Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / RF'S CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ADMINISTRATIVE PENALTIES / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ / ADMINISTRATIVE FINES / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ADMINISTRATIVE SUSPENSION OF OPERATIONS / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ENFORCEMENT PROCEEDINGS / COMMUNITY SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсланбекова А.З., Газимагомедов Ш.Ю.

В статье авторы рассматривают проблемы практической реализации исполнения некоторых административных наказаний. Целью является подготовка предложений по совершенствованию практики реализации некоторых административных наказаний, в частности административного штрафа, административного приостановления деятельности, административного выдворения за пределы территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и обязательных работ. Научная новизна заключается в том, что в статье на основе анализа норм Кодекса РФ об административных правонарушениях предлагаются меры по обеспечению практической реализации исполнения административных наказаний. При написании статьи были использованы следующие методы исследования: логический, формально-юридический, метод правового моделирования и анализа. В заключение делается вывод о необходимости внесения изменений в положения Кодекса РФ об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF SOME MEASURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

The authors consider the problems of the practical implementation of the execution of certain administrative penalties. The aim is to prepare proposals for improving the practice of implementation of some administrative penalties, the administrative suspension of activities, administrative expulsion from the territory of the Russian Federation of foreign citizens and stateless persons, and compulsory work. Scientific novelty is in the fact that the article on the basis of an analysis of the Code of Administrative Offences standards includes measures to ensure the practical implementation of the execution of administrative punishments. Writing the article, the following research methods were used: the logical, formal and legal, legal and simulation analysis. In conclusion, authors make the inference about the need for changes in the position of the Russian Federation's Code of Administrative Offences.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

УДК 34.07

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Арсланбекова А.З., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

tanima22@mail. ru

Газимагомедов Ш.Ю., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

shamil_g777@mail. ru

В статье авторы рассматривают проблемы практической реализации исполнения некоторых административных наказаний. Целью является подготовка предложений по совершенствованию практики реализации некоторых административных наказаний, в частности административного штрафа, административного приостановления деятельности, административного выдворения за пределы территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и обязательных работ. Научная новизна заключается в том, что в статье на основе анализа норм Кодекса РФ об административных правонарушениях предлагаются меры по обеспечению практической реализации исполнения административных наказаний. При написании статьи были использованы следующие методы исследования: логический, формально-юридический, метод правового моделирования и анализа. В заключение делается вывод о необходимости внесения изменений в положения Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ключевые слова: Кодекс РФ об административных правонарушениях, административные наказания, административный штраф, обязательные работы, административное приостановление деятельности, исполнительное производство.

DOI: 10.21779/2224-0241-2016-20-4-95-97

UDC 34.07

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF SOME MEASURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Arslanbekova A.Z., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, tanima22@mail.ru Gazimagomedov Sh.Yu, Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, shamil_g777@mail.ru

The authors consider the problems of the practical implementation of the execution of certain administrative penalties. The aim is to prepare proposals for improving the practice of implementation of some administrative penalties, the administrative suspension of activities, administrative expulsion from the territory of the Russian Federation of foreign citizens and stateless persons, and compulsory work. Scientific novelty is in the fact that the article on the basis of an analysis of the Code of Administrative Offences standards includes measures to ensure the practical implementation of the execution of administrative punishments. Writing the article, the following research methods were used: the logical, formal and legal, legal and simulation analysis. In conclusion, authors make the inference about the need for changes in the position of the Russian Federation's Code of Administrative Offences.

Key words: RF's Code of Administrative Offences, administrative penalties, administrative fines, community service, administrative suspension of operations, the enforcement proceedings.

DOI: 10.21779/2224-0241-2016-20-4-95-97

Одним из наиболее изменяемых законодателем нормативных актов является Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Несмотря на это, он содержит положения, требующие совершенствования, в частности, вопросы исполнения административных наказаний. В юридической литературе довольно часто обсуждаются проблемы, связанные с исполнением административных наказаний [1, 2, 3, 4, 5]. Рассмотрим проблемы реализации судебных решений, связанных с исполнением таких административных наказаний, как административный штраф, административное приостановление деятельности, административное выдворение за пределы территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и обязательные работы.

Самым распространенным административным наказанием является штраф. Так, в 2014 г. в судебном порядке административному штрафу подвергнуто 3955888 лиц. Взысканные суммы административных штрафов по вынесенным судами постановлениям, со-

ставили 72648122488 руб., из них принудительно взысканные и уплаченные добровольно штрафы составили 9267295043 руб. [6]. Это составляет только 12,7%. Эти данные свидетельствуют об актуальности проблемы исполнения административных штрафов.

