13. Recommendation No. R (91) 10 of the Committee of Ministers to member states on the communication to third parties of personal data held by public bodies (adopted by the Committee of Ministers on 9 September 1991 at the 461st meeting of the Ministers' Deputies). Council of Europe, 1991.
14. Recommendation No. Rec(99)5 of the Committee of Ministers to member states on the protection of privacy on the Internet (adopted by the Committee of Ministers on 23 February 1999 at the 660th meeting of the Ministers' Deputies). Council of Europe, 1999.
15. Recommendation No. Rec(2002)9 of the Committee of Ministers to member states on the protection of personal data collected and processed for insurance purposes (adopted by the Committee of Ministers on 18 September 2002 at the 808th meeting of the Ministers' Deputies). Council of Europe, 2002.
16. David Wolstenholme. Police Requirements and Practices in the Information Society 'The case in the United Kingdom' // ADACS/DGI (2000) 3 Sem.: Data protection in Police Sector. Council of Europe Regional Seminar under the activities for the development and consolidation of democratic stability. Strasbourg. Council of Europe. 2000.
17. The introduction and use of personal identification numbers: the data protection issues / Study prepared by the Committee of experts on data protection (CJ-PD). Council of Europe, 1991. 18. Model Contract to ensure equivalent protection in the context of transborder data flows with explanatory report / Stude made jointly by the Council of Europe, the Commission of the European Communities and the International Chamber of Commerce. Council of Europe. Strasbourg, 1992. 19. Recommendation of the Council concerning Guidelines governing the Protection of Privacy and Transborder Flows of Personal data, adopted by the Council 23 September 1980. Paris: OECD, 1981. 20. Declaration on Transborder Data Flows OECD. Paris: OECD, 1985.
18. Recommendation of the Council concerning Guidelines for the Security of Information Systems Paris: OECD, 1992.
19. Guidelines for Cryptography Policy Paris: OECD, 1997.
20. OECD Ministerial Declaration on Privacy on Global Networks // I-Ways. 1998. 4th Quarter. P. 48.
21. 24. Guidelines for the Regulation of Computerized Personal Data Files, adopted by General Assembly resolution 45/95 of 14 December 1990 // Human Rights: A Compilation of International Instruments, Vol. I (Second Part). New York and Geneva: Centre for Human Rights, Geneva, 1994. P. 540-543.
22. Пазюк А.В. Мiжнародно-правовий захист права людини на приватшсть персошфшовано!' шформаци: дис. ... к.ю.н. — Ки'1в: Нацюнальний ушверситет ÎMem Тараса Шевченка а академiя державно'1 податково'1 служби Украши, 2004.
Проблемы реализации норм
законодательства, регулирующих государственную службу
в Кыргызской Республике
Мамырбаева З.А. *
The problems of realization of norms of the legislation adjusting public service in the Kirghiz Republic we analyze in this article.
Формирование любой государственности проходит при возрастающем значении института государственной службы, призванной обеспечивать эффективную реализацию функций государства. В этот период государственная служба становится все более важным институтом административного права, а государственные служащие - основными его субъектами.
Преобразования в сфере государственной службы в последние годы стали важнейшим элементом реформы всей системы государственного управления Кыргызской Республики. Прошлый опыт функционирования системы государственной службы свидетельствует, что ее несовершенство и слабая эффективность являются основным препятствием на пути экономического развития государства и его политического и социального благополучия.
На современном этапе перед Кыргызстаном стоит задача по обеспечению преемственности, стабильности и независимости профессиональной государственной службы, привлечению на государственную службу квалифицированных кадров, повышению эффективности деятельности государственной службы.
Для решения данной задачи необходима соответствующая законодательная база, способная обеспечить должную качественную поддержку проводимым реформам. В этом направлении уже проделана немалая работа. Приняты законы Кыргызкой Республики «О государственной службе» и «О декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников»
Кандидат юридических наук, доцент.
ISSN 1997-1001
Ю
Ol
Z
О)
о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
В развитие норм указанных выше законов был принят ряд других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы конкурсного отбора на государственную службу, прохождения аттестации, присвоения классных чинов, декларирования доходов, обучения и повышения квалификации государственных служащих.
Кроме того, в целях реализации Закона КР «О государственной службе» и обеспечения преемственности, стабильности и независимости профессиональной государственной службы, привлечения на государственную службу квалифицированных кадров, создания стимулов для более эффективного и добросовестного выполнения государственными служащими своих обязанностей, для осуществления единой государственной политики Указом Президента Кыргызской Республики от 18 сентября 2004 г. образовано Агентство Кыргызской Республики по делам государственной службы.
Данное Агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и решениями Совета по делам государственной службы и обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере государственной службы.
Назначение, перемещение, ротация и освобождение от должности государственных служащих, занимающих высшие и главные государственные должности, а также персонала кадровых служб государственных органов осуществляются с согласия Агентства.
Кроме того, Агентством по делам государственной службы предпринимаются все меры по информированию государственных служащих обо всех вновь принятых нормативных актах, регулирующих систему государственной службы.
