часто из-за несовершенства доступности среды они лишены возможности выйти из дома.
Статья 15 закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в качестве одного из направлений реабилитации инвалидов рассматривает формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. В законе прямо указывается на обязанность ор-
ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечить инвалидам условия свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Принципиальное значение для осуществления социальной интеграции инвалида, его полноценного участия в жизни общества, достойного качества жизни имеет создание «безбарьерной» среды жизнедеятельности. Мероприятия, направленные для решения этой задачи, недостаточны. Одна из причин - неготовность социальной инфраструктуры к архитектурной перепланировке, в том числе, ответственности за качество выполненных работ.
Существуют также проблемы социально- медицинского обслуживания инвалидов и на дому, и в стационарных учреждениях. Законодательная база по этим вопросам требует доработки в области определения критериев качества оказываемых услуг и максимальном приближении этих услуг к инвалиду.
В соответствии с российским законодательством, социальное обслуживание - это деятельность соответствующих служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной жизненной ситуации. Здесь также существуют проблемы, связанные с необходимостью введения новых форм обслуживания и сельского, и городского населения. А «знаменитый» 122 Закон РФ, так называемый, «Закон о монетизации льгот» не только не способствовал ликвидации неравенства между гражданами и поддержке людей с ограниченными возможностями, но и обострил многие проблемы: компенсационные выплаты за услуги ЖКХ и транспорт, которые, ни в коей мере, не покрывают необходимые затраты этих граждан; вопросы бесплатного лекарственного обеспечения этих категорий граждан, где также существуют недоработки и неясности; лишение инвалидов с затруднениями передвижения транспортных средств (автомобиля). Все это приводит к росту недовольства в обществе и усилению противостояния отдельных категорий граждан11.
Молодые люди - инвалиды - наиболее страдающая категория населения современного общества. На рынке труда молодёжь испытывает особые затруднения в предложении, продвижении и использовании своих трудовых ресурсов. А для молодых инвалидов это практически неразрешимая задача. Только 2% трудоспособных инвалидов имеют работу. Это связано и с отношением общества к этой категории, и с необходимостью оборудования рабочих мест, с профессиональной близорукостью современных работодателей, хотя исследованиями и статистическими данными доказано, что инвалиды более тщательно и профессионально выполняют свои обязанности,
11 Шипулина Л.Н. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации: : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2012. - С. 10.
так как срабатывает психологическая установка - удержаться, доказать, что могут работать, могут обеспечивать себя. Таким образом, всего лишь, 15% всех инвалидов вовлечены в трудовую деятельность. Существующие реабилитационные Центры не удовлетворяют потребностей в этих услугах. Восстановить трудоспособность удаётся только 3-5%. Статистические данные свидетельствуют о том, что большую часть времени эти молодые люди проводят дома и просто спят и как следствие часто начинают злоупотреблять алкоголем и др.
Принятие в 1995 г. Государственной Думой закона «О социальной защите инвалидов в РФ», создание реабилитационных центров — все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике. Однако с развитием Российского общества возникают и новые проблемы, которые не позволяют инвалидам быть равными с другими гражданами.
Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства. А это имеет определенные последствия для инвалидов в обществе. Поэтому Международная организация защиты инвалидов рассматривает инвалидность, не как личную проблему, а как следствие ослабленных функций организма человека, из-за которых он вынужденно изолирован от общества, т. е. инвалидность - это категория, созданная обществом. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Порой, символические барьеры, созданные обществом, сломать сложнее, чем физические препятствия, так как в данном случае требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав. Необходима социальная поддержка инвалидов, целью которой являются развитие системы реабилитации и интегрирования инвалидов в ряды здоровых граждан12.
Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. И, хотя, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отвержения пришли признание их прав, достоинства и полноценного участия в жизни общества. Однако с развитием Российского общества возникают и новые проблемы, которые пока не позволяют инвалидам быть равными с другими гражданами.
12
Блинова М.Г. Шипулина Л.Н.Формирование профессионально-значимых и специальных компетенций специалиста социальной сферы как основная составляющая оптимизации процесса оказания социальных услуг и повышения их эффективности: материалы Всероссийской научно-практической конференции: Развитие регионального законодательства в Российской Федерации: проблемы и перспективы. - Екатеринбург, 2011.- С. 78.