Думается, что в КоАП РФ необходимо закрепить эффективный порядок добровольной уплаты штрафов. Согласно внесенным изменениям Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 437-Ф3 "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения" [7] в ст. 32.2 КоАП РФ она дополнена ч. 1.3, которая предусматривает возможность уплаты административного штрафа в размере половины суммы наложенного штрафа, если он внесен не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении. Однако этот порядок распространяется на лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение административных пра-

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 20. 2016. № 4.

вонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.1 ст. 12.1, ст. 12.8, ч. 6 и 7 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.12, ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16, ст. 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ. Если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере. Как представляется, с целью обеспечения добровольной уплаты штрафа возможность его уплаты в размере половины суммы наложенного штрафа следует распространить на все составы административных правонарушений.

Проблемы реализации административного приостановления деятельности. Административное приостановление деятельности применяется в качестве основного административного наказания. В статье 32.12 КоАП РФ установлен порядок приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Следует отметить, что с каждым годом в КоАП РФ количество статей, которые предусматривают его назначение, увеличивается. Так, например, если в 2006 г. это наказание предусматривали 35 статей, то в настоящее время - 73 статьи. В 2015 г. административное приостановление деятельности применено в отношении 28215 лиц [6].

Практика применения этого наказания выявила проблемы, связанные с осуществлением контроля судами за исполнением вынесенных ими постановлений об административном приостановлении деятельности. Так, запросы-напоминания о результатах исполнения не направляются или направляются по истечении значительного времени после истечения срока административного приостановления деятельности; не уточняются, какие меры приняты для исполнения постановлений; не осуществляется сверка исполнения судебных постановлений. Существуют проблемы, связанные с несовершенством порядка рассмотрения ходатайства о досрочном прекращении исполнения административного приостановления деятельности относительно процессуальных сроков [8, с. 36].

В КоАП РФ не урегулирован вопрос о необходимости снятия временного запрета деятельности, назначенного должностным лицом. Согласно ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет устанавливается на короткий срок, т.е. до рассмотрения дела уполномоченным органом. А дела об административных правонарушениях, за совершение которых может быть применен временный запрет деятельности, согласно ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ, должны быть рассмотрены не позднее 7 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Таким образом, в ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ следует предусмотреть снятие временного запрета, назначенного должностным лицом.

Проблемы реализации административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства. Следует отметить, что число лиц, к которым применяется это наказание, с каждым годом увеличивается. Так, в 2015 г. - как основное наказание оно применено к 915 лицам, как дополнительное - к 187457 лиц; в 2014 г. - 793 лицам и 146525 лицам соответственно [6].

Исполнение административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства связано с проблемами неопределенности процессуальных сроков. В частности, нормы КоАП РФ (ч. 5 ст. 3.10 и ч. 2 ст. 29.10) не устанавливают, на какой срок может быть помещено выдворяемое лицо в специальное учреждение и можно ли этот срок продлить, т.е. эта мера является бессрочной и согласно ч. 1 ст. 27.19 КоАП РФ указанная мера продолжается до принудительного выдворения за пределы РФ. Думается, что законодательно необходимо установить срок содержания лиц в специальных учреждениях до реализации административного выдворения. Тем более что, согласно ст. 22 Конституции РФ, лица могут быть задержаны на срок не более 48 часов.

Законодательством также не регламентированы процессуальные сроки исполнения указанного наказания. Согласно ч. 3 ст. 109.1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [9] постановление судьи о выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства направляется приставу-исполнителю вместе с документами для принудительного выдворения за пределы РФ таких лиц. Другие необходимые документы запрашиваются приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства у органа внутренних дел, осуществляющего контроль и надзор в сфере миграции. Законодательством не установлен срок представления таких документов по запросу пристава-исполнителя. Согласно ч. 4 указанной статьи пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем поступления к нему документов, предусмотренных ч. 3 рассматриваемой статьи, выносит постановление о препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу РФ, но законодательство не устанавливает срок, в течение которого постановление пристава-исполнителя о препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу РФ утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Таким образом, срок, в течение которого осуществляется препровождение иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу РФ и официальная передача указанных лиц пограничным органам не определен. Отсутствие законодательно закрепленных процессуальных сроков способствует нарушению прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Проблемы реализации обязательных работ. В 2015 г. обязательные работы назначены к 114167 лицам [6]. Следует отметить, что действующее законодательство, вводя данное наказание, не предусмотрело, что оно не может быть применено к отдельным категориям лиц, в частности, имеющим заболевания, препятствующих отбыванию обязательных работ. Думается, что такой перечень должен быть установлен постановле-

нием Правительства РФ. Существуют также проблемы, связанные с уклонением от обязательных работ [10, с. 16].