Таким образом, создана основа современной модели государственной службы в Кыргызской Республике.
Вместе с тем, в исследуемой области имеются определенные проблемы организационного и ресурсного характера. Как показывает практика, имеются определенные сложности в применении отдельных правовых норм законодательства о государственной службе. Порой это связанно с тем, что некоторые нормы рассматриваемого правового института неконкретны, носят отсылочный характер.
В отдельных случаях защитные правовые нормы аморфны, в них отсутствуют определенные механизмы реализации социально-правовых гарантий государ-
ственных служащих. Экспресс-анализ показывает, что государственные служащие недостаточно глубоко знают содержание нормативных актов, регламентирующих вопросы правоотношений в сфере прохождения государственной службы или знают их в общих чертах. А порой порождают конфликтные ситуации в коллективах, жалобы и различные обращения за разъяснениями отдельных правовых норм в вышестоящие органы.
Государственные служащие все еще имеют слабые гарантии социальной и правовой защищенности. Весьма высокой остается степень влияния политических процессов на эффективность и профессионализацию государственной службы. В свою очередь, это значительно влияет на текучесть квалифицированных кадров.
К сожалению, имеют место факты административного произвола со стороны отдельных руководителей государственных органов, нередки и сообщения в средствах массовой информации о нечистоплотности и некомпетентности отдельных госслужащих.
Оплата труда государственных служащих, которая остается значительно ниже конкурентного уровня, является одной из причин низкого качества работы, а также существования благоприятной среды для создания стимулов проявления коррупции.
В большинстве органов государственного управления не на должном уровне проводится работа по совершенствованию качественного состава государственных служащих, включающая системы конкурсного замещения вакансий, аттестации, формирования резерва кадров.
Несмотря на острую потребность в должной профессиональной подготовке государственных служащих для надлежащего выполнения ими развивающихся функций государства, на практике систематическая оценка потребностей в обучении не проводится. К тому же еще недостаточно эффективна система обучения и повышения квалификации государственных служащих.
Представляется, что возросший научный интерес к проблеме реформирования государственной службы, активность ученых в обсуждении законопроектов данного административно-правового института и получение новых теоретических результатов помогут усовершенствовать законодательство о государственной службе, превратить современную модернизированную государственную службу в инструмент эффективного государственного управления.
Литература и примечания
1. Закон Кыргызской Республики «О государственной службе» от 11 августа 2004 г. № 114. Закон Кыргызской Республики «О декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников» от 7 августа 2004 г. № 108.
Реализация принципа законности
при применении мер уголовно-процессуального принуждения
Прокофьева С.М.,* Султанкан Б. **
The article is devoted to researching ofproblems connected to realization of a principle of legality at application of coercive measures in criminal proceedings of Kirghiz Republic and Russian Federation. The author makes the offers on perfection of the legislation connected to protection of constitutional rights of citizens at application of coercive measures.
Важнейшей формой существования и функционирования права в обществе является закон. В связи с этим и баланс прав, и границы самоограничений должны быть установлены только с помощью закона. В настоящее время в Кыргызской Республике, как и в других странах СНГ, например, в Российской Федерации, Казахстане, Армении, Таджикистане1 реальность осуществления прав и свобод личности обеспечивается не только экономическими и политическими гарантиями, но и уголовно-процессуальными.
Принимая во внимание, что в уголовно-процессуальной деятельности материализуются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления, и учитывая общественную опасность уголовно-правовых деяний, законодатель предусматривает возможность применения наиболее эффективных средств и форм уголовно-процессуального обеспечения реализации этих отношений. В соответствии с законом в качестве таких средств выступают меры уголовно-процессуального принуждения, которые потенциально содержат в себе возможность существенного ущемления прав и свобод граждан. Поэтому вопрос об охране прав и законных интересов личности в уголовном процессе встает наиболее остро в связи с применением этих мер.
Принцип законности при применении мер уголовно-процессуального принуждения занимает главенствующее положе-
ние в системе процессуальных гарантий. Следовательно, строгое соблюдение положений закона, регламентирующих порядок и условия применения мер уголовно-процессуального принуждения, служит основной предпосылкой реализации прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.
Конституции Кыргызской Республики (ст. 15,16)2 и Российской Федерации (ст.48)3, а также принятые на их основе законодательные акты в сфере обеспечения и эффективного регулирования прав граждан в уголовном судопроизводстве расширили систему прав и свобод личности, установили дополнительные гарантии их реализации.
Всегда следует помнить, что при применении конкретных мер уголовно-процессуального принуждения затрагиваются и ограничиваются конституционные права граждан, например, право на неприкосновенность личности, жилища, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст. 14-19 Конституции Кыргызской Республики). Законодатель, учитывая решающую, определяющую роль конституционных прав человека, закрепил их и в действующем уголовно-процессуальном законодательстве Кыргызской Республики. Как справедливо отмечает Н.В. Витрук, конституционный статус личности является социально-правовой основой для всех отраслевых статусов личности, потому что отрасле-
Профессор кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор.
Адъюнкт кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России.
Ю
OI
О) О О CJ
О
о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со