Согласно ч. 2 ст. 32.13 КоАП РФ виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица отбывают обязательные работы, определяются муниципальными органами. Как представляется, виды обязательных работ, требующие специальных навыков или познаний, должны устанавливаться постановлением Министерства труда и социальной защиты РФ, который осуществляет функции нормативно-правового регулирования в сфере условий и охраны труда.

Следует также отметить, неопределенность формулировки ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ, согласно которой: "...при наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому

назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов". К сожалению, КоАП РФ не определяет, какие причины при этом следует считать уважительными? Кроме того, законодательством не установлено, каким процессуальным документом должно быть оформлено такое разрешение пристава-исполнителя. Кроме того, КоАП РФ не устанавливает случаи невыхода лица на обязательные работы при наличии уважительных причин. Думается, что исполнение постановления о назначении обязательных работ в этой ситуации должно быть приостановлено судом по ходатайству лица, которому назначено административное наказание.

Литература

1. Пехтерев А.Ф. Некоторые вопросы применения административно-наказательных мер // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М., 2005. Ч. 2.

2. Князева И.Н. О некоторых проблемах назначения административных наказаний // Правопорядок: история, теория, практика. 2014. № 1.

3. Гришаков А.Г., Феляев Е.А. Особенности исполнения предупреждения и административного штрафа как видов наказания за административные правонарушения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3.

4. Якунин Д.В. Современное состояние и тенденции развития механизмов установления и применения административных штрафов // Мировой судья. 2014. № 8.

5. Арсланбекова А.З. Проблемы исполнения административных наказаний // Вестник ДГУ. Сер.: Право.

2016.

6. Отчеты о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 2013, 2014, 2015 годы (форма № 1-АП). URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 25.08.2016).

7. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1, ч. 1, ст. 68.

8. Зуева Л.Ю. Проблемы исчисления и соблюдения сроков исполнения отдельных видов административных наказаний // Административное право и процесс. 2013. № 2.

9. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 41, ст. 4849.

10. Кудрявцева В.П. Что такое "обязательные работы" в административном праве и как может быть организовано их исполнение? // Исполнительное право. 2012. № 4.

References

1. Pekhterev A.F. Nekotorye voprosy primeneniya administrativno-nakazatel'nykh mer // Administrativnoe i ad-ministrativno-protsessual'noe pravo. Aktual'nye problemy. M., 2005. Ch. 2.

2. Knyazeva I.N. O nekotorykh problemakh naznacheniya administrativnykh nakazanii // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2014. № 1.

3. Grishakov A.G., Felyaev E.A. Osobennosti ispolneniya preduprezhdeniya i administrativnogo shtrafa kak vidov nakazaniya za administrativnye pravonarusheniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2012. № 3.

4. Yakunin D.V. Sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya mekhanizmov ustanovleniya i primeneniya administrativnykh shtrafov // Mirovoi sud'ya. 2014. № 8.

5. Arslanbekova A.Z. Problemy ispolneniya administrativnykh nakazanii // Vestnik DGU. Ser.: Pravo. 2016.

6. Otchety o rabote sudov obshchei yurisdiktsii po rassmotreniyu del ob administrativnykh pravonarusheniyakh za 2013, 2014, 2015 gody (forma № 1-AP). URL: http://www.cdep.ru (data obrashcheniya: 25.08.2016).

7. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2015. № 1, ch. 1, st. 68.

8. Zueva L.Yu. Problemy ischisleniya i soblyudeniya srokov ispolneniya otdel'nykh vidov administrativnykh nakazanii // Administrativnoe pravo i protsess. 2013. № 2.

9. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2007. № 41, st. 4849.

10. Kudryavtseva V.P. Chto takoe "obyazatel'nye raboty" v administrativnom prave i kak mozhet byt' organi-zovano ikh ispolnenie? // Ispolnitel'noe pravo. 2012. № 4.

Поступила в редакцию 1 сентября 2016 г.

Received 1 September, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.